Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей

2020-04-01 614
Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. Изобразительное искусство выражает также мысли художника, его отношение к изображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа.

Наряду с общими свойствами каждый вид изобразительных искусств имеет свои специфические особенности.

Графика (от греческого grapho – пищу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.

Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.

Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве.

Живопись требует, чтобы на нее смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры.

Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю "технику" рисунка.

Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графикепространство передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.

Цвет в графическом изображении используется, но он ограничен, условен.

Многими исследователями подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен дошкольнику. Ребенок осваивает карандаши, и с их помощью создает реальные образы. Линия, форма, цвет, композиция – эти средства выразительности доступны детям в рисовании. Изображение ребенок создает по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка.

Цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов.

Ребенок может нарушить пропорции частей, выделить отдельные детали, выразить движение, причем передача движения в рисунке наиболее сложна для дошкольника.

Композиция рисунка организуется ритмом, который уравновешивает все части, предметы, фигуры, цветовые контрасты. В процессе обучения дети начинают осваивать различные композиционные задачи, у некоторых детей появляется композиция по диагонали, по кругу, заслоняются предметы.

Степень выразительности рисунка зависит от того, развито ли у ребенка воображение, образное восприятие; она зависит также от особенностей обучения. 

Владимир Григорьевич Сутеев

Борис Александрович Дехтерёв

Юрий Алексеевич Васнецов

Николай Александрович Устинов

Виктор Александрович Чижиков

16. Содержание ознакомления детей с искусством книжной иллюстративной графики.

Графика (от греч. пишу, черчу), вид изобразительного иск-ва, использовавший в качестве изобразительных средств линии, штрихи, пята (цвет тоже может применяться, но в отличие от живописи играет вспомогательную роль.

Средства выразительности: линия, пятно, точки, штрих, контур, тон, цвет, фон.

Эста́мп— произведение печатной графики растиражированное во множестве экземпляров. (ценятся первые 10).

Гравюра – изображение полученное в результате оттиска на бумаге с печатной формы.

Виды гравюры:

Плоская - рисунок и фон находятся на одном уровне.

Выпуклая - краска покрывает поверхность рисунка, рисунок выше уровня фона.

Углубленная – рисунок ниже уроне фона.

Альграфия – тоже самое, что и литография только вместо камня используется аллюминивая пластина.

Ксилография – гравюра на дереве.

Линогравюра – гравюра на линолеуме.

Офорт – гравюра на металле.

Литография – гравюра с оттиска рисунка нанесенное на литографский камень.

Экслибрис - книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.

Лубок – вид изо которому свойственно доходчивость и емкость образа. Лубок наз. также народной (фольклерной) картинкой и связывают с раскрашенными графическими изображениями.

Виды графики:

•     Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)

•     Плакат - лаконичное броское изображение рассчитанное на всеобщее внимание и как правило сопровождаемое текстом. Большое значение имеет цвет и символика.

•     Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)

•     Журнальная и газетная графика

•     Компьютерная графика

•     Промышленно – прикладная графика

•     Газетно-журнальная

Карикатура – резкая насмешка.

Дружеский шарж – дружеская, мягкая насмешка.

Материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, карандаш, фломастеры, тушь, сангина, соус, уголь.

 В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой знакомя детей с творчеством художников - иллюстраторов, педагоги стремятся показать им, что хотя птицы и животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны дошкольникам потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. С творчеством этих больших мастеров дети знакомятся во всех возрастных группах детского сада.

 

«Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по иллюстрации, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

 

«Рассматривая иллюстрации с младшими дошкольниками, мы наблюдаем, как радостно, с улыбкой они воспринимают петушка и лучистое солнышко. Но как быстро меняется у ребят настроение, когда они видят козу с козлятами и прячущегося за деревом волка! Переживали дети и за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотели ей помочь. Всматриваясь в иллюстрацию, дети находили новые интересные подробности. Костя заметил, что мышата прибежали на пожар, а помочь кошке не могут. «Даже воды с собой не захватили. Разводят лапками, и все!» -- с огорчением отметил он. «Я боюсь, сказала Оля,-- что курица разольет воду. Она очень быстро бежит».

