Основы государственного лесоуправления. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основы государственного лесоуправления.

2020-04-01 162
Основы государственного лесоуправления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

На долю лесных экосистем, или, проще говоря - лесов, приходится около 50% территории России. Отнесение лесов к государственной собственности предполагает необходимость организации государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Так, государственная лесная политика должна быть ориентирована на обеспечение сохранения, эффективного использования и воспроизводства лесов в строгом соответствии с научно обоснованными экологическими рекомендациями и нормативами. При удивительных размерах лесов на территории России, по масштабу производства лесной продукции и вкладу лесов в бюджетную систему мы далеко отстаем от развитых стран с рыночной экономикой. Причины подобных явлений не могут не волновать.

В 2000-х был выбран курс на укрепление централизации власти - в рамках выбранной политик был создан дополнительный уровень территориально-административного деления: федеральные округа, объединявшие несколько субъектов РФ, а к ним органы исполнительной власти масштабов федеральных округов, что вылилось в дублирование функций со стороны регионов, субъектов и территориальных округов, с одной стороны, и образование лишних бюрократических коридоров, с другой. Вдальнейшем, практика федеральных округов себя не оправдала и за последние годы многие органы исполнительной власти подобного уровня были расформированы по всей стране, однако, эта тенденция не коснулась пока лесного хозяйства.

При этом в целом ведётся активная политика децентрализации, в т.ч. и в лесной сфере - так, последний Лесной кодекс возложил большие обязательства в сфере на органы местного самоуправления, и сейчас можно воочию наблюдать диссонанс между широкими полномочиям регионов при функционировании органов исполнительной власти федеральных округов. И подобные непоследовательные решения в сфере законотворчества свойственны для лесохозяйственной сферы в частности, к сожалению. Несколько месяцев я работала в департаменте Лесного хозяйства Нижегородской области (ДЛХ НО) и погрузилась в сферу достаточно, чтобы у меня сложилось несколько превратное впечатление о существующей системе лесоуправления. Но это - в общем, а поскольку государство - система сложная, а говорить хочется про что-то конкретное и измеримое, я хотела бы рассмотреть особенности функционирования механизмов управления лесным хозяйсвом на муниципальном уровне - используя метод индукции, будет возможно широко интерпритировать полученные данные.

В дальнейшем данная курсовая работа станет фундаментом для моей дипломной работы - причем, и в теоретической, и в практической части: для планируемого мной рассмотрения различных состояний сферы муниципального лесохозяйствования на примере одного района Нижегородской области в зависимости от регулирующих нормативно-правовых актов, ориентации внутренней политики, общей специфики регламентации деятельности, что будет реализовано путём сравнения отдельных и общих показателей с перерывом в 5-10 лет с 80-х годов и до настоящего времени. Для этого в настоящей работе я постараюсь выделить в обширных отчетных документах департамента ключевые показатели за несколько лет по различным направлениям лесохозяйствования Выксунского районного лесничества и в дальнейшем сопоставит их с общими показателями по области, чтобы отобразить вклад выбранного района в общую струкутру управления лесами.

Отчетными документами, на которые я буду опираться при написании работы, будут еженедельные доклады Губернатру Нижегородской области директора ДЛХ НО; внутренние отчеты начальников отделов департамента; ежеквартальные отчеты районных (межрайонных) лесничеств; прочие отчетные документы. Я активно использовала информацию с официальных сайтов -ДЛХ НО, Рослесхоза, Федерального агенства Лесного хозяйства. Поскольку учебников или отдельных сборников по государственному лесоуправлению, выпущенных после 2007 года, я не нашла - а выпущенные до этого срока не актуальны, ввиду существенных изменений в законодательстве, использовала перимущественно статьи в журналах и газетах, стараясь не брать материал ранее 2009 года, чтобы придать работе большую актуальность, не оперируя устаревшими данными.

Основной целью работы является подробное рассмотрение муниципалитета в управлении лесным хозяйством, теоретически и на основании конкретного района; построение выводов о эффективности, перспективах и проблемах муниципального управления лесным хозяйством на примере Выксунского района Нижегородской области. Параллельно будут рассмотрены основы государственного лесоуправления РФ и структуры лесохозяйственных органов исполнительной власти.

Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:

·   Знакомство со спецификой современных основ государственного управления и лесной политики.

