Структура, стадии, виды и типы конфликтов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Структура, стадии, виды и типы конфликтов

2020-04-01 145
Структура, стадии, виды и типы конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Природа конфликта

1 Структура, стадии, виды и типы конфликтов

2 Педагогическая конфликтология

Глава 2. Психологические особенности подросткового возраста

1 Общение, самооценка, учеба

2 Проблемы подросткового кризиса

Глава 3. Технология работы с подростками

Заключение

Список литературы


Введение

 

Современное общество характеризуется сложной системой взаимоотношений, направленных на достижение определенных целей. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты. Сами по себе конфликты являются естественным механизмом, что говорит об их относительной безвредности для человека. Однако в определенных случаях конфликты могут нанести вред психике человека, его материальному и духовному миру. Поэтому важно изучение конфликтов, их типов, структуры, особенностей протекания, степени выраженности, путей разрешения и т.д. Актуальность темы моей курсовой работы, я вижу в получении максимально полной информации о конфликте, для нахождения наиболее рациональных способов их разрешения.

 


Глава 1.Природа конфликта

Структура, стадии, виды и типы конфликтов

 

Конфликт (от. лат. Соnflictus - столкновение) - это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворения интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.

Когда взаимоотношения с другими людьми складываются прекрасно, нас мало заботит, как и почему это происходит. Однако в случае разногласий, непонимания, раздоров мы сразу начинаем искать ответы на вопросы: что происходит, в чем причина, как же быть дальше. Неудивительно, что в недрах социальной психологии родилось отдельное направление - конфликтология и сейчас она довольно быстро развивается и вызывает большой интерес не только у психологов.

Не всякая ссора - конфликт.

На уровне житейских представлений слово "конфликт" часто употребляется в одном ряду с такими словами, как "ссора", "разногласие", "непонимание", "напряжение", "размолвка". Толковый словарь русского языка чуть более строг в формулировке данного понятия: столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Научное определение, предложенное психологами, еще больше сужает его значение: это вид отношений - межличностных, личности и группы, межгрупповых, - в основе которых лежит объективное несовпадение и даже противоречие целей, интересов, мнения участников. Отсюда следует, что конфликт всегда имеет под собой некое основание, реальную причину, от которой нельзя просто отмахнуться. Спор можно прекратить, если он надоел, ссору - остановить, предпочтя "худой мир".

Конфликт можно только решить, т.е. провести специальную работу по выяснению противоречащих друг другу интересов и поиску решения, приемлемого для обеих сторон.

Это порой совсем не просто. Противоречие интересов, приведшие к конфликту, присутствует в сознании его участников в виде эмоций, переживаний. Они даже не всегда отдают себе отчет в наличии такого противоречия, но о его существовании сигнализируют чувства: раздражение, напряжение, беспокойство, злость, обида на себя, собеседника или ситуацию в целом. Чувства захлестывают людей, мешают объективно видеть ситуацию, понять суть происходящего.

Конфликты очень разнообразны по своей форме и содержанию: международный политический и конфликт поколений, противоречие интересов, возникшие на кухне в коммунальной квартире, и конфликт двух влюбленных... Однако есть и объединяющие их признаки. Прежде всего, это структура конфликта и динамика его развития. То есть каждый конфликт содержит "базовый" набор необходимых компонентов, и каждый в своем развитии проходит, в более или менее развернутой форме, определенные стадии.

Структура конфликта

Любой конфликт имеет свой объект - предмет, из- за которого, собственно, и возникло разногласие, а также стороны. Их как минимум две, и обе претендуют на обладание объектом (если это материальный предмет) или на его однозначное определение (если это идея, мнение, суждение). Так, в любовном треугольнике два человека одного пола противостоят друг другу в стремлении добиться благосклонности третьего - предмета своей страсти. Конфликт во властных структурах может возникнуть, если существует несколько желающих занять один и тот же пост.

Каждая сторона конфликта придерживается определенной позиции -более или менее соответствующего реальности объяснения того, почему ей столь важно обладать объектом конфликта или принять именно такого его определение. Ситуация осложняется тем, что стороны порой имеют две позиции: внешнюю, которая открыто декларируется, и внутреннюю, которой в действительности руководствуются, но по какой - то причине скрывают от своих оппонентов (а иногда и от себя самого). Внутренняя позиция - это и есть объективные, реально существующие интересы, потребности человека, их то он и пытается удовлетворить в процессе конфликта. В частности, молодой сотрудник открыто конфликтует со своими начальником, заявляя, что ратует за интересы дела и не согласен с устаревшими взглядами руководства. Реальными же, внутренним, мотивом его действий может быть желание самому занять начальственное кресло. Стадии конфликта

В своем развитии каждый конфликт, так или иначе, проходит четыре стадии: возникновение противоречия, инцидент, конфликтные действия сторон, исход (завершение) конфликта.

