Дневник похода по Кавказу группы Игоря Дятлова. 1957 год — КиберПедия

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Дневник похода по Кавказу группы Игоря Дятлова. 1957 год

(участник похода)

2018 г.

Екатеринбург, 2019 г.

Я, Тарзин Павел Аркадьевич, отношу себя к тем счастливым людям, которые в молодые годы заразились страстью к путешествиям и остались верными этому увлечению на всю жизнь. Во время учебы в Уральском политехническом институте (УГТУ-УПИ) в 1954- 1959 годы я зимой и летом ходил в походы. Как молоды мы были…

В походе по Кавказу руководителем был Игорь Дятлов. Мне захотелось как-то оформить свои воспоминания об этом походе. И вот счастье. В фонде группы Дятлова, его руководитель Юрий Кунцевич вручает мне тетрадь-дневник похода. Дневник писался ручкой, карандашом ежедневно, по очереди, каждым участником похода.

К сожалению, дневник похода оказался законченным в тот день, когда мы вышли с горных троп на автомобильное шоссе.

1957 год. Весенняя сессия для меня была достаточно легкая. Как проводить каникулы? Зина Колмогорова еще зимой предложила мне идти в поход по Кавказу. Я учился с ней в одной группе на третьем курсе радиотехнического факультета Уральского политехнического института (УПИ). После недолгих размышлений я дал согласие. Как я вскоре узнал, она с агитировала идти в поход еще четырех моих однокурсников, с одного потока. Это, с моей группы СлавуХализова, Юрия Волегова и с соседней группы Люду Блинкову и Володю Шунина. Группу набирал Игорь Дятлов, тоже студент с нашего курса и с нашего потока. Игорь был уже опытным туристом. У меня же за спиной был только один зимний поход «единичка» и участие в Универсиаде по лыжным гонкам.

После беседы Игорь дал согласие на включения меня в свою группу. Благодаря усилиям Зины в поход на Кавказ с Игорем Дятловым пошли семь «радистов» с одного курса и с одного потока.

Кроме радиотехников в поход пошли наши сокурсники Нина Ощепкова, Лиля Русских и Николай Трегубов с энергофака,  Лида Григорьева  и Женя Чубарев со строительного факультета.

При подготовке похода Игорь поручил мне обеспечить всех металлическими наконечниками для палок, которые мы должны будем использовать при движении в горах.

Наконец, рюкзаки заполнены, билеты куплены и мы отправляемся в далекий путь. Нас ждут горы Кавказа и веселая туристская, полная новизны и приключений жизнь.

Дневник похода по Кавказу группы Игоря Дятлова. 1957 год

Участники похода

1. Блинкова Л.

2. Волегов Ю.

3. Дятлов И. (погиб на Северном Урале в феврале1959 года).

4 Григорьева Л.

5. Ощепкова Н.

6. Тарзин П.

7. Русских Л.

8, Чубарев Е.

9. Колмогорова З. (погибла на Северном Урале вместе с Дятловым).

10 Трегубов К.

5. Волегов и Колмогорова

6. Тарзин и Хализов

23 августа 1957 года.

Вечером мы загружаемся с шумом в поезд. Меня охватывает какое- то незнакомое чувство грусти и вообще непонятное волнение, как перед стартом на лыжах. Был составлен список дежурных. Я со Славкой Хализовым открывал дежурство. В обязанности дежурных входило: покупка продуктов питания и как мы говорили «накрыть» поляну (на трассе похода заготовить дрова, разжечь костер, приготовить еду, вымыть посуду для  передаче дежурство следующей паре).

После вечернего чая стали укладываться спать.
            П. Тарзин

Августа 1957 года

Мы уже в пути. Правда, пока еще в поезде, но все уже так хорошо, что мы уж совсем близко от цели. Пройдет всего трое суток и мы уже будем шагать с рюкзаками за плечами по тропам Кавказа, а пока мы еще едем в поезде. Сегодня большинство проснулись под самим Челябинском. В Челябинске сходили в город, запаслись кипятком (правда, чтобы его сохранить нам пришлось выдержать спор с пассажирами купе). Вообще и проводница и пассажиры как-то косо на нас смотрели. После Челябинска устроили завтрак, а потом каждый занялся своим делом. Игорь занялся ремонтом рюкзака, Володя Шунин начал писать стихии и как поэт-трибун начал их читать, чем вызвал  большой интерес к себе. Любители природы любовались красивыми пейзажами за окном.

