Социально-партнерские соглашения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Социально-партнерские соглашения

2020-04-01 110
Социально-партнерские соглашения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Генеральное соглашение

Если коллективные договоры заключаются на низком уровне социального партнерства, то коллективные соглашения, это правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли (отраслей). Определяя юридическую природу этих правовых актов, О.В. Смирнов считает, что в юридической иерархии источников трудового права соглашения стоят между законодательными (централизованными) и локальными нормативными актами, т.е. занимают промежуточное положение. Однако само по себе указание на промежуточный характер коллективных соглашений не раскрывает их юридической природы.

Согласно ст. 45 ТК РФ, соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Систематическое толкование Закона о коллективных договорах и соглашениях, ТК РФ и практики заключения вытекают различные подходы к определению их юридической природы в зависимости от вида соглашений.

В отличие от коллективного договора при заключении соглашения участвует третья сторона, заинтересованная в социальном партнерстве- органы государственной власти и (или) местного самоуправления.

Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица работодателей принимают на себя обязательства по обеспечению установленных им полномочий, в противном случае может возникнуть вопрос о действительности заключенного соглашения.

Итак, содержание соглашения определяется сторонами и может состоять из положений (условий) по различным трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащим законодательству: об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха; о механизме регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством; о содействии занятости, переобучении работников; об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве; о спец. мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о соблюдении интересов работников при приватизации предприятий; о льготах работодателям при создании дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи; о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействию заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины1.

Видовое различие соглашений по Закону связано со сферой регулируемых ими отношений. Статьей 18 ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях» определены пять основных видов соглашений: генеральное соглашение; региональное соглашение; отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение; профессиональное тарифное соглашение; территориальное соглашение2.

Соглашения могут быть двусторонними - заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними - заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей.

Особое внимание законодатель уделяет согласованию государственных интересов с интересами социальных партнеров. Это проявляется в установлении сроков заключения соглашений, предусматривающих бюджетное финансирование. Такие соглашения нередко заключаются между работниками и работодателями в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, транспорта, связи, энергетики, других отраслей.

При финансировании из федерального бюджета соглашения должны заключаться, как правило, до внесения проекта федерального бюджета в Федеральное Собрание Российской федерации. При финансировании из регионального или территориального бюджетов соглашения должны заключаться, как правило, до принятия соответствующих бюджетов.

Соглашение должно быть подписано представителями сторон.

Соглашение является актом срочного действия, оно по усмотрению сторон может заключаться на любой срок, не превышающий трех лет. Дата вступления соглашения в силу определяется сторонами и не зависит от каких бы то ни было обстоятельств (например, от проведения уведомительной регистрации) за исключением волеизъявления сторон. Как правило, соглашение вступает в силу с момента его подписания в соответствии с ТК РФ.

Действие соглашения по кругу лиц определяется в зависимости от участия представителей сторон в его заключении: соглашение распространяется только на тех работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на участие в коллективных переговоров по заключению данного соглашения.

Это означает, что члены соответствующего объединения работодателей выполняют заключенное соглашение в силу своего членства в объединении. Работодатели, которых могут представлять органы исполнительной власти или органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ), выполняют заключенное соглашение, если они уполномочили указанные органы на представительство своих интересов или если в соответствии с законодательством эти органы признаются их представителями в системе социального партнерства1.

Общие правила подготовки, порядка и сроков разработки и заключения коллективных соглашений регламентируется Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (ст.7 и ст. 20), а также Положением о порядке подготовки и заключения Генерального заключения и отраслевых (тарифных) соглашений от 12.06.1993 г.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяет образованная сторонами на паритетной основе комиссия. Стороны вправе проводить совместные и раздельные заседания с целью разработки, обсуждения проекта соглашения, его доработки и принятия.

Решение комиссии принимается по соглашению сторон и считается принятым, если за него проголосовали все три стороны (при заключении двухстороннего соглашения две стороны). Порядок голосования, а также порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом Комиссии, который утверждается на ее заседании.

