Теоретико-методологические основы исследования проблемы волонтерства и освещения волонтерской идеологии добровольчества и подвижничества в средствах массовой информации — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Теоретико-методологические основы исследования проблемы волонтерства и освещения волонтерской идеологии добровольчества и подвижничества в средствах массовой информации

2020-03-31 453
Теоретико-методологические основы исследования проблемы волонтерства и освещения волонтерской идеологии добровольчества и подвижничества в средствах массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Теоретико-методологические основы исследования проблемы волонтерства и освещения волонтерской идеологии добровольчества и подвижничества в средствах массовой информации

1.1 Основные подходы в освещении социальной ответственности молодежи

Содержательный аспект понятия «волонтерство»

Характеристика понятия «волонтерство»: функции, специфика

Исторический генезис возникновения и становления волонтерского движения за рубежом и в России

2. Волонтерство как объект СМИ

2.1 Основные понятия, описывающие волонтерскую деятельность как предмет исследования

Проблемы освещения волонтерского движения в средствах массовой информации

Роль корпоративных ресурсов в формировании положительного имиджа волонтёров

Формирование положительного образа волонтерского движения КубГУ в средствах массовой информации Кубани

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Сегодня в России разрабатываются стратегии молодежной политики, программы воспитания патриотического сознания, ищутся новые механизмы мобилизации молодежного ресурса. Каждый юноша или девушка сталкиваются с такими проблемами, как отчуждение, бесправие, увеличение рисков, болезнь, безработица, материальные лишения. В ответ на общие ограничения или, по крайней мере, представления о них молодыми вырабатываются общие тактики реагирования, опирающиеся на ресурс молодости и на те ценности, что предлагаются сообществом. В сознании большей части молодежи произошла принципиальная смена ценностных координат. Сознательно или вынужденно в качестве базовой направленности принимается не морально-нравственный багаж, а ценность материального благополучия. Молодежь, будучи свободной, от семейных обязанностей, относительно независимой от типа занятости, намного больше времени проводит вне дома - на улице, в кафе, ресторанах, на дискотеках. Современная социальная среда требует повышение активности человека как субъекта общественной жизни, принятия им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. Особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных путей развития позитивной активности молодежи, обеспечивающую социализацию личности, способной и готовой нести ответственность за личное благополучие и благополучие общества. Одним из направлений развития позитивной активности молодежи, ее социализации является организация волонтерского движения. Для формирования и привлечения молодежи в добровольческие ряды важнейшим явлением можно считать и влияние средств массовой информации на формирование положительного отношения к волонтерству. Актуальность темы исследования определена необходимостью анализа воздействия средств массовой информации на формирование положительного отношения к волонтерскому движению, которое возрастает по мере развития современного общества и глобального информационного пространства. В современном мировом сообществе на восприятие волонтерства значительно влияют информационные ресурсы, которыми они располагают, и то, какой создается образ: положительный или нейтральный (как правило, отрицательный встречается крайне редко), во многом зависит от средств массовой информации. За последние полвека СМИ стали основным каналом трансляции информации и изменения общественного мнения. Основываясь на информации, полученной посредством различных СМИ, общественность формирует свое мнение о происходящем. Поэтому в процессе формирования положительного отношения к добровольческому движению очень важно, как освещается те или иные мероприятия проводимые волонтерами. Немаловажно так же привлечение внимания к деятельности данного движение и его популяризация в молодежной среде. Безусловно, в эпоху «господства информации» именно СМИ принадлежит львиная доля в формировании базовых представлений о волонтерстве. СМИ могут по-разному отобразить одни и те же события или действительность. Традиционно все СМИ разделяют на печатные (газеты, журналы) и электронные (радио, телевидение, интернет), каждое из которых имеет свою основную целевую аудиторию и обладает различной степенью влияния на нее. Таким образом, актуальность выбранной темы определяется следующими причинами: 1) усложнением системы средств массовой информации и коммуникации и повышением эффективности ее воздействия на общественное мнение; 2) необходимостью разработки теоретического обоснования и анализа современного формирования положительного отношения к волонтерскому движению в СМИ.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения влияния СМИ на формирование положительного отношения к волонтерскому движению является междисциплинарной и рассматривается учеными - социологами, психологами. Теоретические основы проблем добровольчества с позиции социальной психологии и социологии за рубежом рассматривают: Д. Майерс в работе «Социальная психология», Р. Чалдини в работе «Психология влияния», Д. Кенрис и С. Нейберт в работе «Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других!». В России этой проблемой заняты: Р.Н. Азарова в работе «Досуг современной молодежи», П.И. Бабочкин в работе «Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе», В.Г. Лапина в работе «Профессиональный имидж и престиж социальной работы <http://ecsocman.hse.ru/data/2011/10/18/1267238166/%D0%98%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B6%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B.pdf>», Л.А. Кудринская в работе «Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции» и др. Объект исследования - отражение деятельности волонтеров в СМИ. Предмет исследования - технологии формирования положительного отношения к волонтерскому движению в СМИ. Цель работы - выявление влияния средств массовой информации на формирование положительного отношения к волонтерскому движению на Кубани. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

