Теоретические основы технологии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Теоретические основы технологии

2020-04-01 144
Теоретические основы технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться

сам, а учитель обязан осуществлять управление его учени­ем: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, кон­тролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и прак­тике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоян­ное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтап­ного формирования умственных действий используется самая её суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также реф­лексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики диффе­ренциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

              Теория модульного обучения базируется на специфических прин­ципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы модульности (по Ю. Цявичене):

                               - выделения из со­держания обучения обособленных элементов;

                               - динамичности;

                                -действен­ности и оперативности знаний и их системы;

                                -гибкости;

                                -осознанной перспективы;

                                -разносторонности методического консультирования;

                                -паритетности.

     Принцип модульности определяет подход к обучению, отражен­ный в содержании, организационных формах и методах. В соот­ветствии с этим принципом обучение строится по отдельным фун­кциональным узлам — модулям, предназначенным для достиже­ния конкретных дидактических целей.

     Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила:

• Учебный материал нужно конструировать таким образом, что­бы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся по­ставленных перед ним дидактических целей;

• Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания бучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;

• В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.

    Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках моду­ля как единую целостность, направленную на решение интегриро­ванной дидактической цели, т.е. модуль имеет четкую структуру.

Данный принцип сходен с принципом деления учебного мате­риала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обу­чении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связан­ные, изложенные в обязательном порядке постепенного их услож­нения, части.

При модульном обучении наименьшей единицей содержания обу­чения считают определенную тему конкретного курса или фраг­мент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и назы­ваемый элементом модуля.

Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педа­гогических правил. В интегрированной дидактической цели надо выделять струк­туру частных целей;

• достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;

• совокупность отдельных частных целей, одной интегрирован­ной дидактической цели должна составлять один модуль.

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение со­держания модулей, с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение соци­альных, общетехнических знаний и даже время от времени застав­ляют заною взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инерт­ность, присущая всем звеньям образования, является одной из при­чин разрыва между образованием и условиями жизни общества.

       Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно пере­рабатываться и

обновляться. Один из путей выхода из сложного по­ложения состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебно­го материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела. Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:

• Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;

• Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;

• Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.

Принцип действенности и оперативности знаний и их системы. В звеньях сферы

образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъяв­ляет к процессу обучения требований развития творческого отно­шения. Оперативные знания приобретаются успешнее при условии, если обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют ини­циативу, находчивость, способность использовать имеющиеся зна­ния в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. О системе действенных и оперативных знаний мож­но говорить только при их неразрывном единении с умениями. Имеется в виду система общенаучных, общетехнических и специ­альных знаний и умений, которую обучающийся может свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

       Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

             Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учеб­ное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня це­лостности.

В состав модуля входит:

1.План действий с указанием конкретных целей;

2.Банк информации(учебное содержание, доступное для эффективного усвоения учеником);

3.Методическое руководство по достижению дидактических целей.

 Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержа­нию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

 

Структура модуля

ü УЭ – 0 (входной элемент модуля)              

ü УЭ – 1 Обучающий элемент (может выступать как  отдельный модуль)

ü УЭ – 3 практикум (отработка, коррекция знаний и умений)

ü УЭ – 4 итоговый контроль

ü Рефлексия

Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания

учебной дисциплины, включающая в себя познава­тельный и профессиональные

аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой

контроля знаний, уме­ний и навыков, сформированных в результате овладения

обучае­мыми данным модулем.

Модуль содержит познавательную и практическую характе­ристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (инфор­мационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля.

Задача первой — формирование теоретических знаний,

функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

Познавательный аспект может быть реализован такими средствами как

— Лекция

— Семинар

— Беседа

— Работа с учебной литературой

— Работа с дополнительной литературой

— Опорные конспекты

— Непосредственное консультирование учителем

Практический аспект может быть реализован такими средствами как

— Практикум(выполнение заданий из учебника и не только)

— Практическая работа(обучающая)

— Самостоятельная работа(обучающая)

— Лабораторная работа (исследовательская)

— Тестовая работа

 

Обязательным элементом модуля является контроль усвоения знаний.

Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий помодульно или по частям модуля.

Итоговый контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по всему модулю.

Формами и методами контроля могут выступать такие виды работ, как тестовая, самостоятельная, практическая, лабораторная, контрольная.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.