Оценка стоимости методом «освобождения от роялти» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Оценка стоимости методом «освобождения от роялти»

2020-03-31 149
Оценка стоимости методом «освобождения от роялти» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исходными данными для расчета являлись фактические и прогнозные показатели выручки от оказания услуг с использованием товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» (табл.№9, №9-1 и №10), а также заключения эксперта (табл.№7 и 8).

В следствии высокой инфляции в рассматриваемый период исходные данные о фактических объемах реализации услуг с использованием товарного знака и затратах, связанных с его поддержанием в силе были пересчитаны в доллары США по среднегодовому курсу.

Ставка роялти является одной из наиболее трудноопределимых характеристик. Из-за отсутствия надежных методов определения научно-обоснованного ее значения для оцениваемого объекта, в качестве стартовой точки (для пессимистического сценария) берем нижнее значение (3%-10%) рекомендуемых в мировой практике ставки роялти - 3%.

Таблица №9

Фактический объем реализации услуг с использованием товарного знака и затраты, связанные с его поддержанием в силе

Показатели

Фактические показатели, в долларах США

  1997 1998 1999 2000 2001
Объем услуг, оказанных с использованием товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» 66.750 236.072 747.054 1.335.172 1.722.343
Расходы на рекламу 168 1.596 1.754 23.224 4.625
Затраты на рекламу от общей выручки 0,04 % 0,12 % 0,04 % 0,3 % 0,05 %
Расходы, связанные с поддержанием в силе ТЗ 29,4 279,3 306,9 4064,2 809,4
Среднегодовой курс доллара США, руб/USD 892 2140 4586 5124 5834
Средневзвешанное значение затрат на рекламу от общей выручки

0, 123 %

 

Оценщик определил прогнозные показатели выручки компании «ЗАКАЗЧИК-ТМ» для каждого из сценариев (пессимистический, наиболее вероятный, оптимистический) на основании анализа собранной информации, в том числе полученной от администрации Заказчика, о состояние и перспективе деятельности компании.

Таблица №9-1. Прогнозные показатели выручки компании «ЗАКАЗЧИК-ТМ»

Сценарий развития

Прогнозные показатели выручки от услуг компании «ЗАКАЗЧИК-ТМ» с использованием товарного знака, USD

  2002 2003 2004 2005 2006
ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ (с 1999 увеличение на 5%) 1.722.000 1.808.100 1.898.505 1.993.430 2.093.102
НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЙ (с 1998 увеличение на 10%) 1.870.000 2.057.000 2.262.700 2.488.970 2.737.867
ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ (математическая экстраполяция финансовых результатов за предшествующие периоды) 2.136.241 2.550.140 2.964.037 3.377.936 3.791.834

Расчет стоимости товарного знака «ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ»

ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ (ставка дисконтирования- 35%)

Показатели

Прогнозные показатели

  2002 2003 2004 2005 2006
Выручка от услуг, оказанных с использованием товарного знака, $USD 1.722.000 1.808.100 1.898.505 1.993.430 2.093.102
Роялти 3% 3% 3% 3% 3%
Доход от использования товарного знака, $USD  51 660  54 243  56 955  59 803  62 793
Прогноз расходов на поддержание в силе ТЗ, $ 1000 1000 1000 1000 1000
Реверсия по ставке 35% к доходу от 2002 года, $USD

 176 552

Денежный поток, $USD 50 660 53 243 55 955 58 803 238 345
Коэфф. текущей стоимости  0,740741  0,548697  0,406442  0,301068  0,223014
Тек.ст-ть денеж. потока, $  37 526  29 214  22 743  17 704  53 154
Стоимость денежного потока (итого), $USD

160 340

Таблица №10-2

Расчет стоимости товарного знака «НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЙ ВАРИАНТ»

НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЙ ВАРИАНТ (ставка дисконтирования - 30%)

Показатели

Прогнозные показатели

  2002 2003 2004 2005 2006
Выручка от услуг, оказанных с использованием товарного знака, $USD 1.722.000 1.808.100 1.898.505 1.993.430 2.093.102
Роялти 4% 4% 4% 4% 4%
Доход от использования товарного знака, $USD  74 800  82 280  90 508  99 559  109 515
Прогноз расходов, связанных с поддержанием в силе товарного знака, $USD 1000 1000 1000 1000 1000
Реверсия по ставке 30% к доходу от 2002 года, $USD

 361 716

Денежный поток, $USD 73 800  81 280  89 508  98 559  470 230
Коэфф. текущей стоимости  0,769231  0,591716  0,455166  0,350128  0,269329
Тек.ст-ть денеж. потока, $  56 769  48 095  40 741  34 508  126 647
Стоимость денежного потока (итого), $USD

306 760

Таблица №10-3. Расчет стоимости товарного знака «ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ»

ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ (ставка дисконтирования - 25%)

