Основные показатели качества труда на предприятии — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Основные показатели качества труда на предприятии

2020-04-01 151
Основные показатели качества труда на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Качество труда работников - совокупность свойств процесса трудовой деятельности, обусловленных способностью и стремлением работника (коллектива) выполнять определенное задание в соответствии с установленными требованиями.

Качество труда зависит от его сложности, квалификации и навыков работника, психофизиологического состояния (способностей) и отношения к труду; влияет на качество и количество создаваемой продукции и эксплуатируемого оборудования.

К понятию "качество труда" применяют двусторонний подход: с одной стороны - это обобщенная характеристика квалификационной сложности труда в целях построения тарифной системы оплаты труда, с другой - результативность труда с точки зрения экономических затрат.

К внутренним основаниям необходимости контроля качества труда работников относятся: увеличение времени обслуживания оборудования; увеличение времени простоя оборудования; увеличение процента брака.

Внешняя причина заключается в неудовлетворенности потребителя <http://www.grandars.ru/student/marketing/potrebitelskaya-cennost.html>.

Анализ качества труда основывается на результатах, полученных в ходе контроля систем менеджмента качества, на их соответствии требованиям ГОСТ Р ISO 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования". Стандарт нацелен на повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения. Иные стандарты ориентируют менеджмент качества на удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, что приводит к успеху хозяйства в целом [3, С.25].

Главным во внедрении менеджмента качества труда как социальной составляющей всеобщего управления качеством (TQM) считается необходимость совпадения целей сотрудников с целями предприятия. Поэтому является необходимым мировоззрение сотрудников, когда за качество отвечают все. Для этого применяются различные факторы мотивации.

Внешние мотивы: стабильная работа; контрактные условия; карьера; размер заработной платы; надбавки, премии и штрафы.

К внутренним мотивам относятся: оценка коллег; оценка руководства; самооценка и самовыражение; стремление к ответственности.

Однако основной проблемой современных предприятий является не заинтересованность всех сторон и невостребованность интеллектуальных ресурсов. По этим причинам необходимо: стимулирование персонала; определение соответствия интеллектуальных способностей должностным обязанностям; продвижение персонала.

Основными принципами современного качества труда являются: осознание сотрудниками необходимости качественно трудиться; принятие научно обоснованных решений на основе анализа полной информации; делегирование полномочий компетентным и ответственным работникам; всеобщее и постоянное обучение; ответственный менеджмент.

Повышение качества труда - одна из основных проблем промышленных предприятий и организаций, которую необходимо решать совместными усилиями.

Качество труда улучшается за счет последовательного внедрения передового опыта, борьбы против косности и рутины, бесхозяйственности и расточительства, изменения экономического мышления, наиболее полной реализации возможностей работника.

Высокое качество труда немыслимо без соблюдения трудовой и производственной дисциплины, обеспечения высокой организованности и ритмичности производства. В основе оценки качества труда, материального и морального поощрения работника должен действовать принцип социальной справедливости.

Каждое предприятие и его подразделения разрабатывают свои показатели качества труда в соответствии с особенностями вида трудовой деятельности.

Показатель качества труда - это количественная характеристика свойств труда и его результатов, составляющих качество.

Примерами показателей качества труда работника или коллектива работников могут служить: процент сдачи результатов труда с первого предъявления; процент выхода годной продукции (или, наоборот, процент брака); процент соблюдения параметров, характеризующих состояние управляемого процесса; количество и значимость дефектов в работе; производительность труда; показатели качества результатов труда, в том числе показатели качества создаваемой продукции [8, С.14].

Каждый показатель имеет количественную оценку, выраженную в баллах или в коэффициентах. За единицу принимается нормальное значение качества труда. Руководитель подразделения на основе имеющегося перечня повышающих и понижающих значений коэффициента качества труда ежедневно ведет их фактический учет, что отражается в экране качества труда. По истечении месяца эти оценки обобщаются и рассматриваются на общем собрании коллектива. Протокол собрания с утвержденными оценками представляется экономисту (бухгалтеру) для учета при начислении заработной платы.

Как правило, при построении системы оценки качества труда используют небольшое количество показателей. Применение большого числа показателей мешает учету и усложняет их восприятие. Показатели системы оценки качества труда (критерии) должны легко определяться и быть универсальными, то есть присущими большинству работников. Но при этом важно, чтобы они были характерны для данного вида работ. Имеются и типовые критерии, которые применяют большинство предприятий - это мастерство и инициативность, ритмичность в работе, стабильно высокая интенсивность труда, владение смежными профессиями, участие в изобретательской и рационализаторской работе и тому подобное.

Следует отметить также такие критерии, как приспособляемость, сотрудничество, надежность, бережливость, сообразительность, отношение к оборудованию и средствам труда, знание дела, соблюдение техники безопасности. Выбор и обоснование критериев оценки по заслугам происходит на основе методов психологии и физиологии труда, математической статистики и ряда других.

Оценка качества труда получила свое начало на предприятиях США и была названа " оценка по заслугам ". Затем ее применение стало повсеместным в других странах [38, С.91].

Применение оценки по заслугам в целях материального стимулирования на предприятии, как правило, производится на основе статистического взвешивания показателей, характеризующих личностные качествами объединения их в группы. Таких групп несколько: качество работы, выработка профессиональные знания, приспособляемость, надежность, отношение к работе.

