Классификация затрат рабочего времени и методика расчёта норм выработки на транспортных работах — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Классификация затрат рабочего времени и методика расчёта норм выработки на транспортных работах

2020-04-01 218
Классификация затрат рабочего времени и методика расчёта норм выработки на транспортных работах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При установлении норм выработки необходимо учитывать особенности классификации затрат рабочего дня или смены. С позиций нормирования труда производственный процесс можно рассматривать как процессы увеличения затрат времени на изготовляемую продукцию. В связи с этим первый вопрос, который возникает при расчёте норм труда, состоит в том, чтобы определить какие затраты времени являются необходимыми и должны включаться в норму. Все эти вопросы решаются исходя из классификации затрат рабочего времени, на основе которой устанавливается структура норм времени и анализируется эффективность его использования.

При расчёте норм труда устанавливаются затраты рабочего времени: подготовительно-заключительного, оперативного, обслуживания рабочего места, на отдых и личные надобности и регламентированных (нормированных) перерывов.

Затраты времени при нормировании транспортных работ подразделяются:

. Подготовительно-заключительное время. Нормативная продолжительность времени водителей автомобилей составляет 18 минут в смену. В отдельных случаях в зимний период времени руководителями предприятий по согласованию с профсоюзной организацией предоставляется право устанавливать местные нормы на выполнение подготовительно-заключительных работ.

В течении подготовительно-заключительного времени водители выполняют следующие работы: заправку автомобиля топливом, смазочными материалами и водой; оформление путевых документов; сдачу выручки; запуск двигателя; осмотр, проверку технического состояния и приём автомобиля; постановку автомобиля на отведенное место.

Подготовительно-заключительные работы, занимая незначительный удельный вес в структуре рабочего времени водителя, являются вместе с тем важным элементом трудового процесса. Уровень их организации оказывает серьезное влияние на нервно-эмоциональное состояние водителя и существенно отражается в ходе выполнения транспортных операций и безопасности движения.

При изучении затрат времени на подготовительно-заключительную работу запись производят по составляющим его элементам, используя метод фотохронометража. Наблюдатель приходит на место работы исполнителя, чтобы зафиксировать все затраты времени и особенности организации, связанные с подготовительно-заключительной работой.

2. Основное время. Это время, затрачиваемое непосредственно на изменение предмета труда (размера, массы, конфигурации, физико-механических свойств и т.д.). Применительно к операциям транспорта - это время на транспортировку груза. Величина затрат времени на их транспортировку зависит от скорости движения агрегата, типа дороги, её состояния и расстояние перевозки.

Если рейс агрегата состоит из отрезков пути, отличающихся по типу и состоянию дорог, то время записывают по каждому участку отдельно.

При механизированном способе погрузке затраты времени изучаются по элементам, т.е. методом хронометража. Если затраты времени на погрузку, выполняемую погрузчиками, невозможно достаточно точно определить при проведении наблюдений за работой транспортных агрегатов, то их можно установить с помощью выборочного хронометража за механизированным способом погрузки. Запись в хронокарту ведут с точностью до 1с.

При ручном способе погрузке и разгрузки затраты изучают методом индивидуальной и групповой фотографии.

. Вспомогательное время, затрачивается рабочим на выполнение действий, необходимых для осуществления основной работы. Это установка и снятие детали в процессе их обработки на станке, разгрузка и взвешивание груза при перевозках автомобильным транспортом, установка ремонтируемого автомобиля на подъёмник и др.

4. Время организационно-технического обслуживания. Сюда относят затраты времени на взвешивание грузов, оформление документов или их приёмку и сдачу, очистку кузова, подтяжку креплений, устранение мелких неполадок. Так на основании фотохронометражных наблюдений получены следующие нормативы времени для тракторов:

Т- 16М, Т-25А, Т-40 - 5 мин.;

МТЗ-50, ЮМЗ-6Л, МТЗ-80, Т-38, Т-54В, Т-70С - 6 мин;

ДТ-75, ДТ-75М, Т-4, Т-150, Т-150К - 8 мин;

К-700, К-701 -10 мин.

