Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-04-01 | 225 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Разработанная М. Рокич методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.
Ход эксперимента: респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
. "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"
. "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"
. "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?"
|
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Стимульный материал к методике «Ценностные ориентации»
Список А (терминальные ценности):
. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
. здоровье (физическое и психическое);
. интересная работа;
. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
. любовь;
. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
. наличие хороших и верных друзей;
. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе);
. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
|
. счастливая семейная жизнь;
. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
. творчество (возможность творческой деятельности);
. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
. воспитанность (хорошие манеры);
. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
. жизнерадостность (чувство юмора);
. исполнительность (дисциплинированность);
. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
. непримиримость к недостаткам в себе и других;
. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
. честность (правдивость, искренность);
. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
. чуткость (заботливость).
Интерпретация данной методики по Олпорту.
Отдельно берём 5 доминирующих и 5 последних ценностей отдельно по списку терминальных и инструментальных ценностей. Определяем, к каким системам ценностей можно отнести их. Олпорт определяет их как социальная, теоретическая, экономическая, эстетическая, политическая и религиозная.
Теоретическая. Человек, придающий особое значение этой ценности, прежде всего заинтересован в раскрытии истины. Такой человек характеризуется рациональным, критическим и эмпирическим подходами к жизни. Теоретический тип в высшей мере интеллектуален и чаще избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии.
Экономическая. ”Экономический” человек выше всего ценит то, что полезно или выгодно. Он исключительно ”практичен” и прочно придерживается стереотипа преуспевающего американского бизнесмена. Представители этого типа живо интересуются тем, как делать деньги; знания, не находящие конкретного применения, они считают бесполезными. Многие блестящие достижения в области техники и технологии явились результатом осуществления научных потребностей людей экономического склада.
|
Эстетическая. Такой человек больше всего ценит форму и гармонию. Воспринимая любые жизненные явления с точки зрения привлекательности, симметрии или уместности, относящиеся к этому типу люди трактуют жизнь как ход явлений, при котором каждый отдельный индивидуум наслаждается жизнью ради самого себя. Эстетический субъект не обязательно будет творцом, художником, но его наклонности могут проявляться в повышенном и активном интересе к эстетическим сторонам жизни.
Социальная. Наивысшей ценностью для социального типа является любовь людей. Весьма вероятно, что такой человек будет рассматривать теоретические, экономические и эстетические подходы к жизни как холодные и негуманные, считая любовь единственной приемлемой формой человеческих взаимоотношений. В чистом виде социальная установка является альтруистической и тесно связана с религиозными ценностями.
Политическая. Доминирующим интересом политического типа является власть. Профессиональная активность людей этого типа не обязательно ограничивается сферой политики, поскольку лидеры в любой области обычно выше всего ценят власть и влияние. Таким образом, у ”политических личностей” существуют явные индивидуальные различия в отношении ценности власти. В то же время незавуалированное выражение данного мотива у политического типа отвергает все другие в жажде личной власти, влияния, славы и известности.
Исходя из этого описания, мы можем разделить эти ценности на 2 категории: духовные и материальные.
Политическую и экономическую ценности можно отнести к материальным ценностям. Социальную и эстетическую - к духовным. Теоретическую ценность мы поставим посередине, так как она включает в себя признаки как духовной, так и материальной ценности.
|
Теоретические:
Список А (терминальные ценности):
. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
. Исполнительность (дисциплинированность);
. Непримиримость к недостаткам в себе и других;
. Образованность (широта знаний, высокая общая культура);
. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
Экономические:
Список А (терминальные ценности):
. жизнерадостность (чувство юмора);
. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
Список Б (инструментальные ценности):
. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
Эстетические:
Список А (терминальные ценности):
. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
. творчество (возможность творческой деятельности);
Список Б (инструментальные ценности):
. жизнерадостность (чувство юмора);
Социальные:
Список А (терминальные ценности):
. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
. здоровье (физическое и психическое);
. любовь;
. наличие хороших и верных друзей;
. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе);
. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
. счастливая семейная жизнь;
. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
Список Б (инструментальные ценности):
. воспитанность (хорошие манеры);
. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
. честность (правдивость, искренность);
. чуткость (заботливость).
Политические:
Список Б (инструментальные ценности):
|
. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); [50]
На основании проведённого эксперимента было выявлено, что у большинства учащихся преобладают экономические ценности - 40%. Второе место разделили теоретические и эстетические ценности - каждая по 20%. Третье место разделили социальные и политические ценности - каждая по 10%. Приводим диаграмму полученных результатов (см. рисунок 1).
Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента
Результаты показывают нам, что у большинства детей на данном этапе преобладают материальные ценности.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!