Лексика в публицистическом стиле и средства выражения авторского начала — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Лексика в публицистическом стиле и средства выражения авторского начала

2020-04-01 59
Лексика в публицистическом стиле и средства выражения авторского начала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лексика публицистического стиля всегда точная, краткая, но при этом выразительная. Она должна быть понятна и интересна читателям любого уровня образования. "Работа над стилем произведения - это, прежде всего, работа над его лексикой, так как слово - основа для понимания речи", - пишет И. Б. Голуб.

По мнению Г. Я. Солганика, общественно-политическая лексика является "основой газетного словаря, терминологией газеты". Она составляет значительную долю в лексике газеты и передает важность понятий, выраженных этими словами.

Многие нейтральные слова в журналистском тексте могут приобрести оттенки экспрессии. Оценочная (эмоционально-оценочная) лексика разнообразна. Она оказывает особенно сильное влияние на аудиторию, выражая отношение к социальным явлениям и событиям, их оценку. Номинативная функция слов осложняется отношением говорящего к называемому явлению. Эта особенность эмоционально-оценочной лексики обусловлена "наложением" экспрессивной окраски на лексическое значение слова, но при этом не слияние с ним. Включение эмоционально-оценочной лексики в текст зависит от особенностей индивидуально-авторской манеры изложения.

К данному разряду газетной лексики можно отнести как слова, выражающие оценку и вне контекста, так и стилистически нейтральные, показывающие отношения в некоторых ситуациях. Слова, называющие предметы и явления одной области жизни, применительно к другой уже выражают оценку. Важную роль играют слова, наделенные ироническим оттенком. Часто он проявляется в словах книжной окраски, историзмах, архаизмах, применяемых к современной эпохе. Ироническая окраска является сильнейшим средством выражения авторского "я". Однако на сегодняшний день в большинстве общественно-политических и глянцевых изданий присутствует ироничный тон изложения, из-за чего читатель почти не имеет возможности отличать материалы одного автора от материалов другого. Этот тон можно отнести к внеиндивидуальным стилевым явлениям. Для создания комического эффекта используются различные лексические разряды: высокая лексика, просторечные слова, устаревшие и книжные формы и другие. Нередко в публицистике нарушение лексической сочетаемости используется в качестве стилистического приема. В текстах СМИ границы лексической сочетаемости расширены. Этот прием является средством создания комического звучания речи в юмористическом контексте.

Особое место занимает лексика ограниченного употребления. Профессионализмы в публицистических текстах часто играют роль терминов. Правильное их использование делает текст выразительным и интересным. Они разграничивают близкие понятия, предстающие перед неспециалистом под одним общим названием. Благодаря этому специальная лексика, принадлежащая к узкой сфере употребления, помогает авторам точно и лаконично выразить свою мысль. Жаргонизмы включают в текст с целью передать атмосферу, показать характер героев, их положение в обществе или род занятий. Но часто они используются в публицистических материалах и для создания эффекта сатиры. Ироническую окраску тексту добавляют заимствованные слова. Некоторые из них получили в русском языке особую экспрессивную окраску, в результате чего они звучат шутливо.

С. И. Сметанина говорит о приеме "остранения". Автор необычным образом моделирует реальность, снимает с него стереотипы и добавляет странные смыслы. На уровне лексики это выражается чередованием изобразительных фрагментов, которые выстраиваются по непривычной аналогии и передаются нестандартными словосочетаниями. Также здесь присутствует интерстилевое тонирование: ориентация на книжность сопровождается ориентацией на разговорность. Остранение создается и с помощью гиперболизации реальности. Это приводит к комическому эффекту.

Таким образом, автор может показать свое пренебрежительное отношение, включая в стилистически нейтральный текст историзмы или жаргонизмы и придавая ему тем самым иронический оттенок. Или наоборот употребление разговорной лексики создает атмосферу теплую и домашнюю, что говорит о благосклонности автора к данной теме.

Средством выражения авторского начала выступает также активное использование фразеологии. И. Б. Голуб отмечает стилистический эффект, создаваемый пародийным употреблением книжных фразеологизмов с иностилевыми лексико-фразеологическими средствами. "Эстетическая роль фразеологических средств определяется умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст", - пишет исследователь. Употребление фразеологизмов помогает избежать обилия в тексте языковых штампов, обогащает речь и вводит в нее образность. Использование стилистически сниженной фразеологии и смешение стилей приводит к созданию комического эффекта. Для достижения поставленной цели писатели и публицисты нередко восстанавливают первоначальное значение слов, входящих во фразеологизмы, обновляя их семантику.

Тропы и фигуры речи, включенные в текст, делают его образным и интересным. Использование метафор позволяет создать яркий ассоциативный образ. С их помощью выражается оценка. Такие тропы как олицетворение, антономазия, сравнение активно используются в современных газетных текстах. Работа с синонимами показывает отношение автора к изображаемому, отражает его творческую позицию. Он включает в свое произведение синонимический ряд с целью уточнения, разъяснения, замещения каких-либо понятий или предметов. Антонимы являются лексическим средством выражения антитезы. В контрастах происходит цельное восприятие действительности. Выбор лексем, имеющих противоположное значение, отражает авторское отношение. В последнее время наблюдается тенденция к широкому использованию омонимов и многозначных слов. Они служат источником экспрессии, при этом автору не нужно прибегать к приемам метафоризации, что очень удобно, например, в информационных жанрах.

Таким образом, в газетно-публицистическом стиле представлены различные пласты лексики. Журналист вправе выбирать любые языковые средства для достижения нужного эффекта и выражения собственного мнения. Рассмотрим на примере текстов Дмитрия Губина, какие средства выражения авторского "я" используются в современной публицистике.

 


 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.