Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич.

2020-04-01 225
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Разработанная М. Рокич методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

.   Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

.   Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.

Ход эксперимента: респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

.   "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"

.   "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"

.   "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?"

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Стимульный материал к методике «Ценностные ориентации»

Список А (терминальные ценности):

.   активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

.   жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

.   здоровье (физическое и психическое);

.   интересная работа;

.   красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

.   любовь;

.   материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

.   наличие хороших и верных друзей;

.   общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе);

.   познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

.   продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

.   развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

.   развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

.   свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);

.   счастливая семейная жизнь;

.   счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

.   творчество (возможность творческой деятельности);

.   уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

.   аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

.   воспитанность (хорошие манеры);

.   высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

.   жизнерадостность (чувство юмора);

.   исполнительность (дисциплинированность);

.   независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

.   непримиримость к недостаткам в себе и других;

.   образованность (широта знаний, высокая общая культура);

.   ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

.   рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

.   самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

.   смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

.   твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

.   терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

.   широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

.   честность (правдивость, искренность);

.   эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

.   чуткость (заботливость).

Интерпретация данной методики по Олпорту.

Отдельно берём 5 доминирующих и 5 последних ценностей отдельно по списку терминальных и инструментальных ценностей. Определяем, к каким системам ценностей можно отнести их. Олпорт определяет их как социальная, теоретическая, экономическая, эстетическая, политическая и религиозная.

Теоретическая. Человек, придающий особое значение этой ценности, прежде всего заинтересован в раскрытии истины. Такой человек характеризуется рациональным, критическим и эмпирическим подходами к жизни. Теоретический тип в высшей мере интеллектуален и чаще избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии.

Экономическая. ”Экономический” человек выше всего ценит то, что полезно или выгодно. Он исключительно ”практичен” и прочно придерживается стереотипа преуспевающего американского бизнесмена. Представители этого типа живо интересуются тем, как делать деньги; знания, не находящие конкретного применения, они считают бесполезными. Многие блестящие достижения в области техники и технологии явились результатом осуществления научных потребностей людей экономического склада.

Эстетическая. Такой человек больше всего ценит форму и гармонию. Воспринимая любые жизненные явления с точки зрения привлекательности, симметрии или уместности, относящиеся к этому типу люди трактуют жизнь как ход явлений, при котором каждый отдельный индивидуум наслаждается жизнью ради самого себя. Эстетический субъект не обязательно будет творцом, художником, но его наклонности могут проявляться в повышенном и активном интересе к эстетическим сторонам жизни.

Социальная. Наивысшей ценностью для социального типа является любовь людей. Весьма вероятно, что такой человек будет рассматривать теоретические, экономические и эстетические подходы к жизни как холодные и негуманные, считая любовь единственной приемлемой формой человеческих взаимоотношений. В чистом виде социальная установка является альтруистической и тесно связана с религиозными ценностями.

Политическая. Доминирующим интересом политического типа является власть. Профессиональная активность людей этого типа не обязательно ограничивается сферой политики, поскольку лидеры в любой области обычно выше всего ценят власть и влияние. Таким образом, у ”политических личностей” существуют явные индивидуальные различия в отношении ценности власти. В то же время незавуалированное выражение данного мотива у политического типа отвергает все другие в жажде личной власти, влияния, славы и известности.

Исходя из этого описания, мы можем разделить эти ценности на 2 категории: духовные и материальные.

Политическую и экономическую ценности можно отнести к материальным ценностям. Социальную и эстетическую - к духовным. Теоретическую ценность мы поставим посередине, так как она включает в себя признаки как духовной, так и материальной ценности.

Теоретические:

Список А (терминальные ценности):

. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

. Исполнительность (дисциплинированность);

. Непримиримость к недостаткам в себе и других;

. Образованность (широта знаний, высокая общая культура);

. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

Экономические:

Список А (терминальные ценности):

.   жизнерадостность (чувство юмора);

.   материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

.   продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

Список Б (инструментальные ценности):

.   аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

.   высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

.   независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

.   рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

.   эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

Эстетические:

Список А (терминальные ценности):

.   активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

.   красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

.   развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

.   творчество (возможность творческой деятельности);

Список Б (инструментальные ценности):

.   жизнерадостность (чувство юмора);

Социальные:

Список А (терминальные ценности):

. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

. здоровье (физическое и психическое);

. любовь;

. наличие хороших и верных друзей;

.   общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе);

.   развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

.   счастливая семейная жизнь;

.   счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

Список Б (инструментальные ценности):

.   воспитанность (хорошие манеры);

.   терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

.   широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

.   честность (правдивость, искренность);

.   чуткость (заботливость).

Политические:

Список Б (инструментальные ценности):

. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); [50]

На основании проведённого эксперимента было выявлено, что у большинства учащихся преобладают экономические ценности - 40%. Второе место разделили теоретические и эстетические ценности - каждая по 20%. Третье место разделили социальные и политические ценности - каждая по 10%. Приводим диаграмму полученных результатов (см. рисунок 1).

 

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента

 

Результаты показывают нам, что у большинства детей на данном этапе преобладают материальные ценности.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.