Основы методики интенсивного обучения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Основы методики интенсивного обучения

2020-04-01 188
Основы методики интенсивного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Как обучить взрослого человека игре на фортепиано? Существуют различные методики обучения игре на фортепиано для старшей возрастной категории, но наиболее популярна из них в данное время – это интенсивный метод Татьяны Смирновой. Интенсивный курс обучения игре на фортепиано используется с 1991 года и широко известен среди педагогов по музыке.

Актуальность данной темы. Метод позволяет свободно освоить фортепиано за 3 года. Уже через 6 месяцев добросовестный учащийся уже сможет играть простые классические произведения. Методика является уникальной и рекомендована Министерством культуры Российской Федерации.

Под учащихся подбирается индивидуальная программа обучения, исходя из музыкальных интересов и предпочтений. Программа не привязана к определенному музыкальному стилю. Если обучаемого интересует джаз – он будет учиться по джазовым произведениям.

Программа рассчитана как на «начальный», так и на «продвинутый» уровень.

В результате обучения учащийся сможет:

¾ Подбирать по слуху понравившуюся мелодию;

¾ Аккомпанировать поющему и петь под собственный аккомпанемент;

¾ Музицировать в различных жанрах (от классики до джаза);

¾ Свободно читать с листа, что означает открыть ноты и сыграть произведение (так как мы читаем обычные книги), а не разбирать пьесу неделями по тактам;

¾ Сочинять собственную музыку.

Занятия могут стать увлечением, приятным времяпрепровождением, помогут выразить себя через музыку, стать более целостным и гармоничным.

С точки зрения Татьяны Смирновой, абсолютно все ученики обладают музыкальными талантами, медведь на ухо никому не наступал, и вопрос об успехах ученика – это, на самом деле, вопрос о методе преподавания.

Дело в том, что многие преподаватели понимают, что именно это доставляет наибольшее удовольствие от игры на инструменте, позволяет назвать себя музыкантом, свободно владеющим инструментом.

К сожалению, многие педагоги, обучаясь в музыкальной школе, средних и высших учебных заведениях, не получили этих умений и навыков, и как музыканты чувствуют свою профессиональную ущербность.

Цель данной работы: Изучить методику обучения игре на фортепиано учащихся старшей возрастной группы по методу Т.И. Смирновой.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Дать общую характеристику методике интенсивного обучения;

2. Обосновать и проанализировать методику по следующим этапам:

2.1. Постановка руки, посадка за инструментом, координация движений;

2.2. Знакомство с клавиатурой;

2.3. О ритме, метре и внутренней ритмической пульсации;

2.4. Графическое восприятие нотной грамоты;

2.5. Работа над техникой чтения с листа;

2.6. Работа над чистотой интонирования и вокальной импровизацией;

2.7. Подбор по слуху и транспонирование;

2.8. Импровизация в игре на фортепиано;

2.9. Работа над выразительным исполнением.

 


Заключение

 

Итак, в чем же преимущества методики Т.И. Смирновой? Обучение по данной методике графическому восприятию нотной записи и развитие внутренней пульсации открывает внутренние возможности в освоении техники чтения нотного текста с листа. Свободное владение этим навыком позволяет высвободить на занятии время для работы над исполнительским мастерством, для совершенствования технических возможностей обучаемых.

Учащиеся занимаются увлеченно, с удовольствием, так как быстро разучивают и играют разнообразные произведения, не тратя времени на такой неприятный и трудоемкий процесс, как разбор нотного текста. На занятиях ученики работают над музыкальными образами или знакомятся с новыми произведениями. Творческий подъем и сопутствующий ему хороший эмоциональный настрой повышают интерес к работе.

Развитие гармонического и мелодического слуха позволяет легко подбирать по слуху, а это, в свою очередь, помогает легко справиться со знаками альтерации, запомнить произведение наизусть. Устраняется элемент «зазубривания», многократного повторения, лишенного эмоциональной окраски. Новые произведения учатся быстро, за сравнительно короткий срок происходит переход к более сложным и интересным.

Формирование внутреннего чувства ритма избавляет от утомительного счёта вслух и позволяет легко играть не только классические произведения, но и открывает возможность с первых лет обучения играть джазовую и эстрадную музыку. Большое удовольствие ученику, его друзьям и родственникам доставляет исполнение песен и импровизаций, столь необходимых как для домашнего музицирования, так и для многих видов профессиональной деятельности.

Приобретенное умение анализировать нотный текст формирует навык самостоятельной работы над произведением.

Таким образом, освоив весь комплекс перечисленных знаний, умений и навыков, учащийся переходит на самообучение и продолжает совершенствоваться.

 

 


Список использованной литературы

 

1.А.Д. Алексеев. «История фортепианного искусства» – М., 1988.

2.Музыкальная энциклопедия, том 1, том 2, том 3 – М., 2007.

3.В.Д. Ныркова, Г.И. Навтиков. Школа самостоятельного обучения игре на фортепиано для взрослых. М.: Советский композитор, -1973.

4.Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва, 2003.


