Модульное обучение и рейтинговая оценка знаний при дифференциации в математике — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Модульное обучение и рейтинговая оценка знаний при дифференциации в математике

2020-04-01 128
Модульное обучение и рейтинговая оценка знаний при дифференциации в математике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модульное обучение и рейтинговая оценка знаний при дифференциации в математике

Аннотация      Задача современной школы – научить ученика осваивать свой и общест-

                       венный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных   ситу-

                       аций. Решению этой задачи способствует организация учебного про-

                       цесса по модульной технологии обучения. Блочная подача материала

                       предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу

                       части.  Модуль - это определенный вид работы,  который выполняют

                       учащиеся. Методическая сущность модульной  технологии -  это предо-

                       ставление учащемуся центрального места в системе «учитель- ученик».

                       При систематическом использовании данной технологии реализуются все

 

                       навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль

          

                       самооценка, самоанализ, самореализация. А рейтинговая система оценки

 

                       знаний позволяет учащимся реально оценить уровень своих достижений.

 

.

Автор                Баландюк Людмила Николаевна

Место работы   МОУ СОШ № 13

Должность        учитель математики

Адрес                Краснодарский край Курганинский район, ст. Константиновская.

 

Цель:                  обобщить и систематизировать свои знания по технологии модульного

                           обучения.

 

 

                            

Замечено, чем больше учитель учит своих учеников

и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно

приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее

энергичным и плодотворным становится процесс обучения.

И. Лернер

Введение

Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. На каждом повороте истории возникают различные школьные реформы, дискуссии о стандартах, попытки создать различные модели «человека будущего». Однако провозглашение целевых установок на «повышение качества знаний», на «развитие мышления учащихся» и т.д. чаще всего остаются на уровне деклараций, существенно не меняя реального положения дел.

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.

В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-воспитательного процесса, предпринимаются попытки его «технологизации». За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Б.Т. Лихачёв считает, что "она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса".

Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Мо-дульное обучение позволяет практически решить эту задачу.

1.Историческая справка

Основой для модульной технологии обучения безусловно послужила теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. «Условимся называть учением, - пишет П. Я. Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества». Каждый вид деятельности учения, в свою очередь, состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав которой они входят.

Термин «модуль» — интернациональный. В тезау­русе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модуль­ный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модуль­ный подход.

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось а англоязычных странах. Эта система была разработана Международной организацией труда (МОТ) как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира.

Она быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях НТП и быстрое переобучение работников, которые освобождаются при этом.

Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний. Появление модульного метода - попытка ликвидировать недостатки существующих методов профессиональной подготовки.

      Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с пред­ложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство  по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирую­щей до консультативно-координирующей. Модульное обучение применялось  исключительно в высших учебных заведениях.

   

В педагогику термин «модуль»  пришел из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информа­ционным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение.

  Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.

 

Структура модуля

ü УЭ – 0 (входной элемент модуля)              

ü УЭ – 1 Обучающий элемент (может выступать как  отдельный модуль)

ü УЭ – 3 практикум (отработка, коррекция знаний и умений)

ü УЭ – 4 итоговый контроль

ü Рефлексия

Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания

учебной дисциплины, включающая в себя познава­тельный и профессиональные

аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой

контроля знаний, уме­ний и навыков, сформированных в результате овладения

обучае­мыми данным модулем.

Модуль содержит познавательную и практическую характе­ристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (инфор­мационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля.

Задача первой — формирование теоретических знаний,

функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

Познавательный аспект может быть реализован такими средствами как

— Лекция

— Семинар

— Беседа

— Работа с учебной литературой

— Работа с дополнительной литературой

— Опорные конспекты

— Непосредственное консультирование учителем

Практический аспект может быть реализован такими средствами как

— Практикум(выполнение заданий из учебника и не только)

— Практическая работа(обучающая)

— Самостоятельная работа(обучающая)

— Лабораторная работа (исследовательская)

— Тестовая работа

 

Обязательным элементом модуля является контроль усвоения знаний.

Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий помодульно или по частям модуля.

Итоговый контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по всему модулю.

Формами и методами контроля могут выступать такие виды работ, как тестовая, самостоятельная, практическая, лабораторная, контрольная.

