Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-04-01 | 129 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение
1.1 Психолого-педагогическая сущность и структура умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
1.2 Особенности формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
1.3 Диагностика уровней сформированности у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
1.4 Компетентностный подход к обучению как средство формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.
Список литературы
Введение
В последнее время перед педагогами и психологами, работающими с детьми младшего школьного возраста, особенно остро стоит проблема формирования взаимоотношений детей.
Групповые формы обучения в современной школе с одной стороны, личностно ориентированное образование с другой, предъявляют повышенные требования к умению ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстником в процессе обучения.
Социальное пространство отношений как системы избирательных субъективных связей образуется в детском возрасте и начинается с диады «ребенок-взрослый», значительно позднее появляется возможность для отношений в диаде «ребенок-ребенок». В рефлексивный период своего развития ребенок становится активным субъектом процесса взаимодействия, отстаивающим свое право быть личностью для взрослых и сверстников. Весь спектр отношений человека и человеческих отношений представлен в психологии детства, с той лишь поправкой, что для ребенка его отношения к окружающей действительности, к людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому в высшей степени пронизаны эмоциями (нравится / не нравится; приятно / неприятно); субъективными пристрастными оценками (хорошо / плохо; доброе / злое) и личностными смыслами (полезно / вредно; интересно / скучно – для меня).
|
Многочисленные психологические исследования (Л.И.Божович, В.С.Мухиной, В.В.Абраменковой, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.Н. Реана и др.) показывают, насколько важны взаимоотношения детей в коллективе для комфортного самочувствия в нем каждого ребенка. Однако в младшем школьном возрасте дети еще не всегда умеют выстраивать взаимоотношения, в связи с чем не умеют решать проблемы, возникшие в них. Отсюда актуальность рассмотрения проблемы: поиска новых средств формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. Таким средством, по-нашему мнению, может стать компетентностный подход в образовании.
Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющейся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Компетентностный подход в образовании предполагает формирование таких знаний и опыта взаимодействий младших школьников, которые позволили им решать возникшие в них проблемы.
Цель работы: научно обосновать использование компетентностного подхода к обучению как средства формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.
Объект исследования: формирование у младших школьников умений решать проблемы взаимодействия с другими людьми.
Предмет исследования: компетентностный подход как средство развития умения решать проблемы взаимодействия у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую сущность и определить структуру умения у младших школьников решать проблемы во взаимоотношениях людей.
2. Выявить особенности процесса формирования у учащихся начальных классов умения решать проблемы во взаимодействии людей.
|
3. Определить средства диагностики уровня сформированности у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.
4. Проанализировать влияние компетентностного подхода в образовании на развитие умений решать проблемы взаимодействия младшими школьниками.
Методы исследования:
1 анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования,
2 анализ практики работы педагогов по развитию взаимодействия детей младшего школьного возраста.
Список литературы
1. Алякринский В.А Общение и его проблемы. [Текст] / В.А Алякринский. - М.: Просвещение, 1982. – 120 с.
2. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. [Текст] / А.Л Андреев// Педагогика. – 2005. - №4, с.19-27.
3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.[Текст]/ Н.П. Аникеева - М.: Просвещение, 1983. – 96с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.[Текст]/ Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
5. Болотов В.А, Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. - №10.
6. Горянина В.А. Психология общения. [Текст]/ В.А. Горянина – М.: Просвещение, 2004 – 135с.
7. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. [Текст]/ В.В. Давыдов – М.: Просвещение, 1972 – 215с.
8. Добрович А. Воспитателю о психологии общения: Кн. Для учителя и родителей. [Текст]/ А. Добрович – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.
9. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. [Текст]/ М.С Каган – М.: Политиздат, 1988. – 315 с.
10. Канаева К.К. Эстетическое воспитание и кудьтура общения // Теория эстетического воспитания. [Текст]/ К.К. Канаева – М.: Искусство, 1979. – с. 219 – 227.
11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. [Текст]/ В.А. Кан-Калик – М., 1987. – 190 с.
12. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. [Текст]/ Я.Л. Коломинский - Минск.1984г. – 239с.
