Цена строительных услуг и ресурсов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Цена строительных услуг и ресурсов

2020-04-01 144
Цена строительных услуг и ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цена услуг и продуктов в условиях рынка является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на экономическое положение фирмы. Все основные показатели производственной деятельности фирмы (объем капитальных вложений, себестоимость продукции, производительность труда и др.) связаны с ценами и зависят от них. Цена является основой планирования и финансирования капитальных вложений, расчет эффективности инвестиционных проектов, организации внутрипроизводственных экономических отношений, оценки итогов деятельности фирмы, исчисления экономического эффекта от внедрения новой техники.

Цена влияет на развитие строительного производства, повышение его эффективности через свои функции. Главная функция цены - это количественное выражение стоимости создаваемой строительной продукции. Тем самым, как измерительный инструмент, цена определяет затраты общественно необходимого труда по организации материальных процессов и финансовых операций. Кроме того, она выполняет и стимулирующую функцию по снижению трудовых, материальных и денежных затрат в строительстве и повышению его эффективности. В основном, используются следующие формы цен: прейскурантные оптовые цены; максимальные и договорные. [5]

Прейскурантная цена - это цена, основанная на общественно необходимых затратах труда и утвержденная государством. Это - «твердая» цена, действующая в виде прейскурантов на типовые здания и сооружения и на укрупненные элементы строительства. Под влиянием научно-технического прогресса и взаимоотношений в обществе, данные цены периодически пересматриваются.

Максимальная цена - это лимитная сметная цена отдельных зданий, сооружений и их комплексов: предприятий, массивов, поселков и т.п. Ее уровень во многом определяется проектными организациями и утверждается министерствами и ведомствами, выдавшими задание на проектирование. В процессе рабочего проектирования лимитные цены подлежат снижению.

Договорная цена представляет собой неизменяемую (стабильную) сметную стоимость строительной продукции в течении всего периода строительства, устанавливаемую заказчиком по договоренности с подрядчиком. Основой для установления договорных цен должны являться сметные расчеты или расчетная стоимость строительства, определяемая в составе технико-экономического обоснования и технико-экономического расчета. Договорные цены на строительную продукцию - важный элемент совершенствования хозяйственного механизма в строительстве на основе использования товарно-денежных отношений. [9]

 

Порядок формирования цены

 

Факторы, влияющие на установление цены:

·   издержки на изготовление и сбыт продукции;

·   конъюнктура целевого рынка и соотношение спроса и предложения на товар фирмы;

·   ценовая политика фирмы.

Первые два фактора учитываются при ценообразовании. Третий фактор реализуется в зависимости от целей ценообразования фирмы.

Цели ценообразования:

·   обеспечение определенного размера прибыли;

·   обеспечение определенного объема продаж;

·   сохранение существующего положения фирмы;

·   вытеснение конкурентов;

·   внедрение на рынке новой продукции;

·   завоевание лидерства по показателям качества.

Этапы ценообразования:

·   определение спроса;

·   оценка издержек и установление нижнего предела цены;

·   анализ цен и характеристик товаров конкурентов;

·   выбор методов ценообразования и оценка верхнего предела цены;

·   разработка це6новой политики;

·   установление цен на продукцию фирмы на конкретный период.

Стратегии ценообразования:

·   скользящая падающая цена;

·   долговременная цена;

·   цена сегмента рынка;

·   гибкая цена;

·   стратегии дифференцированного ценообразования;

·   стратегия ценовой дискриминации;

·   стратегии конкурентного ценообразования;

·   стратегия по «кривой освоения»;

·   стратегия сигнализирования ценами.

Скользящая падающая цена. Определяющим фактором при выборе такого подхода к установлению цен на свою продукцию является соотношение спроса и предложения. По мере насыщения рынка цена на изделия и услуги постепенно падает, особенно оптовые цены. Уже при составлении прогноза сбыта предприятию-изготовителю необходимо проанализировать темпы роста объема производства в отрасли в целом, сопоставить их с динамикой емкости рынка и определить затем, на какой процент предстоит снизить цены в предстоящий период, чтобы обеспечить устойчивый сбыт своей продукции.