На первой стадии конфликт еще не осознается участниками, однако в отношениях уже существует его зародыш. Например, в школьный класс, со сложившийся структурой отношений, своими признанными лидерами и авторитетами, приходит новый ученик. Он тоже привык, что к нему прислушиваются, что его мнение значимо, и при этом у него, вполне вероятно, в чем - то иная система ценностей, собственные взгляды. Пока не возникло реальных разногласий между ним и новыми одноклассниками, однако они неизбежны. Рано или поздно люди, чьи интересы противоречат друг другу или пересекаются, столкнутся с инцидентом - реальной ситуацией, которая со всей очевидностью продемонстрирует наличие проблемы. Суть ее может быть еще неясна, но возникают напряженность, размолвки, взаимное непонимание.

Хелена Кориелиус и Шоана Фэйр выделяют пять различных "сигналов" конфликта.

Недоразумение становится результатом неверного истолкования слов и поступков, срывов договоренностей из-за отсутствия взаимопонимания. Если подобное случается часто, это может свидетельствовать о неосознанном конфликте, взаимной неприязни, нежелании договариваться и принимать во внимание чужие интересы.

Напряжение обнаруживается в негативных установках и предвзятом мнении, искажающих восприятие слов поступков партнера. Тогда во всех его действиях и репликах начинают находить скрытый смысл, нечестность, корысть, "камень за пазухой".

Неосознанное пока противоречие способно выражаться в виде дискомфорта - чувства неудобства, часто даже физиологического. Скованность, зажатость, учащенное сердце биение или зябкость - есть интуитивное ощущение того, что отношения потеряли свою "прозрачность" и доверительность.

В случае кризиса происходит временный или окончательный разрыв отношений. Люди перестают разговаривать, расстаются, разъезжаются, ставят свои рабочие столы так, чтобы сидеть спиной друг другу.

Наконец, стычки и ссоры, возникающие многократно по самым разным поводам - от досадных мелочей до серьезных вопросов, когда каждый разговор порождает разногласия, перерастает в агрессивный спор, явно свидетельствует о наличии конфликта.

Очень много в конфликте определяется и решается на третей стадии конфликтных действий. Они направлены на завоевание объекта, из -за которого разгорелся конфликт, но в то же время участники всегда вольно или невольно задевают интересы, самооценку, безопасность друг друга, в результате чего их отношения заметно обостряются. Это самая бурная, драматичная и вместе с тем очень важная стадия конфликта. Как правило, именно на данном этапе люди начинают осознавать: нужно что - то делать для того, чтобы изменить ситуацию. И обычно видят единственный приемлемый способ завершить конфликт - добиться своих целей, победить оппонента. В этом и состоит главная ошибка, приводящая к затягиванию противостояния и нарастанию напряженности. Хотя в какой-то момент силовое давление способно принести результат, противоречие интересов, лежащее в основе конфликта, никуда не исчезает и со временем обязательно проявляется, причем в еще более тяжелой форме и с еще большей силой.

Если говорить о столкновении интересов народов или стран, подобный подход в будущем может привести к войне, если же это конфликт между близкими людьми, ценой победы может стать потеря теплых, доверительных отношений. Именно в этом суть конфликта: любая победа временна, долгосрочно только решение.

На стадии конфликтных действий чаще всего происходит значительное расширение конфликтной зоны. Изначальное противоречие, нередко довольно малозначительное, распространяется уже на в за и моотношен ия в целом: "Что там работать вместе, я даже видеть его не хочу!". Так, конфликт, касающийся разногласий с родителями мужа или жены, плавно распространяется на интимные отношения (очень часто они страдают первым), на воспитание детей, проведения свободного времени. Кроме того, в конфликт вовлекаются другие люди - противостояние двоих почти всегда перерастает в межгрупповой конфликт, ведь каждый оппонент организует себе группу поддержки. Впрочем, новые участники обычно не вполне сторонние люди. Период открытого противостояния многое ставит на свои места - выявляет интересы, скрытые за внешними позициями сторон, и заставляет заявить о себе всех заинтересованных лиц. Например, бабушка вмешивается в конфликт между ребенком и отцом и -за плохих оценок или невыполнения домашних обязанностей, желая подчеркнуть родительскую несостоятельность сына или зятя, укрепить собственное положение в семье. В конфликте двух сотрудников могут принять участия лично заинтересованные в его исходе начальник или работники соседнего отдела.

