Глава I . Теоретические подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хорового пения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава I . Теоретические подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хорового пения

2020-04-01 194
Глава I . Теоретические подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хорового пения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

I.1. Сущность понятия «духовно-нравственное воспитание»Особенности духовно-нравственного воспитания младших подростков

Современная духовная музыка. Жанры и представители

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

II.1 Констатирующий эксперимент по определению исходного уровня духовно-нравственного развития младших подростков

II.2 Организация и ход формирующего эксперимента

II.3 Анализ и обсуждение результатов формирующего эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение.

Неистовая музыка, которая заполонила радио и телеэфир, ошеломляет, оглушает человека. Музыкальный диссонанс исподволь, незаметно травмирует души, вводит их в мир отрицательных эмоций, и в качестве результата мы видим проявление агрессии, жестокость, насилие.

Интерес к духовной музыке в наше время проявляется не только потому, что это красивая музыка - в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности и нравственности, который связывает культурное развитие народов нашей страны с народами других стран. Посредством духовной музыки дети соприкасаются с вечными нравственными истинами, раскрывают для себя высшую гармонию мироздания, а также духовная музыка становится одной из форм познания мира.

В условиях отсутствия чётких нравственных ориентиров, снижения уровня духовной культуры все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Такая личность характеризуется высокой дисциплиной духа, требовательностью к себе, осознанностью нравственной сущности своих поступков, четкой ориентацией на здоровую, полноценную, творческую жизнь, которая невозможна без духовно-нравственного развития. К сожалению, такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе у современного молодого поколения отходят на второй план; у подростков отсутствует ориентация на непрерывное духовно-нравственное развитие. Поэтому именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.

Это вызывает необходимость переосмыслить методологические основы духовно-нравственного воспитания, требует разработки целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия между:

нуждами общества в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности и недостаточной разработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной организации нравственного воспитания учащихся подросткового возраста.

ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом разнообразных источников негативного характера ежедневного сильного воздействия на подростка, обрушивающихся на еще только формирующуюся сферу нравственности ребенка.

.низким уровнем духовно-нравственной воспитанности в процессе школьного образования, (понимая воспитанность как качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку) и потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления духовных ценностей.

растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного воспитания и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях.

В связи с тем, что современная духовная музыка мало изучена, возникает противоречие между необходимостью развития духовности в процессе пения в хоре и недостаточной изученностью современной духовной музыки.

Актуальность проблемы и выявленные противоречия определили выбор темы исследования: «Современная духовная музыка как средство духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хорового пения».

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить значимость современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности.

Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания младших подростков.

Предмет исследования - современная духовная музыка, как средство духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности.

Гипотеза исследования. Рассматривая духовно-нравственное воспитание как единство взаимообуславливающих процессов: становления, формирования и преобразования внутреннего мира ребенка, а также его нравственных представлений, нравственных чувств и нравственного поведения в отношении к Творцу, взрослым и сверстникам, самому себе и окружающей среде на основе христианских целей, ценностей и смыслов, мы полагаем, что знакомство с современной духовной музыкой и ее исполнение на хоровых занятиях будет способствовать эффективному духовно-нравственному воспитанию младших подростков.

Задачи:

.   Уточнить сущность понятия «Духовно-нравственное воспитание»;

.   Проанализировать теоретические исследования по проблеме духовно-нравственного воспитания младших подростков;

.   Проанализировать эффективность современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков;

.   Экспериментально проверить эффективность современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания.

Методологическую основу исследования, по мнению автора составили: теоретические положения о воспитании духовности у детей (П.Д. Дженкинс); теоретические положения о духовности и проблеме воспитания (А.Д. Косичев, Г.В. Платонов); идеи саморазвития личности и основные идеи теории нравственного воспитания (В.И. Андреев, В.А. Блюмкин, О.С. Богданова); общетеоретические основы формирования личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.).