Показатели

Прогнозные показатели

  2002 2003 2004 2005 2006
Выручка от услуг, оказанных с использованием товарного знака, $USD 1.722.000 1.808.100 1.898.505 1.993.430 2.093.102
Роялти 5% 5% 5% 5% 5%
Доход от использования товарного знака, $USD  106 812  127 507  148 202  168 897  189 592
Прогноз расходов, связанных с поддержанием в силе товарного знака, $USD 2000 2000 2000 2000 2000
Реверсия по ставке 25% к доходу от 2002 года, $USD

750 367

Денежный поток, $USD 104 812  125 507  146 202  166 897  937 959
Коэфф. текущей стоимости  0,800000  0,640000  0,512000 0,409600  0,156013
Тек.ст-ть денеж. потока, $  83 850  80 324  74 855  68 361  146 333
Стоимость денежного потока (итого), $USD

453 724

 

Ожидаемое значение текущей стоимости денежного потока (стоимости ТЗ «ЗАКАЗЧИК-ТМ») определяется с вероятностью осуществления сценариев:

С тм = Спесс х 0,2 + Свер х 0,6 + Сопт х 0,2 = 306 869 USD

 

или округленно: 307 000 USD (в рублях по курсу 6,18 - 1 897 260 руб)

Доверительный интервал значений С тм рассчитывается с использованием среднеквадратического отклонения от средневзвешенного значения:


Var = 0,2 х (Спесс - С тм)2 + 0,6 х (Свер - С тм)2 + 0,2 х (Сопт - С тм)2 = 8 607 397 594

Sd = Sqrt (Var) = 92 776 USD

 

или округленно: 93 000 USD. (в рублях по курсу 31,24 - 2 905 320 руб)

Вывод

 

При заданных вероятностях осуществления сценариев, рыночная стоимость товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» на дату оценки методом «освобождения от роялти» с вероятностью 68% будет находиться в диапазоне (307 000 ± 93 000) USD или (9 590 680 руб ± 2 905 320) рублей.

 


ПРОЦЕСС ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЩЕРБА

 

Вывод об обоснованной стоимости ущерба от незаконного использования фирмой ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» представляет собой взвешенное предположение об уровне доходов (приведенных на дату оценки), которые могли бы быть получены в случае заключения лицензионного соглашения между ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» и ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» на использование товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ», а также затрат по восстановлению нарушенных прав владельца товарного знака.

Оценщик определил дату начала незаконного использования товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» консалтинговой фирмой ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» с 28 декабря 1999 года, с момента регистрации ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ», а также возможные условия лицензионного договора.

При определении возможных условий лицензионного договора Оценщик исходил из следующих предположений:

1 рыночная стоимость товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» должна быть самортизирована (замещена) в течении 10 лет (т.е. по 210000 - 40000 долларов США ежегодно).

2 лицензионное соглашение заключается сроком на три года (с 01.01.2000 до 01.01.2003). При этом ставку роялти оценщик определил (исходя из стоимости ТЗ «ЗАКАЗЧИК-ТМ», обычаев делового оборота, срока возможного договора в 3 года, «рейтинга» ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» и отсутствия должного контроля за качеством услуг Лицензиата) в размере 8% от выручки ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» от услуг с использованием ТЗ «ЗАКАЗЧИК-ТМ».

3 ежегодная выручка от услуг ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» с использованием ТЗ «ЗАКАЗЧИК-ТМ» должна составлять не менее 200000 долларов США, а роялти не менее 16000 долларов США в год (платежи производятся не позднее 2 месяцев по истечении календарного года).

4 лицензионное соглашение имеет обязательный пункт о возмещении Лицензиатом ущерба (упущенной выгоды) в случае нарушения исключительных прав на ТЗ, а также затрат по восстановлению нарушенных прав владельца товарного знака (включая судебные издержки, расходы на адвоката, патентного специалиста, оценщика, расходы на публикацию сообщения о нарушении прав и информирование клиентов Лицензиата и владельца ТЗ).

5 Паушальный платеж (при подписании договора) составляет 3000 USD.

Обычаи делового оборота показывают, что платежи по лицензионному договору на уступку товарных знаков можно разделить на следующие виды: паушальный (единовременный), роялти (периодические отчисления), комбинированные платежи (т.е. выплату части платежа в виде паушального, а последующей части - в виде роялти).

В лицензионном договоре может быть предусмотрен паушальный платеж. В отдельных случаях паушальный платеж может осуществляться вразбивку, в зависимости от выполнения этапов соглашения. Выплата первой части паушального платежа производятся в согласованные сроки после подписания договора и составляет обычно 10-25% от общей суммы. Выплата остальных частей платежа может быть соотнесена с определенными датами - предоставлением документации, оказанием помощи, выпуском в свет первой партии продукта и т.д. Часто паушальные платежи применяются в случаях, когда нельзя проконтролировать объем выпущенной по лицензии продукции или покупателем является неизвестная на рынке фирма и есть сомнения, удастся ли ей наладить выпуск продукции по лицензии.

Роялти осуществляется в течение срока действия договора в размере определенного процента от прибыли лицензиата. При определении роялти следует решить вопрос о размере процента отчислений (ставке роялти) и о том, с чего должны взиматься эти отчисления (база роялти).