Будучи драматичной и напряженной, третья стадия длится недолго: позиции заявлены, отношения обострены, эмоции выплеснуты - и конфликт вступает в завершающую стадию исхода. То, каким он будет, зависит от направления усилий, выбранного участниками.

Типы конфликтов

Многообразие видов и проявлений конфликтов обусловлено многообразием форм организаций жизнедеятельности общества.

Определения основных видов социальных конфликтов зависит от того, что будет взято за основание квалификации. Если рассматривать сферы общественной жизни, то можно говорить о политических, идеологических, межнациональных конфликтах, о конфликтах в сфере труда, культуры, в семейно - бытовых отношениях и т.п.

Если в качестве основания выбрать особенности сторон, участвующих в конфликте, то можно выделить конфликты межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними и большими социальными группами, межгосударственные конфликты.

На этом основании выделяется особая группа конфликтов -внутриличностные.

Наиболее часто встречается и легко объясняется типология, основанная на выделении субъектов конфликта и сфер их проявления.

Так, например, известный американский психолог Мортон Дойч предложил свою классификацию конфликтов.

Подлинный конфликт - результат столкновения интересов, например борьбы за право обладания чем-либо или разного отношения к каким - либо жизненным ценностям. Люди могут конфликтовать из-за власти, денег, должности, собственности и т.д. А могут расходиться в оценке событий или поступков. Особенность подлинного конфликта в том, что противоречие воспринимается в полном соответствии с его сутью. Распространенный пример- любовный треугольник, когда все участники понимают невозможность принять безболезненное решение.

Разновидность данного конфликта - случайный (условный) конфликт. Он характерен для ситуаций, где сформировалось реальное противоречие, которое без труда устраняется, но люди, "зацикленные" на нем, этого не видят. Так, порой несколько человек решительно намериваются сесть на один тот же стул, в упор не замечая другие, стоящие неподалеку. Смещенный конфликт отличается тем, что реальное противоречие проявляется в каких--несвязных с его содержанием отношениях. Например, довольно частое глубокое несходство позиций мировоззренческого характера воспринимается людьми как эмоциональная несовместимость. Нередко говорят: "Я его (её) не перевариваю", не желая вдаваться в истинные причины подобного положения. Скрытый, или латентный, конфликт представляет собой ситуацию, когда противоречие существует, но не осознается людьми. При ложном - все на оборот: конфликтуют без реального столкновения интересов, так сказать, "из любви к искусству". Существует взаимосвязь конфликтов между собой, конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа.

Конечно, подобная классификация, как и всякая попытка расчленить социальные явления, условия. В реальной жизни все взаимосвязано.

Проблема типологии конфликтов всегда будет занимать одно из центральных мест в анализе конфликтных ситуаций, поскольку это имеет теоретическое и практическое значение. Дело в том, что методы регулирования конфликтных ситуаций очень часто напрямую зависят от типа конфликта. Он может изначально задавать стратегию и тактику регулирования конфликтной ситуации, способы поведения и формы борьбы, избираемые субъектами - сторонами конфликта.

 

Общение, самооценка, учеба

 

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в предподростковом периоде развития (приблизительно - 10-11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (примерно 11-14 лет).

Отрочество - этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет, совпадающий в современной российской школе со временем обучения детей в V-VIII классах школы. Понятие отрочество объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый период.

Основная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Нередки, например, случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности - ребенок.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность отношения подростка ко взрослым. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не сколько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Отрочество - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии - способности делать предметом своей мысли саму мысль, - дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания.

Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, он непосредственной памяти к логической. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд последовательных изменений: для детей 11 лет, часто на протяжении всего VI класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с УТТ класса, школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Сложность периода как раз в том, что в нем совершаются укачанные изменения, причем у разных детей они осуществляются в разные сроки и по-разному. Вместе с тем решающее влияние на эти изменения оказывают особенности учебной деятельности школьника, причем не только то, как она организованна взрослыми, но и то, насколько она сформирована у самого подростка.

Организация учебной деятельности в средних классах - учебные программы, система подачи программного материала и контроля его усвоения в рассматриваемый период - должны обеспечить её направленность на формирования теоретического рассуждающего мышления.

Динамический характер развития, то, что теоретическое, рассуждающее мышление в этот период активно формируется, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт - с другой, приводят к тому, что, построив какую-либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может и должна привести к желаемым для него результатам.