Долговременная цена. При составлении прогнозов сбыта для таких изделий по такому сценарию цена является уже заранее заданной. Значительное снижение ее часто невозможно, да и не обязательно приведет к серьезному увеличению сбыта. Для увеличения прибыли при работе на таком рынке куда более важное значение приобретает поиск путей снижения издержек производства.

Цена сегмента рынка. Разные группы потребителей (например, по своему социальному статусу) платят за одни и те же изделия разную цену на рынке. Поэтому цена изделия может заметно меняться в зависимости от того, для кого оно предназначается. Для практического использования этого подхода к установлению цен прежде всего необходимо, что бы изделие можно было продать разным группам потребителей, что оно было адресовано разным сегментам рынка, чтобы сравнительно быстро и легко, с минимальными издержками можно было изменить соответствующим образом конструкцию и дизайн этого продукта, привести его в соответствие с нуждами и запросами конкретных групп потребителей. Есть еще одно обстоятельство, которое необходимо иметь в виду при использовании данного подхода к ценообразованию. Потребители на разных сегментах рынка, на которые ориентировано данное изделие, не должно конкурировать друг с другом. Иначе говоря, в расчет должны приниматься сравнительно изолированные группы людей.

Стратегия ценовой дискриминации. Согласно этой стратегии фирма предлагает в одно и то же время один и тот же товар (услугу) по разным ценам разным категориям покупателей. Поэтому речь и идет о ценовой дискриминации. Главное условие успешного применения данной стратегии: покупатели (клиенты) не должны иметь возможности перемещения из одного ценового канала в другой. Ценовая дискриминация предполагает установление различных отпускных цен на одно и тоже изделие или услугу вне зависимости от издержек. Ценовая дискриминация может выражаться в установлении более высокой цены для одной группы потребителей (на одном сегменте рынка), которые менее чувствительны к уровню цен, и более высокой цены - для другой. Естественно, что поставка одного и того же продукта в разные регионы сбыта по различным ценам ничего общего с ценовой дискриминацией не имеет.

Гибкая цена. Цены, которые устанавливаются в зависимости от характера конъюнктуры рынка на данный момент времени, называют гибкими. Использование такого подхода при установлении цен оправдано на таком рынке, где возможны сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие периоды времени. Используется этот период и тогда, когда нужно противостоять новым конкурентам, внедряющимся на рынок с использованием преднамеренно низкой цены (даже с ущербом для рентабельности их производства).

Стратегии дифференцированного ценообразования основана на неоднородности категорий покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам. Ценовая стратегия скидки на втором рынке основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке.

Стратегия конкурентного ценообразования строится на учете в ценах конкурентоспособности фирмы. Ценовая стратегия проникновения на рынок основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства.

Ценовая стратегия по «кривой освоения» базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При реализации ценовой стратегии по «кривой освоения» покупатели, приобретающие товар в начале делового цикла, получают внешнюю экономию по сравнению с последующими покупателями, так как первые приобретают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить. Необходимым условием для принятия данной стратегии являются сильное влияние опыта фирм и чувствительность покупателей к уровню цены. Обычно такие условия возникают на начальной стратегии производства товаров длительного пользования не первой необходимости, когда достаточно большое число конкурентов пытаются обеспечить себе сильное положение в долгосрочном периоде.

Ценовая стратегия сигнализирования ценами строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами.

Особенности ценообразования в строительстве:

.   Объекты строительства различаются по габаритам, площади, этажности, материалам конструктивных элементов. Это относится и к объектам, строящимся по типовым проектам, поскольку каждый из них зависит от местных условий, к которым они привязаны, не говоря уже об объектах, возводимых по индивидуальным проектам. Следовательно, практически каждое здание и сооружение имеет свою индивидуальную цену.

