Глава 1. Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 1. Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе

2020-04-01 206
Глава 1. Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Проблематика построения семейных отношений сегодня во многом обусловлена коренным изменением прежних и появлением новых социально-экономических отношений. Кризисные явления наблюдаются не только в сфере экономики и политики, но и в духовной жизни общества. В настоящее время в семейных отношениях проявляется индивидуализация, крайние формы которой приводят к распаду некоторых семей и девальвации ценностей семейного образа жизни в нашем обществе.

Этим определяется актуальность исследования процесса социального сопровождения семейно-брачных отношений.

Проблемой семьи и брака занимались В.Сатир, К. Витек, И.Ц. Дорно, М.С. Мацковский. Супружеские отношения исследовали Н.Э. Коротков, С.И. Кордон, И.А. Рогова, В.А. Сысенко, А.Г. Харчев, А.И. Кузьмин.

В процессе исследования проблемы семейно-брачных отношений возникает противоречие между необходимостью гармонизации отношений в семье и недостаточной разработкой мероприятий по социальному сопровождению семейно-брачных отношений.

На основании этого противоречия была определена тема исследования: «Социальное сопровождение семейно-брачных отношений».

Проблемой исследования является определение роли мероприятий в социальном сопровождении семейно-брачных отношений.

Объектом данного исследования выступают брачно-семейные отношения.

Предмет исследования: сопровождение отношений в семье.

Цель исследования: определить состояние брачно-семейных отношений на современном этапе и пути их социального сопровождения.

Гипотеза исследования заключается в том, что социальное сопровождение, вероятно, позволит гармонизировать семейно-брачные отношения.

Задачи исследования:

1. Изучить проблемы семейных отношений.

2. Дать характеристику семейно-ориентированных программ.

3. Разработать мероприятия по социальному сопровождению семейно-брачных отношений.

Методы исследования:

· Теоретические – изучение нормативно-правовых документов о семье, теоретические труды о проблемах семьи, обобщение, анализ;

· Практические – беседа, опрос, анкетирование, статистическая и математическая обработка полученных материалов

Работа состоит из введения, первой главы «Состояние брачно-семейных отношений на современном этапе», второй главы «Мероприятия по социальному сопровождению семейно-брачных отношений», заключения, приложения.


Глава 1. Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе

 

Глава 2. Мероприятия по социальному сопровождению семейно-брачных отношений

 

Заключение

В результате теоретических исследований проблема гармонизации брачно-семейных отношений может быть решена только самим человеком, т.к. общепризнанным считается взгляд на семью, на развитие в ней гармоничных отношений, как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования семья изменилась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами.

Анализ литературы показал, что социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых: планирование семьи, психическое здоровье, социальная и психологическая совместимость, гармонизация брачно-семейных отношений, личный пример родителей, отсутствие социальной зрелости, вредные привычки, теоретическое осмысление проблемы семейных отношений получили в работах В.Сатир, К.Витек, И.В.Дорно, М.С.Мацковского, А.Г.Харчева и других авторов.

В то же время социальная защита семьи оказалась одним из наиболее слабых звеньев нашей перестройки. Необходимо совершенствование законодательства по защите социальных прав, реализации установленных гарантий поддержки семьи, т.к. новая система социальных гарантий и механизмы их реализации не сформировались в полной мере и не обеспечивают достаточную защиту в ситуациях социального риска. Усилия государства направлены в основном на поддержку семей, уже оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Необходима реализация разработанной государственной социальной политики, формирование реальных семейно-ориентированных социальных программ. Состояние современного семейного права в России осуществляется государством в разных, не всегда эффективных актах на всех уровнях - от законов, международных деклараций - до решений и постановлений муниципалитетов.

Такая разобщенность правовых проблем приводит к серьезным упущениям в сфере защиты и поддержки семьи, снижению действия правовых механизмов, направленных на охрану семьи, брака, ее социальной поддержки.

Анализ методов семейного консультирования в социальной работе с семьей показал, что сегодня современные науки используют разнообразные методы оказания помощи в брачно-семейных отношениях с выявлением критериев и показателей развития гармоничных отношений между супругами. Эффективным условием при этом является помощь специалистов по социальной работе, психологов и других специалистов, которые в своей деятельности опираются в наибольшей степени на индивидуальные особенности личности и ее активность.

Семейное консультирование обладает большим потенциалом по предупреждению разрушительных процессов в брачных отношениях и поддержанию нормального функционирования семьи.

Дальнейшие изучения психологических подходов к гармонизации брачно-семейных отношений должны быть посвящены изучению новых технологий, методов психологического консультирования; открытию центров по консультированию семей; консультаций добрачного консультирования; семейных клубов по интересам, центров социальной помощи семье и т.д.

Проблема гармонизации супружеских отношений сложная, нуждается в дальнейшем исследовании. В заключении еще раз хотелось бы подчеркнуть, что работа специалиста по социальной работе ориентирована не только на решение проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие. А также на восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.


