Глава 1. Теоретический базис — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 1. Теоретический базис

2020-04-01 71
Глава 1. Теоретический базис 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной курсовой работы актуальна, так как показывает, насколько важен правильный выбор лексических средств, производящих наибольший эффект на читателя. Изучение приемов и способов выражения авторского "я" поможет в будущем применять их на практике. Тема не нова, многие авторы посвятили ей книги и статьи, но все эти источники дают лишь общее теоретическое представление. Данная работа исследует средства выражения авторского "я" на примере одного публициста, что иллюстрирует возможности применения научных знаний на практике.

Объектом исследования являются тексты публикаций данного автора, предметом - способы выражения личности на лексическом уровне, используемые в современной публицистике.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить, каким образом автор включает в свой текст средства выражения собственной позиции и какого эффекта достигает.

Для реализации данной цели необходимо было выполнить несколько задач:

·   изучить литературу по заданной теме;

·   установить теоретические основы выражения авторского "я";

·   проанализировать материалы выбранного автора на предмет исследования

·   выявить основные тенденции в использовании лексических выразительных средств данным автором.

Исследования материалов проводилось с помощью методов лексического и сравнительного анализов.

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части реферативно изложены правила и принципы использования лексических средств для выражения личностного начала, приведены теоретические положения и обоснования использования этих средств из научных трудов языковедов. Данная часть работы опирается на труды известных филологов и лингвистов. Теоретическую основу данной работы составили труды российских исследователей в области стилистики русского языка (И. Б. Голуб, М. М. Бахтин), особенностей газетной лексики и русского языка в СМИ (Г. Я. Солганик, Л. Г. Кайда, С. И. Сметанина, В. И. Коньков).

Во второй части представлены результаты применения выразительных средств на лексическом уровне языка на примере анализа произведений одного автора, в данной курсовой работе - Дмитрия Губина, колумниста еженедельника "Огонёк".

Выбор материала обусловлен тем, что журнал "Огонёк" является одним из старейших российских периодических изданий, выходит без перерыва более ста лет. По данным TNS Gallup Media, в 2010-м году он был признан самым читаемым общественно-политическим журналом в стране. Такое звание требует от журналистов серьезной работы. По материалам Дмитрия Губина можно судить о его профессионализме. В каждом номере "Огонька" автор высказывает свое мнение о произошедших событиях и делится личными наблюдениями. При этом он чувствует особенности русского языка и грамотно их использует при выражении личной позиции. Через призму собственных впечатлений он выражает мнение общественности по разным вопросам. Его материалы интересны, актуальны и не шаблонны. Хронологические рамки исследования: декабрь 2010 года - апрель 2011 года.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов относительно употребления лексических средств выражения авторского начала и основных приемов, с помощью которых достигается эффект авторского присутствия. В ходе решения поставленных ранее задач были достигнуты следующие результаты. Была изучена литература по данной теме, подготовлена теоретическая база для выполнения анализа лексических средств выражения авторского начала. Среди различных приемов и средств были выделены основные, которыми чаще всего пользуются современные публицисты. Это стилистическое использование синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, лексики ограниченного употребления. Был проведен анализ материалов за период с декабря 2010 года по апрель 2011 года. Выявлены основные тенденции в использовании выразительных лексических средств, которые заключаются в широком применении лексики ограниченного употребления, фразеологии, а также средств художественной выразительности, таких как метафоры, сравнения и антитеза. Так в своих текстах Дмитрий Губин сочетает разностилевые лексемы (например, в одном предложении употребляется нейтральная и стилистически сниженная лексика: "корчить рожи" в контексте с "полоской заката"). В результате анализа были выявлены основные приемы, которыми пользуется автор для выражения оценки или отношения. К таким приемам относятся ирония и прямое обращение к читателю. Часто эти приемы сочетаются и дополняют друг друга. В примере, рассмотренном во второй главе ("Тем более что вы к гаишникам относитесь как? - правильно, если только сами не гаишник. То есть вы заранее на моей стороне, хотя понятия не имеете, нарушал я или нет и какие именно правила"), можно выделить саркастическое значение. При этом вопросно-ответная форма говорит нам о попытке автора вступить в диалог с читателем.

Таким образом, можно сказать о владении Дмитрия Губина лексическими средствами выражения личностного начала на высоком уровне. Автор использует их с определенными целями и достигает нужного результата.

публицистический лексика авторский стиль


 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

.   Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995.

.   Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 2008.

.   Кайда Л. Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция // Язык современной публицистики. Сборник статей / Под ред Г. Я. Солганика. М., 2007.

.   Русская речь в средствах массовой информации. Стилистический аспект. Под ред. Конькова В.И. СПбГУ, 2007.

.   Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. СПб., 2002.

.   Солганик Г. Я. Лексика газеты (Функциональный аспект). М., 1981.

.   Солганик Г. Я. Общие особенности языка газеты. М., 1980.

.   Солганик Г. Я. Стилистика текста. Учебное пособие. М., 2002.

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной курсовой работы актуальна, так как показывает, насколько важен правильный выбор лексических средств, производящих наибольший эффект на читателя. Изучение приемов и способов выражения авторского "я" поможет в будущем применять их на практике. Тема не нова, многие авторы посвятили ей книги и статьи, но все эти источники дают лишь общее теоретическое представление. Данная работа исследует средства выражения авторского "я" на примере одного публициста, что иллюстрирует возможности применения научных знаний на практике.

Объектом исследования являются тексты публикаций данного автора, предметом - способы выражения личности на лексическом уровне, используемые в современной публицистике.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить, каким образом автор включает в свой текст средства выражения собственной позиции и какого эффекта достигает.