А ведь какой красивый Урал. Могучий и гордый, величавый и богатый, он стоит непоколебимый от Северного Ледовитого океана и до Каспийского моря. От вечных льдов и снега до прикаспийских степей. А какая прелесть ехать и смотреть, смотреть. Вот поезд мчится змейкой по ущелью, вот он взбирается в гору, или стрелой летит вниз, а ты сидишь и любуешься своим родным и близким Уралом. Теперь уже только через полтора месяца мы вновь увидим твои горы и леса, реки и озера, наш родной Урал. А пока мы расстались с тобой и едем искать приключений на хмуром и строгом Кавказе. Перед городом Уфой собрались в тамбуре и пели песни до тех пор, пока к нам не пришел ревизор и попросил нас культурно очистить тамбур. Сейчас будем ужинать и спать.

Л. Блинкова

P.S.:

Предлагаю  ознакомиться  с поэзией Владимира Шунина.

НОЧЕВКА

День кончается, близок ночлег,

Ветер нашу лыжню заметает.

Сняли лыжи, расчистили снег

И костер уже ярко пылает.

Лес окутался мглою ночной.

Лишь луна в облаках проплывая,

С неба смотрит с холодной тоской

Тень от сосен, на землю  бросая.

Но замерзшую мертвую тишь

Песня дружная вдруг разорвала.

Хорошо если с другом сидишь.

И ему подпеваешь устало.

Хорошо в этой дикой глуши.

Знать, что рядом с тобою друзья.

С ними легче по жизни идти.

И без них оставаться нельзя.

А теперь и пора отдохнуть.

Утром рано придется вставать,

Чтобы с новыми силами в путь

Нам отправиться завтра опять.

Ничего, что под боком сучки,

Край палатки подернулся льдом,

Нам «Палатка» роднее звучит,

Отоспимся в перинах потом.

Мы друг к другу прижались тесней,

Ветер злой завывает снаружи,

С каждым часом метель все сильней

Напевает про зимнюю стужу.

1956 год.

Августа 1957года

Второй день пути, в поезде. Утром большинство проснулись при подъезде к Куйбышеву. Поезд долго шел (около часа) по каким-то толи пригородным селениям, толи по пригороду самого Куйбышева. Вот, наконец, и сам город Куйбышев. Остановились на третьей платформе. В город и вокзал выводит очень красивый, отделанный мрамором туннель. Неизвестно как внутри, а внешне вокзал не примечателен. Привокзальная площадь имеет довольно таки бледный вид. Обзор прилегающих улиц так же не приносит ничего отрадного. Центр города гораздо дальше- у речного вокзала. Поезд тронулся как-то совершенно неожиданно. Поднялась великая паника. Все рысью устремились к своим вагонам. Некоторые чуть не отстали от поезда.

Далее пересекли речку Самарка. Очевидно, по названию этой речки и город был назван ранее Самарой. До Волги ехали еще часа два. За окном видна равнина. Значительно изменился пейзаж. Иногда видны сосновые рощи, чаще лиственные деревья, кустарники. Наконец, въехали на мост через Волгу. Река здесь довольно широкая. Берега голые. Некоторое время ехали вдоль Волги. Жарко, душно. Все мечтали о том, чтобы поезд  остановился минут на двадцать у берега, и была бы возможность искупаться. Впереди Сызрань. А она, непутевая, оказалась в 7 километрах от реки. А наши перегретые дежурные не купили хлеба и чего-либо поесть. У тех, кто не догадался утром поесть как следует, стало судорожно сводить животики. Я забеспокоился за судьбу завхоза, если в первые днн похода к нему уже появились претензии, хотя в принципе, он ни в чем не виноват.

Проехали Пензу. Вокзал стереоскопический, не красивый. Город издалека кажется очень зеленым. Сменили направление движения. Если раньше ехали на запад, то сейчас круто повернули на юг. Сегодня наш состав некоторое время вел примечательный локомотив (паровоз) «ИС»- Иосиф Сталин, последний паровоз Коломенского завода №10820.

Занятие группы почти тоже самое, что и вчера. Читали, играли в настольные игры, изучали, познавали премудрости альпинизма по Черепову. Игорь, Зина и примкнувший к ним Володя Шунин вспоминали узлы, с испытанием на прочность силами ног Жени Чубарева и Лиды Григорьевой.

Вечером впервые за много дней пошел дождь. Может быть он освежит атмосферу. Надеемся!
               Ю. Волегов

Августа 1957 года

Странная погода, впрочем, может быть обычна для этих мест; невыносимая жара днем, и довольно холодная ночью.

