Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-03-31 | 119 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Алтайский государственный технический
университет им. И.И. Ползунова
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Факультет руководящих работников и специалистов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Финансы»
Тема: Определение рыночной стоимости товарного знака
Выполнил:
студент группы О-508-02 Лукешкин И.А.
Проверил:
научный руководитель Глазкова Т. Н.
Барнаул
2003
ВВЕДЕНИЕ
Товарный знак в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью
Неотъемлемым элементом рыночной экономики являются средства индивидуализации товаров и услуг. К таковым, в соответствии с Гражданским кодексом относятся товарные знаки и знаки обслуживания. Чуткая реакция рынка на производимые продукты выражается в колебаниях потребительского спроса на них и объемах продаж. Товарный знак (или торговая марка) являясь своеобразным звеном между изготовителем и потребителем, служит активным средством привлечения внимания покупателей к маркируемым товарам и позволяет потребителям выбрать необходимые им товары определенного производителя.
В современном международном бизнесе отмечается возрастающая роль торговых марок и знаков обслуживания в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью. Отчасти это связано с тем, что они (торговые марки) имеют неограниченный срок жизни, получение и поддержка правовой охраны дешевле, чем, например, для патентов. Дебаты относительно того, какой вид интеллектуальной собственности - патенты, товарные знаки, объекты авторского права или ноу-хау, следует принять в качестве доминирующего в перспективном планировании деятельности фирм, заканчиваются зачастую в пользу торговых марок. Большая буква "М" над ресторанами быстрого обслуживания McDonald обеспечивает их владельцам целое состояние, хотя, как известно, на гамбургеры нет патентов.
|
Возрастает интерес к приобретению прав на товарные знаки и в Российской Федерации, что подтверждается ростом количества заявок, поступающих на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания в Патентное ведомство Российской Федерации. Так, если в 1980-1988 гг. число таких заявок составляло примерно от 5 до 7 тыс. то в последующие годы, с 1989 по 1996 г., оно равнялось примерно 20-25 тыс. в год.
Торговая марка (товарный знак) является одним из старейших видов маркировки продукции, помогающий потребителю в его решении о покупке, а изготовителю - в реализации своей продукции и успешном функционировании в условиях рыночной конкуренции.
Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей.
Многим хорошо известны такие торговые марки-наименования, как Coca-Cola, Ponasonic, Sony, SAAB, OPEL, VOLVO, NISSAN, BOSH, IBM, Polaroid, Microsoft, торговые марки-знаки.
Амортизация товарных знаков
Первоначальная стоимость нематериальных активов равномерно переносится на издержки производства и обращения по нормам, определяемым организацией, исходя из установленного срока их полезного использования.
Погашение первоначальной стоимости нематериальных активов осуществляется путем их амортизации и равномерного (ежемесячного) включения амортизационных отчислений в издержки производства (обращения).
Нормативными документами по бухгалтерскому учету предусмотрено, что по некоторым объектам нематериальных активов погашение первоначальной стоимости не производится. "Положение о бухгалтерском учете" гласит: "по объектам, по которым проводится погашение стоимости, нематериальные активы равномерно переносят свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым организацией исходя из установленного срока их полезного использования. Изменения к плану счетов закрепляют это положение: "Счет 05 "Амортизация нематериальных активов" предназначен для обобщения информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам нематериальных активов, принадлежащих предприятию, на правах собственности и по которым проводится погашение стоимости". Первоначально перечень таких объектов в нормативных документах не приводился, и предприятиям предлагалось самостоятельно, исходя из своих интересов, определять перечень нематериальных активов, по которым начисление амортизационных отчислений не производится. С недавнего времени положение дел несколько изменилось, и законодатели определили объекты, по которым начисление амортизационных отчислений производить не следует. Инструкция о порядке заполнения форм годовой отчетности конкретизирует объекты, по которым начисление амортизации не производится: "Стоимость перечисленных прав (относящихся к нематериальным активам - А.М.) кроме расходов по созданию организации…, товарных знаков и знаков обслуживания переносится на издержки обращения по нормам, определенным в организации в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации".
|
Таким образом, стоимость товарных знаков и знаков обслуживания не подлежит переносу на издержки путем амортизации.