Методы исследования:

Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;

Общенаучные: сравнение, обобщение, эксперимент, моделирование;

Эмпирические: методы изучения духовно-нравственного воспитания младших подростков; беседы;

Дескриптивные: описание результатов исследования полученных данных, их графическая интерпретация и анализ, метод вариативной статистики.

Значимость нашего исследования заключается в уточнении сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» и обосновании эффективности современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков. Исследование имеет практическую направленность и может оказать помощь руководителям хоровых коллективов при работе с современной духовной музыкой.

Структура исследования представлена введением, теоретической и практической главами, заключением, списком литературы, приложениями. Работа включает диаграммы.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведённое исследование с целью изучения и выявления эффективности современной духовной музыки на духовно-нравственное воспитание младших подростков показало, что духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших и основных компонентов воспитания личности ребёнка. От того насколько духовно и нравственно воспитан ребёнок, зависит его отношение к жизни и окружающим его людям. И от того, на сколько духовно-нравственно воспитаны ученики будет отличаться качество исполнения музыки.

Анализ литературы позволяет определить, что во время вокально-хорового исполнительства духовно-нравственное воспитание протекает наиболее эффективно. Музыкальное произведение обладает текстом, который помогает личности в духовно-нравственном развитии. А так же, во время разучивания, ребёнок пробует разные варианты исполнения, тем самым, проявляя свою индивидуальность, которая формируется в процессе хоровых занятий.

Проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что современная духовная музыка способствует духовно-нравственному воспитанию младших подростков.

В ходе исследования были решены все поставленные задачи: после изучения научной литературы были разработаны методы работы с современной духовной музыкой. Несмотря на непродолжительность опытно-экспериментальной работы, можно говорить о некоторых положительных результатах: после проведения формирующего эксперимента, у большинства учащихся возрос интерес к современной духовной музыке и качество исполнения, что свидетельствует о духовно-нравственном росте.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Акимов А.Е. Доминанта духовности.- М.: Просвящение, 1998.

.   Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2.

.   Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. - 2008. - № 9.

.   Бахтизина Д.И., Канапацкий А. Я. Истинность музыки: философско-онтологический аспект / Д.И.Бахтизина, А.Я. Канапацкий.- Уфа: РИО БашГУ, 2006.

.   Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981.

.   Бессарабова И.С. Проблема духовного воспитания учащихся // Современные наукоемкие технологии. - 2007.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

.   Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М.:Знание, 1986.

.   Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». - Вел. Новгород, 2000.

.   Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой.- М.: 1991. - 50 с.

.   Выготский Л.С. Психология искусства. Издание третье. М.: «Искусство», 1986.

.   Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М., 1999.

.   Гофман Э. - Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Искусство в школе. - 1992. - №2.

.   Дженкинс П.Д. Воспитание духовности у детей. - М.: ООО Издательский дом «София», 2004.

.   Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999.

.   Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (16-18 февраля 2011 г.) / под ред. Т.А. Синюшкиной.- Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2011.

.   Зелинченко А.И. Психология духовности.- М.: Издательство Трансперсонального Института., 1996.

.   Зорилова Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве / Л.С. Зорилова; Федер. агентство по культуре и кинематографии. - Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2008.

.   Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.

.   Коломиец, Г.Г. Ценность музыки: философский аспект/ Г.Г. Коломиец. - Изд. 2-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

.   Косичев А.Д., Платонов Г.В. Духовность и проблема воспитания // Высшее образование в России. - 1998. - № 1. Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования // Музыка в школе. - 2000. - № 1.

.   Красильников И.М., Крюков М.А. Музыкальное искусство и педагогика завтра // Музыка в школе. - 2000. - № 3.

.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997.

.   Ланкин В.Г., Ланкина Е.Е., Хох И.Р. Музыка и развитие личности ребенка. - Томск: Изд-во Томского ГПУ, 2004.

