Глава 3. Технология работы с подростками — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 3. Технология работы с подростками

2020-04-01 125
Глава 3. Технология работы с подростками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие технологии отражает направленность прикладных исследований на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности, интенсивности, инструментальности, технической вооруженности. Отличие педагогических технологий от других обусловлено спецификой предметной области.

Выделяют социальные технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам и явлениям. Также существуют специализированные учреждения для детей и подростков, основной целью таких учреждений является социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.

Задачами учреждений для подростков являются:

·профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

·психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;

·формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

·выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

·психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

·содействие возвращению в семью;

·обеспечение возможности получить образование;

·забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:

· диагностическая работа;

· реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностике;

· постреабилитационная защита ребенка.

По мере перехода к подростковому возрасту, подразумевающему формирование новых потребностей, превалирование коммуникативной деятельности, общение со сверстниками, потребность познать себя, самоутвердиться, появляется необходимость выработать собственную точку зрения на те или иные явления и события.

Конечно, было бы ошибкой предполагать, что "трудный" подросток ввиду своего отягощенного психического развития склонен выбирать в качестве новых потребностей только "дурное" и "плохое". Однако, как правило, они подбирают себе компанию друзей, в общении с которыми (в отличие от школы и семьи) можно самоутвердиться, получить определенный статус, ощутить (наконец-то) уважение к себе,

С началом доминирования у подростков ценностей такой группы неизбежными становятся его конфликты с педагогами, родителями, соседями, Педагогическая неграмотность родителей, убежденных, что лучшее средство воспитания - грубая ругань, рукоприкладство и вызов участкового, препятствует удовлетворению истинных интересов, эмоциональных запросов подростка. конфликт учеба кризис подростковый

Быстрое формирование отклоняющегося поведения объясняется свойственными подросткам лабильностью, возбудимостью, "эффектом толпы", которые крайне ускоряют формирование признаков гедонизма, стремление жить беспечно, шумно и весело. Пристрастие к алкоголю и наркотикам, бездумное участие в уличных драках компенсируют подростку все ущемления и притеснения, которые он претерпевает в повседневной жизни.

Однако участие в драках и совершение других мелких правонарушений, все более принимающих характер привычки, неизбежно начинают вызывать личностные изменения, которые в группе развиваются гораздо быстрее,- подросток склонен демонстрировать эти патологические изменения задолго до истинного их появления, следуя требованиям и кодексам группы. У подростка, личность которого еще не сформирована, негативный опыт вызывает подлинные отклонения, склонность к правонарушениям. На развитых стадиях девиации и дезадаптации наблюдаются искажение и глубокая деформация личности делинквента, который опускается до самого примитивного состояния. Таким образом, дезадаптация не является врожденной и не возникает неожиданно.

В отечественной и зарубежной науке накоплен большой объем данных, убедительно свидетельствующих о том. что на формирование дезадаптации оказывают влияние следующие факторы:

· запущенность как следствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостатка внимания к ребенку;

-деприваттия как результат полного отсутствия со стороны родителей теплых, близких отношений с ребенком, необходимых для его полноценного развития:

· фрустрация, обусловленная тем, что очень часто удовлетворению жизненно важных потребностей ребенка препятствуют непреодолимые трудности;

- внутренний конфликт, возникающий после первых тревожных факторов, определяющий формирование комплекса личностных проблем как препятствий для нормального мироощущения в сфере общения и деятельности, взаимоотношений с людьми.

Неразрешимость внутренних противоречий с близкими людьми и "значимыми другими" трансформируется сначала в отчуждение, затем в конфронтацию и, наконец, в постоянную готовность к столкновению,

Однако участие в драках и совершение других мелких правонарушений, все более принимающих характер привычки, неизбежно начинают вызывать личностные изменения, которые в группе развиваются гораздо быстрее,- подросток склонен демонстрировать эти патологические изменения задолго до истинного их появления, следуя требованиям и кодексам группы. У подростка, личность которого еще не сформирована, негативный опыт вызывает подлинные отклонения, склонность к правонарушениям. На развитых стадиях девиации и дезадаптации наблюдаются искажение и глубокая деформация личности делинквента, который опускается до самого примитивного состояния. Таким образом, дезадаптация не является врожденной и не возникает неожиданно.

