Перспективы развития спектра продуктов и услуг Кредитного регистра РБ — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Перспективы развития спектра продуктов и услуг Кредитного регистра РБ

2020-04-01 103
Перспективы развития спектра продуктов и услуг Кредитного регистра РБ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Необходимо ввести в Кредитном регистре РБ систему рейтингов субъектов хозяйствования и скоринг-систему. Информация, содержащаяся в регистре, должна использоваться для проведения национальных статистических исследований, присвоения скорингов и рейтингов субъектам хозяйствования. Сам по себе скоринг - это статистическая модель, которая сводится к набору критериев (доход, размер долговых обязательств и кредитных линий, рабочая история, информация о несвоевременных платежах по погашению долгов, банкротство и другая информация), оценивающих вероятность возврата кредита потенциальным заемщиком в баллах [23, с. 53].

Для этого Кредитному регистру РБ необходимо знать финансовую отчетность субъекта хозяйствования. Скоринг предприятия привязывает его к определенному классу риска. Скоринги позволяют производить индивидуальную диагностику предприятия и анализ портфеля клиентов. Анализ портфеля клиентов возможен по следующим критериям:

- разбивка клиентов - юридических лиц по классам риска;

разбивка по классам риска портфеля кредитов банка юридическим лицам;

расчет ожидаемых потерь в пределах установленного периода;

расчет непредвиденных потерь в пределах установленного периода.

Принципиальное отличие рейтингов от скорингов состоит в том, что скоринги основаны исключительно на финансовой отчетности субъектов хозяйствования, а для рейтингов используется значительный объем дополнительной аналитической информации.

Рейтинги Кредитного регистра РБ можно будет использовать в следующих целях:

банку позволяют определить кредитную задолженность;

банковской комиссии (банковский надзорный орган в Беларуси) облегчают мониторинг качества кредитных портфелей банков;

для банков являются инструментом анализа и сопровождения качества рисков клиентов;

для субъектов хозяйствования представляют собой эталонное значение, дают их руководителям и финансовым партнерам независимую и сопоставимую внешнюю оценку.

Банки будут получать доступ ко всей базе данных рейтингов. Предприятия будут уведомляться о присвоении или пересмотре своего рейтинга, причем они будут иметь право потребовать соответствующие пояснения. Следует отметить, что рейтинг не будет присваиваться субъектам хозяйствования автоматически, а будет являться результатом оценки команды аналитиков, основанной на синтезе собранной информации. В том случае, если аналитикам поступает новая значимая информация, рейтинг может быть пересмотрен.

Для расчета рейтинга нужно будет использовать необходимую информацию о субъектах хозяйствования, с которыми связано анализируемое юридическое лицо, а также информацию от хозяйственных судов, Национального института статистики и исследований, банков, в том числе:

финансовую информацию (баланс, отчет о прибыли и убытках, движении денежных средств, отчет аудиторов, сопоставление со средними значениями в отрасли и т. д.);

информацию о неплатежах (по чекам, векселям, налогам и социальным взносам, проблемная задолженность по кредитам);

информацию о полномочных должностных лицах (персональные санкции; осуществление ранее руководства предприятиями, ликвидированными в судебном порядке);

характеристику держателей значительной доли собственности;

характеристику дочерних компаний;

анализ экономической среды (зависимость от клиентов, поставщиков, конкурентная ситуация в отрасли);

наличие судебных решений;

существенные события (потеря более трети уставного фонда, соглашения по урегулированию отношений с кредиторами, подписание важных контрактов и т. д.).

. Необходимо создать в РБ коллекторские агентства. Этот вид деятельности является новым для белорусского рынка. Согласно зарубежной (мировой) практике, работа с коллекторскими агентствами является одним из самых эффективных способов возврата долгов. Это легальный вид деятельности, в котором нет места физическому принуждению, вымогательству или иным методам, использующимся для аналогичных целей вне правового поля. Основу ее составляет внесудебное взыскание долгов, а именно ведение переговоров, уговоров, бесед, претензионная работа, вплоть до оказания определенного рода психологического давления (конечно, в пределах, допускаемых законом и в строгом соответствии с ним). Если же добровольного удовлетворения законных требований о возврате денежных средств все-таки не происходит, то осуществляется обращение в судебные органы, и, в конечном итоге, большинство долгов погашается, исключение составляют лишь случаи, когда с должника просто нечего взыскать.