В качестве базы роялти могут быть взяты: экономический эффект, прибыль, объем реализации, оборот и т.д. Наиболее часто в качестве базы роялти используется объем реализации в денежном выражении.

Прибыль, в качестве базы роялти, используется реже, так как величина прибыли зависит от ряда факторов: это и ценовая политика и неудачная рекламная кампания, и каналы сбыта.

На ставку роялти влияет и вид лицензионного договора. Наиболее дорогой является полная лицензия, наиболее дешевая - простая лицензия. Влияют и сроки - чем больше срок, тем меньше процент отчислений.

Возможность контролировать выпуск продукции по лицензии влияет на ставку роялти. В случаях, когда контроль затруднен, ставку роялти повышают.

Договором могут быть предусмотрены минимальные гарантированные платежи, выплачиваемые независимо от объема оборота в определенный период времени. Эти платежи обеспечивают лицензиару вне зависимости от прибыли лицензиата возмещение за предоставление предмета лицензии. В случае наступления форс-мажорной ситуации (форс-мажор, т.е. обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия и др., не зависящие от воли сторон) лицензиат может быть освобожден от своего обязательства до исчезновения препятствия.

Расчет стоимости ущерба

Виды платежей и расходов 2000 2001 2002 Приведенная стоимость на дату оценки
1.Паушальный платеж, USD 3000     3470
2.Роялти (min), USD   16000 8000 25600
3.Затраты по восстановлению нарушенных прав, (3.4.1+3.4.2+3.4.3) в т.ч.:       10160
3.1.услуги патентного специалиста       300
3.2.услуги оценщика       1500
3.3.услуги юриста (адвоката)       2500
3.4.информирование потребителей услуг через СМИ, (3.4.1+3.4.2+3.4.3) в т.ч:       5860
3.4.1.журнал «ХХХХХ» 1/2 полосы (2 номера)       2860
3.4.2.справочник «Консультанты» 1 полоса       2000
3.4.3.информирование клиентов о нарушении исключительных прав (факсовая рассылка, direct-mail)       1000

 ИТОГО УЩЕРБ (1+2+3), USD

39230 или округленно 39200

 

При приведении потенциальных доходов в прошлом к дате оценки оценщик сделал следующие допущения:

1 Ставка доходности по альтернативным вложениям капитала принята 10% годовых;

2 Затраты по восстановлению нарушенных прав рассчитаны по состоянию на дату оценки.

Таким образом, проведенные исследования и анализ позволяет сделать вывод о том, что минимальная стоимость ущерба, вследствие нарушения исключительных прав на товарный знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» фирмой ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» по состоянию на дату оценки, составляет 39200 долларов США.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

товарный знак маркировка амортизация

1. Конституция РФ (ст.15 п.4, ст.144, ст.71)

2. Гражданский Кодекс РФ часть 1

.   Патентный закон РФ от 23.09.92г. № 5317-1

.   Закон РФ от 23.07.93г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»

.   Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ

.   Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ от 23 июля 1998 года

.   Астахов В.П. «Бухгалтерский учет. Внеоборотные активы и ценные бумаги», М.,Экспертное бюро, 1997г.

.   Астахов В.П. «Нематериальные активы», М.,1996г.

.   Валдайцев С.В. «Оценка бизнеса и инновации», М., 1997г.

.   Интеллектуальная собственность. Словарь-справочник. -М.: 1993.

.   Ковалев А.П. «Как оценить имущество предприятия», М.,1996г.

.   Козырев А.Н. «Оценка интеллектуальной собственности», М.

.   Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет», М., изд-во «Дело», 1996г.

.   Конов Ю. «Рыночная стоимость товарного знака». Экономика и жизнь, 1995г. №18

.   Логвин С.И. «Учет нематериальных активов», Бухгалтерский учет и налоги, 1997г. №2.

.   Мухопад В.И. «Международная торговля лицензиями», М.: ВНИИПИ, 1994 г.

.   Николаева С.А. «Бухгалтерский учет нематериальных активов и долгосрочных инвестиций в нематериальные активы», Экономика и жизнь, 1995г. №№19-22

.   Николаева С.А. «Нематериальные активы», Экономика и жизнь, Бухгалтерское приложение № 5, июнь 1997г.

.   Палий B.C. «Бухгалтерский учет нематериальных активов и финансовых вложений», Главбух, 1995г. №10

.   Патентное законодательство (бизнес-конспект), Экономика и жизнь 1995г. №18

.   Петров А.В. «Бухгалтерский учет нематериальных активов», Главбух, 1995г. №2

.   Проскуряков А. Интеллектуальная собственность: учет, налоги, право, аудит. -М.: 1998.

.   Селивановский С.А. Промышленная интеллектуальная собственность. -М.: 1996.

.   Сесекин Б.А. «Определение рыночной цены лицензии», М., ВНИИПИ, 1987 г.

.   Карпова Н.Н., Азгальдов Г.Г. «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности», М., ИПО, 1997 г.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.