Глава I . Теоретическое обоснование проблемы по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава I . Теоретическое обоснование проблемы по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника

2020-04-01 142
Глава I . Теоретическое обоснование проблемы по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ ДОШКОЛЬНИКА

    Сущность детско-родительских отношений

    Причины нарушений в детско-родительских отношениях в семье дошкольника

    Методы социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника

ГЛАВА II. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ ДОШКОЛЬНИКА

Характеристика выборки и методов исследования

Модель системы социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.

В отечественной психологии и педагогике статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.

Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития. Мало внимания уделено социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительcких отношений в семье дошкольника. Это и обусловило выбор темы нашей курсовой работы.

Объект исследования: коррекция детско-родительских отношений в семье дошкольника.

Предмет исследования: методы коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника.

Цель исследования: Теоретически обосновать проблему коррекции детско-родительских отношений, отобрать методы, смоделировать систему социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника.

Гипотеза исследования. Коррекция детско-родительских отношений в семье дошкольника представляет собой серьезную проблему. К этой проблеме обращались многие ученые. Однако социально-педагогическая деятельность по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника изучена недостаточно глубоко. Социально-педагогическая деятельность по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника будет протекать успешно, если: - Выявлена сущность детско-родительских отношений; - Рассмотрены причины нарушений детско-родительских отношений; - Отобраны методы социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника; - Дана характеристика выборке и методам социально-педагогической деятельности; - Смоделирована система по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа психологической, педагогической, социально-педагогической, методической литературы по проблеме коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника, выделить ключевые понятия, определить их сущность и структуру.

.   Выявить сущность детско-родительских отношений.

.   Рассмотреть причины нарушений в детско-родительских отношениях.

.   Отобрать методы социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника.

.   Дать характеристику выборке и методам социально-педагогической деятельности.

.   Смоделировать систему по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе мы на основе анализа специальной литературы по данной теме, выполнили все поставленные нами задачи. А именно:

·   Выявить, что семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.

·   Рассмотрели причины нарушений в детско-родительских отношениях и хотели бы отметить, что дошкольный возраст имеет особое значение: коррекция неверных воспитательных установок и дисгармоничных детско-родительских отношений может служить здесь средством своевременной профилактики значительных осложнений и нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в последующих возрастах.

·   Отобрали метод социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника, которым является социально-психологический тренинг, как один из методов активного обучения и психологического воздействия, способствующий нормализации детско-родительских отношений по средствам групповой дискуссии (базовый методический приём), ролевой игры и невербальных упражнений.

·   Дали характеристику выборке и методу диагностики детско-родительских отношений и хотим отметить, что анализ отношения к семейной роли поможет социальному педагогу лучше понять специфику семейных отношений обследуемой семьи, оказать им квалифицированную помощь.

·   Смоделировали систему социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника. Внедрение её в деятельность социального педагога обеспечит экономию сил и средств, позволит научно строить социально-педагогическую деятельность, будет способствовать эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом.

Мы доказали, что использование модели социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника, включающая в себя социально-психологический тренинг, поможет социальному педагогу наиболее эффективно решать задачи коррекции детско-родительских отношений.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 1987.

.   Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М., 2001.

.   Давыдова О.И., Богуславец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. - М., 2007

.   Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей. Вопросы психологии.- 1996.

.   Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 1999.

6. Карабанова О.А., Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М, 2004.

7. Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье. Обруч.- 1999.

.   Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2002.

.   Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Сб. Вестник образования. № 8, 2001.

.   Общая психодиагностика. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

.   Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту.- М., 2000.

.  . Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2 - М., 2000.

.   Фридман И.К. О контакте родителей с детьми. Вопросы психологии.- 1990.

.   Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов Д: Феникс, 2003.

.   Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

.   Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб., 2005.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Тест "PARI" - "Родительско-детские отношения"

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. В нашей стране адаптирована Т. В. Нещерет. В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них - 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 - касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на три группы: I - оптимальный эмоциональный контакт, II - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III - излишняя концентрация на ребенке. Шкалы эти выглядят следующим образом Отношение к семейной роли Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

·          ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

·   ощущение самопожертвования в роли матери (5);

·   семейные конфликты (7);

·   сверхавторитет родителей (11);

·   неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

·   "безучастность" мужа, его невключенность в дела семьи (17);

·   доминирование матери (19);

·   зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

·          побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

·   партнерские отношения (14);

·   развитие активности ребенка (15);

·   уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

·          раздражительность, вспыльчивость (8);

·   суровость, излишняя строгость (9);

·   уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

·          чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

·   преодоление сопротивления, подавление воли (4);

·   создание безопасности, опасение обидеть (6);

·   исключение внесемейных влияний (10);

·   подавление агрессивности (12);

·   подавление сексуальности (18);

·   чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

·   стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в "ключе" методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5; 18,19, 20 - высокие оценки, соответственно - 8, 7, 6, 5 - низкие. Опросник и лист ответов прилагаются. Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция. Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы "А а б Б", их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения: А - если с данным положением согласны полностью; а - если с данным положением скорее согласны, чем не согласны; б - если с данным положением скорее не согласны, чем согласны; Б - если с данным положением полностью не согласны.