13. Криулина А.А Психология общения (избранные лекции). [Текст]/ А.А. Криулина – Киев: Пед.-Сервис, 1997. – 81 с.
14. Лебедев О.Е. «Компетентностный подход в образовании». [Текст]/ О.Е Лебедев // Школьные технологии 2004 - №5. – с.3-12.
15. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. [Текст]/ Б.Т. Лихачев – М: Юрайт, 1999. – 463 с.
16. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. [Текст]/ А.В. Мудрик – М.: Педагогика, 1984. – 112 с.
|
17. Мухина В.С. Возрастная психология. [Текст]/ В.С. Мухина – М.:Академия, 1999.- 456 с.
18. Немов Р.С. Психология. [Текст]/ Р.С. Немов М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы педагогики. – 688 с.
19. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива, [Текст]/ Л.И. Новикова - М.: Педагогика, 1978. – 142 с.
20. Сериков В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе [Текст]/ В.В. Сериков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета (Серия: Педагогические науки). – Волгоград, 2003. - №1 (02). – С. 7-3.
21. Чернявская И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова. [Текст]/ И.С. Чернявская – М.: Просвещение, 1982. – 112 с.
22. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения[Текст]/ Д.Б. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. – Красноярск, 2002.
23. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б. Эльконин – М., 1995.
Приложение 1
Предлагается три незаконченных предложения. Учащиеся должны додумать и дописать каждое предложение.
1. Если я увижу, что моего друга обижают, я…
2. У меня много (мало) друзей, потому что…
3. Если я поссорюсь со своим (своей) другом (подругой), я…
Интерпретация предложений
1. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствует: агрессия, равнодушие. Положительный результат: помощь, поддержка.
2. Отрицательный результат: оценка других людей. Положительный результат: самооценка.
3. Отрицательный результат: безразличное отношение. Положительный результат: желание разобраться в проблеме и помириться.
Отрицательный результат: грубость, безразличие. Положительный результат: тактичное описание своего поступка.
Приложение 2
Предлагается ответить на вопросы теста:
1.Тебя кто-то обидел. Ты:
а) ответишь тем же;
б) промолчишь;
в) ударишь его;
г) обидишься и отойдешь в сторону;
д) выяснишь причину поступка этого человека, объяснишь, что тебе это неприятно.
2.Ты можешь почувствовать настроение другого человека?
а) да;
б) нет;
|
в) да, если этот человек хорошо мне знаком.
3.Стараешься ли ты определить настроение человека, с которым общаешься?
а) да;
б) нет, мне это неинтересно;
в) да, но не всегда получается.
4.Почему ты общаешься с другими людьми?
а) потому что мне нравится общаться;
б) чтобы меня заметили, похвалили;
в) приходится общаться, так как я живу среди людей;
г) потому что если я буду с ними общаться, они помогут решить мои проблемы;
5.Прощаешь ли ты чужие ошибки?
а) да;
б) нет;
в) всегда;
г) иногда.
Интерпретация.
Высокий уровень: 1-д; 2-а; 3-а; 4-а; 5-а,в.
Средний уровень: 1-б; 2-в; 3-в; 4-б,г; 5-г.
Низкий уровень: 1-а,в,г; 2-б; 3-б; 4-в; 5-б.
Содержание
Введение
1.1 Психолого-педагогическая сущность и структура умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
1.2 Особенности формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
1.3 Диагностика уровней сформированности у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
1.4 Компетентностный подход к обучению как средство формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.
Список литературы
Введение
В последнее время перед педагогами и психологами, работающими с детьми младшего школьного возраста, особенно остро стоит проблема формирования взаимоотношений детей.
Групповые формы обучения в современной школе с одной стороны, личностно ориентированное образование с другой, предъявляют повышенные требования к умению ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстником в процессе обучения.
Социальное пространство отношений как системы избирательных субъективных связей образуется в детском возрасте и начинается с диады «ребенок-взрослый», значительно позднее появляется возможность для отношений в диаде «ребенок-ребенок». В рефлексивный период своего развития ребенок становится активным субъектом процесса взаимодействия, отстаивающим свое право быть личностью для взрослых и сверстников. Весь спектр отношений человека и человеческих отношений представлен в психологии детства, с той лишь поправкой, что для ребенка его отношения к окружающей действительности, к людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому в высшей степени пронизаны эмоциями (нравится / не нравится; приятно / неприятно); субъективными пристрастными оценками (хорошо / плохо; доброе / злое) и личностными смыслами (полезно / вредно; интересно / скучно – для меня).