5. Время на отдых и личные надобности водителям и грузчикам в течении смены выделяется 25 мин. Так,время на отдых при работе на тракторах ДТ-75, Т-4, Т-150, Т-150К, К-700, К-701 равно 18мин., а для остальных тракторов - 15 мин. в смену.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч. в неделю. Для водителей, работающих по пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 8 ч., а для работающих по шестидневной рабочей недели с одним выходным днём 7 ч.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) нет возможности соблюдать установленную ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени, для водителей может вводиться суммированный учёт рабочего времени (как правило, за месяц).

При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителя не может превышать10 ч. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна быть больше 90 ч.

Таким образом, общее время смены согласно принятой классификации подразделяется на время работы и время перерывов. Где, время работы - период выполнения исполнителем трудовых приёмов и действий в течении смены. Ко времени регламентируемых перерывов в работе относят время на личные надобности исполнителей и кратковременный периодический отдых во время работы.

На транспортных работах во многих случаях может быть совмещено время на отдых и личные надобности со временем погрузки и разгрузки. Если такое совмещение невозможно, то это время предусматривают в составе нормы. Все эти затраты времени составляют нормируемое время. Остальные затраты времени относятся к ненормируемым и при установлении норм выработки не учитываются. Так, водителям легковых автомобилей может устанавливаться ненормируемый рабочий день.

На работников с ненормированным рабочим днём распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, перерывов для отдыха и приёма пищи, порядок учёта рабочего времени. Эти лица на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни. нормирование транспортный выработка паспортизация

Фотография рабочего дня является сравнительно простым способом установления фактических затрат рабочего времени. Обычно для её проведения не требуется особой аппаратуры и сложных приборов. Необходимая точность замеров времени обеспечивается при пользовании обычными часами. Все это тщательно отражается в наблюдательном листе ФРМ (форма 1) в строгой последовательности от момента начала до заверения работы наблюдаемого работника.

На предприятиях автомобильного транспорта всё чаще применяются самофотографии рабочего дня. В связи с тем, что при самофотографии наблюдателем является сам исполнитель, методика проведения таких наблюдений несколько отличается от рассмотренной выше.

На транспортных работах основным методом нормирования является по элементам с использованием в основном аналитически расчётных разновидностей, т.е. нормы выработки устанавливаются с помощью нормативов. Для этого даны нормативы скорости для каждого вида дорог, нормативы времени на 1 т. погрузочно-разгрузочных работ, нормативы времени на подготовительно-заключительные.

На основе данных нормативов устанавливаются нормы выработки. Основным способом изучения затрат рабочего времени дня или смены являются индивидуальная, маршрутная фотография - это когда, обрабатываемые данные всегда определяют коэффициент устойчивости хроноряда и устанавливают для скорости коэффициент устойчивости-1,4; погрузки и разгрузки -1,6; организационно-технического обслуживания-2.

Сменные нормы выработки на транспортных работах рассчитываются по формуле:


 , (2)

 

где Н см - сменная норма выработки, Т

 - норма смены, мин.

 - время подготовительно-заключительной работы, мин;

- норматив времени на отдых и личные надобности за смену, мин;

Т рейса - норма времени на один рейс, мин;

 - фактическая грузоподъёмность транспортного средства относительно данного груза, т.

При установлении норм выработки в тонно-километрах, формула примет следующий вид:

 

срQт , (3)

 

где L ср - среднее расстояние перевозки груза, км.

Время одного рейса включает время погрузки, разгрузки и пробега транспортного средства с грузом и без груза:

 

, (4)

 

где tn - норматив времени погрузки груза в транспортное средство в расчете на его физическую грузоподъемность, мин;

tp - тоже при разгрузке груза, мин;

Vср - средняя скорость движения транспортных средств с грузом и без груза, км в 1 ч. Средняя скорость определяется по формуле:


, (5)

 

где V1 - скорость передвижения транспортного средства с грузом, км в 1ч;

V2 - то же без груза, км в 1 ч.

Время под погрузкой и разгрузкой груза (tn и tp), включает затраты времени на погрузку и разгрузку подноску и относку до 15 метров, маневрирование транспорта по площадке, открывание и закрытие бортов прицепа, установка груза, покрытие груза брезентом и снятие брезента, оформление документов. Эти затраты определяют по материалам наблюдений.