 

Во второй младшей группе мы знакомим детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и музыкальных. Например, рассказывая детям сказку Л. Н. Толстого «Три медведя», мы показывали иллюстрации Ю. А. Васнецова к ней. Иллюстрацию к потешке «Петушок» использовали несколько раз: на занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности, а также на музыкальном занятии при пении песенки про петушка. Благодаря проведенной работе яркий, выразительный образ петушка стал близок и понятен детям. Они с интересом всматривались в иллюстрацию, подражали действиям петушка, спрашивали у воспитателя, кто живет за тем лесом, который художник изобразил вдалеке. Оля сказала, что за лесом находится деревня и там живут дедушка с бабушкой. А Вове этот лес показался темным и страшным, и он решил, что там живет Баба Яга.

 

Нравится всем детям четвертого года жизни и иллюстрация, на которой Ю. А. Васнецов изобразил гостеприимную и заботливую сороку - белобоку. Рассматривая иллюстрации к «Трем медведям», дети сами подметили: «Это медвежья семья: мама, папа и сыночек». (1,36)

 

«В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные иллюстрации. Одни из них даются только для рассматривания, другие -- для рассматривания и последующего рассказывания дети знакомятся с художественными произведениями («Мяч» С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковского), иллюстрируемыми этим мастером. Беседы усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали.

 

В старшем дошкольном возрасте в беседе по иллюстрации особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Она может рассматриваться по частям. Вначале -- главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения». (2,35)

 

Помогая детям воспринимать содержание иллюстраций, обращали их внимание на средства выразительности, используемые художником. Старшим дошкольникам доступны такие средства выразительности, как плавность и красота линий, колорит, пластичность формы, позы, движения, жестов. Они учатся различать изобразительные средства, которыми пользуются художники: карандаш с акварелью, сангина цветные карандаши и простой карандаш. Узнают о том, какую роль играет свет. Белые и темные пятна на рисунке, сочетаясь, могут вносить в него движение или выражать чувство покоя, настроение героя (лицо на иллюстрации светлое, яркое, как будто луч солнца упал на него, оно оживилось как-то по-новому, или, наоборот, лицо, как в пасмурный день, хмурое, неприветливое). Так при помощи световых пятен художник создает ощущение живого человека, объемности фигуры, лица и т. д.» (2,44)

 

«В подготовительной к школе группе дети продолжают знакомство с творчеством А. Ф. Пахомова через иллюстрации к рассказам Л. Н. Толстого «Шли по лесу», «Вышла мышка погулять», А. Н. Толстого «Желтухин», к главам из книги «Детство Никиты». Манера письма художника уже была знакома детям, поэтому при рассматривании рисунков они безошибочно называли автора. Многие могли охарактеризовать его рисунки, сопоставить их с работами других художников.

 

17. Жанры живописи, их место и значение в художественном воспитании детей.

Живопись – вид изоб-го искусств, произведения которого создаются с помощь красок.

Колорит – сочетание цветов, композиция изображения и фона.

Виды:

•     Монументальная

Фреска-роспись по сырой, свежей штукатурке.

Мозаика

Витраж

•     Монументальная – декоративная – это роспись фасадов зданий, стен(панно), потолков(плафон) и т.д.

•     Диорама - (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы).

(Панорама - Если художник выполняет полный круговой обзор, то говорят о «панораме».)

•     Станковая – складывается из тех произведений, которые имеют самостоятельное значение, безотносительно к тому, где они будут выставлены.

•     Иконопись – создание священных изобр-ий.        

•     Миниатюра

•     Декоративная

•     Декарационная (декорации)

По технике исполнения:

Масляная живопись

Темперная (темперной эмульсией)

Акварель

Гуашевая роспись

Пастельная

Восковая.

Живопись - искусство цвета.

Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета. Живопись делится на:

Станковую живопись.

Художник пишет картины на холсте, натянутым под подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название станковая живопись.

2. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно, мозаика и др.).