Многочисленные психологические исследования (Л.И.Божович, В.С.Мухиной, В.В.Абраменковой, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.Н. Реана и др.) показывают, насколько важны взаимоотношения детей в коллективе для комфортного самочувствия в нем каждого ребенка. Однако в младшем школьном возрасте дети еще не всегда умеют выстраивать взаимоотношения, в связи с чем не умеют решать проблемы, возникшие в них. Отсюда актуальность рассмотрения проблемы: поиска новых средств формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. Таким средством, по-нашему мнению, может стать компетентностный подход в образовании.
|
Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющейся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Компетентностный подход в образовании предполагает формирование таких знаний и опыта взаимодействий младших школьников, которые позволили им решать возникшие в них проблемы.
Цель работы: научно обосновать использование компетентностного подхода к обучению как средства формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.
Объект исследования: формирование у младших школьников умений решать проблемы взаимодействия с другими людьми.
Предмет исследования: компетентностный подход как средство развития умения решать проблемы взаимодействия у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую сущность и определить структуру умения у младших школьников решать проблемы во взаимоотношениях людей.
2. Выявить особенности процесса формирования у учащихся начальных классов умения решать проблемы во взаимодействии людей.
3. Определить средства диагностики уровня сформированности у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.
4. Проанализировать влияние компетентностного подхода в образовании на развитие умений решать проблемы взаимодействия младшими школьниками.
Методы исследования:
1 анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования,
2 анализ практики работы педагогов по развитию взаимодействия детей младшего школьного возраста.
Психолого-педагогическая сущность и структура умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: 1. Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. 2. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации. 3.Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.
Отношения в группах по мере их превращения в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг к другу), затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские, всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в данный момент времени.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития. Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей.
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к III—IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнера по общению определялся для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III—IV классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.
В школьные годы круг друзей ребенка начинает быстро расти, а личные привязанности становятся более постоянными. Общение переходит на качественно новый уровень, так как дети начинают лучше понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними. В начальный период обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет, впервые образовываются неформальные группы детей с определенными правилами поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно стабильны по своему составу.
Дети младшего школьного возраста по-прежнему много времени проводят в различных играх, но их партнерами по игре все чаще становятся не взрослые люди, а сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений.
Итак, рассмотренные нами особенности коммуникативной сферы учащихся начальных классов свидетельствуют, что общение в жизни ребенка играет важную роль. Особенно значимо для него умение строить свои взаимоотношения с другими людьми. Однако в этом процессе важно не только освоить различные формы бесконфликтного общения, но научиться понимать других людей, замечать их проблемы, оказывать помощь, урегулировать их взаимоотношения. Поэтому перейдем к рассмотрению сущности и структуры умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.
Согласно словарю социальной педагогике:
Умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.
Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации средствами наличного знания и опыта.
Взаимоотношения – взаимный эмоциональный контакт, совместные действия, поведенческая связь, существующая между социальным педагогом и воспитанниками (воспитанником) в процессе решения определенных задач.
Из выше сказанного делаем вывод, что умение решать проблемы во взаимоотношениях людей – это подготовленность ребенка к разрешению собственных трудностей и противоречий, а также затруднений, возникающих в процессе общения других людей.
Из всего этого выводим структуру умения решать проблемы во взаимоотношениях людей:
Когнитивный компонент - знание вежливых форм общения, наличие представления о приемах вхождения в контакт с собеседником.
Нравственно-ценнностный – позитивная установка на процесс общения, наличие развитой эмпатии, доброжелательность, тактичность.
Деятельностный – умение убеждать, умение слушать, умение говорить, умение анализировать.
У младших школьников умение решать проблемы во взаимоотношениях людей основывается на коммуникативных способностях. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми.
Способности к общению включают в себя:
1) Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
2) Умение организовывать общение («Я умею»), включает умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!