Организационный этап

Прежде всего, учителю необходимо разработать модульную програм­му, которая

состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей,

обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю

нужно выделить основные научные идеи курса.

1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и уме­ний учащихся,

чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.

2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провес­ти соответствующую коррекцию.

3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самокон­троль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточ­ный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.

4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.

5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материа­ла, необходимо проводить его доработку.

6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять посте­пенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной; в старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельно­сти учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее, качество и эффективность. 

 

Заключение

Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия:

1) достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения;

2) готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сформированности у учеников минимума знаний и общих учебных умений;

3) возможность тиражирования модулей, так как каждый ученик должен быть обеспечен программой действий.

Эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, от ученика - напряженного труда. Но она приносит хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности школьника, обеспечивая их и учитывая при этом индивидуальные возможности.

 

Используемые ресурсы

. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. - 352с.

2. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения - Каунас, 1989.-286с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. - 344с.

4. Голощёкина Л.П., Збаровский B.C. Модульная технология обучения: Методические рекомендации. - СПб: ЮНИТИ-ДАНА, 1993. - 135с.

5. Яковлева О., Кондратьева Н., Семенова М. Модернизация образования: модульное обучение. - М.: Издательский дом «Первое сентября». Еженедельная учебно-методическая газета «Математика» №15, №19, 2004г.

6. Чернокнижникова Л.М. Блочно-модульная технология преподавания математики.                    http//www.1september.ru. Фестиваль «Открытый урок».

 7. www.metodkopilka.com.Методическая копилка учителя математики.

 

Модульное обучение и рейтинговая оценка знаний при дифференциации в математике

Аннотация      Задача современной школы – научить ученика осваивать свой и общест-

                       венный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных   ситу-

                       аций. Решению этой задачи способствует организация учебного про-

                       цесса по модульной технологии обучения. Блочная подача материала

                       предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу

                       части.  Модуль - это определенный вид работы,  который выполняют

                       учащиеся. Методическая сущность модульной  технологии -  это предо-

                       ставление учащемуся центрального места в системе «учитель- ученик».

                       При систематическом использовании данной технологии реализуются все

 

                       навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль

          

                       самооценка, самоанализ, самореализация. А рейтинговая система оценки

 

                       знаний позволяет учащимся реально оценить уровень своих достижений.

 

.

Автор                Баландюк Людмила Николаевна

Место работы   МОУ СОШ № 13

Должность        учитель математики

Адрес                Краснодарский край Курганинский район, ст. Константиновская.

 

Цель:                  обобщить и систематизировать свои знания по технологии модульного

                           обучения.

 

 

                            

Замечено, чем больше учитель учит своих учеников

и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно

приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее

энергичным и плодотворным становится процесс обучения.

И. Лернер

Введение

Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. На каждом повороте истории возникают различные школьные реформы, дискуссии о стандартах, попытки создать различные модели «человека будущего». Однако провозглашение целевых установок на «повышение качества знаний», на «развитие мышления учащихся» и т.д. чаще всего остаются на уровне деклараций, существенно не меняя реального положения дел.

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.

В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-воспитательного процесса, предпринимаются попытки его «технологизации». За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Б.Т. Лихачёв считает, что "она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса".

Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Мо-дульное обучение позволяет практически решить эту задачу.

1.Историческая справка

Основой для модульной технологии обучения безусловно послужила теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. «Условимся называть учением, - пишет П. Я. Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества». Каждый вид деятельности учения, в свою очередь, состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав которой они входят.

Термин «модуль» — интернациональный. В тезау­русе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модуль­ный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модуль­ный подход.

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось а англоязычных странах. Эта система была разработана Международной организацией труда (МОТ) как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира.

Она быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях НТП и быстрое переобучение работников, которые освобождаются при этом.

Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний. Появление модульного метода - попытка ликвидировать недостатки существующих методов профессиональной подготовки.

      Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с пред­ложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство  по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирую­щей до консультативно-координирующей. Модульное обучение применялось  исключительно в высших учебных заведениях.

   

В педагогику термин «модуль»  пришел из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информа­ционным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение.

  Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.