.   Лежнева Т.М. Социокультурный потенциал хорового искусства // Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в XXI веке: Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей. - Чита: изд-во ЗабГГПУ, 2006. - Ч. 1.

.   Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности.- Екатеринбург. Изд-во Урал. Ун-та. 1997.

.   Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - № 3.

.   Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976.

.   Медушевский В.В. Музыковедение: проблемы духовного. - М., 1988.

.   Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. - 1995.

.   Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). - 2001.

.   Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. Л.В.Школяр. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

.   Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания.- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1987.

.   Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. - 1998. - №4.

.   Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.

.   Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.

.   Психологический словарь / Под общей научн. ред. П.С. Гуревича. М., 2007.

.   Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.

.   Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., 1994.

.   Розеншильд К. Музыкальное искусство и религия: Исторический очерк. - М., 1964.

.   Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.

.   Стрелкова В.И. Духовность и творчество/Человек как философская проблема: Восток-Запад. М: Изд-во Ун-та дружбы народов. 1991.

.   Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974.

.   Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки//Вопр. Философии, 1987, №3.

.   Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980.

.   Шевченко В.Н. Духовность, деятельность, культура//Свободная мысль 1993 №5.

.   Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности: Смысл. - М., 2004.

49. <http://bestmusica.ru/blog/istoki_vozniknovenija_muzyki_v_stile_new_age/2010-10-28-25>

.    <http://www.psyfiles.ru/2006/11/21/metodika_cennostnye_orientacii_m_rokicha.html>

.   <http://www.libera.org.uk/>

.   <http://igorfreiman.narod.ru/duh.htm>

.   <http://www.imdb.com/name/nm0613528/>

.   <http://en.wikipedia.org/wiki/John_Rutter>

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Беседы о композиторах и духовной музыке

Беседа №1. Творчество хора «Libera»

На одном из занятий мы показали детям концерт хора «Libera». Перед просмотром концерта мы раздали детям чистые листы, чтобы дети писали свои отзывы об услышанном и увиденном. Во время просмотра концерта дети записывали свои впечатления о звучащей музыке. Некоторые дети сначала посмотрели концерт, и только потом стали писать отзывы. По окончанию концерта, мы дали детям некоторое время, чтобы они закончили свои мысли и собрали у них листы с отзывами. Приводим фразы, которые звучали чаще всего:

Красивая музыка, красивая гармония; необычный свет; мальчики поют красиво высокие ноты; дирижёра почти не видно; необычная одежда у мальчиков; мальчики не стоят на одном месте; а постоянно двигаются по сцене.

Беседа №2. Современная духовная музыка.

На следующем занятии, перед тем как мы перешли к разучиванию произведений, мы провели с детьми беседу о той музыке, которую мы будем разучивать. Мы проиллюстрировали аудиозаписи и побеседовали о каждом произведении. Мы задавали детям следующие вопросы:

. Как вы думаете, о чём эта музыка?

. Какой характер у этого произведения?

. Какие чувства у вас вызывает эта музыка?

. К каким моментам жизни человека больше подходит эта музыка?

Приводим ряд ответов:

. Эта музыка о грустном душевном состоянии человека; человек о чём-то задумался; у человека особое настроение.

. Спокойный; грустный; задумчивый.

. Чувство спокойствия; грусти; желание всем делать только добро.

. Эту музыку полезно слушать утром и перед сном; во время прослушивания музыки должна быть полная тишина; Эта музыка подходит к тем моментам, когда мы хотим над чем-то подумать.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

I.1. Сущность понятия «духовно-нравственное воспитание»Особенности духовно-нравственного воспитания младших подростков

Современная духовная музыка. Жанры и представители

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

II.1 Констатирующий эксперимент по определению исходного уровня духовно-нравственного развития младших подростков

II.2 Организация и ход формирующего эксперимента

II.3 Анализ и обсуждение результатов формирующего эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение.

