Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета

2020-04-01 233
Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Свое название бухгалтерский учет получил от немецких слов: das Buch - книга, halten - держать. Но сейчас учет ведется и в книгах, и в журналах, и на машинных носителях.

Бухгалтерский учет присущ всем социальным системам, он применяется во всем мире и имеет многовековую историю. Достаточно вспомнить, что первый учебник по бухгалтерскому учету «Трактат о счетах и записях» был издан известным итальянским математиком Лукой Пачоли в 1494 году в Венеции. Он писал: «...Кто в делах своих не умеет быть хорошим бухгалтером, тот будет бродить как слепой в потемках, наугад, и не миновать ему больших убытков».

Для нас особенно важен в "Сумме" трактат XI "О счетах и записях", ибо это было первое описание двойной бухгалтерии - основы экономической деятельности современного предприятия.

Обычно значимость трудов Пачоли связывали с описанием двойной бухгалтерии. Это правда, но не вся. Попытаемся перечислить основные его достижения, провести как бы историческую инвентаризацию его бухгалтерского наследия.

Прежде всего Пачоли должен быть отмечен как человек, сформулировавший две цели учета:

) получение информации о состоянии дел, ибо учет следует вести так, "чтобы можно было без задержки получать всякие сведения как относительно долгов, так и требований (Л. Пачоли. Трактат о счетах и записях. М. "Финансы и статистика", 1983, с. 18);

) исчисление финансового результата, ибо "цель всякого купца состоит в том, чтобы приобрести дозволенно соответственную выгоду для своего содержания" (с. 20)

Первая цель приводила к трактовке всего, что писал Пачоли о бухгалтерском учете, как фиксации действий и событий, происходящих на предприятии, для управления им. В самой "Сумме" можно встретить разбор множества чисто коммерческих задач, решение которых требует от администратора или собственника учетных знаний.

Вторая цель не приводит к формированию того, что получит название финансового учета, но подчеркивает роль прибыли не столько как показателя, оценивающего успешность хозяйственной деятельности, сколько как средства, ограничивающего рост цен, и обуздания непроизводительного и расточительного потребления купцов, с одной стороны, и пресечения эксплуатации покупателей, с другой. Здесь Пачоли не оригинален и, в сущности повторяет идеи Св. Фомы Аквинского (1225-1274), который считал, что цена должна быть справедливой, понимая под ней себестоимость и прибыль, которая обеспечивает прожиточный минимум купца (минимум соответствует общественному положению того или иного купца).

Обе цели, стоящие перед учетом, достигаются с помощью счетов и двойной записи. "Счета - писал Пачоли, - суть не более как надлежащий порядок, установленный самим купцом, при удачном применении которого он получает сведения о всех своих делах и о том, идут ли эти дела его успешно или нет" (с. 79), т. е. план счетов, говоря нашим языком, должна составлять администрация и она же должна приспосабливать его к целям анализа хозяйственной деятельности и управлению ею. Но счета только элементы системы, а связи между этими элементами, т.е. счетами раскрываются благодаря двойной записи.

И тут мы подходим к главному в творческом наследии Пачоли - описанию двойной записи. В ней заложены два основных положения, получивших название постулатов Пачоли:

сумма дебетовых оборотов всегда тождественна сумме кредитовых оборотов той же системы счетов,

сумма дебетовых сальдо всегда тождественна сумме кредитовых сальдо той же системы счетов.

Говоря о роли бухгалтерского учета в системе взглядов Пачоли, почти все комментаторы ссылаются только на «Сумму», однако и в «Божественной пропорции» Волмер подметил очень важную в смысле учета, черту: характер пропорций. В самом деле, для Пачоли, который ссылается на Платона, весь Божий мир состоит из определенных соотношений, каждый элемент бытия находится на каком-то заданным природой, Богом отношении к другим элементам. Для бухгалтерии эти божественные пропорции представлены набором коэффициентов: отношение налогов к прибыли, прибыли к капиталу, оборота к запасу и т. д. Эти пропорции придают учету не только чисто прагматический характер, но красоту и законченность, причем эстетические особенности учета наиболее полно проявляются в наше время, и эпоху компьютерной техники. Лука Пачоли - ученик Пьеро Делла Франческа и друг Леонардо да Винчи искренне считал высшим проявлением человеческого гения живопись, а учетные регистры (книги), это согласно Пачоли те же картины, те же рисунки, раскрывающие больше тайн, чем вся живопись всех музеев мира. С живописью, по Пачоли, бухгалтерию роднит и субъективизм художника и счетовода, и объективность того, что один изображает, а другой описывает.