Список литературы

1. Алешина Ю.В. Индивидуальное и семейное консультирование. М.,

1994.

2. Аристова Н.Г. Образ будущей семьи: внутренние противоречия /

становление брачно-семейных отношений. М., 1989, с. 51.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: учебное пособие для вузов. М., 1996.

4. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., Прогресс, 1988

5. Верб М.С. Любовь и семья в XX веке. Свердловск, 1988.

6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1991

7. Гребенников И.В. Этика и психология семейной жизни. М., 1987.

8. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность

молодой семьи (социологические исследования. 1982, № 2).

9. Гурко Т.А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия

и факторы стабильности, автореф. дис. Филос. Наук. М., 1989,

10. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и

демографический аспекты. Л., 1984, с. 60.

11. Куликова Т.Н.Семейная педагогика и домашнее воспитание, 1999.

12. Коротков Н.Э., Кордон С.И., Рогова И.А. Семья: все начинается с любви. Пермь, 1987.

13. Кузьмин А.И. Концептуальные подходы к исследованию

жизнедеятельности семьи // Семья в России, 1996, № 1, с. 14.

14. Комаров М.С., Введение в социологию, М., 1994, с.197

15. Кукса Л.Т. // Семья в России, 1996, № 1

16. Лебедева Л.Ф. Проблемы формирования семейно-

ориентированных социальных программ / Семья в России, 1996,

№2, с. 102.

17. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.

18. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теории,

методологии, методики. М., Наука, 1989.

19. Мей Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

20. Немов Р.С. Психология. М. 1994.

21. Ожегов С.И. Толковый словарь, М., 1999.

22. Россия сегодня: реальный шанс. М., 1994, с. 59.

23. Стрельникова Н.Н. Развитие системы социального обслуживания

24. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М., 1986.

25. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., Педагогика-Пресс, 1992.

26. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами

семейного консультирования. М., Асадеса, 2002.

27. Смирнов В.И. Общая педагогика: в теориях, дефинициях,

иллюстрациях. Педагогическое общество России. Мм 2000.

28. Туреев В.И. Основы социальной статистики. М., 1991, с. 88.

29. Тутушкина М.К. Психологическая помощь и консультирование в

практической психологии. СПб, 1999.

30. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы в России,

31. Харчев А.Г. следование семьи: на пороге нового этапа //

Социологические исследования, 1986, № 3, с. 23-33.

32. Харчев А.Г., Мацковскии М.С. Современная семья и ее проблемы.

М., 1978.

33. Шевандрин П.И. Социальная психология в образовании. М.,

«Владос», 1995.


Приложения

Таблица 1

Типология семьи Родительские функции Потребности и задачи в период жизненного цикла Типичные проблемы и кризисы
Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем   Подготовка к ролям отца и матери; адаптация к новому этапу жизни, связанному с появлением ребенка; забота о потребностях ребенка, распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком Основное - формирование доверия; восприятие мира и семьи ребенком как безопасное место, где есть забота и участие   Неадекватное поведение супругов в качестве родителей; отсутствие отца или матери, отказ родителей, пренебрежение, инвалидность, умственное отставание
Семья с ребенком дошкольного возраста   Развитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к возросшим, с появлением ребенка, материальным затратам; поддержка сексуальных отношений между супругами; развитие отношений с родителями; формирование семейных традиций Достижение автономии, развитие локомоторных навыков, исследование предметов, формирование отношений к родителям типа «Я сам», формирование ини-циативы-чувства вины   Неадекватная социализация, недостаточное внимание со стороны родителей, чрезмерная опека родителей; неправильное поведение  
Семья школьника   Воспитывать интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; забота о развитии супружеских отношений   Интеллектуальная и социальная стимуляция, социальное включение ребенка, развитие чувства трудолюбия, комплектности, усердие - неполноценность Неудачи в учебе, членство в девиантных группах  
Семья с ребенком старшего школьного возраста   Передача ответственности и свободы действия ребенку по мере взросления и развития, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи, воспитание взрослеющих детей на достойных образах, принятие индивидуальности ребенка Достижения, частичное отдаление от родителей, эгоидентичность, новые оценки мира и отношения к нему, «диффузия идеалов»   Кризис идентичности, отчуждение, пагубные привычки, преступность  
Семья со взрослыми детьми, входящими в мир   Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти, создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки Возможности в самореализации, в выполнении взрослых ролей, интимность - изоляция, любовь как способность вверять себя другому человеку, уважение, ответственность   Отцовство, материнство без вступления в брак, повышенная зависимость от родительской семьи, конфликт в браке, преступность, неверное поведение на работе, в учебном заведении  
Семья среднего возраста, «пустое гнездо»   Обновление супружеских отношений, приспособление к возрастным физиологическим изменениям, укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями   Расширение возможностей саморазвития в жизненных ролях, производительность - стагнация, продуктивность -инертность Разрыв в семье, развод, финансовые проблемы, неумение управлять домашним хозяйством, конфликт «отцов и детей», провал карьеры, неорганизованность  
Постаревшая семья   Изменение дома в соответствие с потребностями пожилых людей, воспитание готовности по мере уменьшения сил принять помощь других, приспособление к жизни на пенсии, осознание собственного отношения к смерти Возможности для саморазвития в роли пожилого человека, целостность - отчаяние   Вдовство, хроническая беспомощность, непонимание своей роли с выходом на пенсию, социальная изоляция  

Каков Ваш брак?