Все это порождает ряд специфических особенностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на других сторонах его жизни. В нравственном развитии с этим связаны, например, появляющийся в данный период возможность сопоставлять разные ценности, делать выбор между разными моральными и, как следствие этого, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремление обсуждать простые, порой достаточно ценные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, Я - концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости Я - концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнение себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы "извне", сопоставляет себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда "извне" на собственный взгляд - "изнутри". Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я - идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становятся подлинной основой Я - концепции школьника.

Чувство принадлежности к "подростковой общности" и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующееся у него нормы и ценности.

Напомним, что современные теории возрастного развития содержат представления о том, что каждый его этап ставит перед человеком особые, только данному этапу присущие проблемы. То, чему человеку предстоит научиться, чем предстоит овладеть, что предстоит выработать, называется -задачами развития. Возрастные задачи развития -это достижения, которые человек должен приобрести на протяжении определенного этапа, чтобы полноценно прожить его и иметь возможность конструктивно развиваться в дальнейшем. Поэтому описание каждого возрастного периода начнем с перечисления таких задач, а в изложении обращаю особое внимание на те, в решении которых участие психолога в это время особенно важно. Постоянно, однако, надо иметь в виду указанную выше значительную асинхронностью развития, многообразие форм и условий обучения в период отрочества, а также то, что многие из указанных направлений работы должны осуществляться на протяжении всего периода.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель - учителя-предметники, часто к кабинетной системе. То, что переход этот совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития, благоприятно для адаптации школьника к новым учителям, новым условиям.

Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Это наблюдается даже в тех школах и гимназиях, где детей с самого начала обучают учителя-предметники и где видимых изменений в жизни детей не происходит. Центральное место занимает, во-первых, сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Несмотря на то, что и ранее дети изучали разные предметы, именно при переходе в среднюю школу они начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений также является зримым внешним показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о "доброй" математичке или "вредном" историке. Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогами.

Желание хорошо учится, делать все так, чтобы взрослые были довольны, "не огорчались и не переживали", "радовались", "чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала" - достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, определенное "разочарование" в школе сменяются ожиданием перемен, дети ждут, что им станет в школе интересно.

Вместе с тем учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Это может затруднять адаптацию детей к средней школе. Возросшие требования зачастую оказываются не по силам пятиклассникам. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, "прилипчивость" к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны.

Поэтому психолог должен, прежде всего обратить внимание учителей на возрастные особенности детей. Опыт показывает, что педагоги и родители зачастую одновременно "овзросляют" пятиклассников, считая, что они должны быть самостоятельными, организованными, и подчеркивают их "детскость", что создает двойственность, противоречивость отношений и системы требований, которая усваивается школьниками, быстро научающимися манипулировать взрослыми с помощью этой двойственности.

В это время у школьников очень сильно выражено эмоциональное отношение к учебному предмету. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему (Дубровина И. В., 1991). Такое отношение к собственным возможностям создаёт благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания.

Рассмотрим причины трудностей в учении учащихся V и более старших классов средней школы.

Прежде всего это причины, связанные с недостатками учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов: значительные пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, а также несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков. Следует отметить, что внешняя картина проявления этих недостатков может напоминать интеллектуальные нарушения, вплоть до легкой степени умственной отсталости. Основная работа психолога с такими детьми может быть связана преимущественно с помощью педагога в определении и ликвидации пробелов.

Следующая группа причин - уже собственно психологических -связана с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций - анализа, синтеза, плохого речевого развития, недостатков внимания и памяти.

Для развития мышления и речи учащихся V классов необходимо использовать специальные программы, состоящие из наборов упражнений, формирующих такие существенные интеллектуальные умения, как понимание смысловой стороны речи, возможность прогнозирования содержания, развитие семантического анализа слов и предложений и др. Школьники 10-12 лет очень интересуются способами развития внимания и памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других. Это создает благоприятные возможности для специальных занятий по развитию и коррекции внимания и памяти.

Поскольку в жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, развитие внимания первоначально лучше проводить на неучебном материале и в ситуации, отличной от учебы. Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, устойчивости к помехам (модифицированная таблица Горбова - Шульте), зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества троллейбусов и предметов синего цвета) и т. п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста. Вместе с тем важно иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную задачу. Поэтому необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приблизить ситуацию к учебной, поставив это как специальную задачу.

Неуспеваемость школьника может быть связана с особенностями учебной мотивации подростков. Такие случаи являются особенно сложными.