Самая главная "картина", которую "рисует" счетный работник, называется баланс. И Пачоли достаточно много внимания уделяет этой категории. Современные комментаторы затрудняются ответить на вопрос о том, составлялся ли баланс до заполнения счета прибылей и убытков или после. Считается, что если Пачоли подразумевал первый случай, то он понимал баланс только как пробный, позволяющий убедиться в правильности разноски данных о фактах хозяйственной жизни; если же Пачоли имел в виду второй случай, то можно считать, что он трактовал баланс не только как пробный, но и как отчетный документ. Однако первая версия более вероятна, и значительное число историков полагает, что баланс как отчетный документ получил признание не ранее XIX в.

А знаменитый испанский ученый Бартоломео де Солозано в 1590 году сказал: «Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается; без бухгалтерского учета мир был бы неуправляем, и люди не смогли бы понимать друг друга» [44, с.308].

Можно выделить три вида учета:

Оперативный - осуществляется на месте и в момент совершения определенных хозяйственных операций. Цель оперативного учета - получение информации о ходе производственных процессов для регулирования и управления как в целом субъектом хозяйствования, так и его конкретными структурными подразделениями, процессами производства.

Статистический - изучает, анализирует и обобщает явления, которые носят массовый характер. Цель - анализ результатов различных процессов и прогноз их дальнейшего развития.

Бухгалтерский учет - система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Это определение дано Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Предмет бухгалтерского учета изучает состояние и использование средств в процессе хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета в банках являются объекты учета, которые обусловлены спецификой их деятельности, связанной с привлечением и размещением денежных средств и направленной на получение прибыли.

Особенностью предмета банковского бухгалтерского учета является то, что с его помощью обеспечивается измерение и формирование особого вида стоимости, которую можно назвать бухгалтерской или учетной стоимостью. Сущность этого вида стоимости можно раскрыть через следующий синонимичный ряд. Это фактическая стоимость, так как она документально подтверждена. Это согласованная стоимость, поскольку ее величина сконструирована в соответствии с законодательством и, следовательно, признана всеми участниками хозяйственной жизни (собственниками, государством, кредиторами, наемными работниками и т.д.). Это справедливая стоимость, ведь в ней находят отражение согласованные интересы перечисленных выше участников бизнеса. Под влиянием международных стандартов термин справедливой стоимости применительно к бухгалтерскому учету и отчетности становится в последнее время доминирующим.

В МСФО (IAS 32 «Финансовые инструменты - представление», IAS 39 «Финансовые инструменты - признание и оценка») дается следующее определение справедливой стоимости: «Справедливая стоимость - та сумма, на которую можно обменять актив или урегулировать обязательство при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку и независимыми друг от друга сторонами» [22, с. 363, 539].

Таким образом, наука, как и практика о банковском бухгалтерском учете имеет целью измерение справедливой стоимости экономических явлений, присущих банковской деятельности.

Метод бухгалтерского учета является одной из категорий науки о бухгалтерском учете. Метод - это то, что позволяет данной науке познать ее предмет. Причем метод и предмет образуют органическое единство. В бухгалтерском учете нет предмета без метода и нет метода без предмета. В сущности, это две стороны одной медали [40, с. 128]. Малая В.И. (белорусский ученый) склонна считать, что под методом бухгалтерского учета понимаются основные правила ведения бухгалтерского учета в банках. Эти правила определены законом «О бухгалтерском учете и отчетности», принятым в 1994 г. в соответствии с этим законом следует выделить следующие основные (типовые) элементы метода бухгалтерского учета:

документирование, инвентаризация, оценка и калькуляция, система счетов и двойня запись, баланс и отчетность.