Соглашения подписывается представителями сторон, имеет для них обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением. Если по отдельным вопросам согласие не достигнуто, то оформляется протокол разногласий и позиции сторон, их намерение продолжить согласование интересов путем проведения примирительных процедур. В протоколе необходимо также указать сроки возобновления переговоров.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Ст. 48 ТК определяет сферу действия соглашения. Работодатель вправе по своей инициативе в любое время присоединиться к соглашению, действующему на определенном уровне. С этой целью он направляет каждой стороне письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.

Право присоединиться к действующему положению предоставляется и работникам. При этом действие соглашения распространяется с момента принятия решения соответствующим представительным органом стороны социального партнерства.

Соглашение любого вида изменяется и дополняется в процессе проведения коллективных переговоров. Дополнительные правила внесения изменений и дополнений могут быть определены сторонами в соглашении. Коллективный договор, соглашение должны быть зарегистрированы в Министерстве труда и социального развития РФ, территориальных органах министерства не позднее семи календарных дней со дня их подписания. Обязанность по регистрации коллективных договоров, соглашений возлагается на работодателей.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в содержание социально-партнерского акта, а также в случае присоединения работодателя к действующему соглашению.

В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условий соглашений1.

Таким образом, для заключения соглашения того или иного уровня, как и для заключения коллективного договора, необходимы последовательные стадии: создание комиссии; проведение коллективных переговоров; подготовка проекта соглашения; заключение соглашения (подписание соглашения); уведомительная регистрация.

Рассмотрим генеральное соглашение как правовой акт социального партнерства.

Генеральное соглашение - это разновидность соглашений, заключаемых социальными партнерами, правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения между работниками и работодателями.

Однако в отличие от других соглашений, например от отраслевых тарифных, получивших широкое распространение, генеральное соглашение устанавливает не условия труда, а общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. В соответствии с этим, генеральное соглашение занимает особое место в механизме регулирования социально-партнерских отношений. В нем нет регулятивных норм, и оно не оказывает непосредственного влияния на содержание трудовых отношений. Значение этого соглашения в том, что оно определяет согласованные направления осуществления социально - экономической политики и регулирования трудовых отношений.

Генеральные соглашения заключаются в России с 1992 года. Задача, поставленная указом Президента РФ от 15.11.91г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)1» состояла в определении обязательств сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий граждан, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских социально-экономических программ. Принимаемый социальными партнерами акт был, таким образом, направлен на создание системы взаимных обязанностей объединений работодателей, профессиональных союзов и Правительства. Выполнение регулятивной функции не предполагалось изначально.

На основании Указа от 15.11.91 г. было заключено единственное соглашение - Генеральное соглашение между Правительством РФ, российскими объединениями профсоюзов и объединениями предпринимателей (работодателей) на 1992 г. Оно представляло собой перечень обязательств «в области экономики и проведения реформ, содействия занятости, регулирования уровня жизни и обеспечения социальных гарантий, условий и охраны труда, обеспечения экологической безопасности, правового обеспечения трудовых отношений и социального партнерства». Эти меры должны были реализовываться Правительством либо Российской трехсторонней комиссией, никаких конкретных обязательств на работодателей не возлагалось, хотя стороны и обязались сотрудничать в обеспечении выполнения включенных в соглашение мероприятий.

Принятый в марте 1992 года Закон о коллективных договорах и соглашениях несколько изменил цели генерального соглашения. В соответствии со ст. 18 в первоначальной редакции генеральное соглашение устанавливает общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики (а не обязательства, как было предусмотрено указом Президента РФ от 15.11.92 г.)

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Советом Министров - Правительством РФ на 1993 год было заключено уже «О согласованных позициях, обязательствах и действиях сторон по основным вопросам проведения социально-экономической политики и регулирования трудовых отношений, обеспечения социальных гарантий гражданского мира и согласия в обществе».

Содержание генерального соглашения на 1993 г., тем не менее, не отличалась от обязательства 1992 года. По существу это план, по подготовке предложений для законодательных решений и разработке проектов нормативных актов.

