И деятельности государственных предприятий — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

И деятельности государственных предприятий

2020-04-01 683
И деятельности государственных предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

    В нашей стране многократно менялись концепции государственных предприятий и, соответственно, их правовое положение. С первых дней возникновения Советского государства был взят курс на национализацию заводов и фабрик, создание государственных предприятий в промышленности, строительстве, а позже - в сельском хозяйстве и торговле.

«Постепенно удельный вес государственного сектора в экономике превысил 90 процентов. Государственное предприятие во всех отраслях экономики заняло доминирующее положение»1. В условиях централизованного планирования и управления действовали предприятия различной подчиненности - союзные, союзно - республиканские, республиканские, областные, городские, районные.

В дальнейшем предпринимались меры по перестройке управления промышленностью, строительством и сельским хозяйством. Но лишь в конце 60-х годов более четко наметились подходы к повышению роли предприятий как ключевого звена экономики.

Выражением этого курса, правда, очень непоследовательного и противоречивого, явилось принятие ряда правовых актов - Положения о производственном предприятии (1968 г.), Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях (1973 г.), Положения о производственном объединении (комбинате) (1974 г.).

«В 1979 г. было принято решение «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», а несколько раньше, в 1976 г., - «О совершенствовании хозяйственного механизма в строительстве»1.

    Принятый в 1987 г. Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» расширил самостоятельность предприятий в вопросах планирования, труда, управления и договорных отношений. Эти и другие решения и практические меры по их реализации повлияли на хозяйственную ситуацию, но лишь в какой-то мере. Сохранялись жесткие административно - бюрократические методы руководства.

    С изменением системы экономических отношений и признанием равенства форм собственности меняется и подход к государственным предприятиям.

    Как отмечает Н.И. Косякова «В развитии правового положения этих предприятий за последнее десятилетие можно выделить три этапа.

Первый - условно охватывает 1990 - 1995 гг., когда коренным образом менялась их роль в экономике. Решению этой задачи отвечали Законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), «О приватизации предприятий» (1991 г.), открывшие простор главным образом для формирования и развития субъектов предпринимательства. Государственные предприятия рассматривались скорее как объект для приватизации и акционирования, чему был посвящен ряд указов Президента Российской Федерации.

    Кульминацией стал Указ от 23 мая 1994 года «О реформе государственных предприятий». Впервые встал вопрос о прекращении создания новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. Предполагалось на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий и хозяйствующих учреждений создавать казенные заводы и фабрики и казенные хозяйства с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества бывших государственных предприятий. Устанавливалось, что казенный завод самостоятельно реализует свою продукцию и использует прибыль, если иное не установлено законодательством и его уставом»1.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года был утвержден «Порядок планирования и финансирования, ответственности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».

    Уменьшение роли государственных предприятий в период приватизации и либеральных реформ в России в начале девяностых годов XX века привело к сужение правовой базы государственных предприятий  и стало одним из факторов падения их роли и уменьшения удельного веса в экономике.

Назрела очевидная поддержка государственных предприятий.

Наступление второго этапа в развитии правового положения государственных предприятий связано с вступлением в действие в 1995 г. первой части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 113 ГК РФ было введено их новое нормативное понятие – «унитарное предприятие». Таковым признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Оно является неделимым, находится в государственной собственности и принадлежит этому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьи 114 и 115 ГК РФ определили признаки унитарного предприятия, основанного соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Курс на приватизацию, который был закреплен и продолжен Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (июль 1997 года). Почти во всех его статьях государственное и муниципальное унитарное предприятие рассматривается в одинаковых режимах - при преобразовании их в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности (ст. 20), при продаже на коммерческом конкурсе и аукционе (ст. 21, 22), внесении имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст. 23).

    Между тем в течение 1996 - 1999 гг. довольно активно проводился курс на государственно - правовое регулирование отдельных сторон организации и деятельности государственных предприятий. Принят ряд решений Правительства Российской Федерации о передаче федеральных государственных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, об организации учета федерального имущества и ведении его реестра, об обеспечении эффективного его использования, об утверждении уставов крупных государственных унитарных предприятий.

    Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, которая была утверждена Правительством Российской Федерации 9 сентября 1999 года, определила цели, задачи, принципы управления государственным имуществом.

    Концепция стала основным нормативно - программным документом в данной сфере, определив третий этап в развитии государственных предприятий. В соответствии с ее положением Правительство приняло в конце 1999 - начале 2000 гг. ряд важных решений. К их числу относятся:

- Постановление от 4 октября 1999 года «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ»;

- от 6 декабря 1999 года «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения»;

- от 9 декабря 1999 года «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации».

3 февраля 2000 года принято Постановление Правительства «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ». В начале 2000 г. Мингосимущество утвердило Типовой устав государственного унитарного предприятия и типовой контракт с его руководителем.

Несомненно, что такое большое количество нормативных актов не лучшим образом сказывалось на правовое регулирования деятельности государственных предприятий.

Поэтому, третий этап ознаменовался принятием Федерального Закона «О государственных и муниципальных предприятиях» от 14 ноября 2002г. №161-ФЗ, который определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

 

 

2.Правовое регулирование деятельности государственных и

            муниципальных унитарных предприятий

                          2.1 Понятие и виды

  В отличие от прежних советских конституций Конституция Российской Федерации 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как не предусматривает и ограничений для других форм.

Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.

В ст. 8 Конституции РФ в целом признаются и равным образом, одинаково защищаются разные формы хозяйствования, экономическая (хозяйственная) деятельность различных субъектов: физических лиц (граждан) и юридических лиц (организаций и общественных объединений), действующих на базе частного, государственного, муниципального или какого-либо иного имущества, принадлежащего этим лицам (закрепленного за ними) на законных основаниях. Содержание и значение закрепленного в ст. 8 конституционного принципа состоит в установлении равного, общего правового режима для всех законно существующих форм хозяйствования.

Гражданский кодекс РФ регулирует деятельность государственных и муниципальных предприятий в ст. 113-115.

Согласно ч. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В зависимости от объема правомочий различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. И право хозяйственного ведения, и право оперативного управления носят вещный характер (ст. 126 ГК РФ).

Особенности хозяйственного ведения и оперативного управления как вещных прав унитарного предприятия, разграничения правомочий собственника и правомочий унитарного предприятия, владеющего имуществом на иных вещных правах, предусмотрены ст. 114, 115, 294 - 300 ГК РФ.

Унитарные предприятия являются коммерческими организациями, т.е. юридическими лицами, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ). Основная цель унитарного предприятия как коммерческой организации достигается имущественной обособленностью (право хозяйственного ведения или оперативного управления), организационным единством, способностью от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

В Законе абсолютно оправданно более четко определены собственники имущества унитарных предприятий - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В основание классификации унитарных предприятий по уровню положено разграничение ранее единой государственной собственности. Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»1 объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, составляют исключительную собственность Российской Федерации. И существующие или созданные на базе этого имущества унитарные предприятия соответственно относятся к ведению Российской Федерации.

 Аналогичным образом указанное Постановление определяет имущество субъектов Федерации и муниципальных образований.

В Законе дается исчерпывающий перечень видов унитарных предприятий. 

 В основу перечня положены:

 -право, на основании которого унитарному предприятию принадлежит переданное собственником имущество, - хозяйственное ведение или оперативное управление;

-непосредственный собственник имущества унитарного предприятия - Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование.

На основании этого можно представить следующую схему унитарных предприятий:

- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

а) федеральное государственное предприятие;

б) государственное предприятие субъекта Российской Федерации, или государственное предприятие;

в) муниципальное предприятие;

- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

а) федеральное казенное предприятие;

б) казенное предприятие субъекта Российской Федерации, или казенное предприятие;

в) муниципальное казенное предприятие.

Названные шесть видов унитарных предприятий исчерпывают формы участия государства и муниципальных образований в предпринимательской деятельности посредством создания юридических лиц - коммерческих организаций.

Унитарное предприятие должно иметь круглую печать.

Неделимость имущества унитарного предприятия обусловила и прямой запрет создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.