Глава 1 Банковские риски : классификация, факторы и параметры .. 5 — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 1 Банковские риски : классификация, факторы и параметры .. 5

2020-04-01 159
Глава 1 Банковские риски : классификация, факторы и параметры .. 5 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1 Банковские риски: классификация, факторы и параметры.. 5

1.1. Понятие банковских рисков и причины их возникновения …………… 5

1.2. Классификация банковских рисков ………………………………………9

 

Глава 2. Методологические основы анализа и оценки рисков ……........ 16

2.1. Принципы построения системы управления кредитными рисками

банка …………………………………………………………………………….16

2.2. Система внутреннего контроля …………………………………………...29

2.3. Оценка кредитоспособности ……………………………………………...33

 

Глава 3 Способы управления банковскими рисками и пути их совершенствования на примере коммерческого банка …………………..58

3.1. Организационно – экономическая характеристика «ИМПЭКСБАНКА».58

3.2. Кредитные риски банка и методы управления ими в ОАО «ИМПЭКСБАНК»……………………………………………………………….62

3.3. Проблемы снижения кредитных рисков в современных условиях и пути их решения……………………………………………………………………. 71

Заключение……………………………………………………………………. 86

Список литературы ……………………………………………………………88

Приложения …………………………………………………………………….89

 

ВВЕДЕНИЕ.

       Банки - центральные звенья в системе рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.

    Длительное время банки были государственными органами и выступали одной из “несущих конструкций” административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела в стране утратила традиции и опыт российских банков. Сегодня, строя рыночную экономику мы вынуждены в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела.

    Коммерциализация отечественной банковской системы, обострение конкуренции между финансовыми институтами влекут за собой необходимость познания и применения на практике позитивного опыта, который накоплен банками в развитых странах.

    За последнее время произошли значительные сдвиги в становлении банковской системы России. Определились банки-лидеры, сформировались основные направления банковской специализации, завершился раздел клиентской базы между финансовыми институтами.

    Современная банковская система это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. В последние годы она претерпела значительные изменения. Модифицируются все компоненты банковской системы.

    Вступление России в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения и кредита. Главная задача реформы максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход к преимущественно горизонтальному их движению на финансовом рынке. Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством и повышение роли кредита в системе экономических отношений.

Переход России к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений.

Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.

Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление хозяйств, предприятий, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.

Kредитная операция является одной из главных банковских операций. Статья «Предоставленные кредиты» занимает значительный удельный вес в активной части баланса любого коммерческого банка. Доля доходов от кредитных операций (полученных процентов за пользование кредитом) в общем объеме доходов банка колеблется в зависимости от типа банка, приоритетов его деятельности. Одной из важных функций банковского кредита является обеспечение непрерывности осуществляемой хозяйствующими субъектами деятельности. Именно благодаря банковскому кредиту у компаний и фирм появляется возможность, не нарушая платежного оборота, продолжать осуществлять свои основные операции.

 Отметим, что именно кредитная деятельность – эта та деятельность, ради которой банк и создается как кредитная организация. И хотя с течением времени банки, безусловно, расширяют комплекс оказываемых услуг, именно доходы от кредитных операций остаются для них основным источником получения прибыли.

Актуальность вопросов банковского кредитования в современных условиях связана с несколькими факторами.

Во-первых, успешное осуществление кредитных операций приводит к получению банками прибыли, способствующей повышению надежности и устойчивости кредитной организации.

Во-вторых, банковскому кредиту присуще важное достоинство, заключающееся в гибком удовлетворении меняющихся потребностей заемщиков в средствах. Таким образом, в развитии системы банковского кредитования заинтересованы как сами банки, так и заемщики.

Конечно, денежные средства способны перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков: между хозяйствующими субъектами могут возникать эпизодические отношения по поводу предоставления займов, но при этом резко возрастают риски, потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, общие издержки по их перемещению, так как кредиторы и заемщики не располагают полной и достоверной информацией о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств могут не совпадать с размерами и сроками потребности в них. Такая ситуация и объясняет предпочтительность использования банковского кредита, а это в свою очередь требует от коммерческих банков постоянного анализа ситуации на рынке, создания такой системы кредитования, которая бы позволяла оптимизировать соотношение «прибыльность – риск».