В решении вопроса относительно амортизации стоимости товарного знака нашла отражение позиция, высказанная в 1995 г. генеральным директором АФ "Центр бухгалтера и аудита" С. Николаевой: " С экономической точки зрения сомнения не вызывает этот факт, что не все нематериальные активы теряют свою стоимость в процессе использования, то есть амортизируются. Примером, видимо, могут служить товарные знаки, бессрочные права пользования чем-либо и т.п.". Введение подобной нормы можно объяснить возможностью неограниченного срока действия регистрации товарного знака, что следует из законодательных актов, регулирующих правовую охрану товарных знаков. Как известно, регистрация товарного знака действует в течение десяти лет и срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца. Однако, эта норма не является обязательной. Право решать вопрос о сроке регистрации товарного знака и, соответственно, сроке правовой защиты и полезного использования товарных знаков принадлежит владельцу товарного знака. Кроме того, в законодательстве содержится ряд оснований, по которым регистрация товарного знака может быть признана недействительной или аннулирована, что прекращает правовую охрану товарных знаний и его использование в хозяйственной деятельности. Таким образом, срок действия товарного знака не всегда является неограниченным ("бессрочным"). В связи с этим возникают сомнения в обоснованности запрета амортизации первоначальной стоимости товарного знака.
|
Иная практика существует в других странах. Так, в соответствии с принципами бухгалтерского учета США на нематериальные активы, не имеющие лимита сроков службы, такие, как торговые марки и цена фирмы, начисляется амортизация в течение разумного времени, но не более 40 лет.
Вместо заключения
В настоящее время отечественные предприятия кардинально меняют ориентиры в своей деятельности, усиливают внимание к обеспечению правовой охраны выпускаемой продукции, маркировке ее зарегистрированными в установленном порядке товарными знаками. В качестве товарного знака регистрируется не только фирменное наименование: ЛОМО, ЛМЗ, ЛИВИЗ, КАРАВАЙ, но и выпускаемая продукция. Шоколад "Сказки Пушкина", набор "Третьяковская галерея" (фабрика "Красный Октябрь", Москва), печенье "Лимонное", "Персиковое", "Цитрусовое" (АООТ "Большевик", Москва), пиво "Ладожское", "Марна" (Пивоваренный завод "Бавария", С.-Петербург), колбасы "Приморская", "Красносельская" (АООТ "Самсон", С.-Петербург) - это всего лишь несколько примеров зарегистрированных товарных знаков продукции известных фабрик, проводящих активную политику укрепления своих торговых марок и фирменного наименования.
В современных условиях роль сервиса значительно возросла, поэтому приобретают особую актуальность знаки обслуживания. Банки, страховые компания, туристические агентства регистрируют свои фирменные обозначения в качестве знаков обслуживания в Патентном ведомстве - Инкомбанк, Промышленно-строительный банк, Интурист и др.
|
Активную политику патентно-правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания ведет, например, " Телекомпания "ВИД". В качестве товарного знака ею зарегистрированы обозначения "ВИД", "Поле чудес", "Академия", "Час Пик" и др. Андрей Макаревич зарегистрировал в качестве товарного знака обозначение "Смак", известное многим по популярной телепередаче и одноименной газете.
Существующая в настоящее время законодательная база дает возможность цивилизованного разрешения споров, возникающих в связи с незаконным использованием товарных знаков и знаков обслуживания - путем мирного урегулирования, обращения в Государственный комитет по поддержке новых экономических структур (ГКАП), либо в арбитражные суды.
