Проблемы и перспективы развития системы лесоуправления на территории Российской Федерации — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Проблемы и перспективы развития системы лесоуправления на территории Российской Федерации

2020-04-01 127
Проблемы и перспективы развития системы лесоуправления на территории Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Особое значение как для лесничеств, так и для всей структуры управления лесным хозяйством в целом, имеет кадровый вопрос. Ряд исследователей в сфере отмечают, что за последние годы было потеряно много квалифицированных кадров, особенно это касается непосредственно лесников. В связи с расширением передаваемых полномочий регионам, на лесников навалилось много «бумажной» работы, к которой не все смогли привыкнуть - многим проще было отказаться от занимаемой должности, чем перестроить свой привычный, «лесной» образ жизни. Потенциал «старой школы» с годами исчерпывается, а молодежь «и не смотрит в сторону леса» нет ни стоящей зарплаты, ни социальных благ и гарантий. Я много раз слышала, как работники департамента жалуются на уровень знаний выпускников Сельскохозяйственной академии Нижнего Новгорода -именно это заведение должно выпускать специалистов для управления в лесной сфере, но уровень компетенций выпускаемых дипломированных специалистов оставляет желать лучшего. Очевидно, необходимо повысить стандарты и качество образовательных программ для специалистов «лесных» направлений, а также было бы уместно провести ряд программ по поддержке лесничих, популяризировать «лесные» профессии. За 2014 год на посту участковых лесничих Выксунского района сменилось 4 кандидата - это очень много, не говоря уже про текучесть специалистов в этих участковых лесничествах, которая намного выше.

Значительным искажениям предано низовое звено государственного управления лесами - лесхозы, которые были преобразованы в лесничества, и теперь стали территориальными единицами управления, не имеющими правового статуса в качестве органов управления. Раньше лесоустроителей в России было, по оценкам специалистов, около 9 тысяч человек, сейчас их осталось не больше полутысячи. Управлять лесом в условиях отсутствия объективных данных практически невозможно, а лесоустроительство выведено из обязательных процедур планового лесопользования. Во всех странах лесоустройство создает информацию о конкретных участках, которая используется как для обозначения адекватной цены за аренду и пользование, так и разработки плана использования участка. В России же отсутствует целостная система государственной инвентаризации лесов. Давность лесоустройства в Выксунском районе подходит к 20 годам, в то время как материалы таксации являются актуальными на протяжении 10 лет, а по истечении срока необходимо проводить заново оценку состояния лесного фонда - за это время происходят значительные изменения количественных и качественных характеристик, причиной которых являются и объективные природные источники, и ведение хозяйственной деятельности. По окончанию таксации лесов составляются детальные лесные карты и таксационные описания на каждый лесотаксационный выдел лесничеств, которые также вносятся в Государственный лесной реестр. Проведение таксации открыло бы новые возможности для ведения лесного хозяйства, и позволило организовать использование лесов на современном уровне.

Сейчас на территории РФ существуют правила рубки, учитывающие лишь средние географические условия для мега регионов. В соответствии с ними, выделяют равнинные леса европейской части России, горные леса Северного Кавказа, леса Урала, леса Западной Сибири, леса Восточного Урала, леса Дальнего Востока. Подобное деление весьма условно, недостаточно для рыночной экономики - необходим более детализированный подход. Широкое разнообразие лесов России обуславливает рациональность использования не единого формата управления лесным хозяйством для всей страны: ряд исследователей считает, что целесообразно осуществить классификацию территорий лесного фонда по целям управления и территориальной специфике условий улучшения лесов как социальной, экологической и экономической ценности национального и глобального значения. Новая классификация должна подразумевать оценку направлений использования и сохранения лесов, создания дифференцированной нормативно базы управления. Региональные справочно-нормативные и правовые базы управления лесами должны строиться на специфике конкретного региона, учитывать особенности и различия лесов. Пересмотр классификаций лесов возможен на основании мониторинга как лесов, о чём мы говорили чуть выше, так и рынков спроса и цен на лесную продукцию в рамках долгосрочного прогнозирования.