Степь, бесконечная степь. Исторические места боев во время Великой Отечественной войны. На одном из полустанков памятник– пушка павшим артиллеристам. Скоро Сталинград. Здесь все напоминает о прошедшей войне. Сохранились воронки от снарядов, памятники у братских могил.

Сталинград. Большой красивый вокзал, построенный в историческом стиле. У входа скульптуры солдат и матросов-защитников Сталинграда. Вот и Волга. Поезд проходит в стороне от реки. Лишь иногда показывается ее голубая гладь. Волго-Донской судоходный канал имени Ленина. У входа огромная скульптура Сталина. Поезд идет вдоль канала. Несколько новых белых поселков, а кругом сухая степь. Железная дорога- самое плодородное, удобренное место, потому что вдоль ее растут арбузы, да такие большие, спелые. И так без конца.

После ужина как всегда пели песни.
                            И. Дятлов

Августа 1957 года.

Проснулись рано, часа в четыре утра. На станции Кавказкой у нас пересадка. Все сразу загоношились, стали укладывать рюкзаки, искать свои вещи. Разбудили пассажиров, которые на нас, конечно, не обиделись. Нас хорошо проводили, пожелали «счастливого пути».

Поезд наш отправлялся довольно поздно- в пять часов вечера, и мы решили походить по городу. Недалеко от вокзала обнаружился базар, где продавалось масса дешевых фруктов. Павел ходил и приценивался и просил попробовать, что делал с большим удовольствием. Наши девчата- Зина Колмогорова и Нина Ощепкова купили прекрасных помидор и яблок. Цена 3 рубля за ведро. Фантастика! Потом, часов в 10 мы узнали, что недалеко протекает река Кубань. Кубань в этом месте имеет довольно быстрое течение. Дно выстлано галькой. Берега невысокие, поросшие акацией, тополями и березками. Вода очень мутная, желтая. Около домов, которые выходят на берег, навалены кучи мусора, всякой нечисти. Может быть где- то ниже по течению река и красивая, но в этом месте довольно неприятно. Вода здесь значительно теплее, чем у нас на Урале. Местные жители говорят нам, что вода очень холодная.

После купания мы снова зашли на базар. Купили виноград, сливы, дыню. Обедали фруктами. Много фруктов «убавилось» в этот день на Кавказкой. Я думаю, жители Кавказкой не могли понять- кто мы такие. Лилю Русских признали армянкой. В 5 часов вечера мы пролили много пота, чтобы погрузится в переполненный вагон.

С нас беспрерывно лил пот. Из нас «выходили» все фрукты, которые мы съели в течение дня. Вагон был общий, но мы оккупировали одно купе. Все ребята сняли рубашки и майки. Было большое желание снять и штаны, но увы только желание. Девочки совсем раскисли от жары. Горбоносая проводница пыталась выгнать нас из купе и закрывала двери. Юра Волегов ножом открывал замок двери. Так продолжалось довольно долго. Лида, Люда и Зина отчаянно ругались: давайте сюда бригадира, давайте нам вентиляцию. Но, наконец, к 2 часам ночи все угомонились и скрюченные валялись в разных позах. Лиля примостилась с Женькой в тамбуре и как закадычные подруги спят или не спят, не поймешь. Пашка развалился на полу на клеенке. Жалко, что это нельзя потом восстановить. Уже скоро приедем, сейчас начинают просыпаться.

Августа 1957 года

Этот день начался с того, что мы покинули чертову парилку. Прохладная - красивая, чистенькая станция. Много цветов, деревьев. Стали отсыпаться- кто прямо на перроне, кто, где то в газоне. Здесь нас встретил дождь. Он погнал с перрона. Многие досыпали в вокзале. 6-45 утра. Занялись своими делами. Гремел гром.

Лида Григорьева разболталась, дерется.

Нальчик чудесный южный город. Очень красивая главная улица- Ленина. Она идет от вокзала, прямая и кажется, идет до самых гор. Красоту ее увеличивает ряды красных южных пионов. Целый день бегали по магазинам, искали темные очки и шляпы. Бродили по городу. Питались разными фруктами, которые продавались на каждом углу. Очень зеленый город. Такого города я еще не видел. Остановились в школе. У меня просто больше  нет  сил  писать.