Банк как коммерческая организация ставит своей задачей получение прибыли, которая обеспечивает устойчивость и надежность его функционирования и может быть использована для расширения его деятельности. Но ориентация на прибыльность операций всегда связана с различными видами рисков, которые при отсутствии системы их ограничения могут привести к убыткам. Поэтому любой банк при определении стратегии своей деятельности формирует такую систему мероприятий, которая с одной стороны, направлена на получение прибыли, а, с другой стороны, максимально учитывает возможности предотвращения потерь при осуществлении банковской деятельности.

Успешное решение проблемы оптимизации соотношения «прибыльность – риск» при осуществлении кредитных операций банка во многом определяется применением эффективного кредитного механизма.

Однако любое кредитование связано с определенным риском, тем более в условиях развивающейся рыночной экономики. Когда, на любом этапе может возникнуть риск.

Управление рисками является основным в банковском деле. Хотя первоначально банки только принимали депозиты, они быстро созрели, став посредниками при передаче средств, тем самым приняв на себя другие риски, например кредитный. Кредит стал основой банковского дела и базисом, по которому судили о качестве и о работе банка. Особого внимания заслуживает процесс управления кредитным риском, потому что от его качества зависит успех работы банка. Исследования банкротств банков всего мира свидетельствуют о том, что основной причиной явилось низкое качество активов. Ключевыми элементами эффективного управления являются: хорошо развитые кредитная политика и процедуры; хорошее управление портфелем; эффективный контроль за кредитами; и, что наиболее важно, хорошо подготовленный для работы в этой системе персонал.

    Обострение конкуренции между финансовыми институтами влекут за собой необходимость познания и применения на практике позитивного опыта управления банковскими рисками, который накоплен банками в развитых странах.

Целью данной работы является анализ теории банковских рисков. Объектом изучения и предметом исследования являются, главным образом виды рисков и их оценка. Основной задачей работы является определение наиболее эффективных методов управления рисками, применение этих методов в банковской системе современной России. Выявление проблем управления рисками, связанных с профессиональной банковской и российской общегосударственной спецификой, определение путей совершенствования банковских методик, а также определение перспектив банковского менеджмента в управлении рисками.

Структура работы представлена следующим образом:

В первой главе дается понятие «банковских рисков» и их классификация;

Во второй главе рассматриваются методологические основы анализа и оценки рисков;

- в третьей главе определяются наиболее эффективные методы управления банковскими рисками на примере одного из коммерческих банков г. Москвы.

Для написания дипломной работы был использован 23 первоисточника. 

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, и заключения, содержит 21 таблицу, 4 диаграммы.  

 

КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ.

 

Риском можно управлять, т.е. использовать меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Эффективность организации управления рисками во многом зависит от классификации.

Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

Научно-обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском.

Имеется множество различных классификаций банковских рисков. Наиболее интересные из них представлены ниже. Различаясь положенными в их основу критериями эти классификации роднит то, что все они однозначно полагают кредитный и процентный риски основными для банков.

Классификация №1 [1]

кредитный (невыполнение заемщиком обязательств)

процентный (колебания рыночных ставок)

рыночный (падение курса ценных бумаг)

валютный (колебания курсов валют).

К достоинствам данной классификации следует отнести выделение наиболее проблемных зон банковских рисков в области активных операций, учет колебаний рыночных ставок процента. В то же время она игнорирует пассивные и часть активных операций банка, организационные и внешние риски.

 

Классификация №2 [2]

кредитный;

риск ликвидности;

валютный;

процентный;

риск неплатежеспособности.

Эта классификация расширяет круг учитываемых рисков (риски, характеризующие качество управления активами и пассивами банка, организационные риски). Она связана с выделением:

зон рисков по видам банковских операций;

рисков, связанных с качеством управления активами и пассивами банка;

рисков финансовых услуг (организационных).

Но и она имеет недостатки: отсутствие внутренней группировки перечисленных видов рисков по критериям, положенным в их основу, их недостаточная полнота.