Для реализации данной цели необходимо было выполнить несколько задач:

·   изучить литературу по заданной теме;

·   установить теоретические основы выражения авторского "я";

·   проанализировать материалы выбранного автора на предмет исследования

·   выявить основные тенденции в использовании лексических выразительных средств данным автором.

Исследования материалов проводилось с помощью методов лексического и сравнительного анализов.

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части реферативно изложены правила и принципы использования лексических средств для выражения личностного начала, приведены теоретические положения и обоснования использования этих средств из научных трудов языковедов. Данная часть работы опирается на труды известных филологов и лингвистов. Теоретическую основу данной работы составили труды российских исследователей в области стилистики русского языка (И. Б. Голуб, М. М. Бахтин), особенностей газетной лексики и русского языка в СМИ (Г. Я. Солганик, Л. Г. Кайда, С. И. Сметанина, В. И. Коньков).

Во второй части представлены результаты применения выразительных средств на лексическом уровне языка на примере анализа произведений одного автора, в данной курсовой работе - Дмитрия Губина, колумниста еженедельника "Огонёк".

Выбор материала обусловлен тем, что журнал "Огонёк" является одним из старейших российских периодических изданий, выходит без перерыва более ста лет. По данным TNS Gallup Media, в 2010-м году он был признан самым читаемым общественно-политическим журналом в стране. Такое звание требует от журналистов серьезной работы. По материалам Дмитрия Губина можно судить о его профессионализме. В каждом номере "Огонька" автор высказывает свое мнение о произошедших событиях и делится личными наблюдениями. При этом он чувствует особенности русского языка и грамотно их использует при выражении личной позиции. Через призму собственных впечатлений он выражает мнение общественности по разным вопросам. Его материалы интересны, актуальны и не шаблонны. Хронологические рамки исследования: декабрь 2010 года - апрель 2011 года.

 


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС

 

1.1 Понятия "авторское начало" и "индивидуальный стиль". Их место в публицистических материалах

 

Публицистика - открытое обращение автора к читателю с целью донести до него актуальную социальную информацию. Создатель текста в той или иной мере выражает оценку события или явления и в скрытой или явной форме выражает свое отношению к данному феномену. Используя различные языковые средства и приемы, публицист добивается поставленных целей. Его позиция и становится стилеобразующим компонентом текста. Задача публициста состоит в том, чтобы создать такой текст, прочтение которого сформирует у аудитории позицию, соответствующую авторской.

Лишь тот писатель, который полностью овладел стилем, может выражать свою позицию и авторское "я" так, чтобы аудитория адекватно усвоила его послания.

Степень выраженности авторского начала может варьироваться от текста к тексту. В. И. Коньков отмечает, что эту степень не стоит связывать с преобладанием информационной или воздействующей функций. В СМИ одинаково распространены тексты и с выраженным, и с невыраженным авторским началом. "В значительной степени то, что в текстах представлены компоненты субъективации, определяется содержанием текста (т.е. теми компонентами картины мира, которые представлены в тексте) и концепцией издания, которая диктует набор и использование экспрессивных средств", - пишет В. И. Коньков. Автор разделяет понятия "индивидуальный стиль" и "авторское начало". Под последним понимаются "все те компоненты текста, которые свидетельствуют о наличии в нем субъекта описания, повествования или рассуждения". Авторское начало - это все средства субъективации изложении, существующие в языковой системе. По мнению Конькова, использование приемов экспрессии, контактоустанавливающих средств, оценочной лексики достаточно для проявления авторского "я" в тексте. Об индивидуальном стиле можно говорить в том случае, если все средства выражения личностного начала представляют собой систему, узнаваемую стилевую концепцию.

В газетно-публицистическом стиле необходимо рассматривать такие понятия, как точность словоупотребления, стилистическое употребление синонимов, антонимом, омонимов, архаизмов, историзмов и неологизмов, заимствованных слов и церковно-славянизмов, диалектизмов, терминов, жаргона и арго, профессионализмов, фразеологических оборотов и экспрессивно-окрашенных слов. При помощи данных речевых единиц, при их правильном использовании и умелом сочетании друг с другом, автор выражает свою оценку, что является одной из важнейших характеристик публицистического текста. Из всех функциональных стилей именно публицистический наиболее открыт для тропов. Как и в художественной речи, слово в нем выполняет эстетическую функцию, однако здесь метафоризация призвана "довести до массового читателя в специфических условиях газетного процесса объективную и всестороннюю информацию".

Образность публицистических произведений основывается на использовании различных тропов - эпитетов, сравнений, олицетворений. Также часто встречаются такие фигуры, как риторический вопрос, антитеза, метонимия и антономазия. Повышает эмоциональную нагруженность текста актуализация проблемы.

Поэтому данному стилю присущ открытый характер лексической системы. Он "обусловливает эволюцию развития лексики и интенсивное взаимодействие её с общелитературной лексикой". "Открытость" публицистической речи позволяет непосредственно выражать авторское "я".

Л. Г. Кайда говорит о тенденции к "публицистическому самовыражению автора". Он старается завлечь аудиторию яркой стилистической выразительность своего "я". Г. Я. Солганик отмечает подвижность публицистического стиля в плане соотношения индивидуального, творческого и стандартного. Данный функциональный стиль предполагает широкое использование нетрадиционных средств, роль индивидуального в тексте очень велика.

Рассмотрим лексические средства выражения авторского "я" в публицистическом стиле подробнее.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.