Неистовая музыка, которая заполонила радио и телеэфир, ошеломляет, оглушает человека. Музыкальный диссонанс исподволь, незаметно травмирует души, вводит их в мир отрицательных эмоций, и в качестве результата мы видим проявление агрессии, жестокость, насилие.

Интерес к духовной музыке в наше время проявляется не только потому, что это красивая музыка - в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности и нравственности, который связывает культурное развитие народов нашей страны с народами других стран. Посредством духовной музыки дети соприкасаются с вечными нравственными истинами, раскрывают для себя высшую гармонию мироздания, а также духовная музыка становится одной из форм познания мира.

В условиях отсутствия чётких нравственных ориентиров, снижения уровня духовной культуры все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Такая личность характеризуется высокой дисциплиной духа, требовательностью к себе, осознанностью нравственной сущности своих поступков, четкой ориентацией на здоровую, полноценную, творческую жизнь, которая невозможна без духовно-нравственного развития. К сожалению, такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе у современного молодого поколения отходят на второй план; у подростков отсутствует ориентация на непрерывное духовно-нравственное развитие. Поэтому именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.

Это вызывает необходимость переосмыслить методологические основы духовно-нравственного воспитания, требует разработки целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия между:

нуждами общества в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности и недостаточной разработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной организации нравственного воспитания учащихся подросткового возраста.

ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом разнообразных источников негативного характера ежедневного сильного воздействия на подростка, обрушивающихся на еще только формирующуюся сферу нравственности ребенка.

.низким уровнем духовно-нравственной воспитанности в процессе школьного образования, (понимая воспитанность как качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку) и потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления духовных ценностей.

растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного воспитания и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях.

В связи с тем, что современная духовная музыка мало изучена, возникает противоречие между необходимостью развития духовности в процессе пения в хоре и недостаточной изученностью современной духовной музыки.

Актуальность проблемы и выявленные противоречия определили выбор темы исследования: «Современная духовная музыка как средство духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хорового пения».

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить значимость современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности.

Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания младших подростков.

Предмет исследования - современная духовная музыка, как средство духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности.

Гипотеза исследования. Рассматривая духовно-нравственное воспитание как единство взаимообуславливающих процессов: становления, формирования и преобразования внутреннего мира ребенка, а также его нравственных представлений, нравственных чувств и нравственного поведения в отношении к Творцу, взрослым и сверстникам, самому себе и окружающей среде на основе христианских целей, ценностей и смыслов, мы полагаем, что знакомство с современной духовной музыкой и ее исполнение на хоровых занятиях будет способствовать эффективному духовно-нравственному воспитанию младших подростков.

Задачи:

.   Уточнить сущность понятия «Духовно-нравственное воспитание»;

.   Проанализировать теоретические исследования по проблеме духовно-нравственного воспитания младших подростков;

.   Проанализировать эффективность современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков;

.   Экспериментально проверить эффективность современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания.

Методологическую основу исследования, по мнению автора составили: теоретические положения о воспитании духовности у детей (П.Д. Дженкинс); теоретические положения о духовности и проблеме воспитания (А.Д. Косичев, Г.В. Платонов); идеи саморазвития личности и основные идеи теории нравственного воспитания (В.И. Андреев, В.А. Блюмкин, О.С. Богданова); общетеоретические основы формирования личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.).

Методы исследования:

Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;

Общенаучные: сравнение, обобщение, эксперимент, моделирование;

Эмпирические: методы изучения духовно-нравственного воспитания младших подростков; беседы;

Дескриптивные: описание результатов исследования полученных данных, их графическая интерпретация и анализ, метод вариативной статистики.

Значимость нашего исследования заключается в уточнении сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» и обосновании эффективности современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков. Исследование имеет практическую направленность и может оказать помощь руководителям хоровых коллективов при работе с современной духовной музыкой.

Структура исследования представлена введением, теоретической и практической главами, заключением, списком литературы, приложениями. Работа включает диаграммы.

 


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.