Торговая марка является одним из главных элементов маркетинговой политики фирмы, представляя собой гарантию качества и обеспечивая безопасность потребителя. В современном мировом бизнесе наблюдается переход от неприятия интеллектуальной собственности, в том числе торговых марок, к стратегическому управлению этими корпоративными активами. Особую актуальность в связи с этим приобретает их правовая охрана. Чтобы надежно защитить свою продукцию от подделок, оградить свой рынок от конкурентов, а потребителей - от введения в заблуждение, производителю следует зарегистрировать свой товарный знак в Патентном ведомстве России или других стран.
Рыночный подход
Другие названия этого метода: рыночных продаж, сравнения продаж, сравнительный подход, сравнительного анализа продаж). В дальнейшем, для краткости будет называться РМ.
РМ имеет значительное количество разновидностей, так что общее их число, использующихся в практике российских оценщиков, превышает 20.
Сущность РМ
В основе РМ лежит следующее утверждение (подкрепленное здравым смыслом и анализом поведения покупателя на данном сегменте рынка): рациональный инвестор или покупатель не заплатит за конкретный ОИС больше, чем обойдется ему приобретение другого ОИС с сопоставимой полезностью.
Определим важные термины.
Полезность - это характеристика ОИС, выражающая тот эффект, (не обязательно экономический), для достижения которого ОИС и был создан (или приобретен).
Сопоставимое качество - это такое качество другого объекта ОИС, проданного на данном сегменте рынка, которое по своему количественному выражению отличается от оцениваемого ОИС не больше, чем на некоторую заранее заданную величину DК. (Обычно принимается DК = 15-20 %)
|
Например, оценки качества оцениваемого ОИС Ко и ОИС-аналога Ка равны:
Ко = 0,68 и Ка = 0,75.
Тогда DК = (0,75 - 0,68): (0,75 +0,68)/2 = 0,07: 0,72 = 0,1 * 100% = 10% < 20 %.
Для повышения степени сопоставимости качества вносятся поправки к цене ОИС-аналога (но не к стоимости оцениваемого ОИС).
Причем, поправками могут быть скидки (знак «-») или надбавки (знак «+»). При этом оценщик должен ответить на вопрос: «За какую сумму был бы продан аналог, обладай он теми же характеристиками, что и оцениваемый ОИС?».
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
Предметом исследования настоящей работы является товарный знак «ЗАКАЗЧИК-ТМ», владельцем которого является ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ».
Товарный знак «ЗАКАЗЧИК-ТМ» зарегистрирован в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания __ декабря 1996 года за №11223344 [20]. Приоритет товарного знака - __ сентября 1994 года. Официальной датой публикации о товарном знаке «ЗАКАЗЧИК-ТМ» считается __ января 1998 года - дата публикации в бюллетене товарных знаков РФ №2 за 1998 год.
История вопроса
28 декабря 1995 года была зарегистрирована консалтинговая фирма ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ».
В ходе исследования оценщиком была получена опубликованная рекламная информация о деятельности ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» с использованием товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ», в том числе в следующих источниках:
1 журнал «______», «________»
2 справочник «Консультанты, выпуск №2, Москва.
Таким образом, начиная с 28.12.95 (с момента регистрации) ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» ввело в хозяйственный оборот товары и услуги, обозначенные знаком «ЗАКАЗЧИК-ТМ», тем самым:
3 во-первых, нарушило исключительные права ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» на товарный знак «ЗАКАЗЧИК-ТМ»;
4 во-вторых, приобрело, необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности (статья 4 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; статья 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Бухгалтерская отчетность
Таблица 2. Годовые балансы 1993-1997 годы (в тыс.руб.)