Подпись неразборчива

Августа 1957 года

Наш рабочий день начался в 5 утра. Игорь сумел «снять» для нас грузовое такси. Мы с удовольствием разместились в кузове грузовика, оборудованным для перевозки людей. Из города мы выехали на восток, что очень удивило Славу Хализова. Но оказалось, что это тактический прием Игоря, который заключался в том, что мы за пять часов проделали столько работы, сколько сделали бы за три пешеходных дня, причем «работа» заключалась в том, что мы любовались чудесным предгорьем Главного Кавказского хребта. Вначале поражались панорамой Нальчика. Перед самым городом стоят ворота, построенные в строгом стиле, как бы выражающие черты кабардинцев, строгость их нравов и обычаев, но в тоже время темпераментных, не в пример нашим серьезным, флегматикам. Итак, мы «проходили» по асфальту...за каждый час 50- 60 километров. Затем мы повернули  на юг, и дорога наша стала более разнообразной: то, мимо мелькали дубовые рощи, то отдельные участки самой ценной в то время сельскохозяйственной культуры «кукурузы», то мелькали пасеки в липовых рощах. Наконец, наш маршрут скрестился с ущельем, по которому течет типичная, но в тоже время своеобразная река Безенги. Дорога змейкой вьется по ущелью, то над многометровой пропастью, то круто в горы с неожиданными поворотами и спусками. Делали несколько коротких остановок. Конечным пунктом нашего «пеше-таксомоторного» путешествия был горный аул, в котором Игорь решил остановиться на ночь. Сразу же разбрелись по аулу. Лиля, наш доктор, занялась изысканием главного профилактического средства в походе- чудесной, признанной во всем мире и вселенной, горькой, особой московской водки.

В селенье Безенги, где мы остановились, туго с дровами, но гостеприимные балкарцы предоставили нам стружку, отходы деревообработки и обед был готов в самый короткий срок.

После обеда нашлись охотники сделать первые восхождения в горах. Ими оказались Лида Григорьева, Володя Шунин, Николай Трегубов и Павел Тарзин. Лида, считая себя сильнейшей туристкой, начала первой. Остальные молодые, начинающие туристы, решили добиться разрешения у Игоря. Трое ребят избегали весь берег в поисках Игоря. Но он как в воду канул. Как оказалось впоследствии, Игорь, вследствие своего железного характера и как все титаны мысли, соизволил покинуть всех и… был в пещере, которую трудно отыскать всем смертным. Не получив разрешения, указанные дисциплинированные туристы отправились на восхождение. Восхождение было проведено успешно. На вершине встретили Нину Ощепкову и примкнувшего к ней Владимира Шунина. Наиболее пассивные товарищи грели свои организмы на солнце и чесали пятки. Вечер прошел на хорошем техническом уровне.

ПавелТарзин

После ужина

Слева на право: Люда Блинкова, Зина Колмогорова, Павел Тарзин, Нина Ощепкова, Лида Григорьева, Л Володя Шунин. Стоит Коля Трегубов.

Августа 1957 год

Сегодня мы наконец тронулись в путь по Кавказу. Поднялись в 4 часа утра. В это время было еще совсем темно. Небо было темное и на нем было очень много звезд и все яркие, яркие. Рассвет наступил очень быстро. В  начале седьмого мы вышли в путь. Маршрут наш начался с подъема в гору.

Августа 1957 года

Солнце осветило вершины гор и оживило наши сердца. Все уже на ногах. Горит костер, все суетятся. Горная прохладная вода освежила наши тела и лица. После завтрака совсем стала хорошая жизнь. Сидим, едим, кто на кого глядит? Славка Хализов закончил: пойдем посмотрим достопримечательности сакли какой-нибудь, дайте бумажки- записать. Зина-какой сакли? Ха-ха-ха понеслось со всех сторон. Все остались довольны.

За Славкой отправились Лида Григорьева и Нина Ощепкова. Но они пошли в другую саклю, там наверное, интересней. И Игорь вздумал. Вот он встретился со Славкой. Было заметно  как они обменялись несколькими словами (видимо о хорошей погоде). Славка засучил штанину, почесал ногу, посмотрел в сторону сакли. Лида с Ниной направились к лагерю.

Но тут кончается веселый  период и начались сборы. Решено оставить Юру с  Лилей а остальные парни (Юра заболел) спустились к Чегему вчетвером.

Поджидая остальных, встретили балкарца. Он шел на работу, строить мост. С собой у него было ружье и мешок. Мы остановили и расспросили его о дороге и переправе. Дальше пошли вверх по Чегему по тропе. Чегем очень похож на другие горные реки – не широкие, но  быстрые, вода чистая, немного белая.

