Характеристика детей с умственной отсталостью — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Характеристика детей с умственной отсталостью

2020-03-31 295
Характеристика детей с умственной отсталостью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На сегодняшний день является важным изучение особенностей психического развития детей с умственной отсталостью и их разнообразных дефектов в умственном развитии. На основе данных исследований разрабатываются коррекционные мероприятия, средства и методы работы с детьми с нарушенным интеллектом.

Умственная отсталость представляет собой ограниченностью интеллектуального развития ребенка в функционировании центральной нервной системы (далее ЦНС). Анализ исследований позволяет выделить распространенное определение умственной отсталости. Умственная отсталость – это стойкое, необратимое, нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга [7, С.213].

При умственной отсталости изменениям подвержена вся психическая сфера человека, включая эмоции, волю, поведение, физическое развитие, т.е. умственная отсталость оказывает влияние на развитие личности в целом. В частности, умственная отсталость это нарушения в интеллекте, при этом дети с умственной отсталостью могут обучаться, но в пределах своих возможностей [24, С.87].

Нарушения в интеллекте могут возникнуть во внутриутробный период, в результате родовых травм и в результате пейроинфекций. Факторами возникновения умственной отсталости ребенка во время беременности могут быть курение, алкоголизм, наркомании родителей, неправильное питание матери, психические и физические травмы. Также причинами формирования умственной отсталости могут быть наследственность, заражение плода разными паразитами, воспалительные болезни мозга ребенка, нарушенный белковый обмен организма [12, С.45].

Анализ источников литературы позволяет выделить степени умственной отсталости: тяжелая (идиотия); средняя (имбецильность), легкая (дебильность). Причем каждое из них может протекать в тяжелой, средней, либо в легкой форме. От степени умственной отсталости зависит успешность овладения детьми социального опыта. Дети с диагнозом имбецильность и идиотия являются инвалидами детства, обучение и воспитание их может также осуществляться в специализированных учреждениях [26, С. 121].

Идиотия представляет собой глубокую степень психического недоразвития, которая характеризуется полным отсутствием мышления. Человек с таким диагнозом полностью лишен способности к самообслуживанию, отсутствием речи, примитивными эмоциями. Дети с идиотиией используют лишь отдельные слова, которые используются вне ситуации.

В отличие от идиотии, имбецильность характеризуется меньшей степенью нарушений в умственном развитии. Такие дети обладают элементарным мышлением. Анализ исследований позволяет выделить степени имбецильности: глубокая (близка к идиотии), резко выраженная и умеренная. В отличие от идиотиии, при глубокой имбецильности возможно сформировать элементарные навыки опрятности. Дети с глубокой имбецильностью способны узнавать близких, используют отдельные слова для общения. При резко выраженной имбецильности дети могут к элементарному самообслуживанию. Дети с умеренной имбецильностью имеют фразовую речь, могут отличать отдельные слова, слоги, буквы. У таких детей можно сформировать элементарные трудовые навыки. При умеренной имбецильности в младшем школьном возрасте отмечается неумение правильно называть цвета, геометрические формы. Не удается обучение понятию числа, времени [17, С. 18].

Дебильность является легкой умственной отсталостью. Дети с диагнозом дебильность имеют конкретное мышление, примитивные интересы и чувства. У таких детей недостаточно сформированы представления об окружающем мире, плохо ориентируются в окружающей действительности. При дебильности у ребенка имеется фразовая речь, доступно понимание относительно сложных инструкций [4, С.65].

В ходе анализа исследований, было установлено, что в психологии олигофрения является той же самой умственной отсталостью. Однако, олигофрению ставят в том, случае, когда причина ее возникновения не известна. Олигофрения проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией [14,С.70].

У детей с умственной отсталостью первое знакомство с окружающим миром нарушено, что в свою очередь оказывает отрицательное воздействие на последующее восприятие мира. Нарушение восприятия связано с недоразвитием речи, слуховыми и зрительными нарушениями. Больше всего у детей с умственной отсталостью страдает обобщенность восприятия. Таким детям требуется больше времени для восприятия любого предмета. Детям тяжело выделить главное, установить причинно-следственные связи и др. Особенно четко проявляются эти особенности при затруднении процесса узнавании, дети путают цифры, буквы, предметы, которые имеют сходства при звучании [19,С.37].

Детям с умственной отсталостью тяжело выделять из общего отдельные элементы и признаки, что характеризует узость их внимания. К тому же, у таких детей внимание не активное. Восприятие детей необходимо постоянно активизировать и руководить со стороны. Учебной деятельности без стимуляции вопросов педагога дети не могут выполнить доступные их пониманию задания.

Дети с умственной отсталостью сталкиваются с трудностями в определении времени и пространства, даже в младшем школьном возрасте, дети не различают вправо и влево. Сравнительно поздно, дети начинают различать цвета, особенно их оттенки. Следует отметить, что все нарушения восприятия носит названия агнозия [15,С.26].