 

Классификация №3 [3]

Финансовые риски

кредитный;

риск ликвидности;

процентный;

ценовые риски;

валютный риск;

рыночный риск;

риск инфляции;

риск неплатежеспособности;

Функциональные риски

операционные;

технологические;

риски инноваций;

стратегические;

Внешние риски

макроэкономические;

конкурентные;

законодательные;

Эта классификация отличается стройным подходом. В ее основу легли три источника возникновения рисков, которые представлены различными, конкретными видами рисков.

К достоинствам классификации относятся:

- выделение новых источников рисков (финансовых услуг) и установление видов рисков, характерных для этих зон;

- расширение перечня видов внешних рисков (конкурентные и законодательные).

Недостатками ее являются: во-первых, отсутствие дополнительного выделения рисков на: 1) риски по активным операциям (кредитные, валютные, расчетные, лизинговые, факторинговые, операций с ценными бумагами, кассовые, по финансовым гарантиям, по инвестиционной деятельности и т.д.); 2) по депозитным операциям (срочные и до востребования); 3) качества управления активами и пассивами (риски ликвидности, неплатежеспособности, процентный риск); 4) адекватности капитала банка и его структуры (риск структуры капитала, его достаточности); во-вторых, отсутствие группировки внешних рисков по дополнительным критериям на политические, экономические, социальные, региональные риски стихийных бедствий, отраслевые (систематические, связанные с промышленным циклом, конкурентные) риски отдельного клиента банка (производственные, коммерческие, реализованные, финансовые и др.).

Представленная здесь классификация нуждается в некоторых пояснениях и конкретизации.

Внутренние риски возникают в результате деятельности самих банков и зависят от проводимых операций. Соответственно риски делятся:

связанные с активами (кредитные, валютные, рыночные, расчетные, лизинговые, факторинговые, кассовые, риск по корреспондентскому счету, по финансированию и инвестированию и др.)

связанные с пассивами банка (риски по вкладным и прочим депозитным операциям, по привлеченным межбанковским кредитам)

связанные с качеством управления банком своими активами и пассивами (процентный риск, риск несбалансированной ликвидности, неплатежеспособности, риски структуры капитала, левереджа, недостаточности капитала банка)

связанные с риском реализации финансовых услуг (операционные, технологические риски, риски инноваций, стратегические риски, бухгалтерские, административные, риски злоупотреблений, безопасности).

Остановимся на последней группе. Операционные риски банка включают в себя риски увеличения стоимости услуг банка и возрастания текущих затрат (например, риски, связанные с неспособностью возмещать административно-хозяйственные расходы).

К технологическим относятся риски сбоя технологии операций (риски сбоя компьютерной системы, потери документов из-за отсутствия хранилища и железных шкафов, сбоя в системе SWIFT, ошибки в концепции системы, несоизмеримые инвестиции, стоимость потерянного или испорченного компьютерного оборудования, утрата или измерение системы электронного аудита или логического контроля, уязвимость системы, компьютерное мошенничество, уничтожение или исчезновение компьютерных данных).

Риски безопасности состоят из рисков общей безопасности банка, внутренней и пожарной безопасности.

Риски инноваций состоят из проектных рисков (риск уникальных проектов, внутрибанковский риск, рыночный или портфельный риск), селективного риска (риск неправильного выбора инноваций), временного риска (неправильное определение времени для инновации), рисков отсутствия необходимых средств, риска изменения законодательства в сторону отмены нового для банка вида деятельности.

Стратегические - это риски неполучения запланированной прибыли в результате превышения допустимого риска, риск неправильного выбора и неверной оценки размера и степени риска, риск неверного решения банка (к примеру, риск неоднократной пролонгации одной и той же ссуды), риски неверного определения сроков операций, отсутствия контроля за потерями банка, неверного финансирования потерь, неверного выбора способов регулирования рисков (например, получение гарантии юридического лица вместо оформления договора залога) и пр. Все они с определенных позиций характеризуют качество управления банком.