Река Чегем

Около моста привал. Ребята пошли рвать малину. Потом лазили под мост к воде. День выдался жаркий. После моста начался подъем. Дорожка песчаная, из-под ног пылит. Жара добавляет и в результате, последний участок до второго привала некоторые девчонки прошли тяжело. Сейчас сидим у второго притока Чегема. Лида, Нина, Зина пишут свои дневники. Лида одновременно посматривает на себя в зеркало- значит девчонки наверное 25% жизни, лет до 70 они проводят у зеркала. Я сразу вспомнил о своей физиономии и решил, что лучше не смотреться, а то хуже будет настроение.  Пашка как обычно, пристал с новой выдумкой- вот гора я на нее бы за 1,5 час, того забрался бы, …слабо. Да ну ерунда говорю. Давай на спор- опять Пашка. Зина- «это … не по- туристки». Пашка– «Ерунда, я вот как-нибудь соберу своих лыжников и дня за три мы сделаем «единичку». Зина- «Нельзя так, не зачтут». Пашка- «Чепуха! Мы за день по 40-50 км накинем». В общем  есть у нашего  Пашки   слабинка, не будем говорить какая.

Но вот, пора прятать продукты и ворочаться назад. Хализов уже совершил переправу по проволочке и сидит довольный на другом берегу. Решено было - продукты спрятать на этом берегу в кустах, из-за недостаточности времени.
 Но тут опять гвоздь- надо Славку переправить назад. Ему  перекинули  веревку
и тут  Слава стал чесать затылок, как же ему привязаться и вообще переехать с  этой веревкой, после долгих раздумий он решительно связал какой-то «Хализов» узел, вдел ногу в петлю и повис, задрав ноги к верху. Очень довольный Игорь и Пашка   потянули  за  веревку, и  наш  Славик  красиво  проехался  над
бурлящим потоком, что не обошлось, конечно, без фотоаппарата.

Слава Хализов

Но вот веселая переправа закончена и все спрятали вещи. Встал вопрос: оставлять кого- то здесь сторожить вещи. Коля, Славка и Пашка усиленно наседали на Игоря, уверяя, что все украдут, если не оставлять никого. Игорь сначала решительно сказал нет, но после вторичного наступления ребят, он встал как
Наполеон, долго думал и спокойно произнес –останется: Коля и ты Женя. Для меня это было неожиданностью, так как я не изъявлял желания оставаться и хотел вернуться. Все собрались,  по- прощались  и мы остались вдвоем с Колей. Дождь  надвигался,  и мы пошли искать место ночлега. Нашли под скалой хорошее логово, но оно было прямо на виду, и мы оставили эту затею. Стаскали все вещи в одну кучу,  Ужинали на реке сгущенкой с сухарями и стали устраивать себе  постель.

Женя Чубарев

Сентября 1957 года

Да, действительно это добрый день. В разных концах Советского Союза, в этот день кто в первый раз с родителями,  а кто уже и не в первый раз идут в школу, сколько встреч, сколько радости, рукопожатий, поцелуев, взвизгиваний при встрече и пр. вещей происходит 1 сентября. Может быть, и у нас в УПИ у спортклуба собрались наши друзья походные и обмениваются своими впечатлениями, кто побывал летом на Саянах, кто-то на Урале, но все радостные и веселые бегут к спортклубу. Правда их должно быть немного, многие на практике, а многие и в походах. Добрый день! В этот день все, и старые и молодые, все помнят о нем. Да и как о нем не помнить!

Вот и мы, 12 человек шагаем по Чегемскому ущелью и вспоминаем, что сегодня 1 сентября. Надо бы вернуться мне к вчерашнему дню, ибо Женя не все описал там.

С пустыми рюкзаками мы быстро проделали обратный путь, и не доходя до привала Лида, Вова и я направились к источнику нарзана. Долго взбирались мы по каким- то горам, так как пошли не по тропинке, а напрямик и, наконец, добрались. Это совсем иная жидкость, что продают в бутылках с этикетками «нарзан». Эта прозрачная, холодная, приятная вода и, кажется, выпить ее можно сколько угодно. Все мы побывали у этого источника и отведали этой целебной водицы. Когда пришли в лагерь, был готов ужин, самая вкуснейшая рисовая каша (она не может быть не вкусной после больше чем 25 км перехода), кофе.

Поужинали и уселись петь песни. Пришли к нам в гости два кабардинца, с которыми Лиля успела сойтись на «ты», во время нашего отсутствия.