осмыслить феномен понятия «волонтерство», выделить основные составляющие этого понятия: содержательные аспекты, характеристика и исторический генезис данного понятия;

оценить волонтерство как форму деятельности. Выявить мотивацию, личностные особенности и образ волонтера;

рассмотреть формирование образа волонтера посредством публикаций в СМИ и влияние средств массовой информации на молодежную среду;

раскрыть основные направления волонтерского движения на Кубани и рассмотреть специфику работ волонтерского центра Кубанского государственного университета.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы российских исследователей, в которых нашли свое отражение теоретические основы организации системы средств массовой информации, основные идеи о состоянии, сферах, особенностях влияния СМИ на формирование положительного отношения к волонтерскому движению. В работе использовался широкий спектр методов: описательный, контент-анализ информационных сообщений, типологический.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы (первая - «Теоретико-методологические основы исследования проблемы волонтерства и освещения волонтерской идеологии добровольчества и подвижничества в средствах массовой информации», вторая - «Волонтерство как объект СМИ»), заключение, список используемых источников.


Основные понятия, описывающие волонтерскую деятельность как предмет исследования

 

Основными понятиями, описывающими волонтерскую деятельность являются: волонтер, мотивы волонтерской деятельности, личностные особенности волонтера и образ волонтера. Слово волонтер произошло от французского «volontaire», которое в свою очередь произошло от латинского «voluntarius», и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду, а также обладающий таким качеством как ответственность. На сегодняшний день институт волонтерства распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества. Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. Согласно статье 5 Федерального Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «добровольцы (волонтеры) - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)». С точки зрения же Закона РФ, Волонтеры - это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Понятием добровольческая (волонтерская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы). Так же, по мнению доктора исторических наук, профессора Е.И. Холостовой, волонтеры - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они действуют либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций. Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и разноплановость ее целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления. Исходя из всего этого, мы можем сделать вывод, что прежде всего, доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой выгоды, а любое финансовой возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны. Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания.

Основными мотивами добровольческой деятельности являются: реализация личностного потенциала. Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.

Общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации - потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.

Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности - основа мотивации самовыражения и самоопределения.

Профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.

Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом - одна из насущных потребностей современного человека. Мотивация непосредственно зависит и от возможности получения определенных социальных навыков посредством волонтерской деятельности.

Добровольческая деятельность должна способствовать развитию таких социальных навыков, как: развитие коммуникативных способностей; опыт ответственного взаимодействия; лидерские навыки; исполнительская дисциплина; защита и отстаивание прав и интересов; делегирование полномочий; инициативность.

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Данный социальный навык позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глубинных человеческих потребностей - стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения. Добровольческая деятельность должна предоставлять людям возможность совместного взаимодействия.

Достаточно часто в качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. Волонтерство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью соответствовать.

Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.

Выполнение общественного и религиозного долга. Социальная добровольческая деятельность является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.

Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени. Вместе с тем, организация свободного времени не может быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности.

Если говорить о личностных качествах и образе волонтера, то, в первую очередь, нужно сказать о том, что волонтер должен быть мотивирован в своей работе и желании помочь. Добровольцы, желающие принести пользу обществу должны быть ответственным, верить в себя и в то дело, которым занимаются или иметь сильное желание научиться, быть ответственным и верить в себя.

Говоря о волонтере, мы представляем себе образ позитивно мыслящего и не боящегося трудностей человека. Он открыт и добр, искренне заинтересованный в решении проблем других людей.

