Основные этапы реализации кредитного процесса в банке — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Основные этапы реализации кредитного процесса в банке

2020-04-01 173
Основные этапы реализации кредитного процесса в банке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кредитная работа Банка строится по следующим основным принципам:

1) разделение функций развития кредитных операций и функций принятия кредитных решений

2) централизация кредитной работы. Главным кредитующим подразделением банка является кредитное управление, на которое возлагаются функции организации кредитной работы в целом по банку и ответственность за состояние кредитного портфеля всего банка.

3)  Разделение функций развития кредитных операций и функций контроля кредитных рисков.

4) Филиалы банка осуществляют планирование кредитной работы; осуществляют привлечение клиентов; инициируют кредитные сделки; осуществляют анализ кредитных предложений; при необходимости участвуют в анализе и подготовке кредитных предложений по специальным видам кредитования; выносят кредитные предложения на рассмотрение органов, принимающих кредитные решения; осуществляют оформление и выдачу кредитов; осуществляют сопровождение кредитов; выявляют проблемные ссуды и проводят работу по их погашению; инициируют разработку методологических документов.

При определении процентных ставок по кредитам банк руководствуется принципом, в соответствии с которым процентная ставка определяется уровнем риска по кредитной сделке. Процентные ставки, предлагаемые клиентам банка по кредитным операциям, должны быть конкурентоспособными по отношению к ставкам, предлагаемым банками-конкурентами той же категории надежности. Процентные ставки по кредитам предлагаются кредитующими подразделениями банка и устанавливаются органами принятия кредитных решений как неотъемлемая часть кредитного предложения с учетом стоимости фондирования. При установлении процентной ставки кредитующие подразделения помимо анализа риска учитывают наличие прочих доходов от данного клиента или данной кредитной операции, стоимость привлекаемых ресурсов. Кредитующие подразделения придерживаются единой процентной политики по каждому клиенту. Установление для одного клиента разных процентных ставок разными кредитующими подразделениями, соответственно, конкуренции между кредитующими подразделениями банка не допускается.

Основные этапы реализации кредитного процесса и последовательность действий кредитного сотрудника предусматриваются в «Положении о кредитной работе в банке» утвержденного Председателем Правления Банка. Это Положение имеет целью систематизировать подходы к организации кредитного процесса в Банке. Кредитный процесс представляет собой систему мероприятий, осуществляемых Банком ходе работы над кредитным проектом, начиная с обращения клиента в банк и знакомства с его предложением и заканчивается погашением кредита.

Весь кредитный процесс в Банке подразделяется на ряд основных этапов:

Подготовительный этап – знакомство Банка с потенциальным заемщиком и предварительное согласование реализации предлагаемого кредитного проекта. На этом этапе предприятием предоставляется бизнес-справка, заявка на получение кредита, анкета клиента, в которой содержится полная информация о директоре, главном бухгалтере, адрес предприятия, дата регистрации, запрашиваемая сумма кредита, вероятные сроки погашения, гарантийные обязательства, цель получения кредита, уставный капитал, партнеры по бизнесу.

1 этап проведение переговоров и предварительное рассмотрение предлагаемого кредитного проекта. При этом оформляется протокол переговоров с указанием конкретных сроков выполнения указанных действий. Заемщику на встрече в обязательном порядке должен быть вручен перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о кредитовании. Также предлагается памятка по составлению технико-экономического обоснования.

 При необходимости может быть дана информация о средней процентной ставке, сложившейся в Банке к моменту проведения переговоров. Одновременно Заемщик должен быть проинформирован о подходах Банка к выдаче кредитов и о требованиях, предъявляемых Банком к подготовке документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выдаче кредита.

Протокол переговоров должен быть подписан представителем Заемщика, проводившего переговоры, для исключения возможности разной трактовки сторонами решений, достигнутых на переговорах.

В случае получения от Заемщика согласия на продолжение работы с Банком на предложенных условиях, начальником кредитного отдела к потенциальному заемщику закрепляется кредитный инспектор.

В дальнейшем руководитель осуществляет функции куратора по отношению к рассматриваемому кредитному проекту.

2 этап анализ предложенного кредитного проекта. Кредитный инспектор осуществляет сбор всех документов заемщика, необходимых для рассмотрения и принятия решения о выдаче кредита/оборотные ведомости, отчет о прибылях и убытках за три периода, балансы за эти же периоды, проводит их подробный анализ.

Анализ кредитоспособности заемщика производится по программе «Альт-Финансы», предназначенной для выполнения комплексного анализа финансового состояния предприятия. Все данные изучаются в динамике периодов работы по данному клиенту, строятся графики для наглядности. ПО результатам анализа финансового состояния и репутации Заемщика определяется класс Заемщика. В основе определения класса кредитоспособности Заемщика лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг. Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения Заемщика ко 2 классу, выше средних – к 1 и ниже средних к 3. В Банке используется следующая модель шкалы оценки для государственных и акционерных предприятий (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Шкала оценки кредитоспособности для государственных и акционерных предприятий

 

Наимено-вание

отрасли

 

Коэффициент ликвидности Кл

 

 

Коэффициент покрытия Кпокр.