В нашей стране также накоплен определенный опыт ее применения, сначала в промышленности а затем и в непроизводственной сфере. Причем называли оценку качества труда по-разному: система бездефектного труда, система управления качеством труда <http://laboureconomics.ru/firmeconomics/55-2009-02-13-15-56-10> а для ее измерения разработали коэффициент трудового участия который в настоящее время чаще называют коэффициентом трудовой эффективности.

В России оценка качества труда применяется в основном как средство стимулирования труда - в распределении коллективной текущей премии между работниками, но может применяться и при расчете сдельного приработка.

Оценка качества труда на предприятии - процесс субъективный, но он позволяет вполне объективную оценку личностным и деловым качествам работников, особенно в том случае, если это происходит на научной основе.

Оценка качества труда - это сравнительная оценка, которая представляет собой сопоставление характеристик живого труда, взятого за эталон.

Сравнительная оценка способствует развитию как профессиональных, так и личностных качеств работника, которые необходимы не только конкретному работнику для эффективного труда на данном рабочем месте, но и желательны для достижения трудовых целей коллектива.

В условиях развития производства и трудовых отношений постоянно возрастают требования к качеству рабочей силы, особенно с точки зрения научного подхода к организации труда. Требования к рабочей силе касаются профессиональных, квалификационных и деловых качеств, которые и определяют степень пригодности работника к данному виду труда [32, С.34].

Оценка качества труда предполагает систематическое и тщательное изучение качественного состава рабочей силы с целью его постоянного развития путем обновления, перемещения и повышения квалификации. Поэтому в экономически развитых странах оценке качества труда уделяется большое внимание на предприятиях <http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/predpriyatie.html>. Эта работа рассматривается как составная часть процесса совершенствования организации труда и управления.

В России оценка качества труда применяется в основном как средство стимулирования труда - в распределении коллективной текущей премии между работниками, но может применяться и при расчете сдельного приработка. Коэффициент трудовой эффективности рассчитывается с помощью повышающих и понижающих значений соответствующих коэффициентов.

Так, повышающими значениями трудовой эффективности могут быть: увеличение объема работы за счет роста производительности труда; работа с использованием обоснованных норм труда; получение призовых мест на смотрах и конкурсах по совершенствованию организации труда; внедрение рацпредложений; участие в движении наставничества и другое.

Понижающими значениями трудовой эффективности могут быть: некачественное выполнение профессиональных обязанностей; низкое санитарное состояние рабочего места; нарушение сроков выполнения заданий; производство некачественной продукции; небрежное отношение к оборудованию; нарушение трудовой дисциплины и другое.

Качество труда работника зависит от сложности труда, условий квалификации, навыков, психофизиологического состояния работника (его способностей) и его отношения к труду (стремления выполнить задание в соответствии с установленными требованиями).

Б.И. Курашвили выделил 4 типа работников на предприятиях, связанные с различным отношением к труду и трудовым поведением, и установил соотношение между типами и мотивами поведения работников на предприятии.

Соотношение мотивов и типов поведения работников на предприятии отражено в таблице 1.3.1.

Залог успеха передовых фирм на 85% зависит от психологической готовности каждого сотрудника пожертвовать личными интересами ради процветания фирмы.

Проблема многих фирм в том, что не имеющие мотивации к труду сотрудники выполняют лишь минимальный объем функциональных обязанностей, что негативно отражается на качестве продукции и услуг, и компания утрачивает свои конкурентные преимущества. Заинтересованные в труде, полные энтузиазма работники - один из ключевых факторов успеха предприятия. Задача многих фирм - привести уровень мотивации сотрудников в соответствие с целями организации. Огромную роль в ее решении играет менеджмент организации, так как источник мотивации кроется в самих сотрудниках, к каждому из которых необходим индивидуальный подход.

 

Таблица 1.3.1

Соотношение мотивов и типов поведения работников

Тип работника Доля в трудовом коллективе, % Степень мотивации Форма поведения
Сверхнормативный, исключительно добросовестный 5 Идеальная мотивация и стимулирование Инновационное, экономическое, стратификационное
Нормативный, достаточно добросовестный 60 Достаточная мотивация и стимулирование Экономическое, организационное
Субнормативный, недостаточно добросовестный 30 Мотивы не ясные, стимулирование неадекватное Характерологическое, деструктивное
Ненормативный, недобросовестный 5 Мотивы неясны, Стимулов нет Деструктивное
Итого 100 - -

 

В настоящее время возможности применения метода оценки качества труда значительно расширены. Попытки учесть качественные стороны процесса труда принимают все более разносторонний характер. Так, оценка качества труда применяется не только для развития и стимулирования уже нанятых работников, но и при отборе претендентов на рабочие места, т.е. в процессе собеседования и тестирования.

В практике зарубежных фирм получило распространение понятие "нормальный результат труда" - это расчетный показатель, который служит базой для оценки труда. По существу, показатель представляет собой результат работы, который может быть достигнут работником, пригодным к ее выполнению, прошедшим обучение и имеющим достаточный опыт её выполнения, затрачивающим на выполнение работы определенные трудовые усилия, не нанося при этом в течение длительного времени вреда своему здоровью.

Таким образом, качество труда работника наряду с другими факторами влияет на качество и количество создаваемой и эксплуатируемой или потребляемой продукции.

Качество труда работника зависит от сложности труда, условий квалификации, навыков, психофизиологического состояния работника (его способностей) и его отношения к труду (стремления выполнить задание в соответствии с установленными требованиями).

Далее в дипломной работе будет проведен анализ мотивации персонала на примере ОАО "Нижнекамсшина".


2. Анализ управления мотивации персонала на предприятии (на примере ОАО "Нижнекамсшина")


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.