Документирование - способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета. Все операции оформляются первичной документацией. Использование первичной документации подтверждает факт совершения хозяйственной операции, придает ей доказательную силу учета, обеспечивает возможность предварительного и последующего контроля законности совершения операции.

Инвентаризация - сверка фактического наличия имущества, документов и ценностей с данным, отраженными в бухгалтерском учете.

Калькуляция - расчет затрат на изготовленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Использование калькуляции как метода подсчета затрат в деятельности банка отличается от того, который применяется в других отраслях.

Оценка - способ денежного измерения хозяйственных средств, источников их образования и процессов.

Система счетов - группировка и учет однородных хозяйственных операций.

Двойная запись - взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.

Баланс - способ обобщения и группировки хозяйственных средств и их источников на определенный момент времени. Состоит из двух равных частей, в которых отражаются хозяйственные средства по составу и источникам.

Отчетность - сведения о средствах и источниках субъекта хозяйствования, хозяйственной деятельности и т.п.

Объектом бухгалтерского учета в банках выступают банковские операции, выполняемые ими в процессе уставной деятельности, связанной с ведением текущих (расчетных) счетов юридических и физических лиц, привлечением денежных средств на депозиты (во вклады), размещением привлеченных средств (от своего имени и за свой счет) на условиях возвратности, платности и срочности и другими операциями [21, с. 4-5].

Объекты бухгалтерского учета - имущество, обязательства и хозяйственная деятельность организации.

Имущество - принимаемые организацией к бухгалтерскому учету недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права организации в отношении других лиц, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Обязательства - отражаемые в бухгалтерском учете обязанности организации перед иными лицами, в том числе ее учредителями и собственниками имущества, возникновение которых является следствием совершившихся хозяйственных операций.

Имущество группируется по следующим признакам:

по составу и размещению,

по источникам образования и целевому финансированию.

По составу и размещению имущество делится на:

основные средства,

оборотные средства,

отвлеченные средства.

Основные: здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства. Используются в хозяйственной деятельности длительное время, изнашиваются постепенно и переносят свою стоимость на готовую продукцию частями, по мере износа.

Оборотные: предметы труда, т.е. сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты. Используются в процессе хозяйственной деятельности однократно и полностью потребляются в процессе одного производственного цикла, поэтому вся стоимость сразу переносится на готовую продукцию.

Незавершенное производство, т.е. предметы, находящиеся в незаконченном производственном процессе;

готовая продукция - на складе или отгруженная потребителю;

денежные средства - средства на расчетном и других счетах, наличные в кассе.

Средства в расчетах - задолженность перед предприятием за отгруженную, но неоплаченную продукцию, суммы, выданные под отчет; авансовые перечисления. Такая задолженность называется дебиторской, а лица-должники - дебиторы.

Отвлеченные: - средства, которые фактически не участвуют в основной деятельности и отвлечены на определенные цели. Например, отчисления из прибыли в фонды, доход, использованный на платежи в бюджет, покрытие убытка.

Средства также группируются по источникам образования и целевому финансированию на:

собственные (закрепленные),

заемные (привлеченные).

Собственные средства:

фонды, целевое финансирование, резервы и прибыль.

фонды: уставной, амортизационный.

фонды специального назначения.

Финансирование - безвозмездное выделение бюджетом средств, которые становятся собственностью и используются на цели, оговоренные при передаче средств.

Резервы - источники средств, которые предназначены для покрытия расходов, предусмотренных в будущем.

Прибыль - основной источник хозяйственной деятельности, который используется на пополнение основных и оборотных средств, освоение и развитие новых производств, материальное поощрение, выплату дивидендов, расчеты с учредителями и др. цели.

Заемные средства - кредиты, инвестиции, кредиторская задолженность.

Кредиты, инвестиции - средства, полученные на различные цели.

Кредиторская задолженность - задолженность поставщикам за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Лица, перед которыми возникает долг, называются кредиторами.

Объектом бухгалтерского учета является также хозяйственная деятельность, которая состоит из совокупности хозяйственных операций, проводимых организацией.

Хозяйственная операция - действие или событие, влекущие изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации.