·   Освещение структуры органов исполнительной власти в сфере лесохозяйствования от федеральных до муниципальных.

·   Подробное расссмотрение структуры ДЛХ НО, звеном которой является выбранный мной Выксунский район.

·   Выделение из обширных отчетных документов ключевых параметров, критериев для рассмотрения роли Выксунского районного ленсичества в общей структуре ДЛХ НО, а так же стурктурной роли в масштабах области и федеральной структуре исполнительной власти в сфере лесоуправления.

·   Построение выводов касаемо проблем и перспектив системы лесохозяйствования как на территории района, так и, используя индуктивный метод, в рамках применимых допущений, на территории России в целом.

Моя работа состоит из двух глав: первая преимущественно теоретическая, основана на статьях в профильных журналах, исследовательских работах по темам, материалах из сети Интернет, регулирующих нормативно-правовых документах и проч., вторая более конкретная - рассмотрение на примере реально существующего района Нижегородской власти, при написании здесь я пользовалась в большей степени знаниями и опытом, полученными непосредственно в Департаменте, конечно же, прибегая к точным источникам, здесь же будут рассмотрены проблемы и перспективы государственного лесоуправления в Росии.


Глава 1. Теоретические основы управления лесным хозяйством в России.

Заключение

 

На долю России, где сосредоточена почти четверть мировых лесных ресурсов, приходиться лишь 3% мировой лесной продукции, а вклад лесного сектора в ВВП страны менее 2%. Расчетная лесосека - объем древесины, ежегодная вырубка которого не наносит вреда природе - в среднем по РФ не дотягивает и до трети.

Конечно, нельзя забывать, что значительная часть лесных ресурсов РФ не может быть использована в современных реалиях - промышленное освоение их нецелесообразно с экономической точки зрения. К сожалению, в рамках моей работы у меня не было возможности затронуть подобные проблемы, поскольку я основывалась на анализе района Нижегородской области, а основные мощности по переработке у нас сосредоточены именно в Европейской части России. Неразвитость инфраструктуры, слабая научно-техническая база, коррупция и незаконные рубки размером до 40% добываемых лесных ресурсов - это одни из важнейших проблем восточной части России, не актуальные для западной части страны. Неуместно говорить «увы» в таком случае - но, нависни данные проблемы над всем лесным комплексом, быть может, на высших уровнях начали более активно принимать меры по ликвидации.

Активные меры по регулированию отношений в лесной сферы начинают приниматься когда лес начинает причинять видимые неудобства - так было после лесных пожаров в 2010 году, после чего руководство страны приняло определенные меры по исправлению сложившейся ситуации, в частности направленные на укрепление статуса Рослесхоза на всех уровнях управления лесами (федеральном, региональном, муниципальном). Немного увеличились объемы финансирования, начали решаться вопросы материально-технического обеспечения. Но требуется время, причём немалое, а также продолжение взвешенных шагов, чтобы восстановить и совершенствовать лесную службу на должном уровне, укрепить связи с регионами, решить проблемы с последней версии Лесного кодекса, который Д.А. Медведев характеризовал как образец недоброкачественного законотворчества. Требуется значительный пересмотр целого ряда НПА, регулирующих сферу, да и стоило бы пустить землю не по земельному, а по лесному законодательству.

Россия обладает огромным потенциалом в развитии лесного хозяйства руководство страны осуществляет определенные меры, направленные на совершенствование системы, однако, порой принимаемым решениям не хватает сбалансированности и единоначалия. Децентрализация - отличное решение для стран такого размера, как Россия, расширяющее горизонты для выстраивания отлаженного механизма управления. Остается надеяться, что подобная политика продолжит разворачиваться, и, по мере развития этого процесса, будет найдено решение для упрощения схемы управления лесным хозяйством, в частности, в вопросе департаментов уровня федеральных округов.

Для повышения рационального использования лесных ресурсов и вклада лесного сектора в социально-экономическое развитие страны Советом по развитию леса при Правительстве РФ был разработан проект «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года». К сожалению, до настоящего времени проект так и не рассмотрен, а предусмотренные им мероприятия не реализуются.

Угроза деградации лесов и снижения их ресурсно-экологического потенциала требует организации оперативных мероприятий, не требующих больших инвестиций - прежде всего, это совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами, усиление правовой защиты леса.


Список литературы

 

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г.

.   Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 г. Москва«О Федеральном агентстве лесного хозяйства».