[1] Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва 2003 –С.3-4

[2] Книга «Интерпретация», глава «Приглашаю на уроки»

[3] В. Д. Ныркова, Г.И. Навтиков. Школа самостоятельного обучения игре на фортепиано для взрослых. М.: Советский композитор, -1973, -С.3

[4] Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва 2003 –С.8-9

[5] Для освоения этих клавиш есть специальный ансамбль в Тетради №12, пьеса №1

[6] Названия октав давать не надо, так как сложная информация будет лишь пугать и отвлекать внимание  учащегося от основного материала. Пусть нота "до" первой октавы разделит клавиатуру на две территории, для правой руки и для левой. Но руки должны приходить друг к другу в гости, то есть играть крест-накрест, что поможет освободить локти.

[7] Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва 2003 –С.15  

[8] Программа по фортепиано. Интенсивный курс. программные требования по классам. – С.18

[9] Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва 2003 –С.18

 

[10] Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва 2003 –С. 22

[11] Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва 2003 –С.25-27

[12] Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва 2003 –С. 31-37

[13] Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва 2003 –С. 37-41

[14] Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва 2003 –С.55

 

 

[15] Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва 2003 –С.70

Введение

 

Как обучить взрослого человека игре на фортепиано? Существуют различные методики обучения игре на фортепиано для старшей возрастной категории, но наиболее популярна из них в данное время – это интенсивный метод Татьяны Смирновой. Интенсивный курс обучения игре на фортепиано используется с 1991 года и широко известен среди педагогов по музыке.

Актуальность данной темы. Метод позволяет свободно освоить фортепиано за 3 года. Уже через 6 месяцев добросовестный учащийся уже сможет играть простые классические произведения. Методика является уникальной и рекомендована Министерством культуры Российской Федерации.

Под учащихся подбирается индивидуальная программа обучения, исходя из музыкальных интересов и предпочтений. Программа не привязана к определенному музыкальному стилю. Если обучаемого интересует джаз – он будет учиться по джазовым произведениям.

Программа рассчитана как на «начальный», так и на «продвинутый» уровень.

В результате обучения учащийся сможет:

¾ Подбирать по слуху понравившуюся мелодию;

¾ Аккомпанировать поющему и петь под собственный аккомпанемент;

¾ Музицировать в различных жанрах (от классики до джаза);

¾ Свободно читать с листа, что означает открыть ноты и сыграть произведение (так как мы читаем обычные книги), а не разбирать пьесу неделями по тактам;

¾ Сочинять собственную музыку.

Занятия могут стать увлечением, приятным времяпрепровождением, помогут выразить себя через музыку, стать более целостным и гармоничным.

С точки зрения Татьяны Смирновой, абсолютно все ученики обладают музыкальными талантами, медведь на ухо никому не наступал, и вопрос об успехах ученика – это, на самом деле, вопрос о методе преподавания.

Дело в том, что многие преподаватели понимают, что именно это доставляет наибольшее удовольствие от игры на инструменте, позволяет назвать себя музыкантом, свободно владеющим инструментом.

К сожалению, многие педагоги, обучаясь в музыкальной школе, средних и высших учебных заведениях, не получили этих умений и навыков, и как музыканты чувствуют свою профессиональную ущербность.

Цель данной работы: Изучить методику обучения игре на фортепиано учащихся старшей возрастной группы по методу Т.И. Смирновой.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Дать общую характеристику методике интенсивного обучения;

2. Обосновать и проанализировать методику по следующим этапам:

2.1. Постановка руки, посадка за инструментом, координация движений;

2.2. Знакомство с клавиатурой;

2.3. О ритме, метре и внутренней ритмической пульсации;

2.4. Графическое восприятие нотной грамоты;

2.5. Работа над техникой чтения с листа;

2.6. Работа над чистотой интонирования и вокальной импровизацией;

2.7. Подбор по слуху и транспонирование;

2.8. Импровизация в игре на фортепиано;

2.9. Работа над выразительным исполнением.

 


Основы методики интенсивного обучения

 

Предлагаемая методика позволяет заниматься музыкой широкому кругу людей, главное – желание научиться играть. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся (96%) посещают музыкальные школы и школы искусств с целью стать музыкантами любителями, то и акцент в методике интенсивного обучения сделан на задаче – возродить такую чудесную традицию, как домашнее музицирование, воспитать хороший музыкальный вкус, расширить кругозор. Опыт показывает, что учащиеся, обучаемые по этой методике, играют разнообразный репертуар (классику, джаз, эстраду), импровизируют, сочиняют, но самое главное, они очень любят заниматься музыкой и сохраняют этот интерес на многие годы.

Что же требуется для любительского музицирования? Прежде всего, легко читать ноты с листа, уметь петь и аккомпанировать, обладать хорошим эстетическим и интерпретаторским вкусом, самостоятельно разучивать произведения, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать, обладать хорошей музыкальной памятью и т.д.

