Современное состояние вопроса о фальсификации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Современное состояние вопроса о фальсификации

2020-04-01 213
Современное состояние вопроса о фальсификации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В период формирования рынка, приватизации торговых и промышленных структур резко возрастает вероятность и возможность производства и реализации фальсифицированных товаров. Это в известной степени объясняется тем, что подделки заполняют нишу того или иного дифицита, с одной стороны, и способствуют быстрому накоплению капитала производителя с посредниками с другой стороны. Безусловно, эти мошеннические действия ложатся тяжелым бременем на плечи общества, ухудшая криминогенную обстановку в целом и в отдельных ее регионах. Фальсификация товаров дефицитных на внутреннем рынке страны относится к разряду мошенничества, сопровождается различными злоупотреблениями.

Фальсификации наиболее часто подвергаются парфюмерно-косметические товары, стоимость которых достаточно велика, а реализация подделки сулит мошенникам достаточно высокую прибыль.

Почему же несмотря на применяемые меры, наличие исторического опыта борьбы с фальсификацией, развитие российской экономики сопровождается усиливающимся процессом фальсификации непродовольственных товаров?

Во-первых, в условиях нестабильности экономики, ломки старых административных, контролирующих, производственных, снабженческих и других структур и связей в первую очередь разрушению подвергались именно контрольные службы (инспекции по качеству, государственные и ведомственные службы). Ослабление контроля за качеством производимой и реализуемой продукцией создало благоприятную среду для различного рода нарушений и злоупотреблений.

Во-вторых, отмена обязательного выполнения требований стандартов по всем показателям, кроме показателей безопасности, экологичности, совместимости и взаимозаменяемости. Приводимые при этом ссылки на опыт передовых в техническом и экономическом отношении зарубежных стран несостоятельны потому, что в переходный период у изготовителя отсутствуют коммерческие стимулы к добровольному соблюдению стандартов на продукцию, учетов интересов потребителя.

В-третьих, отсутствие конкурентной среды и в то же время наличие государственной монополии на производство значительной части потребительских товаров. Российская экономика имеет свои специфические особенности, каковыми являются ненасыщенность рынка рядом необходимых потребительских товаров, диктат изготовителей-монополистов в области ассортимента, качества товаров и цен на товары, а также стремление предпринимателей решать свои проблемы по быстрому накоплению капитала за счет своего «ближнего». Все это является той почвой, на которой бурно развиваются различного рода фальсификации.

По оценке союза производителей Франции, который ведет наиболее активную борьбу с фальсификацией товаров и даже создал музей контрафакции (Musee de la contrefacone), подделки составляют 5-7 % объема мировой торговли и ежегодно приносят Франции ущерб, составляющий 40 млрд. евро и приводящий к сокращению 30 тысяч рабочих мест.

В России до сих пор нет точных сведений о том, сколько фальсифицированной продукции гуляет на косметическом рынке. По итогам голосования 31 % респондентов считают, что сегодня на парфюмерно-косметическом рынке присутствует до 50 % фальсифицированной продукции. 29 % полагают, что доля поддельной продукции превышает 50 %. По мнению участников голосования, больше всего подделывается парфюмерия – так считают 49 % опрошенных. За ней следует декоративная косметика – 22 % голосов, средства по уходу за волосами – 17 %. Меньше всего «страдают» от фальсификации средства по уходу за телом – за них проголосовали 2 %. Разумеется, эти цифры нельзя считать объективными, отражающими реальную картину. Но таково мнение специалистов – производителей косметики и парфюмерии, представителей оптовой и розничной торговли и дистрибьюторских компаний. [Internet, www.Intersharm.net]

Серьезная проблема столичного рынка – контрафактные парфюмерно-косметические товары. Они, как правило, реализуются через мелкорозничную и лоточную сеть, рынки. По мнению экспертов, контрафактная продукция принципиально отличается от так называемой некачественной, поскольку произведена на весьма приличном уровне. Отличить контрафакт от «оригинала» может только специалист. Если, скажем, раньше при изготовлении упаковочной тары для фальшивок применялась пластмасса более дешевых марок, то теперь выявить «копию» позволяют лишь отдельные детали (цвет этикетки, ширина полос в рисунке, печать маркировочного текста). Для рядового покупателя отличительным фактором может служить только цена продукта. Например, розничная цена шампуней Head & Shoulders производства Procter & Gamble в торговых предприятиях варьируется от 55 до 77 рублей, а цена подделки – от 35 до 40 рублей, шампуней серии Shauma производства Schwarzkopf & Henkel – от 38 до 48 рублей, а контрафакта – до 30 рублей.