Аналогично, целесообразно применять и не единственный для всей страны метод лесоустройства - в зависимости от возраста, как это осуществляется сейчас, а разные методы, адекватно отвечающие конкретным экономическим и природным населениям в масштабах районов, максимум - субъектов федерации, а также стремлениям лесничих увеличить лесопользование. Так, в Европе активно используется метод контроля текущего прироста и свободного хозяйства, которые позволяет обеспечить постоянство использования древесных ресурсов, ежегодно устанавливая пользование в размере годового прироста по запасу в устраиваемом лесу. При этом контрольные показатели по каждому региону, субъекту должны опираться на четко сформулированные цели управления лесами, основанные на знании и понимании биосферных, экономических, экологических свойств лесов конкретного региона.

Следовательно, система управления лесным хозяйством должна базироваться на регулярно обновляемой классификации территорий лесного фонда по целям управления. Для этого необходимо, прежде всего, выделить и законодательно закрепить территории лесов в рамках земельного баланса лесничеств и всей территории субъектов. Далее необходимо разработать региональные и дифференцированные нормативные базы знаний управления лесами. И, в завершении процесса, необходимо региональное уточнение принципов выделения защитных, резервных и эксплуатационных лесов и специфики хозяйствования в них.

Повысить эффективность существующей системы управления лесами поможет дифференцирование управления лесами. Региональные (межрегиональные) лесничества должны иметь статус федеральных учреждений с разными функциональными задачами, в зависимости от специфики лесов, т.е укладов хозяйства. Лесоустройство же территорий лесничеств и лесопарков должно стать обязательным и соответствовать выработанным стандартам лесоустроительных работ.

Как мы видим, целый комплекс рекомендательных мер основан на дифференциации существующей системы лесохозяйствования - это соответствует в наибольшей степени придерживаемой руководством страны стратегии децентрализации системы управления, и заметно позволит повысить эффективность лесного комплекса путем устранения существующего ныне значительного отставания системы управления лесами от происходящий изменений.

 


Заключение

 

На долю России, где сосредоточена почти четверть мировых лесных ресурсов, приходиться лишь 3% мировой лесной продукции, а вклад лесного сектора в ВВП страны менее 2%. Расчетная лесосека - объем древесины, ежегодная вырубка которого не наносит вреда природе - в среднем по РФ не дотягивает и до трети.

Конечно, нельзя забывать, что значительная часть лесных ресурсов РФ не может быть использована в современных реалиях - промышленное освоение их нецелесообразно с экономической точки зрения. К сожалению, в рамках моей работы у меня не было возможности затронуть подобные проблемы, поскольку я основывалась на анализе района Нижегородской области, а основные мощности по переработке у нас сосредоточены именно в Европейской части России. Неразвитость инфраструктуры, слабая научно-техническая база, коррупция и незаконные рубки размером до 40% добываемых лесных ресурсов - это одни из важнейших проблем восточной части России, не актуальные для западной части страны. Неуместно говорить «увы» в таком случае - но, нависни данные проблемы над всем лесным комплексом, быть может, на высших уровнях начали более активно принимать меры по ликвидации.

Активные меры по регулированию отношений в лесной сферы начинают приниматься когда лес начинает причинять видимые неудобства - так было после лесных пожаров в 2010 году, после чего руководство страны приняло определенные меры по исправлению сложившейся ситуации, в частности направленные на укрепление статуса Рослесхоза на всех уровнях управления лесами (федеральном, региональном, муниципальном). Немного увеличились объемы финансирования, начали решаться вопросы материально-технического обеспечения. Но требуется время, причём немалое, а также продолжение взвешенных шагов, чтобы восстановить и совершенствовать лесную службу на должном уровне, укрепить связи с регионами, решить проблемы с последней версии Лесного кодекса, который Д.А. Медведев характеризовал как образец недоброкачественного законотворчества. Требуется значительный пересмотр целого ряда НПА, регулирующих сферу, да и стоило бы пустить землю не по земельному, а по лесному законодательству.