Сменная норма выработки может быть определена через нормативы времени (в мин) на 1 ткм. (ТТ км ) и на 1Т погрузки-разгрузки ТТ по формуле:

 

, (6)

 

где L - расстояние перевозки, км.

Норматив времени на 1Т погрузки-разгрузки определяется как

 

, (7)

 

где К- коэффициент использования пробега, то есть отношение пути с грузом к общему пути. Это отношение должно быть больше 1.

Аналогично рассчитывают нормы и на автотранспортные работы. Для нормирования и оплаты труда шоферов грузовых автомобилей установлены нормы времени. Кроме указанных норм, установлены нормы времени на взвешивание груза - 45 мин. на каждый автомобиль и каждый прицеп независимо от класса груза, грузоподъемности автомобиля, прицепа.

Нормы времени на 1 ткм ТТкм определяют по формуле:

 

, (8)

 

где t нз - норматив подготовительно-заключительного времени на час общего пути автомашины, мин.

При установлении норм выработки и расхода топлива на транспортные работы в хозяйствах пользуются сборниками типовых норм. В нем нормы дифференцированы в зависимости от способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемности транспортного средства, дорожных условий и расстояния перевозок.

Пример расчета норм выработки.

В хозяйстве при транспортировке соломы трактором ЮМЗ - 6Л систематически не выполнялись нормы. Для учета причин было проведено три наблюдения и результаты сведены в таблицу.(2.2.2.)

Работу выполняли трактором ЮМЗ-6Л с прицепом 2ПГС-3,5. Сено грузили с помощью СМР-0,5К, разгружали самосвальным способом. Расстояние транспортировки -21,5 км; 24,0 км; 22,5 км. Ежедневно выполняли по два рейса. Фактически за рейс перевозили 2; 2,2;1,8; 1,9; 2,0; 2,3т.

Для расчета норм исходные данные берут из материалов наблюдений и справочной литературы.

Среднее расстояние перевозки с грузом и без него равно:

,

Средний фактический вес перевозки за один рейс груза составляет:

,

Время погрузки и разгрузки складывается:

из времени подъезда под погрузку (шифр 3-6) =  =3 мин;

погрузки (шифр 3-7) = = 10 мин.;

подъезда под разгрузку (шифр 3-9) =  = 1 мин;

разгрузки (шифр 3-10)= = 8 мин;

открытия и закрытия бортов (шифр 3-11) =  = 5 мин;

 

Таблица 2.2.2- Результаты работы агрегата

Наименование затрат времени смены Шифр

Затраты времени (мин)

    22.01.05. 24.01.05. 25.01.05.
Подготовительно-заключительная работа: 1.проведение ежемесячного техобслуживания за трактором 2.подготовка агрегата к переезду 3.переезды к месту работы в начале смены и к месту стоянки агрегата в конце смены. 4.получение наряда и заключительная работа 1 1-1 1-3 1-4 1-5 29 12 6 8 3 32 13 8 11 41 15 12 14
Основная работа: Движение с грузом 2 2-1 2-2 115 115 97 97 91 91
Вспомогательная работа: 1.движение без груза 2.подъем под погрузку 3.погрузка 4.подъем под разгрузку 5.разгрузка 6.открытие и закрытие бортов 3 3-1, 3-2 3-6 3-7 3-9 3-10 3-11 153 124 6 9 1 7 6 144 121 1 10 1 8 3 131 101 2 12 2 9 5
Организационно-техническое обслуживание: 1.взвешивание груза 2.оформление документов по приему и подаче груза 3.очистка кузова 4 4-1 4-3 4-4 26 15 3 8 20 11 4 5 13 4 6
Перерыв на личные надобности и отдых 5 20 10 5
Прочие затраты 6      
Простои: Из-за неисправности прицепа Из-за несвоевременной погрузки Из-за несвоевременной разгрузки По вине наполнителя 7 7-2 7-3 7-7 7-8 82 18 59 5 99 3 96 57 5 42 10
Всего рабочего времени 8 425 402 348
Перерыв на обед 9 31 16 21
Общая продолжительность наблюдения   456 418 369

 

Тогда время погрузки и разгрузки за один рейс будет равна:

 мин;

где 2- количество рейсов за смену, а время погрузки и разгрузки 1т.:

мин;

где 2 фактический вес груза, перевезенного за один рейс.