Таким образом, попытка законодателя придать генеральному соглашению более общий вид, сконцентрировать усилия социальных партнеров на определении принципов социально-экономической политики не удалась. Генеральное соглашение осталось своеобразной программой законопроектной деятельности Правительства и РОК. Принятые в последующие годы (1994-1997) генеральные соглашения продолжили эту традицию.

В 1995 г. ФЗ от 24.11.95 № 176-ФЗ «О внесении и дополнении в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» изменил редакцию статьи 18 Закона от 11.03.1992 г. Теперь согласно части второй ст.18 на генеральное соглашение возложена вполне конкретная и не такая широкомасштабная, как раньше, задача: устанавливать общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Основная цель генерального соглашения в соответствии с этим положением - направление и координация коллективно-договорного регулирования, осуществляемого на федеральном уровне отраслевыми и межотраслевыми соглашениями.

Генеральное соглашение на 1998-1999 г.г., заключенное после вступления в силу Закона от 24.11.95 г., несмотря на предпринятые законодателем усилия, сохраняет привычную структуру и содержание.

В итоге имеем складывающуюся на протяжении ряда лет тенденцию ограничения содержания генерального соглашения, придания ему большей конкретности и увязки исключительно с правовым регулированием трудовых отношений, а не с осуществлением социально-экономической политики в целом. Это явно прослеживающееся стремление законодателя.

В какой-то мере реализация Генерального соглашения проявляется в деятельности представителя государства - Правительства РФ. Например, Правительство РФ по действовавшему Генеральному соглашению приняло специальное Постановление № 543 от 30.05.1998 г. «О реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 1998-1999 годы», которым утверждался план мероприятий Правительства по осуществлению указанного соглашения и на министерство труда РФ возлагались контроль за реализацией названного плана и предоставление ежеквартальной информации о ходе его выполнения в Российскую трехстороннюю комиссию1. Но тем не менее это не опровергает тезис, закрепленный законодателем, о том, что Генеральное и региональное соглашения определяют принципы социально-трудовой политики.

В силу этого данные соглашения регулирующей роли правового акта на деле не выполняют, да и не в состоянии выполнять, т.к. не обеспечен правовой механизм реализации декларативного соглашения. Еще в 70-х гг. прошлого века некоторые французские юристы (Ж. Камерлинк, Ж. Лион-Кан, Ю. Саватье) затруднялись определить юридическую природу генерального соглашения. При этом высказывались сомнения в том, можно ли относить эти соглашения к категории коллективных из-за участия в них государства как третьей стороны. Отечественный ученый Б.Н. Жарков считал такие соглашения разновидностью буржуазных коллективных договоров, так как на стороне предпринимателей в них выступал по существу сдвоенный субъект права (Патронат и правительство), объединенные общностью государственно-монополистических интересов. Последнее утверждение более чем сомнительно, но неопределенная сложная правовая природа коллективных соглашений, особенно генерального, очевидна2.

Итак, Генеральное соглашение является основой для коллективных переговоров при заключении региональных, отраслевых (межотраслевых) тарифных и иных соглашений, а также коллективных договоров.

Социально-экономическая политика на 2002-2004 годы определена Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ от 20.12.2001 г. Это первое соглашение, заключенное на 3 года.

В соглашении установлено, что в предстоящий период главной целью социальной политики РФ должно стать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых услуг, гарантий необходимого жизненного уровня на основе развития экономики РФ.

Стороны определили, что главной целью политики в области доходов населения является систематическое повышение реальных доходов различных социально - демографических групп населения, резкое снижение масштабов бедности, существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. На наш взгляд подобная формулировка, в той части, где сказано - существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, является не конкретной, т.к. не сказано, что подразумевается под существенным уменьшением.