Управлением Госторгинспекции по г. Москве за период 2000 – 2001 гг. было выявлено 95 случаев реализации контрафактной продукции. Это крем-краска для волос Wellaton, тушь для ресниц Max Factor, шампуни серий Head & Shoulders и Pantene Pro-V, зубная паста Blend-a-med, шампуни серии Shauma, дезодоранты серии Fa. Из представленных на экспертизу 90 образцов не соответствовали нормативной документации по составу, маркировке и внешнему виду 62 образца, или 68,8 %.

При проверке качества шампуней Head & Shoulders, на упаковке которых указан изготовитель компания Procter & Gamble, выяснилось, что шампуни не имеют к компании никакого отношения. Экспертиза подтвердила факт фальсификации продукции и незаконного использования торговой марки: 70 % отобранных образцов оказались подделками.

Вред здоровью покупателей нанесло некое ООО, которое выпускало краску для волос под маркой фирмы Wella AG (Германия). Теперь деятельностью этого общества занимаются правоохранительные органы.

На рынке Санкт-Петербурга парфюмерно-косметическая продукция занимает огромную долю: из 4700 предприятий, торгующих непродовольственными товарами, 1200 продают исключительно косметику и парфюмерию. Средний магазин имеет в ассортименте около 3 тысяч наименований подобной продукции, а ее удельный вес в общем товарообороте магазина составляет более 5 %. Правда, в этом объеме доля отечественной продукции невелика – всего 10-15 %. Директор центра контроля качества (ЦКК) продовольственных и косметических товаров администрации Санкт-Петербурга Нонна Лебедева считает, что по сравнению с серединой 90-х годов в последние два-три года количество жалоб на парфюмерно-косметическую продукцию сократилось. Из общего количества претензий на товары, поступающие в ЦКК, доля косметики составляет всего 15-20 %. Потребители недовольны качеством кремов и парфюмерии, а также обилием контрафактной продукции известных фирм-производителей. Больше всего от подделок страдают компании L’Oreal и Procter & Gamble.

Особенно бессовестно подделывается парфюмерия практически всех известных в мире фирм, особенно Chanel, Aramis, Givenchy. Контрафактная парюмерия встречается не только на рынках, но и попадается на полках магазинов во всех странах мира.

Согласно проведенному в 1995 г. Француским институтом промышленной статистики (Service des Statistiques Industrielles, SESSI) исследованию, более чем у 80 % французских парфюмерных компаний возникают проблемы, связанные с подделкой их продукции. При этом различают три типа фальшивой парфюмерии. Одни товары сразу же выдает некачественная упаковка. Другие похожи на подлинный продукт, но видны и различия, например, потребители покупают поддельный шапмунь Head & Shoulders, цвет которого голубой, как и у настоящего, но запах отличается. Третьи выдает фальшивая маркировка. Производители оценили свои потери из-за распространения фальшивой продукции более чем в 5 % годового дохода, или 3-4 млрд. долларов ежегодно.

Продукция американских компаний также подвергается подделке, особенно фирмы Calvin Klein. Одну из компаний, которая 9 лет занималась производством фальшивых духов в Нью-Джерси, Нью-Йорке, Коннектикуте и Флориде, обнаружила компания Unilever. [Internet, www.Intersharm.net]

В последнее время российские производители и покупатели также столкнулись с появлением на рынке поддельной отечественной косметики. Так, в конце прошлого года компания “Элеганс”, 5 лет работающая на рынке декоративной косметики, обнаружила фальсификаты своей продукции – без штрихового кода, с нечеткими надписями, несуществующими артикулами.

Наличие фальсифицированной продукции говорит о популярности косметики у потребителей – иначе ее бы не было смысла подделывать. Однако это вряд ли польстит производителям – ведь качество подделок, как правило, не имеет ничего общего с оригиналом, и тем самым дискредитирует саму компанию-производителя.

 

Борьба с фальсификацией

Один из способов борьбы с фальсификацией, признанный во всем мире, - защита торговых марок. В 1996 г. в рамках Европейского союза (ЕС) был введен юридический механизм единой для всех 15 стран-участниц обобщенной марки (marque communautaire), которая должна регистрироваться в Управлении по гармонизации на внутреннем рынке (Office de l’harmonisation dans le marche interieur – OHMI), расположенном в городе Аликанте (Испания). Регистрация торговой марки в OHMI обходится в 1100 евро, при этом сама процедура занимает около двух лет, в течение которых изучается представленное досье, осуществляется его перевод на 11 официальных языков ЕС. С момента введения единой обобщенной марки в OHMI было зарегистрировано более 140 тысяч марок, из которых 2/3 приходится на долю предприятий из стран ЕС. Среди стран ЕС первое место по числу зарегистрированных марок занимает Германия (17 %), за ней следует Великобритания, Франция. Среди предприятий стран, не являющихся членами ЕС, наибольшую долю (28 %) занимают фирмы США, за ними с большим отрывом следуют японские (3 %) и швейцарские (около 2 %) компании. Последние, столкнувшись с фальсификацией, объединились в Ассоциацию защиты швейцарских производителей SWISSCOS, которая разработала специально запатентованный на международном уровне знак качества “Swiss Guarantee Cos”. Он подтверждает подлинность швейцарской продукции, купленной иностранными импортерами или покупателями.