И, наконец, причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности - нежелание, "невозможность", по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься. Ориентировочную программу занятий в этом направлении можно найти в книге "Самопонимание, самовоспитание... подростка" (1995). Необходимо подчеркнуть, что занятия эти чрезвычайно трудоемки и перенос навыков, сформированных на неучебном материале, на учебу особенно затруднён. Хотя 10-12 летние школьники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает. Поэтому такую работу желательно сопровождать формированием и тренировкой применения экономных способов, позволяющих школьнику более продуктивно справляться с повседневными обязанностями. Важно организовать эту работу таким образом, чтобы школьник понял, что предлагаемые способы деятельности лучше, эффективнее, и захотел овладеть ими.

Все указанные причины нередко выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации, и требуют обычно совместной активной работы не только психолога и педагога, но и родителей, а главное - самого подростка по преодолению неуспеваемости.

Значительные сложности при её осуществлении связаны с тем, что в подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно-высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощность и др.). Работа с этими нарушениями должна обязательно включаться как особая задача в программу преодоления неуспеваемости и конфликтных ситуации между учителем и обучающимися.

Заключение

 

Таким образом, я в своей работе показала, что конфликты в общении имеют самое широкое значение в жизни общества. Конфликты встречаются везде: в автобусе, на занятиях, на работе, на улице и так далее. Результатом конфликта могут послужить какие-то физические вмешательства, зарождением конфликтов или причиной является определенный мотив, тот, что и подтолкнул человека к таким действиям.

Исходя из выше сказанного, можно заключить, что лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения. От этого зависит и "окрашенность" конфликта, т.е. какую роль (положительную или отрицательную) сыграет он на взаимоотношениях коллектива, группы, личности подростка.

В основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям и социальные педагоги не должны "бояться" конфликтов, а понять природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

Понимание причины возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений, а также соответствующих личностных качеств: понимание, любовь к детям, квалификация.

Практическая готовность педагога к разрешению конфликтов среди подростков представляет собой интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивапионно-ценностный и операттионно-исполнительский компоненты.

Процесс формирования практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапный и системно-организованный

характер, что соответствует функциям социального педагога. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями.

Таким образом, подводя итог курсовой работы еще раз хотелось бы отметить: 1. Важность подросткового возраста для всего развития личности. 2. Необходимость продолжения исследований о конфликтах и конфликтных ситуациях в практической деятельности. 3. Применение теоретических знаний в работе с подростками, реальные методические рекомендации по сглаживанию конфликтов: беседа.

Но хотелось бы заметить, что в каждом конкретном случае конфликта социальный педагог принимает свое своеобразное решение, используя комплекс средств и приемов, исходя из своей индивидуальности и индивидуальных особенностей подростков.

 


Список литературы

1. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов - М., 1995

.   Выготский Л.С. психология искусства. - М., 1968

.   Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского // В 4-х книгах. - М., 1994

.   Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах - М., 1976

.   Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. В 8-ми томах. - Т. 1. - М., 1984. - С. 267-330

.   Психология (словарь). Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - М., 1990. 2-е изд. - 494с.

.   Рыбакова М.М. Конфликт взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991

.   Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников. Автореф. дисс. канд. псих. наук. - М., 1992

.   Фишер Р., Юрий У. Путь к согласию или переговоры без поражения - М., Наука, 1990 - 158с.

.   Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. - М., 1987

.   Шумилин Е.А., Шендрик И.Г. Конфликты в старшем школьном возрасте // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 111-119

.   Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики.- М., 1982

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Природа конфликта

1 Структура, стадии, виды и типы конфликтов

2 Педагогическая конфликтология

Глава 2. Психологические особенности подросткового возраста

1 Общение, самооценка, учеба

2 Проблемы подросткового кризиса

Глава 3. Технология работы с подростками

Заключение

Список литературы


Введение

 

Современное общество характеризуется сложной системой взаимоотношений, направленных на достижение определенных целей. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты. Сами по себе конфликты являются естественным механизмом, что говорит об их относительной безвредности для человека. Однако в определенных случаях конфликты могут нанести вред психике человека, его материальному и духовному миру. Поэтому важно изучение конфликтов, их типов, структуры, особенностей протекания, степени выраженности, путей разрешения и т.д. Актуальность темы моей курсовой работы, я вижу в получении максимально полной информации о конфликте, для нахождения наиболее рациональных способов их разрешения.

 


Глава 1.Природа конфликта

Структура, стадии, виды и типы конфликтов

 

Конфликт (от. лат. Соnflictus - столкновение) - это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворения интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.

Когда взаимоотношения с другими людьми складываются прекрасно, нас мало заботит, как и почему это происходит. Однако в случае разногласий, непонимания, раздоров мы сразу начинаем искать ответы на вопросы: что происходит, в чем причина, как же быть дальше. Неудивительно, что в недрах социальной психологии родилось отдельное направление - конфликтология и сейчас она довольно <


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.