Не зря призывают волонтерские общественные организации: Если вам присущи такие качества характера как честность, порядочность, доброжелательность, стремление к знаниям, искренность, справедливость, милосердие, целенаправленность, ответственность, великодушие, щедрость, смелость, толерантность, чувство юмора, аккуратность, порядочность, тактичность, сочувствие, уравновешенность, независимость, инициативность, позитивное мышление, вера в себя, пунктуальность, умение доверять, благодарность, терпеливость, убежденность, оптимизм…или вы хотите их развить, тогда вы просто обязаны стать волонтером, потому что без вас, без вашей искренней помощи просто невозможна работа благотворительных организаций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня мы живет в прагматичном обществе. Обществе, которое стремиться потреблять, ничего не отдавая взамен. Вокруг нас тысячи людей, нуждающихся в помощи. Самое простое - закрыть глаза и не обращать на эту проблему внимания или сослаться на государство, мол, это уже не «наше дело». К сожалению, в России, добровольческий труд, помощь людям не норма, но, тем не менее, стоит говорить о том, что сегодня волонтерство набирает силу.

В Краснодаре можно насчитать более ста общественных и благотворительных фондов. Фонд "Вера", "Подари и обретешь", "Россиянин", "Помощь людям", "Надежда", "Забота", "Поделись теплом", "Жизнь детям". Наличие большого количества благотворительных организаций еще не свидетельствует о том, что у нас в достаточной степени развито волонтерское движение. В этом направлении мы делаем лишь первые шаги. Среди существующих благотворительных организаций, значительное место занимают молодежные. В большей степени, конечно же, студенческие. Примером студенческой волонтерской организации в данной дипломной работе послужил волонтерский центр Кубанского государственного университета.

Можем лишь констатировать, что волонтерство не перетекает за рамки узкого круга людей, если, конечно же, не брать во внимание так называемых «Олимпийских» волонтеров. Происходит это потому, что сегодня у молодежи сложилось ложное представление о благотворительности. И это объясняется, скорее всего, слабой информированностью. Большинство молодых людей считают, что нужно иметь хоть какие-то материальные средства для того, чтобы помочь нуждающимся. Это не так. То, что можно просто пойти сдать кровь, бесплатно, теперь мы знаем, благодаря нашим СМИ. После этой "рекламы" сравнительно больше молодых людей стали сдавать свою кровь. Но в целом, общество не знает, что старику, которого оставили внуки и родные, можно помочь и вниманием; что ребенку-инвалиду нужны не только деньги на операцию, а просто дружеское участие, поговорить с ним на равных, поговорить как с человеком, который ничем от тебя не отличается.

Хочется, чтобы средства массовой информации стали, в какой-то степени, тоже волонтерами. Если СМИ возьмут на себя пропаганду добровольческого труда, волонтерской деятельности, разъясняя их задачи, показывая положительные стороны их деятельности. Смогли бы подчеркивать необходимость благотворительных организаций для становления гражданского общества, то значительная часть российской молодежи, которой не безразличны проблемы людей, станет активной силой волонтерской деятельности. Мы считаем, что средства массовой информации могут и должны прививать нам стремление к настоящему гражданскому обществу, где преобладают ценности гуманизма, толерантности и нравственности, где уровень бездомных детей, детей-сирот, оставленных стариков находится на максимально низком уровне. Где люди, нуждающиеся в помощи, могут получить ее от чистого сердца, не ради статуса или престижа. Где люди, имеющие финансовую возможность, не скупятся на такие "ненужные" затраты, как перечисление платежа на благотворительные цели. Люди, с желанием помогать другим бескорыстно и от всего сердца. И волонтерство - именно та нужная «прививка», которая поможет нашему обществу не заболеть.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Теоретико-методологические основы исследования проблемы волонтерства и освещения волонтерской идеологии добровольчества и подвижничества в средствах массовой информации

1.1 Основные подходы в освещении социальной ответственности молодежи

Содержательный аспект понятия «волонтерство»

Характеристика понятия «волонтерство»: функции, специфика

Исторический генезис возникновения и становления волонтерского движения за рубежом и в России

2. Волонтерство как объект СМИ

2.1 Основные понятия, описывающие волонтерскую деятельность как предмет исследования

Проблемы освещения волонтерского движения в средствах массовой информации

Роль корпоративных ресурсов в формировании положительного имиджа волонтёров

Формирование положительного образа волонтерского движения КубГУ в средствах массовой информации Кубани