Бухгалтерские риски включают в себя: риски потери денег из-за неправильных или несвоевременных начислений, ущерба репутации банка в глазах третьих лиц, а также риски мошенничества из-за большого количества неконтролируемых проводок, легкого доступа к ведению бухгалтерии и ее упрощенной схемы.

Административные риски обычно связаны с утратой платежных и иных документов. Административные риски тесно связаны с рисками банковских злоупотреблений, которые связаны с валютной спекуляцией, спекуляцией ценными бумагами, регулированием объемов кредитов и процентных ставок с целью “ нажима” на клиента, возможностью оказания воздействия на финансовое состояние своего клиента, нарушением кредитных и договорных отношений со стороны банка с преднамеренной целью, участием в сговоре, неверной экспертизой проектов и консультирование с умыслом кражи, растраты, обмана.

Так называемые конкурентные риски для банков связаны с возможностью слияния банков и небанковских учреждений, появлением новых видов банковских операций и сделок, снижением стоимости услуг других банков, повышением требований к качеству банковских услуг, легкостью возникновения новых банковских учреждений, сложностью процедуры банкротства банков.

Макроэкономический риск связан с нарушением основных пропорций в экономике страны и действием неблагоприятных финансовых факторов.

К рискам перевода можно отнести:

отсутствие валюты;

риск ликвидности внешней торговли и инвестиций, платежного баланса;

отказ от выполнения обязательств;

невыполнение обязательств в будущем;

пересмотр договора;

пересмотр плана;

изменение стоимости инвалютных активов и пассивов в национальной денежной единице.

Организационные риски включают:

отсутствие квалифицированного персонала;

отсутствие или недостаток коммерческой и финансовой информации и пр.

Внешние риски в своей совокупности обычно характеризуются также пространственным аспектом, означающим, что различным (регионам) республикам), разным странам или группам стран в каждый данный момент присущи особое сочетание и специфическая мера остроты внешних рисков, обусловливающие особую привлекательность или непривлекательность данного региона или данной страны с точки зрения банковской деятельности. Выражение “ страновой (региональный) риск” означает только этот аспект, но не содержательно отдельный вид риска наравне с финансовыми, экономическими, политическими и иными внешними рисками.

Риски состава клиента связаны с маркетингом банковских услуг и контактами с общественностью. Разнообразие требований мелкого, среднего и крупного клиента с неизбежностью определяет и степень самого риска. Так, мелкий заемщик больше зависит от случайностей рыночной экономики. В то же время значительные кредиты, выданные одному крупному клиенту или группе связанных между собой клиентов, часто являются причиной банковских банкротств.

Степень банковского риска определяется тремя понятиями: полный, умеренный и низкий риски.

Полный риск предполагает потери, равные банковским вложениям в операцию. Так, сомнительный или потерянный кредит обладает полным, то есть 100-процентным, риском. Банк прибыли не получает, находится в зоне недопустимого или критического риска.

Умеренный риск (до 30%) возникает при не возврате небольшой части основного долга или процентов по ссуде, при потере лишь части суммы по финансовым и другим операциям банка. Риск находится в зоне допустимого. Банк получает прибыль, позволяющую покрыть допущенные потери и иметь доходы.

Низкий риск - незначительный риск, позволяющий банку не только покрыть потери, но и получить высокие доходы.

Одна и та же операция может быть связана с различными степенями риска. Например, в таблице 1 предоставлены кредиты в одной и той же сумме на одинаковый срок двум разным клиентам с одинаковой оценкой их кредитоспособности, но, тем не менее, результаты с точки зрения рисков могут оказаться совершенно разными.