Показатель обеспеченности собственными средствами Псс.=1 - Кпривл

1 класс 2 класс 3 класс 1 класс 2 класс 3 класс 1 класс 2 класс 3 класс
П/п отрасли 1 Более 0.6 0.6- 0.4 Менее 0.4 Более 1.5 1.5- 1.3 1.3- 1.0 Более 50% 50- 30% Менее 30%
П/п отрасли 2 Более 0.4 0.4- 0.25 Менее 0.25 Более 2.0 2.0- 1.5 1.5- 1.0 Более 35% 35- 25% Менее 25%
П/п отрасли 3 Более 0.45 0.45- 0.3 Менее 0.3 Более 1.8 1.8- 1.3 1.3- 1.0 Более 60% 60- 45% Менее 45%

 

Рейтинг и значимость показателя в системе определяется экономистом Банка индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств. Втягивание ресурсов банка в кредитование постоянных запасов, заниженность размера собственных средств повышают рейтинг показателя обеспеченности собственными средствами. Нарушение экономических границ кредита, закредитованность клиентов выдвигают на первое место при оценке кредитоспособности уровень коэффициента покрытия.

Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности:

                                           Б= Реi  Клi,                                     (2.1)

 

где Б – сумма баллов;

Реi – рейтинг i-го показателя;

Клi – класс i-го показателя.

По сумме баллов предприятию присваивается класс кредитоспособности (I, II, III). I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250 баллах и III класс - при 251-300 баллах. Предприятие наиболее кредитоспособно, если ему присвоили класс I.

Исходя из специфики рассматриваемого проекта и соблюдая основные положения и принципы методики кредитования предприятий и организаций оформляется заявка на кредитный комитет. Также могут проводиться проверки деятельности заемщика с выездом на место.

Так, кредит на пополнение оборотных средств выдается стабильно работающим предприятиям. Для получения кредита клиенту необходимо предоставить в Банк ряд необходимых документов для рассмотрения вопроса о выдаче кредита, а именно: учредительные, финансовые, по осуществляемой деятельности и его кредитному проекту. Одним из обязательных условий является предоставление технико-экономического обоснования, в котором подробно обосновывается; по каким причинам и в какой сумме предприятию не хватает собственных средств. Кроме того, рассматривается предполагаемый оборот предприятия за время кредитования с тем, чтобы рассчитать рентабельность проводимой деятельности и перспективы погашения кредита.

Для получения кредита под конкретную сделку предприятию необходимо предоставить, помимо обычного пакета документов, договора, на оплату которых требуется испрашиваемая сумма кредита. Так же рассматривается эффективность данной сделки, ее материальный эффект и те источники из которых будет производиться погашение кредита.

Кредит в форме овердрафта предоставляется только тем предприятиям, через счета которых проходят значительные денежные потоки. Основной функцией овердрафта является оперативное удовлетворение краткосрочных потребностей заемщика в денежных средствах, при отсутствии последних на расчетном счете заемщика. При этом заемщик может осуществлять расходные операции сверх фактического остатка на счете в пределах оформленного лимита овердрафта. В дальнейшем, все средства, поступающие на счет заемщика, направляются на погашение задолженности по овердрафту. Задолженность по каждому траншу овердрафта допускается не более чем на 30 дней. Кредит в форме овердрафта предоставляется только тем предприятиям, через счета которых проходят значительные денежные потоки. Основной функцией овердрафта является оперативное удовлетворение краткосрочных потребностей заемщика в денежных средствах, при отсутствии последних на расчетном счете заемщика. При этом заемщик может осуществлять расходные операции сверх фактического остатка на счете в пределах оформленного лимита овердрафта. В дальнейшем, все средства, поступающие на счет заемщика, направляются на погашение задолженности по овердрафту. Задолженность по каждому траншу овердрафта допускается не более чем на 30 дней.

Результатом проведения подобных проверок является составленный в обязательном порядке акт проверки, подписанный одним из уполномоченных руководителей Заемщика и сотрудником Банка, проводившим проверку. Каждый такой акт должен содержать следующее:

- дату и место проведения проверки,

- цель проводимой проверки,

- метод проведения проверки,

- заключение по результатам проверки,

- подписи уполномоченных представителей сторон.

Все результаты анализа кредитного проекта, а также производимые в ходе него работы, возникшие замечания, вопросы и предложения должны быть зафиксированы кредитным инспектором, подготовлены для формирования Кредитного дела в соответствии с требованиями.

По окончании проведения анализа проекта кредитный инспектор проводит обсуждение его результатов в целях выработки предварительного решения о кредитовании рассматриваемого проекта и его основных условий.

После одобрения начальником Кредитного управления рассматриваемого кредитного проекта кредитный инспектор должен приступить к формированию Кредитного дела и одновременно подготовить документы для проведения юридической экспертизы рассматриваемого кредитного проекта.

3 этап юридическое заключение.