.   В строительстве (в отличии от промышленности) как правило устанавливаются цены не на законченный объект или отдельное сооружение, а в основном на отдельные единичные виды строительно-монтажных работ (СМР) или законченные элементы конструкции. Это обуславливается тем, что в процессе строительства объекта может принимать участие большое количество подрядных и субподрядных узкоспециализированных организаций, продукцией которых является не готовый к продаже объект, а выполняемые ими отдельные виды СМР. Цены за конечный объект, складывающаяся из стоимостей выполненных работ или стоимостей отдельных сооружений, имеет значение в основном для заказчика, инвестора или застройщика.

.   На цену строительных или монтажных работ значительное влияние оказывают применяемые строительные технологии и оборудования. Поэтому цена на один и тот же вид строительно-монтажной работы может быть различной у разных строительных организаций. На начальных этапах проектирования объекта при определении его стоимости закладываются усредненные (чаще всего нормативные) расценки, учитывающие сложившийся уровень цен на строительные материалы, действующий уровень заработной платы и наиболее распространенные строительные технологии.

.   Строительство отличается большой длительностью производственного цикла. Следовательно, проектная цена может не совпадать с фактической (особенно в условиях инфляции), что вызывает необходимость учитывать фактор времени при формировании цены в строительстве.

.   Строительная продукция отличается высокой материалоемкостью и значительными трудозатратами. В связи с тем, что цена в строительстве формируется не от реальной себестоимости, а от сметной стоимости, составляющие элементы цены могут и не отражать фактического уровня затрат на приобретение материалов и других ресурсов. Это обуславливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и трудовые ресурсы и определять, как их изменение влияет на себестоимость строительной продукции.

.   Формирование цены в строительстве осуществляется проектировщиком, заказчиком и подрядчиком, каждый из которых преследует собственные коммерческие цели. Поэтому окончательная цена на строительную продукцию является, по сути, компромиссной ценой между всеми субъектами строительного производства.

Механизм ценообразования в строительстве

Ценообразование - важнейший инструмент регулирования взаимоотношений между субъектами хозяйствования, от умелого использования которого зависит их экономическое благополучие. Действовавшая ранее система ценообразования в строительстве была основана на фиксированных оптовых ценах, тарифах на применяемую в строительстве продукцию. Она, в основном, отвечала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Такая система стала непригодна для условий рыночной экономики.

Цена - это отпускная стоимость товара (продукции, работы, услуги), стоимость товара в денежном выражении. Цена зависит от многих факторов: величины затрат, средней нормы прибыли и рентабельности производства, соотношения спроса и предложения на конкретный товар, покупательной силы национальной валюты и т.д.

Начиная, с 1991 года проводилась постоянная работа по совершенствованию механизма формирования цены на строительную продукцию. Концепцию ценообразования и системы расчетов в строительстве создавал Минский научно-технический центр АП «Белпроект», правопреемником которго является ОАО Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве (РНТЦ).

Система ценообразования в строительном комплексе классифицируется:

·   по составляющим ценам (прямые затраты, накладные расходы, плановые накопления);

·   по области применения цен (непосредственно в строительстве, в строительной индустрии).

Механизм ценообразования в строительстве учитывает индивидуальный характер строительной продукции и условия взаимодействия в инвестиционном процессе основных участников строительного процесса.

Проектные организации на основе системы нормативов и цен составляют сметные расчеты (сметы), а также определяют стоимость проектно-изыскательных работ.

Подрядные организации определяют для себя стоимость строительно-монтажных работ и реализуют по этой стоимости работы, с учетом прочих лимитированных затрат.

Заказчик оплачивает строительную продукцию по стоимости, включающей стоимость строительства, проектно-изыскательных работ, затрат на подготовку кадров, содержание дирекции строящегося предприятия, авторский надзор и госстройнадзор.

Сметная стоимость объекта - это цена отдельного объекта, определяемая сметой, составленной на основе проекта.