Россия обладает огромным потенциалом в развитии лесного хозяйства руководство страны осуществляет определенные меры, направленные на совершенствование системы, однако, порой принимаемым решениям не хватает сбалансированности и единоначалия. Децентрализация - отличное решение для стран такого размера, как Россия, расширяющее горизонты для выстраивания отлаженного механизма управления. Остается надеяться, что подобная политика продолжит разворачиваться, и, по мере развития этого процесса, будет найдено решение для упрощения схемы управления лесным хозяйством, в частности, в вопросе департаментов уровня федеральных округов.

Для повышения рационального использования лесных ресурсов и вклада лесного сектора в социально-экономическое развитие страны Советом по развитию леса при Правительстве РФ был разработан проект «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года». К сожалению, до настоящего времени проект так и не рассмотрен, а предусмотренные им мероприятия не реализуются.

Угроза деградации лесов и снижения их ресурсно-экологического потенциала требует организации оперативных мероприятий, не требующих больших инвестиций - прежде всего, это совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами, усиление правовой защиты леса.


Список литературы

 

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г.

.   Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 г. Москва«О Федеральном агентстве лесного хозяйства».

.   Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства»

.   Постановления Правительства Нижегородской области от 11 марта 2008 года № 71 «Об утверждении порядка деятельности лесничих на территории Нижегородской области» (с изменениями на 19 июля 2012 года).

.   Исаев А.С. Россия - великая и бедная лесная страна. - Журнал «Лесное хозяйство». - №4. - 2014г.

.   Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». №2. - 2014 г.

.   Исаев А.С. Лес как национальное достояние России. - Век глобализации. - №1 - 2012.

.   Еженедельные доклады директора департамента лесного хозяйства Нижгородской области Губернатору области.

.   Ежеквартальные отчеты руководителей районных (межрайонных) лесничеств Нижегородской области.

.   Годовой отчет департамента лесного хозяйства Нижегородской области Рослесхозу.

 


Приложение 1

 

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в лесной сфере

Наименование документа Номер, дата принятия
Лесной кодекс 8 ноября 2006 года
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов» № 27-ФЗ от 12 марта 2014 года
ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» №415 от 28 декабря 2013 года
Федеральный закон «О семеноводстве» № 149-ФЗ от 17 декабря 1997 года
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года
ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» № 201-ФЗ от 4 декабря 2006 года
ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 164-ФЗ от 17 июля 2009 года
ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 32-ФЗ от 14 марта 2009 года
Указ Президента РФ «О функциях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации» № 906 от 27 июня 2012года
Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти (в ред. Указа Президента РФ от 25.06.2012 N 881)» № 636 от 21 мая 2012 года
Указ Президента РФ «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» №1074 от 27 августа 2010 года
Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» №724 от 12 мая 2010 года
Постановление правительства РФ «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» № 571 от 21 июня 2014 года
Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развития лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы» № 318 от 15 апреля 2014 года
Постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений» № 194 от 6 марта 2012 года
Постановление «Об утверждении правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах» № 687 от 18 августа 2011 года
Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» № 555 от 7 июля 2011 года
Постановление Правительства РФ «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» №376 от 17 мая 2011 г.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров» №344 от 5 мая 2011 г.
Постановление Правительства РФ «О мерах противопожарного обустройства лесов» №281 от 16 апреля 2011 г.
Постановление Правительства РФ «О Совете по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве Российской Федерации» №895 от 18 декабря 2007 г.
Постановление Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» № 419 от 30.06.2007
Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» РФ № 417 от 30 июня 2007 г.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов» №385 от 19 июня 2007 г.
Постановление Правительства РФ «О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений» №315 от 24 мая 2007 г.
Постановление «Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации» №246 от 24 апреля 2007 г.
Приказ Рослесхоза «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета» от 26 декабря 2013 года № 419

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.