 

Таблица 1

Оценка залога

Рейтинг обеспечения Покрытие обеспечения Стоимость обеспечения Стоимость Контроль Примеры
A 100 Полностью обеспечена и легко может быть реализована Под банковским контролем Документация в порядке Контргарантии приемлемых банков Денежный залог в банке
B <100% Стоимость может колебаться и могут возникнуть трудности с продажей Под банковским контролем Документация в порядке Акции, заложенные и хранимые в банке Оцененная банком недвижимость
C <100% Изменчивая стоимость и неуверенность с реализацией Проблемы под контролем Сомнительная документация Некотируемые акции Запасы ТМЦ или дебиторская задолженность, хранимая в банке
D <100% Снижающаяся стоимость и слабая реализация Не контролируется банком Проблемы с документацией Проблемные активы Неконтролируемые запасы ТМЦ
E <100% Падающая стоимость или ее отсутствие, и затрудненная или невозможная реализация на рынке Не контролируется банком Документация отсутствует Не поддержанные гарантии Не подтвержденное размещение книжных долгов

Наблюдение за кредитом.

После того, как кредит выдан,банк должен предпринять меры для обеспечения его возврата. Управление кредитами является одной из главных задач сотрудников кредитного отдела банка. Хорошее управление кредитом не исправит “плохой” кредит, но многие “хорошие” кредиты могут стать проблемными в случае неэффективного управления ими сотрудниками кредитного отдела банка.

Проблемные кредиты и работа с ними.

Проблемные кредиты являются результатом денежного кризиса клиента, хотя в некоторых странах с очень слабой финансовой дисциплиной существует класс заемщиков, именуемых злостными неплательщиками, которые могут, но не желают погасить кредит. Кризис с денежными средствами может наступить внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного отдела банка являются его первой линией обороны против возможных убытков; они должны быть в состоянии распознать и проанализировать первые признаки наступающего кризиса.

Системы раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать и человеческий фактор является одной из самых серьезных помех. Сотрудники, ответственные за данный кредит, могут не докладывать о тревожных сигналах, боясь подвергнуться критике за то, что они ввергли банк в сложную ситуацию. Более того, опыт показывает, что очень часто проблемные кредиты, даже после того, как они были выявлены, оказываются в действительности намного хуже, чем думали сотрудники кредитного отдела. Но ситуация может быть еще хуже, если руководство банка, зная о проблемах своего кредитного портфеля, скрывает их и одновременно старается компенсировать убытки по ним выдачей рискованных кредитов и спекуляциями.

Во избежание этого банки делают периодические, независимые и объективные обзоры кредитов отделами внутреннего аудита с тем, чтобы они выявили упущенные или скрытые сотрудниками кредитного отдела признаки проблемности кредитов. Проверки, проводимые органами надзора и регулирования, также очень часто выявляют незамеченные проблемные кредиты. В процессе эффективного управления кредитными рисками, первым выявителем проблемных кредитов является система внутреннего контроля банка.

Тревожные сигналы.

Нефинансовыми тревожными сигналами являются, например, необоснованные задержки в получении от клиента финансовой отчетности, особенно тогда, когда кредитный договор содержит условие, требующее предоставления информации в течение определенного промежутка времени. Разъяснения клиентов о причинах задержек сами являются признаками проблемности кредита.

Другими нефинансовыми признаками могут быть резкие изменения в планах деятельности клиента, ожидаемые радикальные изменения в составе руководства компании или неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика. Нежелание же клиента дать детальные разъяснения по поводу тех или иных статей финансовой отчетности может быть расценено как отказ от сотрудничества и доверия, которые должны существовать во взаимоотношениях банка и клиента. В худшем случае, это нежелание клиента может быть обусловлено стремлением скрыть какие-либо неприятные факты. И наоборот, иногда клиент может иметь оправдание своему отказу давать ту или иную информацию; например, с целью защиты от конкурентов.

Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться при проведении анализа финансовой отчетности. Однако в этом случае неприятностей уже не избежать. Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться через модификацию кредитов, предоставляемых заемщику. Например, сезонные краткосрочные кредиты могут возобновляться постоянно и в результате станут “ вечнозелеными”. Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении установленных лимитов овердрафта могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Условия кредитов должны соответствовать целям кредитов.

Первая реакция на потенциально проблемные кредиты.

Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Раннее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии. Когда сотрудник кредитного отдела замечает ухудшающийся кредит, он должен предпринять следующие меры:

проанализировать проблемы заемщика;

проконсультироваться с сотрудниками отдела, занимающимися проблемными кредитами или руководством;

рекомендовать дать кредиту более низкую классификацию и прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка;

собрать информацию о том, где еще банк может столкнуться с риском в работе с данным клиентом;

ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта;

просмотреть всю кредитную документацию, гарантии, векселя, обеспечения, ипотеку;

изучить возможность получения обеспечения (в случае, если кредит необеспечен);

выработать план корректирующих мер.

На первом этапе выработки плана необходимо определить, кто будет им руководить. Некоторые банки считают, что руководить этим должен сотрудник кредитного отдела, ответственный за данный кредит, потому что этот человек лучше, чем кто-либо другой, знает заемщика, или потому, что раз он привел к возникновению такой ситуации, то он и должен выручать банк.Другие банки создают для этого независимые отделы, которые вырабатывают более объективный подход, поскольку им не мешают существующие взаимоотношения с клиентом. Оба подхода имеют больше недостатков, чем преимуществ. Работа с проблемными кредитами требует много времени и затрат. С одной стороны, время, затрачиваемое сотрудником банка, который знает рынок, на восстановление проблемного кредита, могло бы быть потрачено на предоставление новых кредитов. Кроме того личные взаимоотношения сотрудника с заемщиком могут сделать его подход необъективным и недостаточно жестким. С другой стороны, сотрудники специального отдела банка должны будут потратить драгоценное время на изучение компании и отрасли, в которой она работает.

 

Стратегия “спасения” кредита.

Здесь не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы:

 разработка программы изменения структуры задолженности;

получение дополнительной документации и гарантий;

удержание дополнительного обеспечения;

вложение дополнительных средств;

продажа прочих активов;

обращение к гарантам;

разработка программ сокращения расходов и т.д.

Потенциальные и реально существующие проблемные кредиты требуют применения таких процедур, как классификация активов, создание резервов по кредитам, ведение учета проблемных кредитов, овердрафтов и списание кредитов.

Классификация активов. Все большее число банков классифицируют кредитные риски по каждому кредиту в момент его предоставления. Исходный рейтинг позволяет банкам балансировать риск своих кредитных портфелей и сигнализировать о первоочередных направлениях проверок. При появлении каких-либо проблем, классификация меняется в зависимости от степени риска и вероятности нормального погашения кредитов.

Создание резервов по кредитам.

 После того, как были выявлены проблемные активы, банку следует создать адекватные резервы против возможных убытков. Обычно политика банков такова, что они создают общие резервы по всему кредитному портфелю и специальные резервы по конкретным кредитам. Правила создания резервов и списания кредитов могут быть и обязательными, и рекомендательными- это зависит от банковской системы.

 

Анализ качества залога

 

Качество залога Стоимость Контроль Примеры
100% Полностью обеспечена и легко может быть реализована · Под банковским контролем   · Денежный залог в банке (в основном валюта)
75% Стоимость может колебаться и могут возникнуть трудности с продажей · Под банковским контролем · Документация в порядке · Под банковским контролем · Векселя СБ РФ хранимые в банке · Оцененная банком недвижимость · Товар (оборудование) опечатанный банком
50% Изменчивая стоимость и неуверенность с реализацией · Под банковским контролем · Финансовая документация · Котируемые ценные бумаги · Дебиторская задолженность
<30% Изменчивая стоимость и неуверенность с реализацией, возможность продажи без погашения кредита · Слабо контролируется банком   · Товары в обороте

 

 

Оценка кредитоспособности.

 

Термин “кредит” происходит от латинского “creditum” - ссуда, долг (иногда толкуют как “верую” или “доверяю”). Кредит возник из потребностей развития товарно-денежных отношений. Его объективной основой является движение стоимости в сфере обмена. Следовательно, кредит имеет денежную природу.

Потребность в кредите вызвана неравномерностью кругооборота индивидуальных капиталов. Он выступает в качестве формы разрешения противоречия между накоплением временно свободных денежных средств у одних экономических субъектов и потребностью в них - у других.

Банк как посредник аккумулирует временно свободные средства, формируя ссудный капитал, и предоставляет его во временное распоряжение тем лицам, которые испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на определенных условиях.