По получению от кредитного подразделения служебной записки по рассматриваемой кредитной заявке и представленных с ней документов, Юридическая служба Банка, в зависимости от сложности кредитного проекта и поставленных в служебной записке проблем, но в любом случае не позднее, чем через 2 рабочих дня со дня получения соответствующего документа, должна подготовить и направить в кредитный отдел письменное заключение по сути запроса с указанием всех замечаний, вопросов и рекомендаций по юридической части.

4 этап подготовка кредитного меморандума.

После получения заключения Юридической службы кредитный инспектор приступает к подготовке проекта Кредитного Соглашения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию Кредитного Соглашения.

5 этап подготовка проекта к рассмотрению на Кредитный комитет, получение разре­шения Казначейства на проведение кредитной операции и принятие решения.

Перед вынесением вопроса на рассмотрение Кредитного комитета кредитным инспек­тором, ведущим проект, повторяется процедура повторного и окончательного согласования вопроса выдачи кредита с Казначейством. В случае получения окончательного подтверждения подготовленный Кредитный Меморандум, в соответствии с «Положением о Кредитном коми­тете Банка» передается на рассмотрение в Кредитный комитет Банка.

В случае получения отрицательного заключения Казначейства о возможности предос­тавления кредита, кредитный инспектор, готовивший данный Кредитный проект, обязан по­ставить об этом в известность начальника Кредитного управления для принятия последующего решения.

6 этап вынесение вопроса на рассмотрение Учетно-ссудного комитета.

Кредитное соглашение представляется на Кредитный комитет в соответствии с по­рядком, зафиксированным в «Положении о Кредитном комитете». Вместе с Кредитным Соглашением на Кредитный комитет представляется заключе­ние Казначейства. Не позднее дня, следующего за днем проведения Кредитного комитета, принятое ре­шение должно быть в письменном виде доведено до сведения заемщика. В случае согласия заемщика с условиями кредитования, предложенными Банком на основании решения Кре­дитного комитета, сотрудник кредитного отдела должен запросить письменное согласие за­емщика с предложенными условиями и после его получения перейти к следующему этапу.

7 этап подготовка, визирование и подписание кредитного договора и других сопутствующих  документов.

Данный этап включает в себя подготовку кредитным инспектором необходимых доку­ментов (кредитный договор, договор поручительства, договор залога и т.п.) на основе приня­того решения по кредитному проекту и его основных условиях, согласование подготовленных документов с юридической службой и начальником Кредитного управления. Подготовлен­ный, согласованный и завизированный со стороны Банка пакет документов направляется на рассмотрение заемщика.

В преддверии выдачи кредита кредитный инспектор, ведущий кредитный договор за­емщика, должен проконтролировать выполнение клиентом предварительных условий выдачи кредита, зафиксированных в кредитном договоре, а также осуществлять использование креди­та строго по целевому назначению на основании представленных заемщиком платежных документов и в соответствии с условиями кредитного договора. Выдача кредита производится на основе распоряжения бухгалтерии, подписываемого кредитный инспектором, готовящим кредитный договор и Управляющим банка.

8 этап план мероприятий по заключенному кредитному договору.

В течение 3-х рабочих дней после подписания кредитного договора кредитный инспек­тор, ведущий данный кредитный договор, должен подготовить и представить на утверждение начальнику Кредитного управления план мероприятий по работе с дей­ствующим кредитным проектом в течение всего срока его действия. План мероприятий представляет собой последовательность действий сотрудников Банка, направленных на максимальное выполнение заемщиком своих обязательств по кредитному договору и своевременное предупреждение, и предотвращение возможных осложнений по действующему кредитному договору.

9 этап выполнение плана мероприятий по кредитному договору.

Утвержденный начальником Кредитного управления план мероприятий по ведению заключенного кредитного договора включает в себя установление периодичности проведения необходимых проверок с выходом к Заемщику, проверку разного рода представляемых заемщиком сведений, анализ его финансовой отчетности, текущий контроль над исполнением условий кредитуемых контрактов, договоров и т. д.

При проведении проверок необходимо иметь в виду, что их результаты (как и на стадии анализа кредитных заявок) должны оформляться соответствующими актами с выводами по сути проверки. Эти акты должны быть подписаны должностными лицами Заемщика, имеющими на то соответствующие полномочия.

10 этап обслуживание процесса погашения кредита.

В течение всего срока действия кредитного договора кредитный инспектор обязан четко и своевременно информировать заемщика о приближающихся сроках выполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору (уплата процентов, комиссий, погашение основного долга, штрафов и т.д.) в соответствии с условиями кредитного договора, а также предоставлять заемщику все необходимые расчеты, выписки по ссудным, блокированным счетам, справки о состоянии задолженности перед Банком и прочие необходимые ему документы.

Таким образом, с момента получения кредита или какой-либо его части и до полного его погашения заемщик должен постоянно чувствовать, что Банк полностью контролирует ход кредитного процесса и текущая деятельность заемщика и выполнение им всех своих обязательств находятся под постоянным наблюдением Банка.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.