Для определения средней скорости движения транспортного агрегата рассчитан среднюю скорость движения с грузом. Если среднее времени движения агрегата с грузом (шифры 2-1, 2-2) составляет 101 мин. на два рейса (), то

 км/ч; а если среднее время движения агрегата без груза шифры (3-1, 3-2) 115 мин. на два рейса (), то

 км/ч.

Средняя скорость движения агрегата равна:

 км/ч.

Время одного рейса составляет: (формула)

Т рейса = =124 мин.

Подготовительно-заключительное время (шифр 1):

 мин.

Время на личные надобности и отдых (шифр 5):

 мин.

сменная норма выработки (формула 2):

т.

Приведенные расчеты показывают, что сменная производительность транспортного агрегата (трактор ЮМЗ 3-6+ ПТС -3,5) составляет 6т. против фактической производительности 4т., т. е. Агрегат должен выполнять за смену не два, а три рейса. Нормы выработки можно рассчитать для транспортировки грузов на различные расстояния, подставив в формулы нужные значения расстояний. Таким же методом проверяют, и действующие нормы выработки только в этом случае проводят более тщательный анализ нормативов времени, полученных при наблюдении и заложенных в расчете при разработке типовых норм выработки.

При пересмотре норм следует пользоваться ранее выпущенной справочной литературой и методиками нормирования тракторно-транспортных работ.

Анализ результатов наблюдений и наблюдений и расчет норм выработки на тракторно - транспортные работы выполняют так же как и не механизированные полевые работы.

Расход топлива на 1т. определяют по формуле:

 

, (9)

 

где qp - расход топлива при работе агрегата под нагрузкой;

qx - расход топлива при работе агрегата на холостом ходу;

qo - расход топлива во время работы агрегата при остановках;

Tp - время движения с грузом;

Tx - время движения без груза;

To - время работы движения на остановках.

По материалам наблюдений определяют Tp, Tx, To,

Tp = 151 мин. (2,5 ч.)

Тx = 172 мин. + 11мин. = 183 мин. (3 ч.)

 

To = Тсм - (Tp + Tx,+ Tnз)

 

где Tnз = 34 мин. -11 мин = 23 мин (34 мин. - подготовительно- заключительное время, 11 мин. - время движения агрегата к месту работы в начале смены и к месту стоянки в конце смены);

Тогда To = 420-(151+183+23)= 63 мин. (1 ч.) часовой расход топлива находим по справочной литературе:

qp=7.2 кг/ч; qx=5.7 кг/ч; qo=1.2кг/ч;

 кг/т.

Если требуется разработать нормы расхода топлива на новые марки тракторов и в справочной литературе трудно найти часовой расход топлива, то перед наблюдением горючим заливают полный топливный бак. После наблюдения топливо доливают в бак мерным ведром.

По всем проведенным наблюдениям израсходованное топливо складывают, и полученный результат делят количество перевезенного груза. Однако, при таком способе установления норм работы тракторных агрегатов должна быть организована так, чтобы не было ненужных переездов, неоправданных установок из-за несвоевременной погрузки и разгрузки. Во время остановок по техническим неисправностям трактор необходимо глушить.

При перевозке грузов на расстояние более 50 км. Следует устанавливать нормы в тонно - километрах, пользуясь сборниками «Единые нормы выработки и расхода топлива на тракторно-транспортные и погрузочные работы в сельском хозяйстве».

Пример. Требуется пронумеровать работу трактора Т-150 К в агрегате с прицепом грузоподъемностью 12 тонн на перевозке на расстояние 90 км. При механизированной погрузке и разгрузке. Агрегат делал два рейса и перевез24 т. груза.

По сборнику при транспортировке груза до 50 км. Норма выработки составляет 18,6 т. и расход топлива - 4,05 кг/т. Определяем норму в тонно-километрах:

 

 = 18,6 * 50 = 930 ткм.

 

Расход топлива за смену по норме равен:

,6 * 4,05 кг/т = 75,3 кг.

Норма расхода топлива на 10 ткм:

,3 / 93 = 1,81 кг/10 ткм.

Тогда агрегат за два рейса сделает 2 Ql = 2 * 12 * 90 = 2160 ткм и 2,32 сменных нормы (2160ткм / 930 ткм).

В этом случае будет израсходовано ().


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.