Надо сказать, что как кабардинцы, так и балкарцы народ боевой, воинственный. Поговорили они с нами и ушли. Все улеглись спать, монотонно застучал дождь по палатке. Как всегда, в эти минуты вспоминается все прошлое и долго все ведут тихий мирный разговор. Но не получился сей мирный разговор в этот тихий кавказский вечер. Тема разговора была о спортсменах, об их поднятых воротниках. Сцепились Володя с Людой. После пяти минутной переброски чуть-чуть обидными словами.

Люда, словно метеор из палатки. Все с криком бросились на Вовку. Как ты смел, ты ее совсем не знаешь. Ты и со своей женой так будешь обращаться. После сих слов Вова выпустил на улицу свою лохматую голову и крикнул: Блинкова брось шутить. Из следующей палатки послышался испуганный голос: Вовка! Ты на улице? –На улице. – Врешь?- Вру! После этого наш Владимир Львович снова улегся. На улице все также шел дождь, а девчонки продолжали грызть Вовку. Затем послышался шум топора и песня: Ты сама еще не разу… и все смолкло. Игорь пел вечернюю серенаду.

Наконец, не выдержала душа Лили. Она начала рваться за Людой вслед, словно Вова не хочет ее пустить и при каждой ее попытке он «ласково» усаживает ее на место. И вот разгневанный, обиженный Володя пробкой выскакивает из палатки; со скоростью звука он подлетает к окну палатки и завыл: Славка – дай закурить. Но после минутной передышки на дожде он снова влез в палатку, передумав курить. Наступила очередь Лили. Вот и она уже на улице и вместе с Игорем кличут Люду. Вова решил довести до конца свою цель - выгнать из палатки всех девчонок и прикинувшим больным. Может быть, он действительно был душевно больным в эту минуту. Он дрожал, подпрыгивал в палатке см на 5 и требовал термометр. Слава и Юра были больные и вот больным оказался юноша в нашей палатке Потребовав термометр, он тут же разломал его в дребезги, бросив ядовитую ртуть в  палатку. Затем и он вышел из палатки уже на поиски Лили. В палатке на 6 человек. Постепенно крики раздававшиеся в заброшенном с 1944 годе ауле стихли и все вернулись на свои места. И только Люда не захотела спать в нашей палатке. Все улеглись, но у Славы и Вовы поднялась температура, пришлось положить их с края в середину и, наконец, все утихло. Почти уснули наши юноши, охраняемые с краев Лилей и моей заботой. Стали засыпать и мы, но вот послышались какие- то шаги, шорохи, кто- то дергал за веревку. Мы навострили уши и стали вспоминать ужасные случаи. В некоторые моменты казалось, что кто- то подходит к окну и вот, вот протянет руку какой-нибудь кабардинец. И утащит нас. В этот момент мы тянулись руками к Юре- центру палатки. - Слышишь! –Да, отвечал он. И мы уже не чаяли увидеть в живых свои рюкзаки. И так прошла эта уже третья бессонная ночь.

Встав утром, мы нашли все на своих местах и начали хохотать над вчерашним. Дежурные уже приготовили завтрак. Быстро собрались и отправились в путь по уже знакомой дороге. Там мы встретили Николая и Женю. Они благополучно провели эту ночь, вскипятили нам чай. Мы увидели трех кабардинцев, переправились по проволоке. Они пришли к нам и долго разговаривали с ними о маршруте. Фотографировались и просто беседовали.

Слева на право. Сидят: Володя Шунин, Зина Колмогорова, Кабардинцы. Стоят: Женя Чубарев, Лиля Русских, Слава Хализов, Юра Волегов, Лида Григорьева, Коля Трегубов, Павел Тарзин.

Но вот мы снова в пути, забрав снесенный вчера сюда груз. И снова цепочка в 12 человек тянется в гору к «Голубеву» перевалу. Часто попадаются ручьи, бурные, горные какие очень редко у нас на Урале. Кругом горы, снежные вершины, поднимаемся все выше и выше, встречается лес и красивые цветы. Изредка малина, брусника в лесу, но вот перешли еще один ручей и остановились на привал.

Место очень, очень красивое, островок, кругом вода и горы. Погода противная стала, дождь идет.

Вот уже горит наш туристский костер и готовится ужин. Итак- каждый день все новое, новое открывается. Горы так грандиозны и величавы, что человек кажется среди них букашкой, а ведь в тоже время он все могуч. Может быть, еще допишу что- ни будь, но пока на сегодня хватит.

С приветом! Зина Колмогорова

Сентября 1957 года

Сегодня первый день похода, который мне понравился (в смысле природы).