Учитывая уровень и темпы развития отечественного потребительского кредитования и большую заинтересованность в данных процессах не только банковских учреждений, но и субъектов хозяйствования, можно предположить, что пакет кредитных услуг, предоставляемых банками рядовым потребителям, будет расширяться. А раз так, то можно предположить и дальнейший рост невозврата кредитов, что повлечет за собой создание и приход на белорусский рынок коллекторов, которые смогут оказывать реальную помощь банковским учреждениям, естественно, пытаясь заработать на быстрорастущем рынке финансовых услуг.

Национальный банк РБ уже готовит нормативную базу, касающуюся деятельности таких организаций в РБ.

3. Так как интерес к Кредитному регистру в РБ со стороны банков растет, особенно со стороны тех банков, которые ориентированы на мелкие кредиты, экспресс-кредиты (такие кредиты часто выдаются без справки о доходах, и решение о выдаче нужно принять достаточно быстро), то нужно, чтобы кредитная история позволяла получить необходимую информацию о потенциальном кредитополучателе. Поэтому, необходимо, чтобы Кредитный регистр РБ рассчитывал общую оценку кредитного риска субъекта кредитной истории на основе различных показателей (социально-демографических параметров, таких, как дата рождения, семейное положение, статус проживания, статус занятости, дата найма на работу и т. д., а также данных из кредитной истории регистра). Эта оценка ориентирована на оценку среднего заемщика и отображает степень риска при выдаче кредита обратившемуся за ним лицу.

В целях упрощения принятия решения о предоставлении кредита банками необходимо, чтобы информации, содержащейся в кредитной истории, присваивались определенные баллы. Сумма этих баллов даст общий итог кредитной истории. И, наоборот, за просрочку кредита и какие-то другие погрешности, необходимо будет отнимать баллы. Каждая кредитная история будет иметь какой-то определенный балл. Эти баллы будут ранжироваться по группам: низкая, средняя и высокая. Если, например, кредитная история попадает в низкую группу, то это ненадежный клиент и если банк выдаст ему кредит, то он возьмет на себя крупный кредитный риск. Если же кредитная история попадет в высокую группу, то это, наоборот, надежный клиент.

Другими словами, кредитная история - это финансовая репутация потребителя, степень доверия к нему различных финансовых, государственных и частных компаний [24, с. 47].

Оценка кредитного риска будет предполагать анализ совокупности количественных и качественных факторов, позволяющих оценить степень кредитного риска (размер рисков) и качество управления риском (наличие процедур управления и их адекватная реализация).

Так, для оценки кредитного риска при кредитовании юридических лиц, необходимо накапливать в базе данных Кредитного регистра следующую количественную и качественную (экспертную) информацию:

) Общие сведения о клиенте - его наименование, юридический адрес, идентификационный номер налогоплательщика, год создания, основные собственники; руководители, их образование, опыт, качество работы (эффективность работы, преодоление возможного кризиса в прошлом, частота и причины смены руководства); численность персонала; сведения о судебных постановлениях, а также о совершаемых процессуальных и исполнительных действиях в отношении должника (решение суда о запрете на занятие отдельными лицами руководящих должностей, информация о процедурах банкротства).

2) Сфера деятельности клиента - вид деятельности, отрасль экономики (разным отраслям присущи разные риски); экономическая ситуация в отрасли (например, рост, спад, кризис); основная номенклатура производимых товаров, работ, услуг; анализ конкурентоспособности должника и его преимуществ (доля клиента на рынке в соответствующей отрасли и регионе, основные конкуренты, эффективность используемых технологий, системы ценообразования, видов производимых товаров); производственные (торговые, складские) мощности (площади); особенности хозяйственного цикла (цикличность денежных потоков, связанная с покупкой сырья, ценой, процессом производства и сбыта, риском неплатежа, сезонная зависимость); стратегия ведения бизнеса (перспективы, выполнение планов).