.   Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства»

.   Постановления Правительства Нижегородской области от 11 марта 2008 года № 71 «Об утверждении порядка деятельности лесничих на территории Нижегородской области» (с изменениями на 19 июля 2012 года).

.   Исаев А.С. Россия - великая и бедная лесная страна. - Журнал «Лесное хозяйство». - №4. - 2014г.

.   Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». №2. - 2014 г.

.   Исаев А.С. Лес как национальное достояние России. - Век глобализации. - №1 - 2012.

.   Еженедельные доклады директора департамента лесного хозяйства Нижгородской области Губернатору области.

.   Ежеквартальные отчеты руководителей районных (межрайонных) лесничеств Нижегородской области.

.   Годовой отчет департамента лесного хозяйства Нижегородской области Рослесхозу.

 


Приложение 1

 

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в лесной сфере

Наименование документа Номер, дата принятия
Лесной кодекс 8 ноября 2006 года
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов» № 27-ФЗ от 12 марта 2014 года
ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» №415 от 28 декабря 2013 года
Федеральный закон «О семеноводстве» № 149-ФЗ от 17 декабря 1997 года
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года
ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» № 201-ФЗ от 4 декабря 2006 года
ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 164-ФЗ от 17 июля 2009 года
ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 32-ФЗ от 14 марта 2009 года
Указ Президента РФ «О функциях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации» № 906 от 27 июня 2012года
Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти (в ред. Указа Президента РФ от 25.06.2012 N 881)» № 636 от 21 мая 2012 года
Указ Президента РФ «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» №1074 от 27 августа 2010 года
Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» №724 от 12 мая 2010 года
Постановление правительства РФ «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» № 571 от 21 июня 2014 года
Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развития лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы» № 318 от 15 апреля 2014 года
Постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений» № 194 от 6 марта 2012 года
Постановление «Об утверждении правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах» № 687 от 18 августа 2011 года
Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» № 555 от 7 июля 2011 года
Постановление Правительства РФ «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» №376 от 17 мая 2011 г.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров» №344 от 5 мая 2011 г.
Постановление Правительства РФ «О мерах противопожарного обустройства лесов» №281 от 16 апреля 2011 г.
Постановление Правительства РФ «О Совете по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве Российской Федерации» №895 от 18 декабря 2007 г.
Постановление Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» № 419 от 30.06.2007
Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» РФ № 417 от 30 июня 2007 г.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов» №385 от 19 июня 2007 г.
Постановление Правительства РФ «О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений» №315 от 24 мая 2007 г.
Постановление «Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации» №246 от 24 апреля 2007 г.
Приказ Рослесхоза «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета» от 26 декабря 2013 года № 419

 

Введение

 

На долю лесных экосистем, или, проще говоря - лесов, приходится около 50% территории России. Отнесение лесов к государственной собственности предполагает необходимость организации государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Так, государственная лесная политика должна быть ориентирована на обеспечение сохранения, эффективного использования и воспроизводства лесов в строгом соответствии с научно обоснованными экологическими рекомендациями и нормативами. При удивительных размерах лесов на территории России, по масштабу производства лесной продукции и вкладу лесов в бюджетную систему мы далеко отстаем от развитых стран с рыночной экономикой. Причины подобных явлений не могут не волновать.

В 2000-х был выбран курс на укрепление централизации власти - в рамках выбранной политик был создан дополнительный уровень территориально-административного деления: федеральные округа, объединявшие несколько субъектов РФ, а к ним органы исполнительной власти масштабов федеральных округов, что вылилось в дублирование функций со стороны регионов, субъектов и территориальных округов, с одной стороны, и образование лишних бюрократических коридоров, с другой. Вдальнейшем, практика федеральных округов себя не оправдала и за последние годы многие органы исполнительной власти подобного уровня были расформированы по всей стране, однако, эта тенденция не коснулась пока лесного хозяйства.