Учитывая важную стратегическую роль торговой марки, крупнейшие компании расходуют значительные средства на ее защиту. При этом расходы рассматриваются как инвестиции. Так, по данным агенства Interbrand, американская компания Gillette входит в двадцатку самых дорогих торговых марок мира: ее стоимость оценивается в 17,4 млрд. долларов.

В России принято немало законов, призванных защищать потребителей и производителей от пиратской и фальсифицированной продукции. В 1992 году начали действовать Патентный закон и Закон “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров”, соответствующие мировым стандартам по законодательному регулированию прав интеллектуальной собственности. Однако действующее законодательство не всегда препятствует пиратскому использованию чужих знаков. Иностранные производители, выходя со своей продукцией на российский рынок, подчас сталкиваются с тем, что одноименный продукт уже зарегистрирован на территории России. И российский собственник знака предъявляет иностранной компании требование о возмещении убытка в связи с использованием знака. Впрочем, и российские производители не застрахованы от подобных ситуаций на европейских товарных рынках. Поэтому если отечественные компании стремятся занять там свою нишу, они должны приобрести в странах Европы исключительные права на свои товарные знаки. [Internet, www.yandex.ru, СБФ]

Как свидетельствует мировая практика, нарушение прав владельцев интеллектуальной собственности можно отследить с момента прохождения товара через границу при таможенном оформлении груза. Для этого Государственный таможенный комитет (ГТК) ведет реестр объектов интеллектуальной собственности, в котором числится 150 товарных знаков. В разделе "Космет“ческие товары" в нем”значатся Head & Shoulders, Pantene Pro-V, Blend-a-med фирмы Procter & Gamble. Согласно проекту нового таможенного кодекса, который рассматривается в Госдуме, таможня имеет право задерживать на границе товары, внесенные в реестр ГТК, по подозрению в контрафактности. Кроме того, с 1 июля 2002 года вступает в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, в котором предусмотрена административная ответственность за нарушение авторских прав и незаконное использование торговых знаков. По словам заместителя начальника отдела по контролю за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и информационных ресурсов главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК Олега Ашуркова, основной поток контрафактной продукции идет из Украины.

Впрочем, с подделками борется не только государство. Большой опыт в этом вопросе накопило агенство “Служба по борьбе с фальсификацией”. “Служба по борьбе с фальсификацией” (СБФ) – единственная на сегодняшний день специализированная организация, обеспечивающая защиту рынков сбыта продукции от подделок. Однако скоро у нее должен появиться конкурент. В феврале 2001 г. в России был создан консорциум “Защита товарных знаков” с участием Центра социальных программ МВД и подразделений Торгово-промышленной палаты. Они вошли в состав учредителей неккомерческого партнерства “Национальное агенство по борьбе с фальсифицированной продукцией”. Защищать брэнды на внутреннем и внешнем рынках предполагается при помощи маркировки продукции зарегистрированным знаком ТПП-Эксперт с несколькими степенями защиты. В случае обнаружения фальсифицированной продукции под маркой товаропроизводителей, подписавших лицензионное соглашение с агенством, сотрудники агенства – бывшие работники МВД и таможни – гарантируют передачу информации в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер: ареста фальсифицированной продукции, ее изъятия и привлечения продавцов и производителей к уголовной ответственности. Учредители агенства не скрывают, что планируют пользоваться услугами отставных сотрудников спецслужб, которые владеют технологиями и методиками обнаружения фальсифицированной продукции. Отличительная особенность создаваемого агенства – сеть представительств по всей России, что, по мнению учредителей, поможет бороться с фальсификацией не в одном отдельно взятом городе, а в масштабах всей страны. В частности, по словам координатора рабочей группы Виктора Усова, ими достигнута предварительная договоренность с французскими коллегами, представляющими интересы производителей парфюмерии и косметики во Франции, которые хотят защитить свою продукцию в России от фальсификации.

Насколько успешной окажется борьба новой структуры с конкретной продукцией, покажет время. Пока же никакой закон и организация не в силах эффективно противостоять фальсификатам. Специалисты считают, что нанести удар по пиратскому бизнесу может, как ни странно, сам потребитель. С каждым годом он становится все более грамотным, искушенным, требовательным и главное – более платежеспособным. Следовательно, он может позволить себе покупать не дешевую поддлку, а более дорогой, но качественный товар. [Internet, www.yandex.ru, СБФ]


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.