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Сегодня в России разрабатываются стратегии молодежной политики, программы воспитания патриотического сознания, ищутся новые механизмы мобилизации молодежного ресурса. Каждый юноша или девушка сталкиваются с такими проблемами, как отчуждение, бесправие, увеличение рисков, болезнь, безработица, материальные лишения. В ответ на общие ограничения или, по крайней мере, представления о них молодыми вырабатываются общие тактики реагирования, опирающиеся на ресурс молодости и на те ценности, что предлагаются сообществом. В сознании большей части молодежи произошла принципиальная смена ценностных координат. Сознательно или вынужденно в качестве базовой направленности принимается не морально-нравственный багаж, а ценность материального благополучия. Молодежь, будучи свободной, от семейных обязанностей, относительно независимой от типа занятости, намного больше времени проводит вне дома - на улице, в кафе, ресторанах, на дискотеках. Современная социальная среда требует повышение активности человека как субъекта общественной жизни, принятия им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. Особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных путей развития позитивной активности молодежи, обеспечивающую социализацию личности, способной и готовой нести ответственность за личное благополучие и благополучие общества. Одним из направлений развития позитивной активности молодежи, ее социализации является организация волонтерского движения. Для формирования и привлечения молодежи в добровольческие ряды важнейшим явлением можно считать и влияние средств массовой информации на формирование положительного отношения к волонтерству. Актуальность темы исследования определена необходимостью анализа воздействия средств массовой информации на формирование положительного отношения к волонтерскому движению, которое возрастает по мере развития современного общества и глобального информационного пространства. В современном мировом сообществе на восприятие волонтерства значительно влияют информационные ресурсы, которыми они располагают, и то, какой создается образ: положительный или нейтральный (как правило, отрицательный встречается крайне редко), во многом зависит от средств массовой информации. За последние полвека СМИ стали основным каналом трансляции информации и изменения общественного мнения. Основываясь на информации, полученной посредством различных СМИ, общественность формирует свое мнение о происходящем. Поэтому в процессе формирования положительного отношения к добровольческому движению очень важно, как освещается те или иные мероприятия проводимые волонтерами. Немаловажно так же привлечение внимания к деятельности данного движение и его популяризация в молодежной среде. Безусловно, в эпоху «господства информации» именно СМИ принадлежит львиная доля в формировании базовых представлений о волонтерстве. СМИ могут по-разному отобразить одни и те же события или действительность. Традиционно все СМИ разделяют на печатные (газеты, журналы) и электронные (радио, телевидение, интернет), каждое из которых имеет свою основную целевую аудиторию и обладает различной степенью влияния на нее. Таким образом, актуальность выбранной темы определяется следующими причинами: 1) усложнением системы средств массовой информации и коммуникации и повышением эффективности ее воздействия на общественное мнение; 2) необходимостью разработки теоретического обоснования и анализа современного формирования положительного отношения к волонтерскому движению в СМИ.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения влияния СМИ на формирование положительного отношения к волонтерскому движению является междисциплинарной и рассматривается учеными - социологами, психологами. Теоретические основы проблем добровольчества с позиции социальной психологии и социологии за рубежом рассматривают: Д. Майерс в работе «Социальная психология», Р. Чалдини в работе «Психология влияния», Д. Кенрис и С. Нейберт в работе «Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других!». В России этой проблемой заняты: Р.Н. Азарова в работе «Досуг современной молодежи», П.И. Бабочкин в работе «Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе», В.Г. Лапина в работе «Профессиональный имидж и престиж социальной работы <http://ecsocman.hse.ru/data/2011/10/18/1267238166/%D0%98%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B6%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B.pdf>», Л.А. Кудринская в работе «Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции» и др. Объект исследования - отражение деятельности волонтеров в СМИ. Предмет исследования - технологии формирования положительного отношения к волонтерскому движению в СМИ. Цель работы - выявление влияния средств массовой информации на формирование положительного отношения к волонтерскому движению на Кубани. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

осмыслить феномен понятия «волонтерство», выделить основные составляющие этого понятия: содержательные аспекты, характеристика и исторический генезис данного понятия;

оценить волонтерство как форму деятельности. Выявить мотивацию, личностные особенности и образ волонтера;

рассмотреть формирование образа волонтера посредством публикаций в СМИ и влияние средств массовой информации на молодежную среду;

раскрыть основные направления волонтерского движения на Кубани и рассмотреть специфику работ волонтерского центра Кубанского государственного университета.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы российских исследователей, в которых нашли свое отражение теоретические основы организации системы средств массовой информации, основные идеи о состоянии, сферах, особенностях влияния СМИ на формирование положительного отношения к волонтерскому движению. В работе использовался широкий спектр методов: описательный, контент-анализ информационных сообщений, типологический.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы (первая - «Теоретико-методологические основы исследования проблемы волонтерства и освещения волонтерской идеологии добровольчества и подвижничества в средствах массовой информации», вторая - «Волонтерство как объект СМИ»), заключение, список используемых источников.


Теоретико-методологические основы исследования проблемы волонтерства и освещения волонтерской идеологии добровольчества и подвижничества в средствах массовой информации


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.