При этом в целом ведётся активная политика децентрализации, в т.ч. и в лесной сфере - так, последний Лесной кодекс возложил большие обязательства в сфере на органы местного самоуправления, и сейчас можно воочию наблюдать диссонанс между широкими полномочиям регионов при функционировании органов исполнительной власти федеральных округов. И подобные непоследовательные решения в сфере законотворчества свойственны для лесохозяйственной сферы в частности, к сожалению. Несколько месяцев я работала в департаменте Лесного хозяйства Нижегородской области (ДЛХ НО) и погрузилась в сферу достаточно, чтобы у меня сложилось несколько превратное впечатление о существующей системе лесоуправления. Но это - в общем, а поскольку государство - система сложная, а говорить хочется про что-то конкретное и измеримое, я хотела бы рассмотреть особенности функционирования механизмов управления лесным хозяйсвом на муниципальном уровне - используя метод индукции, будет возможно широко интерпритировать полученные данные.

В дальнейшем данная курсовая работа станет фундаментом для моей дипломной работы - причем, и в теоретической, и в практической части: для планируемого мной рассмотрения различных состояний сферы муниципального лесохозяйствования на примере одного района Нижегородской области в зависимости от регулирующих нормативно-правовых актов, ориентации внутренней политики, общей специфики регламентации деятельности, что будет реализовано путём сравнения отдельных и общих показателей с перерывом в 5-10 лет с 80-х годов и до настоящего времени. Для этого в настоящей работе я постараюсь выделить в обширных отчетных документах департамента ключевые показатели за несколько лет по различным направлениям лесохозяйствования Выксунского районного лесничества и в дальнейшем сопоставит их с общими показателями по области, чтобы отобразить вклад выбранного района в общую струкутру управления лесами.

Отчетными документами, на которые я буду опираться при написании работы, будут еженедельные доклады Губернатру Нижегородской области директора ДЛХ НО; внутренние отчеты начальников отделов департамента; ежеквартальные отчеты районных (межрайонных) лесничеств; прочие отчетные документы. Я активно использовала информацию с официальных сайтов -ДЛХ НО, Рослесхоза, Федерального агенства Лесного хозяйства. Поскольку учебников или отдельных сборников по государственному лесоуправлению, выпущенных после 2007 года, я не нашла - а выпущенные до этого срока не актуальны, ввиду существенных изменений в законодательстве, использовала перимущественно статьи в журналах и газетах, стараясь не брать материал ранее 2009 года, чтобы придать работе большую актуальность, не оперируя устаревшими данными.

Основной целью работы является подробное рассмотрение муниципалитета в управлении лесным хозяйством, теоретически и на основании конкретного района; построение выводов о эффективности, перспективах и проблемах муниципального управления лесным хозяйством на примере Выксунского района Нижегородской области. Параллельно будут рассмотрены основы государственного лесоуправления РФ и структуры лесохозяйственных органов исполнительной власти.

Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:

·   Знакомство со спецификой современных основ государственного управления и лесной политики.

·   Освещение структуры органов исполнительной власти в сфере лесохозяйствования от федеральных до муниципальных.

·   Подробное расссмотрение структуры ДЛХ НО, звеном которой является выбранный мной Выксунский район.

·   Выделение из обширных отчетных документов ключевых параметров, критериев для рассмотрения роли Выксунского районного ленсичества в общей структуре ДЛХ НО, а так же стурктурной роли в масштабах области и федеральной структуре исполнительной власти в сфере лесоуправления.

·   Построение выводов касаемо проблем и перспектив системы лесохозяйствования как на территории района, так и, используя индуктивный метод, в рамках применимых допущений, на территории России в целом.

Моя работа состоит из двух глав: первая преимущественно теоретическая, основана на статьях в профильных журналах, исследовательских работах по темам, материалах из сети Интернет, регулирующих нормативно-правовых документах и проч., вторая более конкретная - рассмотрение на примере реально существующего района Нижегородской власти, при написании здесь я пользовалась в большей степени знаниями и опытом, полученными непосредственно в Департаменте, конечно же, прибегая к точным источникам, здесь же будут рассмотрены проблемы и перспективы государственного лесоуправления в Росии.


Глава 1. Теоретические основы управления лесным хозяйством в России.

Основы государственного лесоуправления.

 

Государственное управление лесами представляет собой систему национального лесного законодательства, которая строится на базе национальной лесной политики государства и органов исполнительной власти, в чьи компетенции входит лесохозяйствование и ответственность за состояние лесов.

Государственное лесоуправление регламентировано целым рядом нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок и особенности построения отношений в лесной сфере - прежде всего, это Лесной кодекс, многочисленные федеральные законы, а также указы Президента, постановления Правительноства и пр. Список основных регламентирующих документов можно найти в приложении (Приложение 1).