)   Взаимоотношения клиента с банком - наличие счетов и депозитов в банке; средние обороты по счетам; наличие кредитной истории в банке, ее продолжительность и качество; наличие задолженности по ранее осуществленным активным операциям (в том числе не погашенной в срок) и процентам; требуемый и сформированный резерв; характеристика ранее установленных лимитов; соблюдение платежной дисциплины; направления сотрудничества с другими банками; сведения о контактах с клиентом по вопросам выдачи, мониторинга, погашения кредита.

)   Финансовое состояние клиента - данные бухгалтерской и иной отчетности; коэффициенты финансового анализа (коэффициенты оборачиваемости, прибыльности, ликвидности, рентабельности); данные анализа структуры баланса (оценка активов и пассивов), рисков и доходности; источники финансирования (финансовая независимость).

)   Оценка финансового состояния (платежеспособности) клиента; скоринговая оценка; внутренний рейтинг банка; кредитный рейтинг, присвоенный международным рейтинговым агентством (его изменение).

)   Сведения о кредитной операции - цель и вид кредита; валюта выдачи и погашения; срок кредитования; процентная ставка, эффективная процентная ставка; установленный режим погашения кредита и процентов; лимиты кредитования; вид, достаточность, ликвидность обеспечения, его оценка, результаты проверок обеспечения; предполагаемые источники погашения кредита; прогнозируемое и фактическое движение денежных средств; фактический срок погашения кредита и процентов; изменение сроков погашения (в том числе промежуточных); классификация кредита по группе риска; наличие у должника планов действий на случай возникновения финансовых трудностей.

)   Иные сведения, позволяющие объективно оценить способность должника исполнить свои договорные обязательства.

4. Необходимо объединить информацию централизованных кредитных регистров стран - членов СНГ, создать единую базу данных по заемщикам внутри союза. Чтобы между ними на регулярной основе был налажен обмен информацией о кредитной задолженности и внебалансовых обязательствах юридических лиц.

5. Необходимо, чтобы в Кредитный регистр предоставляли информацию о субъекте кредитной истории не только банки, но и небанковские кредитные организации, а также необходимо активное сотрудничество и с ломбардами, страховыми и лизинговыми компаниями, торговыми сетями, предоставляющими услуги и продукты в кредит, операторами мобильной связи и органами государственной власти, то есть в конечном итоге Кредитный регистр будет иметь информацию не только о банковских операциях, кредитах, но и о других операциях: коммунальных платежах, договорах займов, других обязательствах, наличии штрафов, пеней и прочее.

Эксперты отмечают, что в идеале Кредитный регистр должен накапливать еще целый ряд сведений о заемщике, которые по закону не могут быть подвергнуты публичной огласке. Например, крайне важной эксперты считают информацию о психическом состоянии кредитополучателя.

6. Необходимо, чтобы Кредитный регистр РБ начал предоставлять дополнительные услуги: идентификация заемщиков, проверка их паспортных данных, предупреждение попыток мошенничества, оценка кредитных портфелей банков по информации, содержащейся в кредитных историях.

7. Чтобы побудить кредитные организации активно работать с клиентами, имеющими кредитные истории, нужно отнести все кредиты, выданные заемщикам без кредитных историй, в группу необеспеченных. Это очень жестко, но на переходный период - правильно, ибо банки поймут свою выгоду от работы с клиентами, имеющими кредитные истории, только через определенное время и только в условиях массовости функционирования Кредитного регистра.

8. В то же время представляется целесообразным создать в РБ частные коммерческие и некоммерческие (функционирующие за счет финансирования банков, заинтересованных в получении информации о клиентах и контрагентах) организации с функциями Кредитного регистра. В Беларуси после 2010 г. планируется создать частные кредитные бюро. Об этом сообщил 12 ноября 2010 г. член Совета директоров Национального банка РБ, начальник главного управления банковского надзора Сергей Дубков на третьей международной конференции «Розничные банковские услуги: тенденции и перспективы» в Минске, организованной ОАО «Белагропромбанк» [25].