В отечественной и зарубежной науке накоплен большой объем данных, убедительно свидетельствующих о том. что на формирование дезадаптации оказывают влияние следующие факторы:

· запущенность как следствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостатка внимания к ребенку;

-деприваттия как результат полного отсутствия со стороны родителей теплых, близких отношений с ребенком, необходимых для его полноценного развития:

· фрустрация, обусловленная тем, что очень часто удовлетворению жизненно важных потребностей ребенка препятствуют непреодолимые трудности;

- внутренний конфликт, возникающий после первых тревожных факторов, определяющий формирование комплекса личностных проблем как препятствий для нормального мироощущения в сфере общения и деятельности, взаимоотношений с людьми.

Неразрешимость внутренних противоречий с близкими людьми и "значимыми другими" трансформируется сначала в отчуждение, затем в конфронтацию и, наконец, в постоянную готовность к столкновению,

которые различаются способами, степенью интенсивности, длительности и открытости противостояния.

Педагог и психолог, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения

в поведении подростка, должен избрать главным объектом своего внимания вовсе не правонарушения и даже не дезадаптацию, а причины их

возникновения, в том числе социально- психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, часто примитивный, криминальный, а значит, асоциальный. При этом главное внимание надо уделять тому периоду жизни ребенка, в течение которого формируются его личность круг нравственных интересов, сфера межличностных отношений.

Иначе говоря, начинать надо с определения психологических, педагогических, социальных причин как факторов деформации личности, обуславливающих дальнейшую дезадаптацию, а не сосредоточивать все внимание только на борьбе (при этом заведомо бесплодной) с ее многочисленными последствиями (перекрывая, например, пути распространения алкогольной продукции, удаляя из продажи видеофильмы, культивирующие секс и насилие, и т.д.). Непродуктивно строить приюты для бездомных и колонии для малолетних преступников, забывая, что корни зла - отсутствие у них представлений о родительской любви и добре, наличие у них комплекса проблем, оставшихся неразрешимыми и ищущих выхода в стремлении к суррогатной и легкой жизни.


Заключение

 

Таким образом, я в своей работе показала, что конфликты в общении имеют самое широкое значение в жизни общества. Конфликты встречаются везде: в автобусе, на занятиях, на работе, на улице и так далее. Результатом конфликта могут послужить какие-то физические вмешательства, зарождением конфликтов или причиной является определенный мотив, тот, что и подтолкнул человека к таким действиям.

Исходя из выше сказанного, можно заключить, что лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения. От этого зависит и "окрашенность" конфликта, т.е. какую роль (положительную или отрицательную) сыграет он на взаимоотношениях коллектива, группы, личности подростка.

В основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям и социальные педагоги не должны "бояться" конфликтов, а понять природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

Понимание причины возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений, а также соответствующих личностных качеств: понимание, любовь к детям, квалификация.

Практическая готовность педагога к разрешению конфликтов среди подростков представляет собой интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивапионно-ценностный и операттионно-исполнительский компоненты.

Процесс формирования практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапный и системно-организованный

характер, что соответствует функциям социального педагога. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями.

Таким образом, подводя итог курсовой работы еще раз хотелось бы отметить: 1. Важность подросткового возраста для всего развития личности. 2. Необходимость продолжения исследований о конфликтах и конфликтных ситуациях в практической деятельности. 3. Применение теоретических знаний в работе с подростками, реальные методические рекомендации по сглаживанию конфликтов: беседа.

Но хотелось бы заметить, что в каждом конкретном случае конфликта социальный педагог принимает свое своеобразное решение, используя комплекс средств и приемов, исходя из своей индивидуальности и индивидуальных особенностей подростков.

 


Список литературы

1. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов - М., 1995

.   Выготский Л.С. психология искусства. - М., 1968

.   Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского // В 4-х книгах. - М., 1994

.   Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах - М., 1976

.   Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. В 8-ми томах. - Т. 1. - М., 1984. - С. 267-330

.   Психология (словарь). Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - М., 1990. 2-е изд. - 494с.

.   Рыбакова М.М. Конфликт взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991

.   Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников. Автореф. дисс. канд. псих. наук. - М., 1992

.   Фишер Р., Юрий У. Путь к согласию или переговоры без поражения - М., Наука, 1990 - 158с.

.   Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. - М., 1987

.   Шумилин Е.А., Шендрик И.Г. Конфликты в старшем школьном возрасте // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 111-119

.   Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики.- М., 1982


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.