Текст опросника

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. А а б Б

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид. А а б Б

.   Для хорошей матери дом и семья - самое важное в жизни. А а б Б

.   Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. А а б Б

.   Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много. А а б Б

.   Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал. А а б Б

.   Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. А а б Б

.   Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание. А а б Б

.   Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения. А а б Б

.   Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны взгляды его родителей. А а б Б

.   Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе. А а б Б

.   Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств. А а б Б

.   Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей. А а б Б

.   Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот. А а б Б

.   Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время. А а б Б

.   Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно А а б Б

.   Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми А а б Б

.   В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола. А а б Б

.   Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно. А а б Б

.   Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети. А а б Б

.   Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее. А а б Б

.   Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев. А а б Б

.   Самое трудное для молодой матери - оставаться одной в первые годы воспитания ребенка А а б Б

.   Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная. А а б Б

.   Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. А а б Б

.   Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери. А а б Б

.   Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности. А а б Б

.   Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка. А а б Б

.   Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком. А а б Б

.   Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права. А а б Б

.   Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер. А а б Б

.   Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше. А а б Б

.   Родители не должны представать перед детьми в плохом свете. А а б Б

.   Ребенок должен уважать своих родителей больше других. А а б Б

.   Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того чтобы разрешать свои недоразумения в драке. А а б Б

.   Постоянное пребывание с детьми убеждает мать том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но...). А а б Б

.   Родители своими поступками должны завоевать расположение детей. А а б Б

.   Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами. А а б Б

.   Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела. А а б Б

.   Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни. А а б Б

.   Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми. А а б Б

.   Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей и для мужа. А а б Б

.   У ребенка не должно быть тайн от своих родителей. А а б Б

.   Если у вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы - им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов. А а б Б

.   Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие. А а б Б

.   Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием. А а б Б

.   У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать. А а б Б

.   Надо беречь ребенка от тяжелой работы. А а б Б

.   Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями. А а б Б

.   Умный отец должен научить ребенка уважать начальство. А а б Б

.   Очень мало женщин получают благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание. А а б Б

.   Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой. А а б Б

.   У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение. А а б Б

.   Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми. А а б Б

.   Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной. А а б Б

.   Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей. А а б Б

.   Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители. А а б Б

.   Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка. А а б Б

.   Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине. А а б Б

.   Заставлять детей отказываться и приспосабливаться - плохой метод воспитания. А а б Б

.   Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени. А а б Б

.   Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут. А а б Б

.   Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи. А а б Б

.   Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям. А а б Б

.   Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство. А а б Б

.   Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок. А а б Б

.   Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии. А а б Б

.   Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы. А а б Б

.   Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях. А а б Б

.   Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов. А а б Б

.   Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации. А а б Б

.   Слишком много женщин забывают о том, что их надлежащим местом является дом. А а б Б

.   Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает. А а б Б

.   Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них. А а б Б

.   Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения. А а б Б

.   В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения. А а б Б

.   Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле. А а б Б

.   Воспитание детей - это тяжелая нервная работа. А а б Б

.   Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей. А а б Б

.   Больше всех других дети должны уважать родителей. А а б Б

.   Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам. А а б Б

.   Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий. А а б Б

.   Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни. А а б Б

.   Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив. А а б Б

.   Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им. А а б Б

.   Самое большое желание любой матери - быть понятой мужем. А а б Б

.   Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы. А а б Б

.   Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо. А а б Б

.   Так как ребенок - часть матери, она имеет право знать все о его жизни. А а б Б

.   Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы. А а б Б

.   Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами. А а б Б

.   Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле. А а б Б

.   У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы. А а б Б

.   Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе. А а б Б

.   Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей. А а б Б

.   Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка. А а б Б

.   Матери жертвуют всем ради блага собственных детей. А а б Б

.   Самая главная забота матери - благополучие и безопасность ребенка. А а б Б

.   Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся. А а б Б

.   Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми. А а б Б

.   Естественно, что мать "сходит с ума", если у нее дети эгоисты и очень требовательные. А а б Б