В основе условий кредитования лежат следующие принципы:

срочность;

возвратность;

платность;

обеспеченность кредита;

целевое использование.

Принцип срочности предполагает наличие в кредитных отношениях временного аспекта, т.е. между моментом выдачи ссуды и моментом ее погашения всегда существует определенный промежуток времени, фиксируемый в кредитном договоре.

Принцип возвратности исходит из того, что ссуда предоставляется на срок и должна быть возвращена заемщиком кредитору, а кредитором - банком своему вкладчику, поскольку банки в большей степени ссужают привлеченные средства - средства своих клиентов.

Платность кредитования обусловлена его целью - извлечением дохода.

Кредитор надеется получить процент на ссуженный капитал с учетом степени риска, а заемщик предполагает использовать заемный капитал так, чтобы извлечь доход, достаточный для выплаты процентов по ссуде и получения собственной прибыли.

Принцип обеспечения ссуды возник как способ снижения кредитного риска. Чтобы обеспечить возврат ссуд банки, как правило, требуют от своих клиентов материальных гарантий возврата ссуд. Если заемщик нарушает свои обязательства, банк имеет гарантийные права для возмещения своих убытков. Этот принцип имеет очень большое значение для российской практики кредитования в современных условиях.

Принцип целевого использования кредитных средств вытекает из той роли, которую кредит играет в экономической жизни. Роль кредита измеряется активностью его воздействия на хозяйственную жизнь страны, способностью стимулировать достижения высоких конечных результатов всех звеньев экономики. Предоставляя ссуду, банк должен быть уверен, что кредитный ресурс будет использован эффективно и возвращен в срок. Учет цели использования ссуды позволяет точнее просчитать риск и доходность по ссуде.

Роль кредита выражена в его функциях.

Функции кредита:

распределительная - распределение ссудного фонда страны на возвратной основе;

эмиссионная - создание кредитных средств обращения и замещение наличных денег;

контрольная - контроль за эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, ускорение технического прогресса. Реализуется путем контроля за состоянием заемщика, соблюдением принципов кредитования.

Кредитоспособность заемщика – это его способность полностью и в срок рассчитаться по ссудам.

Понятие кредитоспособности неоднозначно трактуется в разных источниках.

 Некоторые авторы смешивают понятия кредитоспособности и платежеспособности.

В пособии «Анализ экономической деятельности клиентов банка» платежеспособность и кредитоспособность рассматриваются с двух точек зрения. В одном случае по сравнению с кредитоспособностью платежеспособность рассматривается как более широкое понятие, обозначающее способность предприятия отвечать по всем своим обязательствам. В другом случае, кредитоспособность сводится «к ликвидности баланса, которая является одной из характеристик кредитоспособности ». [5]

Куштуев А.А. в статье «Использование показателей финансовой устойчивости при анализе кредитоспособности клиентов банка» пишет, что платежеспособность – это способность предприятия погашать все виды обязательств и задолженности, а кредитоспособность характеризуется возможностью предприятия погашать кредитную задолженность.

Реально характеристика кредитоспособности должна быть несколько иной по сравнению с платежеспособностью, так как погашение ссуд возможно за счет выручки от реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде, за счет средств Гаранта (Поручителя) или страхового возмещения в случае страхования риска не возврата ссуды.

Но в любом случае изучение кредитоспособности предполагает качественную оценку потенциального заемщика, проводимую до принятия решения вопроса о возможностях и условиях кредитования, и позволяет предвидеть вероятность своевременного возврата ссуд и их эффективное использование.

При оценке кредитоспособности банки принимают во внимание следующие факторы:

1.1. дееспособность заемщика – изучение сведений об учредителях,. руководстве компании, оценка общей информации о компании (дата учреждения, организационно – правовая форма, уставный капитал, основные виды деятельности);

1.2. репутацию заемщика (данные об участии анализируемой компании в судебных процессах, арбитражах, наложенных штрафах);

1.3..конъюнктуру рынка (условия сбыта, конкуренция в отрасли, где работает фирма, то есть анализ внешних факторов);

1.4..способность компании получать доход – одно и


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.