Ретроспективный анализ проблемы совместной воспитательной работы школы и семьи — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Ретроспективный анализ проблемы совместной воспитательной работы школы и семьи

2020-04-01 245
Ретроспективный анализ проблемы совместной воспитательной работы школы и семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Большое место в наследии Я.А.Коменского отводилось проблеме семейного воспитания. Для раскрытия этого вопроса необходимо обратиться к принципу природосообразности. "Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни"[28,91].

Он считал, что при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом.

Поэтому давно уже практикуется порядок, при которой дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниям и серьёзностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями [28,92].

Здесь следует подчеркнуть, что Ян Амос Коменский ставит учителей лишь на второе место после родителей. То есть основную роль в воспитании детей играют именно родители.

Основными добродетелями Я.А.Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость, а главными средствами их воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания.

Следующей важной функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством [18,243].

Подчёркивая всю важность и необходимость семейного воспитания, Я.А.Коменский в "Великой дидактике" создаёт образ материнской школы. Цель этой школы он видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их. Далее он (Коменский) приводит список предметов, которые, по его мнению, необходимо изучать в материнской школе.

Я.А.Коменский говорит, что всё всего легче образуется в нежном возрасте. То есть в соответствии с принципами природосообразности и возрастной периодизации он считает, что семейное воспитание (материнская школа) является первым и одним из самых главных этапов детского воспитания и обучения.

К.Д. Ушинский считал, что, отдавая детей на руки воспитателю или помещая их в учебное заведение, родители должны иметь здравые и ясные понятия о том, чего они могут требовать, с одной стороны, от воспитателя или учебного заведения, а с другой, - от своих детей [17,152]. 

А.С. Макаренко определял истинную сущность воспитательной работы в семье вовсе не в разговорах с ребёнком, не в прямом воздействии на ребёнка, а в организации семьи, личной и общественной жизни и в организации жизни ребёнка[25,349].

Одна из важных задач реформы школы - внедрение системы педагогического всеобуча родителей. Являясь ведущим институтом воспитания подрастающего поколения, школа призвана оказывать отцам и матерям педагогическую помощью. И.В. Гребенников раскрывает существенность и методику работы школы по педагогическому всеобучу родителей. При этом основное место он отводит методическим материалам для проведения занятий с ними.

В.А.Сухомлинский подчёркивал, что главная мысль - детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей - дать каждому ребёнку счастье...

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье [35,337-338].

Таким образом, анализ литературы показал, что семья и школа неразделимы во все времена. Очень многое зависит от успешности семейного воспитания, а эта успешность достигается педагогической грамотностью родителей. И именно от педагогов зависит, насколько правильно и обоснованно будут действовать родители, продолжая воспитание своих детей.

Многие родители не имеют возможности найти литературу по возникшей проблеме воспитания. Лишь специалисты, занимающиеся этими вопросами, могут дать квалифицированную помощь родителям, повысить уровень их педагогической культуры.

Поэтому нам сегодня нужно заботиться о том, чтобы родители стремились идти в школу за советом, а не ограничивались просмотром дневников их детей.

О том, как это лучше организовать, в какой форме, используя какие методы, будет рассказано в следующих параграфах.

 


1.2 Понятие "семейное воспитание", его сущность

Перед трактовкой основного понятия нашей темы хотелось бы определить, что понимается под воспитанием в традиционной педагогике.

В подходах к определению понятия "воспитание" можно чётко выявить два направления, одно из которых характерно для традиционной педагогики. Оно основано на взгляде на ребёнка как объект педагогического процесса. В этом случае важнейшими факторами в развитии человека становятся внешние воздействия, формирующие личность. Им соответствуют следующие определения:

Воспитание - это целеустремлённое, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е. Ковалёва) [3,3].

Воспитание в специальном педагогическом смысле - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский) [там же].

Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А.В. Петровский) [там же].

Воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом.

Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов убеждений (А.В. Мудрик) [там же].