.   Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях. А а б Б

.   Первая обязанность детей - доверие по отношению к родителям. А а б Б

.   Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам. А а б Б

.   Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны. А а б Б

.   Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей. А а б Б

.   Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него. А а б Б

.   Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами. А а б Б

.   Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни. А а б Б

.   С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах. А а б Б

.   Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами. А а б Б

.   Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка. А а б Б

.   Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы. А а б Б

.   Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка "самостоятельно" питаться). А а б Б

.   Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям. А а б Б

Ключ

Ответ АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ Значение признака
1   24   47   70   93    
2   25   48   71   94    
3   26   49   72   95    
4   27   50   73   96    
5   28   51   74   97    
6   29   52   75   98    
7   30   53   76   99    
8   31   54   77   100    
9   32   55   78   101    
10   33   56   79   102    
11   34   57   80   103    
12   35   58   81   104    
13   36   59   82   105    
14   37   60   83   106    
15   38   61   84   107    
16   39   62   85   108    
17   40   63   86   109    
18   41   64   87   110    
19   42   65   88   111   А - 4 балла;
20   43   66   89   112   а - 3 балла;
21   44   67   90   113   б - 2 балла;
22   45   68   91   114   Б - 1 балл
23   46   69   92   115    

Признаки

1.         Вербализация.

2. Чрезмерная забота.

.   Зависимость от семьи.

.   Подавление воли.

.   Ощущение самопожертвования.

.   Опасение обидеть.

.   Семейные конфликты.

.   Раздражительность.

.   Излишняя строгость.

.   Исключение внесемейных влияний.

.   Сверхавторитет родителей.

.   Подавление агрессивности.

.   Неудовлетворенность ролью хозяйки.

.   Партнерские отношения.

.   Развитие активности ребенка.

.   Уклонение от конфликта.

.   Безучастность мужа.

.   Подавление сексуальности.

.   Доминирование матери.

.   Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка.

.   Уравнение отношения.

22.       Стремление ускорить развитие ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ ДОШКОЛЬНИКА

    Сущность детско-родительских отношений

    Причины нарушений в детско-родительских отношениях в семье дошкольника

    Методы социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника

ГЛАВА II. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ ДОШКОЛЬНИКА

Характеристика выборки и методов исследования

Модель системы социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.

В отечественной психологии и педагогике статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.

Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития. Мало внимания уделено социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительcких отношений в семье дошкольника. Это и обусловило выбор темы нашей курсовой работы.

Объект исследования: коррекция детско-родительских отношений в семье дошкольника.

Предмет исследования: методы коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника.

Цель исследования: Теоретически обосновать проблему коррекции детско-родительских отношений, отобрать методы, смоделировать систему социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника.

Гипотеза исследования. Коррекция детско-родительских отношений в семье дошкольника представляет собой серьезную проблему. К этой проблеме обращались многие ученые. Однако социально-педагогическая деятельность по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника изучена недостаточно глубоко. Социально-педагогическая деятельность по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника будет протекать успешно, если: - Выявлена сущность детско-родительских отношений; - Рассмотрены причины нарушений детско-родительских отношений; - Отобраны методы социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника; - Дана характеристика выборке и методам социально-педагогической деятельности; - Смоделирована система по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа психологической, педагогической, социально-педагогической, методической литературы по проблеме коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника, выделить ключевые понятия, определить их сущность и структуру.

.   Выявить сущность детско-родительских отношений.

.   Рассмотреть причины нарушений в детско-родительских отношениях.

.   Отобрать методы социально-педагогической деятельности по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника.

.   Дать характеристику выборке и методам социально-педагогической деятельности.

.   Смоделировать систему по коррекции детско-родительских отношений в семье дошкольника.

 


 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ ДОШКОЛЬНИКА

    Сущность детско-родительских отношений

 

Семейная среда - это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье.[11]

Родительские представления о детях, зафиксированные в культурных ценностях, важны для понимания того, как семья формирует социо-культурное окружение, в котором развивается ребёнок.

Структура отношений, как отмечает Г.А. Широкова, с которой ребенок впервые сталкивается в своем опыте, - это структура семьи, где ребенок занимает определенное место. Позиции во внутрисемейной структуре находятся в отношении дополнительности, у каждой позиции есть своя особая функция, а в новой, незнакомой ситуации ребёнок, производит процедуру переноса или замещения[14].

Теоретически это положение подтверждается идеей Д.Б. Эльконина о том, что замещение впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию недостающим в данный момент объектом. На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс отождествления себя с родителями того же пола. Поскольку родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка потребность в подражании [13].

Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи - создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать, что ребенок сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные вос


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.173 с.