Вывод: таким образом, необходимо и дальше расширять базу данных Кредитного регистра и внедрять новые продукты и услуги, так как банки и иные кредитные учреждения, являющиеся участниками Кредитного регистра, получают возможность уменьшить собственные расходы на сбор информации о личности заемщика, что может продолжаться неделями, и соответственно, принимать выверенные решения относительно предоставления кредита. Наличие положительной информации в кредитной истории заемщиков позволяет значительно сократить срок оформления кредита, получать кредитные ресурсы по привлекательным ставкам, с более низкими требованиями по обеспечению.

 

 


 

Заключение

 

В заключение можно отметить следующее. В Республике Беларусь начал работу новый институт кредитного рынка - Кредитный регистр, который создан при Национальном банке РБ на основе уже существующей законодательной базы. Были разработаны нормативные документы, создана АИС Кредитного регистра. Это позволило в установленные сроки запустить механизм работы Кредитного регистра: банки в форме ежемесячной отчетности передают информацию о кредитных договорах и об исполнении обязательств по ним и получают информацию в виде кредитных отчетов.

Результаты, полученные автором в ходе выполнения работы:

1. Дальнейшее развитие системы «Кредитный регистр» требует совершенствования законодательной базы, так как существующая накладывает ряд ограничений:

- во-первых, в Кредитном регистре не представляется информация по таким финансовым обязательствам, как факторинг, лизинг, оплаченные банком непокрытые аккредитивы, то есть по тем, которые несут в себе кредитный риск наравне с обязательствами, вытекающими из кредитного договора;

во-вторых, система «Кредитный регистр» накапливает исключительно банковскую информацию, хотя пользователям кредитной истории было бы полезно видеть весь спектр информации о потенциальном клиенте, полученной на законном основании, например, сведения о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения, которые не являются налоговой тайной.

И все же развитие Кредитного регистра на данном этапе связано не только с совершенствованием законодательной базы, но и с готовностью банков использовать в работе новый инструмент - кредитный отчет. Только совместная работа банков и Кредитного регистра позволит состояться новому для РБ институту кредитного рынка, выполнить заявленные цели по укреплению платежной дисциплины, снижению кредитных рисков и повышению эффективности работы банковской системы.

2. Для кредиторов Кредитный регистр дает дополнительную возможность проводить селекцию заемщиков по степени их надежности, основываясь на истории его взаимоотношений с другими кредиторами. Кредитный регистр стимулирует заемщика к возвращению кредитов, уменьшая риск недобросовестного поведения. Информация Кредитного регистра позволяет повысить уровень управления рисками и тем самым снизить вероятность предоставления проблемных кредитов. Соответственно, улучшается качество кредитного портфеля, сокращаются расходы на создание резервов и достигается более высокий финансовый результат деятельности. Благодаря тому, что у банка нет необходимости самостоятельно проверять клиентов, повышаются скорость и качество обслуживания, сокращается перечень документов, предоставляемых в банк при выдаче кредита. Существенно и то, что через определенный промежуток времени по мере накопления информационных массивов снизятся затраты кредиторов на анализ заемщика, удешевится и ускорится процесс получения достоверных данных о партнерах.

3. Банки получили возможность получать информацию из одного источника. Им нет необходимости пользоваться дополнительными базами данных либо сверять эту информацию. Они получают ее от компетентного органа в лице Национального банка РБ и в полной мере могут доверять этой информации.

.   Для заемщиков Кредитный регистр открывает возможности формирования положительного имиджа, укрепления деловой репутации и повышения их инвестиционной привлекательности. Наличие досье заемщика сокращает время принятия решения о выдаче кредита и может понизить стоимость заимствований. Тем самым Кредитный регистр создает стимулы надежным заемщикам формировать свое досье.

Также для заемщиков безусловным плюсом является то, что отсутствует необходимость подтверждать свои доходы либо подтверждать справками наличие и состояние задолженности в тех банках, где ранее были взяты кредиты. Уменьшаем бюрократию, сроки предоставления информации и повышаем достоверность этой информации.

5. Несмотря на достигнутые результаты, необходимо признать, что в РБ происходит только становление института «Кредитный регистр». Вопросы его функционирования и перспективы развития, способы решения поставленных задач нуждаются в широком обсуждении и более детальной проработке.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.