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в банках осуществляются на основе международных стандартов с соблюдением следующих принципов:

непрерывность деятельности - банк должен исходить из того, что он будет осуществлять свою деятельность в будущем, а в случае возникновения угрозы его ликвидации активы и пассивы должны быть оценены с учетом возможных потерь при их предстоящей реализации;

осмотрительность (осторожность) - активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в бухгалтерском учете с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски на следующие периоды;

постоянство правил бухгалтерского учета - банк должен обеспечить соблюдение в течение отчетного года принятой методики бухгалтерского учета (учетной политики);

начисления - все доходы и расходы, относящиеся к отчетному периоду, должны найти отражение в бухгалтерском учете и отчетности на счетах доходов и расходов в этом периоде независимо от фактического времени их поступления или оплаты соответственно;

приоритет экономического содержания над юридической формой - отражение в бухгалтерском учете и отчетности фактов деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания;- государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

достоверности - формирование учетной и отчетной информации в соответствии с требованиями законодательства;

раздельного отражения активов и пассивов - все счета активов и пассивов должны оцениваться отдельно и отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в развернутом виде;

единицы измерения - активы и пассивы должны учитываться по их первоначальной стоимости на момент их признания в бухгалтерском балансе и не изменяться до момента прекращения их признания, если иное не предусмотрено законодательством;

преемственности входящего баланса - остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего отчетного периода;

существенности информации - информация считается существенной, если ее непредставление может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера статей финансовой отчетности, оцениваемых в конкретных обстоятельствах;

сопоставимости - пользователи получают информацию о финансовом положении банка для определения тенденций ее изменения по сравнению с предшествующими или соответствующими отчетными периодами или деятельностью других банков.

Из основных принципов формируются задачи бухгалтерского учета и отчетности, которые способствуют:

формированию полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;

обеспечению при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращению отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

 

План счетов бухгалтерского учета и его структура

 

Банк осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов, разработанным и утвержденным Национальным банком, указаниями по его применению.

Счет - это двухсторонняя таблица, в одной части которой отражается увеличение средств, а в другой - их уменьшение. Каждый счет имеет свой номер и название. Отразить операцию в бухгалтерском учете - это значит записать в таблицу счета сумму, характеризующую данную операцию.

План счетов - это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, который используется для детальной и полной регистрации всех операций банка с целью обеспечения потребностей для составления финансовой отчетности.

Счета в плане счетов являются многовалютными, так как бухгалтерский учет операций в иностранной валюте и белорусских рублях осуществляется на одних и тех же счетах. Связь между операциями в иностранной валюте и белорусских рублях осуществляется посредством применения технических счетов: валютная позиция и рублевый эквивалент валютной позиции.

Структура плана счетов учитывает следующие особенности:

характер операций;- типы контрагентов банка;

активы располагаются по степени убывания ликвидности, а пассивы - по степени их востребованности.

План счетов состоит из 10 классов:

класс 1 - Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские операции;

класс 2 - Кредиты и иные активные операции с клиентами;

класс 3 - Счета по операциям клиентов;

класс 4 - Ценные бумаги;

класс 5 - Долгосрочные финансовые вложения в уставные фонды юридических лиц. Основные средства и прочее имущество;

класс 6 - Прочие активы и прочие пассивы;

класс 7 - Собственный капитал банка;

класс 8 - Доходы банка;

класс 9 - Расходы банка;

класс 99 - Внебалансовые счета. Балансовые счета в зависимости от количества цифр в номере счета подразделяются на следующие группы:

счета I порядка (классы) - 1 цифра;

класс 2 «Кредиты и иные активные операции с клиентами»

класс 3 «Счета по операциям клиентов» счета II порядка (виды активов и пассивов) - 2 цифры;

«Средства на текущих (расчетных) счетах клиентов»

«Средства на иных счетах клиентов»

«Вклады (депозиты) клиентов»

«Бюджетные и иные государственные средства»

«Средства в расчетах по операциям с клиентами»

счета III порядка (виды операций) - 3 цифры;

«Вклады (депозиты) до востребования»

«Срочные вклады (депозиты)»

«Условные вклады (депозиты)»

счета IY порядка (типы контрагентов) - 4 цифры;