Государственное управление лесами - неотъемливая часть функционирования государственного апарата абсолютно всех стран, однако, различны степени участия уполномоченных властных структур, например, исполнительных органов власти, выступающих представителями государства, в в принятии решений на различных уровнях управления лесным хозяйством.

Специфика российского государственного управления лесами обусловлена объективными экономическими, историческими, политическими процессам и закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах - лесных и земельных законодательствах. Основная роль государства в управлении лесами, закрепившаяся как обязательная практика в превалирующем большинстве стран, подразумевает возложение на государство задачи установления общих правил ведения лесного хозяйства и лесопользования, при постановке которых учитываются национальные особенности прав собственности на земельные и лесные ресурсы.

Ориентиром при реализации государственного управления лесами является лесная политика Российской Федерации, которая основывается на безусловном признании Конституции Российской Федерации, с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Лесная политика ориентирована на обеспечение конституционных прав и свобод граждан России в сфере отношения к лесу и лесопользования, включая экологические права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Лесная политика играет ключевую роль при разработке и внесении совершенствующих изменений в лесное и смежное законодательство, регламентирующую лесные и смежные отношения нормативно-правовую базу, а также стратегии, программы и планы по управлению лесами. Важная роль единой государственной лесной политики и в обеспечении целостности всех регламентирующих документов и нормативно-правовых актов, гарантии их направленности на достижение общих целей. НПА в области управления лесами не должны противоречить лесной политике.

Цель лесной политики заключатся в создании принципов и механизмов, которые легли бы в основу устойчивого управления всеми лесами страны, при этом учитывая интересы всех участников лесных отношений и способствуя объединению общественных интересов в достижении экономически эффективного, экологически ориентированного, социально ответственного использования лесов в интересах нынешнего и будущих поколений жителей России.

Управление лесами признается эффективным в случае, если оно способно выступить гарантом устойчивого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, способствовать обеспечению сбалансированного развития экономики и улучшению экологической ситуации. Сбалансированное и продуманное лесоуправление способствует улучшению показателей производства продукции и предоставления услуг, создаваемых на базе экономически эффективного, экологически устойчивого и социально ответственного лесопользования.

Основные компетенции государства на уровне как исполнительной, так и законадательной власти, в практических вопросах лесной сферы, можно разделить на 3 больших блока: использование лесов; охрана, защита и воспроизводство лесов; лесное планирование.

Государственная политика в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов выступает базисом при разработке и совершенствовании лесного и смежного законодательства, нормативно-правовой базы, стратегий, программ и планов развития лесного сектора.

В рамках использования лесов хотелось бы вкратце упомянуть про освоение лесов - это предоставление юридическим и физическим лицам в пользование на правах аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования лесных участков. Освоение лесов ориентировано на обеспечение их рационального, многоцелевого, беспрерывного, не оказывающего негативное влияние на лесной фонд, использования для удовлетворения потребностей граждан РФ в лесных ресурсах и лесах. Участки, сдаваемые в аренду, подвергаются государственной (в рамках Нижегородской области осуществляет Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, далее - ДЛХ НО) или муниципальной экспертизе.

Отдельно проговорим, что в государственных лесах и лесах, расположенных на землях муниципальных образований, основной вид права пользования - аренда лесных участков как форма государственно-частного партнерства при освоении лесов. Законодательные условия и практические механизмы, направленные на повышение экономической эффективности аренды и ответственности арендатора за освоение лесного участка, находятся в процессе. При передаче лесных участков в аренду обеспечивается должный уровень конкуренции среди претендентов (проведение аукционов органом исполнительной власти субъекта - ДЛХ НО для Нижегородской области).

Касательно направления охраны, защиты и воспроизводства лесов - стоит обозначить, что леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, загрязнения техногенными веществами и иных действий, негативно сказывающихся на состоянии лесов, а также защите от вредителей, болезней и иных воздействий, оказывающих отрицательное влияние на качественный и количественный состав лесного фонда. Основные работы по данным видам деятельности ложатся на плечи, опять же, органов исполнительной власти субъектов, при четком контроле со стороны вышестоящих по иерархии органов (Рослесхоз, Министерство природных ресурсов и экологии, соответствующий Департамент по ПФО, иные вышестоящие органы исполнительной власти).