 

Техника живописи на протяжении веков постоянно совершенствовалась. Живописцев привлекали всё более разнообразные сюжеты. Это и привело к появлению в XVII веке жанров.

 

1.Портрет - жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Существует много разновидностей портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяют две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.

 

2.Натюрморт - жанр изобразительного искусства. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определённой исторической эпохи.

 

3.Анималистический жанр. Многие художники любят изображать зверей и птиц. Некоторые из них посвятили этому всё своё творчество. Они создают произведения анималистического жанра. Живописцы выбирают его редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детёнышей. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно - образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передаёт его анатомическое строение. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно - прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам.

 

Главным художник Е.И. Чарушин считал создание образа, «а если нет образа, так и изображать нечего, и остаётся другой процесс работы - вроде рукоделия; это путь идущий от механических навыков».

 

4.Исторический жанр. События прошлого, библейские истории и былинные времена вдохновляют художников на создание картин исторического жанра. Это один из жанров изобразительного искусства, который посвящается значимым историческим событиям и явлениям. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром при изображении исторических баталий, крупных сражений и военных событий. Драматические столкновения в социальной борьбе народа часто находили художественное выражение в историческом жанре. Выдающимся мастером русской исторической живописи был В. Суриков, отразивший в своих полотнах яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю народа: «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.).

 

5.Батальный жанр. Этот жанр изобразительного искусства посвящен темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни. Главным образом батальный жанр характерен для живописи, отчасти для графики и живописи. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Батальный жанр может включать элементы других жанров - бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и атрибутов воинской жизни). Формирование этого жанра начинается в эпоху Возрождения; его расцвет происходит в XVII-XVII вв. художники - баталисты, как правило, стремятся показать героическую готовность к освободительной борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, но их произведения, как правило, разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают её.

 

6.Мифологический жанр. Картины написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы, относятся к мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековым искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно - аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху

 

7.Бытовой жанр. Не только значительные героические события, но и повседневные занятия людей, обычный быт можно изобразить на полотне. Такие картины являются произведениями бытового жанра, иногда их называют полотнами жанровой живописи. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён.

 

8.Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный - ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Т.к. основным жанром изучения дипломной работы является пейзаж, то на этом жанре я остановлюсь подробнее. Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и миниатюрах.

 

Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стремиться только, воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

 

18. Цвет и композиция как основные выразительные средства живописи.

Это художественные средства живописи: цвет; рисунок; композиция; а также фактура красочной поверхности и выразительность мазков. Построение объема и пространства в живописи связано: с линейной и воздушной перспективой; со светотеневой моделировкой; с использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов.

 

Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведения живописи, а просвечивающий цвет основы или грунта - на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели).

           

В зависимости от количества цветов и оттенков, входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции:

 

1) Монохромия. В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромии: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахромотический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет + зачернение или забеление.

 

2) Полярная композиция. Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге): взаимодополнительных из 10-ступенчатого круга или пара контрастных цветов из 6-, 12-ступенчатого. Полярную композицию составляют только 2 цвета.

 

3)Трехцветная композиция. Основу трехцветной композиции могут составлять:- триада основных цветов при их слагательном смешении. Это Красный, Зеленый, Синий. Триада основных цветов при их вычитательном смешении. Красный, Желтый, Синий - любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенчатый круг. Пример: Красно-Оранжевый, Желто-Зеленый, Сине-Фиолетовый

 

19. Требования к отбору произведений живописи.

Требования к картине для детей:

Картина должна быть высокохудожественной;

Картина должна правдиво, реалистично отображать действительность;

Картина должна быть доступной пониманию ребенка;

Рисунок должен быть отчетливым, с передачей ярко выраженных признаков предмета;

Картина должна быть доступна по средствам выражения;

Художественная картина должна передавать жизнь ярко, выпукло, в ней должно быть выделено самое типичное, основное;

 

Содержание произведения, которое смотрят дети, должно быть им доступно и знакомо по опыту, иначе картина не будет воспринята достаточно полно и эмоционально и не даст нужного эстетического эффекта.

Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусства, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Понятно, что педагог, приобщая ребят к пейзажной живописи, учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального, эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования ДОУ, его месторасположение (город, село), где растет и развивается ребенок.

Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.

20. Художественные промыслы России, их виды и своеобразие.

Декоративно-прикладное искусство – это вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных на удовлетворение утилитарных и художественно-эстетических потребностей.

Декоративно прикладное искусство всегда имеет национальный характер. В его основе лежат народно-художественные промыслы страны.

Народное искусство – это «живая традиция», опирающаяся на три главные основы: историческую, социальную, так как народное искусство есть продукт развития общества. Бытовую. Природное окружение.

 

По назначению:

-городские художественные ремесла;

-народные художественные промыслы.

 

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись матрёшки часто изображает крестьянских девушек в традиционных нарядах. В последнее время возможный диапазон тем росписи ничем не ограничен, начиная от сказочных персонажей и кончая советскими лидерами. Этот символ России появился на свет не в старинные времена, как это принято считать, а лишь в 1891 году в Абрамцеве. Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.

Хохлома́ представляет собой нижегородскую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б, шёлка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Дымковская игрушка — русская глиняная игрушка, расписаная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла.

Керамика Гжели. Гжель — с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называют изделиями «под Гжель».

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в Советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом.

Ка́слинское литьё — художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли. Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.

Филимо́новская игру́шка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.

Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.

Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.

21. Игрушечные промыслы в НДПИ (деревянная-матрешка; глиняные: дымковская, филимоновская, калининская, каргопольская).

Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины XIX века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в Вятке, Туле, Каргополе.

 

Многие из промыслов существуют и по сегодняшний день. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями.

 

«Филимоновская игрушка»

 

Эта игрушка появилась семь веков назад в деревне Филимоново под Тулой. В древности считалось, что незатейливые свистульки - это обереги, которые должны принести детям удачу. В этой игрушке много загадок, с которыми еще предстоит разбираться историкам и археологам. Филимоновский промысел был на грани исчезновения, но теперь сказочные пестрые фигурки вновь радуют нас. Нынешние художники сохраняют все приемы и сюжеты старинных мастеров. Современные филимоновские игрушки выглядят точно так же, как в глубокой древности.

 

«Богородская игрушка»

 

Богородская игрушка - единственный народный промысел, который ни в какие времена не знал упадка. Во все века славились движущиеся фигурки - "дергачи". И нынешние мастера делают их по старым традициям, которые ведут свое начало с древних времен.

 

Калининская игрушка

 

 История этой русской глиняной игрушки начинается вдали веков.Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны: тут и традиционные кони, птицы-свистульки, бараны, шары погремушки и созданные по живым впечатлениям фигурки медведей, скоморохов-гудошников, из которых составлялись игрушки-наборы. В них уже в полной мере проявляется едва ли не основная особенность глиняной игрушки – обобщенный и выразительный образ-тип, созданный простейшими приемами лепки основных частей фигуры с двумя-тремя характерными деталями.

 

«Каргопольская глиняная игрушка»

 

Глиняные игрушки делали в России во многих городах и селах, но Каргопольские никогда с другими не спутаешь. Похожие фигурки людей, птиц и животных в этих местах лепили еще до нашей эры. Очень долго местные мастера-игрушечники работали, используя сюжеты и технологию старинных мастеров. В середине ХХ века гончарный промысел в Каргополе практически исчез, но его смогли возродить и вдохнуть новую жизнь в древнее искусство.

 

«Дымковская игрушка»

 

Глиняная свистулька, которую начали делать в XV веке в Дымково для местного праздника - Свистопляски, стала сегодня популярным русским сувениром. Когда-то промысел процветал, потом угас, но сейчас возродился. И сегодня, как встарь, дымковскую игрушку сразу узнаешь по белоснежному фону и ярким краскам. Каждая игрушка - уникальное произведение искусства, так как нет серийного производства.

22. Искусство росписи по дереву (городецкая, хохломская).

23. Искусство росписи по фарфору, металлу (гжельская, жостовская).