Восприятие тесно связано с мышлением, поэтому, если ребенок не способен целостно воспринимать предмет, соответственно будет затруднен процесс понимания, вследствие чего, им трудно выполнять задания. У детей с умственной отсталостью не сформированы умственные операции, что в свою очередь ведет к не развитию других сторон психического развития. Таким образом, не развитие мышления приводит к не развитию речи. Поэтому, дети плохо понимают обращенную речь, сказки, не улавливают смысл разговора, в играх не понимают правил.

Умственная отсталость проявляется не только в познавательной деятельности, но также в эмоциональной сфере. Такие дети не могут полноценно проявить свои эмоции, либо напротив контролировать их. Дети с умственной отсталостью предпочитают выбирать более легкие задания, которые не требуют особых волевых усилий. В их деятельности чаще наблюдается подражание и импульсивные поступки [25,С.49].

Дети с нарушенным интеллектом имеют неполное представление о социальном окружении. У таких детей размытые представления о будущем, о жизненных перспективах, они пассивны в выполнении общественных поручений. Поэтому, работа с детьми с нарушенным интеллектом должна быть направлена на конкретизацию и уточнение жизненных планов, приобщение детей к самостоятельной жизни, приучение их самообслуживанию [23,С.176].

В младшем школьном возраста у детей с нарушенным интеллектом наблюдаются трудности в социально-бытовой адаптации. Поэтому, в этом возрасте для детей большое значение имеет овладение навыками самообслуживания, социальной коммуникацией, нежели овладением академических знаний [6,С.109].

Основной причиной нарушения в поведении умственно отсталых детей является неумение разбираться в ситуации и в установлении причинно-следственных связей между ситуациями. Из-за своих особенностей. Дети с нарушенным интеллектом подвергаются насмешкам со стороны окружающих.

У детей с нарушенным интеллектом наблюдается слабое развитие эстетического вкуса и восприятия. Однако, под целенаправленным педагогическим воздействием на детей, можно добиться обогащения духовного мира детей. Развитие духовного мира позволяет детям легче пережить свою неполноценность [21,С.28].

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы. В современном мире все больше рождаются детей с различными нарушениями в физическом и психическом развитии. Такая ситуация требует всестороннего изучения развития детей, и на основе этого построения коррекционной работы. Одним из таких нарушения является нарушения в интеллекте. Умственная отсталость представляет собой стойкие изменения в психическом развитии человека. Однако, нельзя сказать, что умственная отсталость не поддается коррекции. Коррекция нарушений в психическом развитии детей с умственной отсталостью осуществляется в специализированных учреждениях. Детям с нарушенным интеллектом достаточно сложно приобщиться к обществу, принять нормы и правила поведения. Сложность обусловлена психологическими и физическими особенностями детей. Важно обучить детей применять полученные знания на практике, для этого нужно, что бы теоретические знания были востребованы в повседневно жизни.

 

1.2. Особенности моторного развития детей с умственной отсталостью

Психомоторика представляет собой совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий. Наиболее простые двигательные рефлексы человека (например, кожные и сухожильные) связаны с деятельностью нижних отделов центральной нервной системы - спинного, продолговатого и среднего мозга. Более сложные рефлексы регулируются мозжечком и контролируемыми им вестибулярным аппаратом и соответствующими отделами среднего мозга (рефлексы позы и стояния) [2,С.121].

Многочисленные нарушения двигательной сферы являются одной из основных причин, которые затрудняют формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков, затрудняют социальную адаптацию. Под умственной отсталостью подразумевается стойкое нарушение сложных форм психической деятельности. Анализ исследований показал, что дети с умственной отсталостью имеют недоразвитие всех психических функций. На основе анализа исследований В.Г. Петрова, Л.В. Занкова можно сказать, что грубое нарушения у детей с умственной отсталостью имеется в поведении и моторики. Одной из причин недоразвития моторики заключается в уменьшении силы основных нервных процессов, нарушение их подвижности, иррадиация возбудительного и тормозного процессов. Все это препятствует образованию новых сложных условно-рефлексных связей, которые обеспечивают произвольное движение [11;10].

Одним из первых, кем были обнаружены нарушения в моторики у детей с умственной отсталостью, был Э. Сеген и Ж. Демор. В своих исследованиях они указывали на то, что необходимо обращать внимание на ходьбу детей, игровые действия, для того, что бы диагностировать моторные нарушения.

На начальном этапе диагностики нарушений моторного развития детей с умственной отсталостью ограничивались лишь визуальными наблюдениями. В современном же мире, данный вопрос стал достаточно актуальным, что, в свою очередь, требует дополнительных исследований, для чего необходимо апробированные методы и методики. Данные методики позволяют количественно и качественно выявить степень моторных нарушений, и на основе полученных результатов составить коррекционную программу [20,С.132].

Под физическим развитием детей понимается непрерывный процесс, который характеризуется совокупностью, связанных между собой, морфологических и функциональных свойств организма и обусловленный этими свойствами запас физических возможностей при ведущей роли ЦНС. При этом следует отметить, что даже у детей с нормальным развитием наблюдается гетерохронность формирования отдельных систем, у детей с умственной отсталостью физическое развитие имеет свои особенности и степень проявления [3,С.34].