И, в завершении, поговорим о таком важном направлении государственного управления лесами, как лесное планирование: оно является основой для освоения лесов, которые расположились в границах лесничеств и лесопарков. Основной документ лесного планирования - лесной план субъекта Российской Федерации (лесной план). Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в границах лесничества, лесопарка является лесохозяйственный регламент, который составляется на срок до десяти лет. Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, о котором мы уже говорили ранее.

Лесное планирование ориентировано на достижение таких целей, как развитин лесного хозяйства, создание системы цивилизованного и экономически обоснованного лесопользования, обеспечение наиболее эргономичной и эффективной переработки древесины, воспроизводство продуктивных лесов, соблюдение экологических требований, которые все возрастают с каждым годом, а также направлены на обеспечение устойчивого развития территорий в целом.

Лесной план - это документ лесного планирования, который определяет цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков на территории субъекта страны, и зоны такого освоения. Лесной план определяет ключевые направления развития лесного хозяйства региона, а также стратегические цели и задачи в области леспользования, охраны, защиты и воспроизводство лесов и разрабатывает план мер по их реализации. Лесные планы утверждены по всем субъектам РФ.

 

Структура управления лесами РФ

 

В ходе реформирования лесного сектора, связанного с принятием нового ключевого регламентирующего документа - Лесного кодекса, в 2007 году, вызвавшего немало нареканий, в России сложилась довольно сложная и не всегда эффективная система государственного управления лесами, которая ещё находится в стадии отладки, регулярно вносятся изменения в регламентирующие докумены, уже издано множество поправок к Лесному кодексу последней версии.

Государственное управление в области лесопользования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ - непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти. Федеральный орган управления лесным хозяйством это специально уполномоченный государственный орган управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством областях государственного управления. Осуществление возложенных полномочий со стороны федерального органа осуществляется как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет следующие функции: выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулированию в области лесных отношений (здесь и далее -кроме лесов, принадлежащих особо охраняемым природным территориям, они находятся в компетенции Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования); контроль и надзор в сфере лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений. Рослесхоз также выполняет надзор за реализацией органами управления лесами субъектов переданных им же полномочий.

Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства включают: Департамент лесного хозяйства(ДЛХ) по Центральному федеральному округу; ДЛХ по Северо-Западному федеральному округу; ДЛХ по Южному федеральному округу; ДЛХ по Приволжскому федеральному округу; ДЛХ по Уральскому федеральному округу; ДЛХ по Сибирскому федеральному округу; ДЛХ по Дальневосточному федеральному округу; Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва.

Департамент лесного хозяйства представляет собой территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня. На него возложены такие функции, как реализация государственной политики в области лесных отношений, контроль и надзор в области лесных отношений в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности.

В полномочия администраций субъектов входит управление лесами, расположенными на принадлежащих им территориях. Новый Лесной кодекс передал субъектам РФ расширенные полномочия по управлению лесами, в том числе планирование лесного хозяйства, предоставление лесных участков в бессрочное пользование и аренду, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, организацию охраны, защиты и воспроизводства лесов, осуществление государственного лесного контроля и надзора. В рамках переданных субъектам полномочий, осуществление деятельности по ведению лесного хозяйства обеспечивается за счет субвенций из федерального бюджета.

Внутренняя структура органа исполнительной власти в субъекте приведена в реально существующем виде для департамента лесного хозяйства Нижегородской области (Приложение 2), и упрощенная типовая структура территориального органа управления лесным хозяйством, отражена на схеме в Приложении 3.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. На февраль 2014 года на территории Российской Федерации было организовано 1484 лесничества и лесопарка, подразделенных на 7618 участковых лесничеств. Хозяйственная деятельность в лесах ведется арендаторами либо иными лицами и организациями, выигравшими конкурсы и аукционы на проведение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, которые оплачиваются из государственного бюджета.

Уделим особое внимание полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые регламентированы Лесным кодексом РФ Гл.9 Ст.84. Сюда относятся:

.   Владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.

.   Установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды.

.   Установление ставок платы за единицу объема древесины.

.   Разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов.

.   Осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Органы местного самоуправления также осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Помимо этого, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке. Порядок наделения подобными дополнительными полномочиями установленные законодательством Российской Федерации.

Поясним насчет упоминаемого выше муниципального лесного контроля: он осуществляется органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов. В соответствии со ст. 84 ЛК РФ, компетенции органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, следующие: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.