24. Специфика и содержание ознакомления детей различных возрастных групп с произведениями народного декоративно – прикладного искусства.

Наличие произведений прикладного искусства в дошкольном учреждении, школе, дома, использование их в различных жизненных ситуациях помогает детям понять его многофункциональный характер.

 

Первая функция изготовления декоративного искусства, с которой можно познакомить дошкольников, - практическое использование предмета, выполненных народными художниками. Применение их в ежедневном быту выявляет прикладной характер искусства. При целенаправленной работе дети усваивают это легко и довольно рано.

 

Многие прикладные изделия одновременно являются средством оформления и украшения интерьера помещений (вторая функция). Являясь средством украшения, некоторые изделия, имеющие ярко выраженные национальные признаки, одновременно могут быть сувенирами. Это третья функция предметов народного промысла.

Многофункциональный характер произведений декоративно-прикладного искусства дети усваивают в повседневной жизни, учебном процессе. Успешное руководство декоративной деятельностью детей осуществляет педагог, знание им основных художественных закономерностей декоративного искусства.[6,с.8]

 

1. Единство и взаимосвязь содержания и формы, художественности и функциональности, зависимость формы изделия от его назначения и материала.

 

Это закономерность хорошо улавливается детьми при сравнении предметов, близких по назначению, но имеющих свои специфические особенности, вызванные климатическими языками, традициями, образом жизни того или иного народа.

 

Хорошо выражена зависимость формы предмета от его назначения в белорусской керамике.

 

2. Сочетание традиционности с творческим характером декоративно-прикладного искусства, единство устойчивых мотивов из них интерпретацией каждым народным мастером, поиск новых форм, содержания на традиционной основе.

 

Чтобы дети могли понять эту закономерность декоративного искусства, в дошкольном учреждении необходимо иметь несколько вариантов изделий, украшенных мотивами определенной росписи. Например, для ознакомления с наиболее традиционными элементами белорусских тканей (линий, полос, клеток различной ширины и расцветки) нужны предметы одежды и обихода, украшенные вышивкой (фартуки, юбки, рубашки; полотенца, шторы, скатерти, салфетки). Они помогут воспитанникам понять особенности белорусской вышивки, увидеть взаимосвязь расположения орнамента с формой изделия.

 

Таким же образом подбираются предметы, украшенные Городецкой и хохломской росписями с хорошо переданными традиционными элементами, цветовой гаммой и композиционным строем.

 

Очень важно, чтобы один и тот же вид народного промысла был представлен вариационно. Например, хохломская роспись выполнена на красном, черном или желтом фоне, а Жостковские подносы - различной формы, конфигурации и композиционного построения узора. Хорошо, если дошкольные учреждения приобретут отдельные авторские работы. Признание современных мастеров определяет отличительная творческая манера, свое отношение к цвету, форме, композиции, собственная тема. Изделия из соломки В. Г. Гаурылюк легко отличить, от витого плетения А. Дмитраковой. В последней любимой темой являются разнообразные корзинки, конфетницы, сахарницы. В. Г. Гаурылюк в основном привлекают образы людей и животных, жанровые сценки.[6,с.9]

 

3. Коллективная природа народного искусства.

 

Она обусловлена прежде всего тем, что им занимается не один человек, а коллектив - семья, мастерская, деревня. Отец учит сына, тот своих детей. Так обеспечивается преемственность традиционных устоев в искусстве.

 

Однако в коллективе, как правило, есть талантливый мастер, который не только использует все лучшее, что выработано поколениями народных умельцев, но и развивает, совершенствует традиционные элементы. Единство и взаимосвязь коллективного и индивидуального - основа развития народного искусства.

 

В дошкольном учреждении необходимо использовать такие формы работы, как встречи с народными мастерами, посещение выставок декоративно-прикладного искусства, что поможет малым не только убедиться в богатстве его видов и форм, но и почувствовать коллективный характер этого искусства.

 

4. Обобщенность и конкретность. Отсутствие натурализма. Стильность и простота.

 

Народные мастера никогда не создают реальных цветов, животных, птиц. Форма предметов в них всегда несколько стильная и упрощенная. Макси<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.