При таком подходе цель воспитания - гармонично и всесторонне развитая личность в соответствии с внешне заданными нормативами.

Как уже говорилось выше, гармонично и всесторонне развитой личности не получится, если воспитание в семье не было успешным и правильным. Что же такое семейное воспитание?

Семейное воспитание - воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими, - родственниками, опекунами; общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [29,199].

Теория семейного воспитания - органичная часть нашей педагогики. В неё входят вопросы о цели, содержании и методах воспитания детей в семье, которые рассматриваются в их историческом развитии и зависимости от социально-экономических и культурных условий жизни общества.

В докапиталистических формациях подавляющее большинство детей получало воспитание в условиях семьи и повседневной трудовой жизни, так как школ и других воспитательных учреждений было крайне мало, и они обслуживали незначительную часть детей, главным образом из господствующих классов. Семья в процессе воспитания детей передавала подрастающему поколению накопленный опыт, знания, обычаи.

Ценный вклад в теорию и практику семейного воспитания внесла Н.К. Крупская. Она связала проблему семейного воспитания с задачей повышения общей культуры рабочей и крестьянской семьи, особенно повышения уровня сознательности женщины как естественной воспитательницы детей. Она остро ставила вопрос о создании правильных взаимоотношений между мужем и женой, между родителями и детьми, рассматривая семью как дружный коллектив, в котором сочетается личная жизнь с общественной, воспитываются новые члены общества.

По сравнению с воспитанием, осуществляемым в педагогических учреждениях, семейное воспитание имеет свои особенности: члены семейного коллектива спаяны естественными узами родства и заботами друг о друге, дети участвуют в домашнем труде вместе с взрослыми под их руководством, воспитание проникнуто родительской любовью к детям.

 Исключительное значение для успешности семейного воспитания имеет создание трудовой атмосферы в семье, дружеских, тёплых взаимоотношений между её членами, наличие положительного примера и авторитета родителей.

Семейное воспитание младшего школьника осуществляется главным образом в связи с ученьем. Родители приучают школьника к порядку, организованности и самостоятельности при выполнении домашних заданий, контролируют его и оказывают ему помощь при затруднениях. Семья содействует расширению кругозора детей, развитию их мышления и речи, используя для этого, в частности, домашнее чтение.

Родители заботятся о школьнике, способствуют его участию в посильной общественно полезной работе [27,252-255].

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

· креативности – свободного развития способностей детей

· гуманизма – признания личности в качестве абсолютной ценности

· демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми

· гражданственности, основанной на осознании места своего «я» в общественно-государственной системе

· ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики

· приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей [29,237].

За последние годы в России произошли политические и экономические изменения, оказавшие существенное влияние на все стороны жизни общества. Российская семья последнего десятилетия, как и всё общество в целом, испытала переход в новое качество жизни. На первый план выдвигается приоритетный принцип семейного воспитания: ребёнок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделённый правами и обязанностями соответствующими его возрастному развитию.

Такой принцип личностно-ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность ребёнка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды [14,6-7].

Из выше написанного можно сделать вывод о том, что семейное воспитание - это планомерное и целенаправленное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на сознание и поведение ребёнка с целью формирования у него независимой жизненной позиции, социальной и нравственной ответственности и т.д.

Можно сказать, что семья продолжает входить в число наиболее значимых для человека жизненных ценностей независимо от возраста, так как ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на подрастающее поколение в плане его личностного развития. Наличие в семье устойчивой системы ценностей служит противовесом негативным воздействием среды и гарантией адекватного воспитания детей.

Современная семья переживает сложный период перехода от традиционной модели семейной организации к новой. Исчезает традиционный тип семьи, упрощается её структура, изменяется система и подчиняется. Но, согласно опросу, большинство молодых людей понимает, что семья в настоящее время продолжает играть ту же роль, которую призвана исполнить в любом обществе: продолжение рода, психологическое убежище, благожелательное окружение представителей старших поколений, забота о младших и престарелых членах семьи [14,12].

 



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.