«Срочные вклады (депозиты) небанковских финансовых организаций»

«Срочные вклады (депозиты) коммерческих организаций»

«Срочные вклады (депозиты) индивидуальных предпринимателей»

«Срочные вклады (депозиты) физических лиц»

«Срочные вклады (депозиты) некоммерческих организаций»

Внебалансовые счета (99-класс) в зависимости от количества цифр в номере счета подразделяются на следующие группы:

счета II порядка (двухзначные) - (класс)

класс 99 «Внебалансовые счета»

счета III порядка (трехзначные) - требования и обязательства по видам операций, видам ценностей и документов,

«Обязательства и требования по отдельным видам гарантий»

«Обязательства и требования по предоставлению денежных средств»

«Обязательства и требования по операциям с ценными бумагами»

«Обязательства и требования по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами»

«Обязательства и требования по прочим операциям»

«Залог и прочие виды обеспечения»

«Операции по поручению других банков и клиентов»

«Портфель ценных бумаг»

«Прочие средства, ценности и документы. Задолженность, вынесенная за баланс»

счета IY порядка (четырехзначные) - виды операций,

«Обязательства по предоставлению денежных средств»

«Требования по предоставлению денежных средств»

«Ценные бумаги для торговли»

«Ценные бумаги, удерживаемые до погашения

«Ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи»

«Выкупленные собственные ценные бумаги»

«Ценные бумаги, отосланные и выданные под отчет»

счета Y порядка (пятизначные) - контрагенты, виды ценностей;

«Обязательства перед банками по предоставлению денежных средств»

«Обязательства перед клиентами по предоставлению денежных средств»

«Требования к банкам по предоставлению денежных средств»

«Требования к клиентам по предоставлению денежных средств»

«Акции»

«Облигации»

«Депозитные сертификаты»

«Векселя»

«Прочие ценные бумаги»

Контрагенты банка согласно плану счетов подразделяются на следующие типы: 1. банки:

Национальный банк,

центральные (национальные) банки иностранных государств,

банки-резиденты,

банки- нерезиденты,

международные финансовые организации;

. клиенты:

небанковские финансовые организации,

коммерческие организации (за исключением банков и небанковских финансовых организаций),

индивидуальные предприниматели,

физические лица,

некоммерческие организации,

органы государственного управления Республики Беларусь (республиканские и местные).

В первом классе учитываются: денежные средства; драгоценные металлы и драгоценные камни; средства банка, размещенные в Национальном банке и центральных (национальных) банках иностранных государств;

средства Национального банка, размещенные в банке;

средства банка, размещенные в других банках; средства других банков, размещенные в банке; средства в расчетах по операциям с банками; пролонгированная и просроченная задолженность по межбанковским операциям;

начисленные доходы (расходы) и просроченные процентные доходы по операциям с драгоценными металлами, драгоценными камнями и по межбанковским операциям;

резервы на покрытие возможных убытков и резервы по неполученным процентным доходам.

Во втором классе с учетом типов контрагентов находят отражение:

займы;

финансирование под уступку денежного требования (факторинг);

краткосрочные и долгосрочные кредиты; финансовая аренда (лизинг);

иные активные операции (исполненные банком обязательства за клиентов;

средства, перечисленные в качестве обеспечения исполнения своих обязательств перед клиентами;

средства, предоставленные по операциям РЕПО; прочие активные операции);

пролонгированная и просроченная задолженность по кредитам и иным активным операциям; начисленные и просроченные процентные доходы по кредитам и иным активным операциям;

резервы на покрытие возможных убытков по кредитам и иным активным операциям с клиентами и резервы по неполученным процентным доходам по таким операциям.

В третьем классе с учетом типов контрагентов отражаются:

средства на текущих (расчетных) счетах; средства на иных счетах клиентов (временные счета, карт-счета, счета по доверительному управлению имуществом, средства, полученные в качестве обеспечения исполнения обязательств, благотворительные счета, аккредитивы, средства для расчетов чеками, прочие счета);

банковские вклады (депозиты) клиентов;

бюджетные и иные государственные средства;

начисленные процентные расходы по средствам на счетах по операциям клиентов.