В Соглашении предусмотрено провести в 2002 году индексацию тарифных ставок (окладов) Единой Тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, предусмотрев их повышение не менее чем в 1,5 раза. Анализируя Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» (утратившее силу) и Постановление Правительства РФ от 2 октября 2003 г. № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» видно, что было повышение тарифных ставок (окладов), но не в 1,5 раза, а лишь в 1,3 раза, сделаем вывод, что в данной части Соглашение выполнено не полностью.

Не был подготовлен проект законодательных актов в целях повышения ответственности работодателей и учредителей бюджетных организаций, представителей государства в акционерных обществах за своевременную выплату зарплаты.

Что касается безусловного погашения долгов по заработной плате работников бюджетных отраслей, также выполнено частично.

До настоящего времени не разработан проект федерального закона об обязательном государственном страховании на случай потери работы.

В Соглашении было предусмотрено в 2002-2004 г.г. через развитие пенсионного обеспечения осуществить: повышение пенсии по старости с учетом роста инфляции и среднемесячной заработной платы. Для реализации поставленной задачи были приняты: Постановление Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42 «Об утверждении коэффициентов индексации с 1 февраля 2002 г. базовой и страховой частей трудовых пенсий», Постановление Правительства от 18.07.02 г. «Об утверждении коэффициентов индексации с 01.08.02 г. базовой и страховой частей пенсии», Постановление Правительства РФ от 13 марта 2003 г. № 152 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 01.04.2003 г. страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала», Постановление Правительства от 21.07.2004 г. № 363 «Об установлении базовых частей трудовых пенсий и утверждении коэффициента индексации с 01.08.2004 г страховой части трудовой пенсии». Соглашением было предусмотрено разработать проект ЖК РФ. Госдума приняла проект Жилищного кодекса РФ. Целью разработки проекта Жилищного кодекса является упорядочивание и приведение норм жилищного законодательства в соответствии с современными экономическими и правовыми потребностями общества, поскольку в настоящее время жилищные отношения в РФ продолжают регулироваться созданным в советское время жилищным законодательством, не отвечающим нынешним требованиям.

Проект кодека исключает первоочередное предоставление жилых помещений. Жилые помещения будут предоставляться в порядке очередности. Исключения будут сделаны в случае стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций.

Основанием для вселения в жилое помещение будет являться договор социального найма. Он будет заключаться без установления срока. Ордера на занятие жилого помещения, предоставляемого по договору найма, упраздняются.

Проект ЖК РФ дал определение жилого дома, определил части жилых домов (индивидуальные жилые помещения, индивидуальные нежилые помещения, помещения общего пользования), а также установил виды жилых домов (государственный, муниципальный, частный). Еще достаточно много изменений внесено в проект ЖК РФ.

В целях реализации законодательства об охране труда в РФ предусмотрено ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда; ст. 218 ТК РФ предусмотрено создание комитетов (комиссий) по охране труда, в данной части Соглашение выполнено.

В Соглашении Сторонами было предусмотрено в целях дальнейшего развития системы социального партнерства, повышения роли РТК по регулированию социально-трудовых отношений принятие Федерального закона, регламентирующего обязанности, а также порядок образования объединения работодателей. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», принят Госдумой 30.10.2002 г., одобрен Советом Федерации 13.11.2002 г.

Были внесены изменения и дополнения в трудовое законодательство РФ в части повышения ответственности работодателей за соблюдение законодательства о труде, об оплате труда. В отличие от КЗоТ РФ - ст. 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы.

До настоящего времени в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования не введена дисциплина «Регулирование трудовых отношений на принципах социального партнерства», хотя Сторонами соглашения это было предусмотрено.

На мой взгляд, данная тема актуальна на сегодняшний день, требует глубокого изучения и ее нужно ввести в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Стороны считали необходимым, рассмотреть возможность ратификации Российской Федерацией Конвенций МОТ, но в данной части соглашение не выполнено.

Проанализировав данное соглашение, можно сделать вывод, что Сторонам не удалось реализовать все свои планы и поставленные задачи. Данное соглашение направлено на то, чтобы способствовать развитию экономики, улучшению условий труда, достижения высокого жизненного уровня работающих.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.