Вопросы для мужчин да иногда нет
Появляется ли у вас желание изменить свою семейную жизнь и начать все сначала? Считаете ли вы, что ваша жена одевается безвкусно? Срываете ли на домашних свое плохое настроение? Часто ли проводите вечера дома? Знаете ли, какие цветы любит ваша жена? Часто ли вспоминаете о холостяцкой жизни? Считаете ли, что супруги должны проводить отпуск отдельно? Сравниваете ли свою жену с другими женщинами? Любите ли общаться с друзьями вне дома? 10 8 7 2 4 12 7 9 8 5 2 3 5 9 5 5 2 2 2 4 5 10 10 6 4 1 3
Вопросы для женщин да иногда нет
Считаете ли вы, что муж не нужен вам? Просите ли мужа рассказать о своих служебных делах? Любите ли вы своих детей больше, чем мужа? Может ли торт улучшить вам настроение? Считаете ли, что у ваших подруг мужья лучше, чем у вас? Часто ли ходите дома в пижаме? Если у мужа есть хобби, раздражает ли оно вас? Радуетесь ли служебным успехам мужа? Считаете ли, что ваша работа важнее дел мужа? 10 4 8 10 6 9 8 3 10 5 2 2 3 0 7 5 2 0 2 8 3 4 1 2 2 10 1

Подведем результаты

Для мужчин:

69 очков и более. Вы не очень счастливы в семейной жизни. Причина – ваше собственное поведение. Постарайтесь уделять больше внимания жене.

От 40 до 68 очков. Вы довольны своим супружеством. Оно у вас спокойное и приятное.

Менее 40 очков. Вы иногда ссоритесь с женой, но в общем ваш брак удачен.

Для женщин: 68 очков и более. Ваш брак неудачен. Считаете, что виноват муж, но это не всегда так. Постарайтесь более критически взглянуть на свое поведение. От 40 до 67 очков. Вы понимаете, что идеального брака не существует, а потому и миритесь с недостатками супруга. Вы стараетесь гнать от себя мрачные мысли. Менее 40 очков. У вас все в порядке. Лучшей жены вашему мужу не найти.

Введение

 

Проблематика построения семейных отношений сегодня во многом обусловлена коренным изменением прежних и появлением новых социально-экономических отношений. Кризисные явления наблюдаются не только в сфере экономики и политики, но и в духовной жизни общества. В настоящее время в семейных отношениях проявляется индивидуализация, крайние формы которой приводят к распаду некоторых семей и девальвации ценностей семейного образа жизни в нашем обществе.

Этим определяется актуальность исследования процесса социального сопровождения семейно-брачных отношений.

Проблемой семьи и брака занимались В.Сатир, К. Витек, И.Ц. Дорно, М.С. Мацковский. Супружеские отношения исследовали Н.Э. Коротков, С.И. Кордон, И.А. Рогова, В.А. Сысенко, А.Г. Харчев, А.И. Кузьмин.

В процессе исследования проблемы семейно-брачных отношений возникает противоречие между необходимостью гармонизации отношений в семье и недостаточной разработкой мероприятий по социальному сопровождению семейно-брачных отношений.

На основании этого противоречия была определена тема исследования: «Социальное сопровождение семейно-брачных отношений».

Проблемой исследования является определение роли мероприятий в социальном сопровождении семейно-брачных отношений.

Объектом данного исследования выступают брачно-семейные отношения.

Предмет исследования: сопровождение отношений в семье.

Цель исследования: определить состояние брачно-семейных отношений на современном этапе и пути их социального сопровождения.

Гипотеза исследования заключается в том, что социальное сопровождение, вероятно, позволит гармонизировать семейно-брачные отношения.

Задачи исследования:

1. Изучить проблемы семейных отношений.

2. Дать характеристику семейно-ориентированных программ.

3. Разработать мероприятия по социальному сопровождению семейно-брачных отношений.

Методы исследования:

· Теоретические – изучение нормативно-правовых документов о семье, теоретические труды о проблемах семьи, обобщение, анализ;

· Практические – беседа, опрос, анкетирование, статистическая и математическая обработка полученных материалов

Работа состоит из введения, первой главы «Состояние брачно-семейных отношений на современном этапе», второй главы «Мероприятия по социальному сопровождению семейно-брачных отношений», заключения, приложения.


Глава 1. Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.