Недоразвитие моторики появляется в бедности, однообразии, угловатости, неритмичности и замедленности движений, их бесцельности, в общем двигательном беспокойстве, наличии синкинезий, недостаточной способности к тонким и точным движениям, выработке относительно сложных двигательных формул, быстрой смене моторных установок. Элементарные движения относительно более сохранны.

У детей с умственной отсталостью, наряду со сниженным интеллектом, наблюдается нарушения локомоторно-статистических функций. Такие нарушения оказывают влияние на общее функционирования детей, которое проявляется в затруднении организации игр, манипуляции предметами, задержка ходьбы, в неустойчивости координации и т.д. [13,С.29].

Анализ исследований позволяет выделить два типа недостатков в моторном развитии детей с умственной отсталостью: неспособностью детей выполнять дифференцированных движений пальцев рук; дети, владеющие активными изолированными движениями пальцев рук, не могут осуществлять эти движения одновременно двумя руками или без контроля зрения [5,С.198].

С возрастом у детей с легкой степенью умственной отсталостью нарушения в моторики уменьшаются: движения сглаживаются. Следует отметить, что недостатки движений не исчезают полностью. Например, недостатки мелкой моторики рук у умственно отсталых старшеклассников заметно сглаживаются [26,С.26].

Для полноценного развития и функционирования человека необходимы двигательные качества такие, как сила, быстрота, выносливость. Анализ исследований показал, что у детей с умственной отсталостью уровень данных двигательных качеств значительно занижен. Быстрота движений умственно отсталых характеризуется замедленной реакцией на звуковой раздражитель, темп движений с возрастом увеличивается, но развитие этого качества у них отстает от нормально развитых детей на 6-7 лет. Ловкость у детей с умственной отсталостью развивается в медленном темпе, что является недостаточно для полноценного функционирования [14,С.23].

Анализ источников литературы показал, что развитие детей с умственной отсталостью с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. В развитии детей с умственной отсталостью отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций. Дети с умственной отсталостью поздно начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Такие нарушения во многих случаях охватывают второй год жизни [25,С.265].

С младенчества у детей с умственной отсталостью проявляется безразличие к окружающим людям, у них достаточно поздно начинает проявляться комплекс оживления. У таких детей нет активного хватания в младенческий период; они не разделяют людей на чужого и родного. Все это приводит к тому, что у детей не возникают предпосылки к развитию речи.

В раннем возрасте отставание от нормального развития примерно охватывает 2-3 недели, к 4 годам отставание составляет 1,5 – 2 года. Основными достижениями в раннем возрасте у детей с умственной отсталостью является овладение ходьбой (прямохождением), развитие предметной деятельности и развитие речи. В этом возрасте полного ознакомления с окружающим миром не происходит. Дети могут хватать все подряд, но при этом они не проявляют интерес к его внешним признакам. Их движения качественно отличаются от движений детей с нормальным развитием. У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений. В дошкольном возрасте основным условием развития детей является игры. У детей с умственной отсталостью отличается тем, что игровая деятельность характеризуется стереотипностью, формальностью действий [5,С.167].

У детей с умственной отсталостью наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук. В свою очередь мелка моторика оказывает влияние на развитие детей в целом. Способности человека находятся на кончиках пальцев, поэтому развивать нужно пальцы и руки, развивать их движения и координацию. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, всех познавательных процессов, развитию координаций движений [11,С.17].

У детей с умственной отсталостью большие трудности обнаруживаются при работе с ножницами. Недостаточность ручных умений и навыков у учащихся проявляются в работе с красками и кисточкой. Анализ исследований показал, что нарушения мелких моторики проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости [3,С.75].

В своих исследованиях Л.В. Занков отмечает, что движения у детей с недоразвитой мелкой моторикой неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений [10,С.214].

В начале обучения детям очень тяжело выполнять любые движения мелкой моторики рук. У таких детей руки и пальцы напряжены, движения угловаты, неловки и неритмичны. Анализ исследований С.Д. Забрамной позволяет сказать, что дети с умственной отсталостью, поступая в школу, отличаются неумелостью, вялостью пальцев рук, им достаточно тяжело держать предметы [8,С.38].

 Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать следующие выводы. У детей с умственной отсталостью физическое развитие имеет свои особенности и степень проявления. У детей с умственной отсталостью имеются нарушения в поведении и моторики. Степень данных нарушений зависит от степени проявления умственной отсталости. Основная причина нарушения в моторном развитии заключается в уменьшении силы основных нервных процессов и нарушении их подвижности. Выявить моторные нарушения можно на основе наблюдений, также на основе специальных тестов, результаты которые позволяет выстроить коррекционную работу. Движения детей с умственной отсталостью отличаются угловатостью, неуклюжестью, им достаточно тяжело держать координацию, выполнять мелкие движения пальцами рук и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.