Но если говорить о профессиональной деятельности (концертмейстер, руководитель вокальных коллективов, преподаватель музыки, музыкальный работник в дошкольных и школьных учреждениях), то уровень профессионализма во многом определяется именно этими же качествами. Без перечисленных навыков и умений профессиональная деятельность музыканта вряд ли возможна, поэтому занятия по данной методике принесут пользу и тем учащимся, которые стремятся к профессиональному росту и приобретению специальности.

У старшей возрастной группы курс обучения займёт значительно меньше времени, чем у детей, и будет определяться их музыкальными способностями, трудолюбием и отведённым на занятия временем.[1]

Методика интенсивного обучения включает:

1) интенсивное обучение игре на фортепиано;

2) развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей;

3) формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.

Поставленные задачи решаются в течение всего срока обучения.

Одновременное обучение различным составляющим искусства фортепианной игры требует значительного повышения интенсивности труда преподавателя. Само слово «интенсив» (от лат. inte sio) означает напряжение, усилие. При этом учащимся обучение по данной системе даётся легко, и занятия вызывают у них больше постоянно увеличивающийся интерес. Именно в совместном интенсивном, творческом труде педагога и ученика – залог успеха обучения.

В основе любой методики интенсивного обучения лежит принцип «погружения», когда обучаемому сразу даётся большой объём информации, который осваивается им в практической деятельности. Наиболее наглядно это можно показать на примере интенсивного обучения иностранному языку: с первых занятий учащиеся включаются в разговорную речь. Грамматические правила не изучаются отдельно – они осваиваются в диалогах, игровых ситуациях. Главное в том, что обучающийся ставится в такие условия, в которых он должен, используя пусть минимальный запас знаний, сразу говорить на языке.

При обучении игре на фортепиано интенсивным методом практически сразу даётся весь блок необходимых для этого знаний, умений и навыков. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играя двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению.

Каждый следующий этап обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков, то есть идёт как бы развитие по спирали целого комплекса составляющих элементов искусства фортепианной игры.

Методика интенсивного обучения предполагает активизацию всех возможностей обучаемого: он ставится перед необходимостью сразу играть на инструменте, формулировать и решать технические и художественные задачи.

Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются им самим из практической работы над заданиями, из постоянного анализа произведения, из ответов преподавателя на поставленные вопросы. Теоретические сведения даются в минимальном объёме. Вначале – как помощь в решении насущных проблем обучаемого.

По мере приобретения и развития практических умений и навыков круг теоретических знаний расширяется, выстраиваясь в целостную систему. То, что с первых занятий обучаемый сначала вместе с преподавателем, а потом и самостоятельно ищет способы решения возникающих проблем и преодоления трудностей, формирует навык самостоятельной работы, обеспечивая возможность последующего самосовершенствования.

Обычно курсы интенсивного обучения рассчитаны на взрослых, но по методике Т.И. Смирновой можно заниматься в любом возрасте. Конечно, обучение детей имеет свои особенности, главная из которых – широкое применение игровых форм.

Разрабатывая методику интенсивного обучения, ее авторы исходили из реалий сегодняшнего темпа жизни – ограниченного количества времени, которое человек может посвятить своему увлечению.

На выполнение домашнего задания в среднем отводится один час в день. Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут, в основном индивидуально, но используются и групповые формы работы. Занятия по творческим направлениям (импровизация и сочинение, аккомпанемент, вокал и аранжировка, интерпретация и техника звукоизвлечения и др.) также могут проходить более оживленно и интенсивно при участии нескольких равноценно подготовленных учащих.[2] Совместно готовятся концерты, вечера музыкальных и литературных сочинений.

Уже на первых уроках учащиеся играют на инструменте простые песенки и упражнения, знакомятся с клавиатурой, записью нот и ритмической записью. С пятого урока начинается комплексная работа над пьесами, в ходе которой усложняются упражнения по ритму, постановке рук, звукоизвлечению, проводится гармонический анализ.

Подготовительные упражнения должны быть на порядок выше разучиваемой пьесы. Уже при втором проигрывании нового произведения учащийся с помощью преподавателя решает, каким образом моментально запомнить его наизусть, как работать над выразительностью исполнения. С 6¾8-го урока учащиеся приступают к теме «Импровизация на инструменте», ей отводятся 2–3 занятия в месяц, на которых проверяются результаты самостоятельной работы и даются новые задания.

За два месяца обучения учащиеся получают основные навыки в постановке рук, игре различными штрихами, которые они отрабатывают при исполнении песен, пьес и этюдов. С третьего месяца вводится новая тема – «Подбор песен по слуху с аккордовым сопровождением». Во второй четверти учащиеся начинают играть и читать с листа одновременно двумя руками в одной позиции (№ 56–67, 1 тетрадь), эти же пьесы играют в транспорте в тональностях до четырёх ключевых знаков. Затем (после овладения джазовыми ритмическими упражнениями) в репертуар вводится джазовая музыка.

Предпочтительно развивать технические возможности учащихся на красивой, выразительной музыке, даже постановку рук отрабатывать не на голых упражнениях, а на пьесах, ставя перед ним в качестве первоочередной задачи создание и воплощение художественного замысла. Тем самым можно добиться творческого, образно-эмоционального отношения к работе над исполнительской техникой.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.