Во-первых, ночевка на берегу Чегема на сосновом полуострове. Кругом горы-с южной стороны выжженные, голые, с северной стороны - покрытые лесом. Рядом шумит река.

Во-вторых, лес на правом берегу Чегема и первый привал.

Слева на право: Павел Тарзин, Люда Блинкова, Лиля Русских, Зина Колмогорова, Коля Трегубов, Нина Ощепкова, Юра Волегов, Слава Хализов.

Мы оказались в настоящем уральском лесу: сосняк, береза иногда ива. Из ягод -брусника, черника, земляника. Зина набрала полные руки грибов и на ходу пыталась расталкивать их в карманы, рюкзаки ребят. В  общем типичный Урал. Кавказский колорит придают только горы, возвышающиеся по сторонам и падающие с них водопады. Но самое главное нас ждало впереди, когда мы вышли на склон гор - это множество малины. Все моментом рассыпались по зарослям. С начало все ели молча, сосредоточено. Потом у всех появилось игривое настроение. Кто-нибудь с криком «Малина»! «Малина»! устремлялся по склону. Орава  мчалась за ним. Наконец, люди насытились. Но хотя желудок был сыт, глазам все было мало, и на ходу все срывали ягоды, и не раз еще были вынужденные привалы особенно в малинных местах.

За сегодня пройти надо немного- километров 5 до ледника. Дошли, разбили лагерь. Пятеро ходили на разведку ледника. Путь преградила трещина.

Н. Трегубов

Сентября 1957 года

Сегодня поднялись утром и пошли. Погода плохая. Вскоре остановились. Слава и две группы пошли на разведку. Расскажу наши  восхождение с Колей: поднялись через Чегем, затем поднялись по травянистому склону, затем к леднику. Мы думали за ледником перевал. Оказалось, что ледник окружен горами. По пути встретилась трещина. И мы повернули обратно. Спустились к реке. Затем мы стали переправляться через Чегем. Сначала прошли два рукава и попытались пройти  через  основной связкой, но ничего не вышло. Все-таки переправились через него, пришли и легли спать.

Все. Подписи нет

Размышление…            Игорь Дятлов

Сентября 1957 года

Сегодня пошли по тропе, которую нашли Игорь, Пашка и Нина. Поднимались по северному склону. Дошли до озера, потом стали подниматься по довольно крутому каменистому склону. Вскоре пришлось пользоваться кошками и веревками. Обнаружили стоянку альпинистов и на ней бутылку керосина. Поднимаясь по леднику, то и  дело обходя трещины, добрались до последнего крутого снежного склона. Юрка и Пашка оставили рюкзаки и добрались до вершины, но пришли с неутешительными вестями - пройти невозможно. Остальные сидели на крутом склоне и мерзли.

Игорь долго не мог решить, что делать. Наконец, стали ставить палатки. Одна палатка была поставлена под нависшей глыбой, а рядом уже лежал обвалившаяся глыба. Несмотря на то, что протестовали против этого места, ночевали тут. Я как всегда с краю, утром сходил на перевал и нашел какой-то путь.

Подписи нет.

Какое принять решение?   Игорь Дятлов.

P.S.: Мои воспоминания об этом дне.

В поисках перевала я ходил один. На ногах ботинки и кошки. В руках ледоруб. На снежном спуске я оступился и… полетел вниз к трещине. Зарубился ледорубом, продолжаю движение к трещине. Зарубился второй раз, движение вниз продолжается. Зарубился третий раз- постепенно движение вниз прекращается. Внимательно огляделся. Никого рядом нет. Минут через 15-20 продолжил поиск перевала.

В этот день или накануне пошли с Игорем в связке. Кто- то из нас упал и потянул за собой другого (кто кого не помню). Игорь сказал после этого- ходить по одиночке.

Павел Тарзин 2018 год

Павел Тарзин

Слева на право: Павел Тарзин, Игорь Дятлов.

5 Сентября 1957 года

Сегодня приступили к штурму перевала Лычат.

Спуск с перевала.

В  начале спускались по кулуару, по веревке (первый прием). Потом трассу проложили вначале по гребню, потом на осыпь. Все, особенно Зина, были недовольны и ворчали до тех пор, пока не загремела Лида. После этого стоны прекратились. При спуске по осыпи страховку не делали. Спускались преимущественно на пятой точке. У меня совсем ослабли ноги, и после двух отдыхов я оставила свой рюкзак, а сама потихоньку спустилась. Мои парадные шаровары окончательно вышли из строя. Что делать? Через некоторое количество времени загремел рюкзак Лиды (под самым концом) а потом спустилась и она, но уже не на пятой точке, а всей плоскостью прибыла вниз.

