Работа над техникой чтения с листа — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Работа над техникой чтения с листа

2020-04-01 136
Работа над техникой чтения с листа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для закрепления «графического» восприятия нотной записи необходимо усложнять задачи, например, в следующем порядке (согласно методике Т.И. Смирновой): [13]

1. Ученики играют огромное количество пьес с установкой: проиграть 1–2 раза с анализом движения мелодии. На каждом уроке ученику задаётся 5–10 номеров из сборника «Сольфеджио» для самостоятельной работы (играть нужно с пропеванием счёта, нот, слов песен).

2. Параллельно с самостоятельной работой задавайте более сложные номера (тетрадь №1, №№23,32), приблизительно 4–5 номеров, но с объяснением на уроке, так как появляются дополнительные линейки, лиги, знаки альтерации, сложные тональности, изложение в 4 руки.

3. Включите в работу песни (из тетрадей №1,3) с буквенными обозначениями аккордов. Постепенно ученики запоминают новые буквенные обозначения аккордов. При игре ученик следит уже за двумя руками. При первых проигрываниях ставя только трезвучия («снеговиков»), со второго урока сам придумывает элементарный аккомпанемент, опираясь – на ранее пройденное упражнение.

4. Произведения, записанные на двух строчках, проигрываются на уроке один раз двумя руками. Если ученик не справляется сразу, то преподаватель играет партию одной рукой, ученик – второй, но с установкой – следить за двумя строчками. Дома разучивание пьес каждой рукой отдельно полностью исключается. Такая работа проводится только фрагментами и с совершенно иной целью – работать над звуком или техническим приёмом в трудном месте.

5. Затем приступайте к работе над пьесами, предложенными для игры в одной позиции (тетрадь №1, №№56–68, 71).

Учеником должны быть сыграны все указанные номера. В дальнейшем вы можете неоднократно использовать их для освоения других элементов техники чтения с листа и «игры в транспорте» (переходить к изучению этих пьес рекомендуется после №№ 33, 34, 35, где ученики играли обеими руками в симметричном, зеркальном движении и анализировали текст, опираясь на упражнение «бусы»).

Далее, нужно объяснить ученику, что каждый палец ставится на свою клавишу. Аппликатура проставлена только в исходных точках, а дальше он может сам проставить номера пальцев, которые подскажут текст в трудном месте. Теперь, когда руки ученика удобно стоят на клавишах и не нужно переставлять руки на другие клавиши, глаза могут следить только за нотным текстом. Это очень важный момент, так как текст ещё более усложнился, и следует читать сразу две нотные строчки.

Очень помогает ученику аппликатура. При первом чтении нот, чтобы поддержать общий хороший тонус от выполненного задания (сыграть без остановок), подсказывайте ученику не ноты, а номера пальцев. Благодаря этим пьесам превосходно развивается координация пальцев, ученик привыкает следить за аппликатурой. Преподаватель вырабатывает ощущение вертикали с нижней строчки, подсказывая номера пальцев начиная с левой руки, но не называя руку. На начальных номерах отрабатывается хорошее шагающее движение пальцев при спокойно лежащей, расслабленной, мягкой кисти (легато).

6. Постепенно наращивайте количество пьес до 10–12. На каждом уроке задавайте ученику по 1–2 новые пьесы, продолжая играть и ранее взятые. Дома он должен проигрывать каждый известный номер по одному разу и по два раза – новый. Только трудные места следует проиграть отдельно по 2–3 раза (отметьте эти такты карандашом).

На классных занятиях у вас не хватит времени прослушать весь материал, сделайте это выборочно (выделенные вами места, отдельные строчки). Можно, основываясь на своем опыте, дать новое задание по каждому номеру, например, прибавить темп, обратить внимание на лиги, поработать в некоторых тактах над нюансировкой и т.п.

В течение двух месяцев практически ни один номер не будет готов в том привычном виде, в котором пьеса сдаётся на отметку. Но и задачи ставились совершенно иные, главная из которых – развить навык чтения с листа. К концу определённого нами срока все произведения будут готовы разом, распустятся, как тюльпаны, посаженные в один день. Вам останется конкретизировать музыкальный образ и более тщательно поработать над звуком и техническими приёмами, позволяющими разнообразить нюансировку, динамику пьесы.

Главный результат проделанной работы в том, что все последующие номера, пьесы из этой и других тетрадей нотного приложения ученик будет играть с листа сразу двумя руками, не считая вслух, практически без ошибок и достаточно выразительно, показывая в крупных чертах динамику пьесы.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.