В четвертом классе учитываются ценные бумаги, которые делятся на четыре группы:

ценные бумаги, купленные с целью их продажи в течение года и получения дохода в результате колебания цен или учитываемые по справедливой стоимости;

ценные бумаги, купленные с целью погашения в установленные сроки;

ценные бумаги, по которым невозможно точно определить справедливую стоимость, и цель их приобретения отличается от целей двух предыдущих групп;

ценные бумаги, выпущенные банком;

начисленные и просроченные процентные доходы (расходы) по ценным бумагам;

резервы на покрытие возможных убытков и по неполученным процентным доходам.

В пятом классе учитываются:

инвестиции банка в уставные фонды других юридических лиц;

операции с основными средствами, нематериальными активами и материалами, с имуществом, переданным банку в погашение задолженности.


 

В шестом классе учитываются:

производные финансовые инструменты;

межфилиальные расчеты;

резервы на риски и платежи;

расчеты через транзитные и клиринговые счета;

доходы и расходы будущих периодов;

дебиторская и кредиторская задолженность по хозяйственной деятельности;

начисленные доходы и расходы;

валютная позиция;

суммы переоценки денежных статей баланса.

На счетах седьмого класса учитываются:

собственный капитал банка, который состоит из средств уставного фонда, эмиссионного дохода, фондов банка, финансовых результатов прошлых лет и результатов переоценки.

По счетам восьмого и девятого классов учитываются доходы и расходы банка соответственно, а также отчисления и уменьшения по резервам, и поступление долгов, списанных с баланса, налог на доходы (прибыль).

Класс девяносто девятый предназначен для учета обязательств и требований банка, не отраженных на балансовых счетах, а также количественного учета ценностей и документов. 

По характеру отражения операций в бухгалтерском учете счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные счета - счета, на которых учитываются хозяйственные средства, имущество, а также размещение средств. Увеличение средств по таким счетам отражается по дебету, а уменьшение - по кредиту. Остаток на таких счетах активный, т.е. дебетовый.

Пассивные счета - счета, на которых учитываются источники хозяйственных средств, привлеченные средства. Увеличение средств по таким счетам отражается по кредиту, а уменьшение - по дебету и остаток на таких счетах пассивный, т.е. кредитовый.

Активно-пассивные счета - это счета, на которых могут быть учтены как хозяйственные средства, так и источники их формирования. Такие счета могут быть активными, пассивными или активными и пассивными одновременно. По дебету таких счетов отражается увеличение средств, а по кредиту - увеличение источников. Следовательно, и остаток по такому счету может быть либо дебетовый, либо кредитовый, либо дебетовый и кредитовый одновременно (например, корреспондентские счета).

Перед записью хозяйственной операции на счетах необходимо:

определить, какие счета по названию затронула эта операция;

являются ли затронутые счета активными или пассивными;

какие изменения (увеличение или уменьшение) вызвала эта операция на затронутых счетах.

Такая запись хозяйственной операции называется корреспонденцией счетов или бухгалтерской проводкой.

Корреспонденция счетов или бухгалтерская проводка - указание дебета и кредита счетов (контировка), затрагиваемых данной операцией, а также ее суммы, и последующее отражение этой суммы в отчетных документах.

Каждая хозяйственная операция вызывает изменение определенных статей баланса. Существуют 4 типа операций, которые вызывают изменения баланса:

. Когда операция вызывает изменение только внутри актива баланса, не изменяет его конечного итога и не затрагивает пассив.

. Когда операция вызывает изменение только внутри пассива баланса, не изменяет его конечного итога и не затрагивает актив.

. Когда операция вызывает увеличение актива и пассива баланса и увеличивает его конечный итог (поступление средств).

. Когда операция вызывает уменьшение актива и пассива баланса и уменьшает его конечный итог (выбытие средств).

Внебалансовые счета предназначены для учета документов и ценностей; средств, учитываемых в балансе других субъектов хозяйствования, а также для учета обязательств и требований, не отраженных в балансе, поскольку риски по ним еще не реализовались.

Объекты учета на внебалансовых счетах не оказывают влияния на баланс.

Операции по внебалансовым счетам ведутся по простой схеме: приход, расход, остаток.


 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.