Внизу пообедали и потопали дальше. Для большего сцепления усиливаю существа с неодушевленными предметами, как то - снег и лед. На меня нацепили кошки и проводили с богом. Вообще в них безопасней, но идти так неудобно. По крайней мере, так кажется. Идешь как инвалид на костылях. Долго шли по морене, затем снова был ледник, затем снова морена и так она и не кончилась. Нас застали сумерки, а лес кажется так близко, как рукой подать. Палатки поставили на камнях уже под свет месяца. Подогрели терминитом воду и ели сгущенку. Славка очень долго сидел, что-то колдовал над своим рюкзаком. И никак понять нельзя было, что он делает. Потом он произнес - могу дать по

плитке терминита на палатку.

Душ Зины Колмогоровой

Знаменитая Сванетия. Остановились у кленовой рощи на привал. «Обратите внимание, кругом одни дубы»- важно сказал Игорь. Дружный смех подтвердил его догадку. Дорога вьется вверх-вниз по склону. Кругом открываются такие виды, что поминутно хватались за фотоаппараты. Вдали видно аккуратное селение Жабеши, вокруг него расположились правильными прямоугольниками поля.

Жабеши

Да, виды незабываемые. К Жабешам ведет крутой, выматывающий душу спуск. Вдоль тропы заросли орешника, клена, березы. Нам давно уже попадались деревья, листья которых напоминали ольху. Я давно думал: «как сюда ольха попала?», когда увидел скорлупу орехов на дороге, вспомнил. Коля подтвердил и тут же увидел плоды.

Приняв более или менее человеческий вид, промаршировали на Жабеши и ряду подобных селений, провожаемые удивительными взглядами прирученных кабанов и местных жителей. Остановились на ночлег на левом берегу.

Володя Шунин и Лиля Русских

Сентября 1957 года

Осталось все на месте. Боялись ночного нападения сванов  (говорят, они часто нападают на подобных туристов). До Местиа 7 км. Сванетия. Очень красивая, почти неприступная в прошлом страна. Сохранилось множество больших крепостей. В  Местиа, вопреки нашим ожиданиям оказалось все очень дорого. Почти два месяца не было дождей. Снова попутная машина несет нас по высоким, живописным берегам Ингури. Шофера здесь страшные халтурщики. За 18 км он просил по 10 рублей. И вот мы в Бечо.  От сюда 6 км. до Мазури. Объедаемся дикими грушами. Ночуем в 2 км от Мазури.

Подписи нет

Встреча с юными Сванами. Слева на право: Коля Трегубов, Нина Ощепкова, Лида Григорьева, Люда Блинкова, Павел Тарзин, Зина Колмогорова. Стоят: Женя Чубарев,  Юра Волегов, Слава Хализов.

Сентября 1957 года

Проснулись рано, но собирались долго. Вчера была такая бесподобно- лунная ночь, что спать не хотелось. Хотелось гулять, петь и танцевать. Мы с Ниной погуляли и по пели а танцевать не решились под свою музыку.

Ужин у нас был такой, что под конец все хохотали и сразу же ложились, так как перпендикулярно нельзя было удержаться. У всех от супа и ранее съеденных груш подозрительно выросли животы.

Наша стоянка расположилась в живописном месте. Пышные деревья напоминали сад, проходящая дорожка напоминала аллею, лунный свет такой был сильный, что не надо было другого освещения, хоть «иголки собирай».

Впереди Ушба, дальние заснеженные вершины гор.

Через некоторое время все стихло, все разбрелись по палаткам. Мы с Ниной расположились под деревом и прекрасно проспали на свежем воздухе.

Утром пошли по направлению к перевалу Бечо.

Некоторые, особенно Павел и Слава хотели перейти сегодня же перевал, но их мечты не сбылись.

Шли тропой по берегу речки. Сначала за двумя сванами на лошадях. Кто- то пустил лозунг «не отставать от лошадей», но отставать все же приходилось. По дороге встретили много ягод, которые растут на кустарниках и по вкусу напоминают нашу голубику. Здесь ее называют «инка».

Через некоторое время пошли смотреть водопады. Говорят, вблизи красиво, на подходах к ним они кажутся обыкновенными, по крайней мере, не восхищают. В 12 часов подошли к ферме, где живут доярки и пастухи, они до

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...