Цена строительной продукции - полная сметная стоимость, определяемая сводным сметным расчетом (строительно-монтажные работы, затраты на приобретение оборудования, инструмента, инвентаря и другие затраты, необходимые для функционирования объекта).

В процессе ценообразования в строительстве присутствуют два этапа, на которых происходит расчет цены: проектирование и строительство. На первом этапе определяется предварительная (базисная цена, цена инвестора (заказчика), договорная, контрактная и т.п.) цена, которая используется в договорных отношениях. При этом могут использоваться как различные укрупненные показатели (УСП, прейскуранты на потребительскую единицу и др.), так и сметные нормы и цены. Участие государства на этом этапе выражается в юридической регламентации процедур заключения контрактов, особенно в случаях, когда речь идет об использовании бюджетных инвестиций. Поэтому есть смысл в централизации и обобщении нормативной базы, используемой на том этапе.

На втором этапе, когда определяется фактическая цена (цена предложения, цена реализации), должна использоваться нормативная база конкретной подрядной организации (фирменные нормативы). Причем подрядчик имеет право использовать ресурсный метод для формирования стоимости работ.

Однако из специфических особенностей ценообразования в строительстве заключается в том, что нормативы (как государственные, так и предприятия) устанавливаются по видам работ на отдельные элементы цены.

Цена реализации строительной продукции определяется по общей формуле:

 

Ц = З + Пр + Нк,

 

Ц - цена реализации;

З - затраты;

Пр - прибыль;

Нк - косвенные налоги. [4]

В настоящее время формирование цен производится на основе «Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», введенных в действие с 11.02.1998 г., утвержденных Министерством экономики, Министерством статистики и анализа, Министерством финансов и Министерством труда и социальной защиты с последующими изменениями и дополнениями. Общая схема формирования стоимости произведенной продукции (работ, услуг) включает в себя три группы ценообразующих факторов:

·   полная себестоимость;

·   нормативная прибыль;

·   косвенные налоги (уплачиваемые за счет увеличения цены).

Затраты, образующие полную себестоимость продукции (работ, услуг) группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

·   материальные затраты (за вычетом возвратных доходов);

·   расходы на оплату труда;

·   отчисления на социальные нужды;

·   амортизация основных средств и нематериальных активов;

·   прочие затраты, которые включают оплату услуг связи, банков, процентов по краткосрочным кредитам, расходы на подготовку кадров, лизингу, по сертификации продукции, командировочные и представительские расходы, износ нематериальных активов, информационные, консультационные, аудиторские услуги и другие расходы неналогового характера, а также налоги и неналоговые платежи, включаемые в себестоимость работ в соответствии с налоговым законодательством.

Формирование нормативной прибыли (плановых накоплений) производится путем установления норматива от составляющих полной себестоимости. При этом возможны следующие варианты расчета норм плановых накоплений:

·   от основной заработной платы рабочих в составе прямых затрат (монтаж оборудования);

·   от суммы основной заработной платы рабочих и расходов на эксплуатацию машин в составе прямых затрат;

·   от суммы основной заработной платы рабочих и расходов на заработную плату машинистов в эксплуатации строительных машин в составе прямых затрат;

·   от прямых затрат;

·   от полной себестоимости (промышленность строительных материалов).

При расчете стоимости строительно-монтажных работ с 1993 года в соответствии с Постановлением Совета Министров применяются предельные нормы плановых накоплений от суммы основной заработной платы рабочих и эксплуатации машин и механизмов в составе прямых затрат. До этого плановые накопления рассчитывались в процентах от сметной себестоимости. В РФ нормы сметной прибыли рассчитываются в процентах от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы в затратах на эксплуатацию машин и механизмов.

Отпускная цена увеличивается за счет косвенных налогов, которые увеличиваются покупателем (заказчиком) в составе цены и перечисляются в бюджет продавцом (производителем, подрядчиком).

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.