АКТИВЫ | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
1. Внеоборотные активы | 19140 | 58821 | 523817 | 922309 | 683448 |
Нематериальные активы | 283 | 1066 | 16681 | 21908 | 35070 |
Основные средства | 18857 | 45155 | 494536 | 887801 | 635778 |
Незавершенное строительство | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Долгосрочные финансовые вложения | 0 | 12600 | 12600 | 12600 | 12600 |
Прочие внеоборотные активы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2.Оборотные активы | 7359 | 73602 | 213499 | 545399 | 1502639 |
Запасы | 0 | 1518 | 3383 | 4929 | 43894 |
НДС | 1021 | 349 | 1797 | 1485 | 85057 |
Дебиторская задолженность | 2401 | 45441 | 132090 | 459036 | 684548 |
Краткосрочные финансовые вложения | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Расходы будущих периодов | 1448 | 14970 | 40231 | 0 | 0 |
Денежные средства | 2489 | 11324 | 35998 | 79949 | 470747 |
Прочие оборотные активы | 0 | 0 | 0 | 0 | 218393 |
3 Убытки | 0 | 73472 | 73472 | 0 | 0 |
ИТОГО АКТИВОВ | 26499 | 205895 | 810788 | 1467708 | 2186087 |
ПАССИВЫ | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
4.Капитал и резервы | 18858 | 98811 | 311662 | 570737 | 1141032 |
Уставный капитал | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Добавочный капитал | 0 | 25156 | 46704 | 409421 | 211667 |
Резервный капитал | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Фонды накопления | 18355 | 73155 | 73155 | 0 | 0 |
Фонд социальной сферы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Нераспределенная прибыль | 3 | 0 | 191303 | 159381 | 928865 |
Целевое финансирование | 0 | 0 | 0 | 1435 | 0 |
5.Долгосрочные пассивы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Заемные средства | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6.Краткосрочные пассивы | 7641 | 107084 | 499126 | 896971 | 1045055 |
Заемные средства | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Кредиторская задолженность | 7583 | 107084 | 499126 | 896971 | 1045055 |
Фонды потребления | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прочие краткосрочные пассивы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Доходы будущих периодов | 58 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Расчеты по дивидендам | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ИТОГО ПАССИВОВ | 26499 | 205895 | 810788 | 1467708 | 2186087 |
Таблица 3. Годовые балансы 1993-1997 годы(в %% к итогу)
АКТИВЫ | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
1. Внеоборотные активы | 72.3 | 28.6 | 64.6 | 62.8 | 31.3 |
Нематериальные активы | 1.06 | 0.51 | 2.1 | 1.5 | 1.6 |
Основные средства | 71.1 | 21.9 | 61 | 60.5 | 29.1 |
Незавершенное строительство | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Долгосрочные финансовые вложения | 0 | 6.1 | 1.6 | 0.9 | 0.6 |
Прочие внеоборотные активы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2.Оборотные активы | 27.7 | 35.7 | 26.3 | 37.2 | 68.7 |
Запасы | 0 | 0.7 | 0.4 | 0.3 | 2 |
НДС | 3.9 | 0.2 | 0.2 | 0.1 | 3.9 |
Дебиторская задолженность | 9.06 | 22 | 16.3 | 31.3 | 31.3 |
Краткосрочные финансовые вложения | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Расходы будущих периодов | 5.5 | 7.3 | 5 | 0 | 0 |
Денежные средства | 9.4 | 5.5 | 4.4 | 5.4 | 21.5 |
Прочие оборотные активы | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 |
3 Убытки | 0 | 35.7 | 9.1 | 0 | 0 |
ИТОГО АКТИВОВ | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
ПАССИВЫ | |||||
4.Капитал и резервы | 71.2 | 47.9 | 38.4 | 38.9 | 52.2 |
Уставный капитал | 1.9 | 0.2 | 0.1 | 0.03 | 0.02 |
Добавочный капитал | 0 | 12.2 | 5.8 | 27.8 | 9.7 |
Резервный капитал | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Фонды накопления | 69.3 | 35.5 | 9.02 | 0 | 0 |
Фонд социальной сферы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Нераспределенная прибыль | 0.01 | 0 | 23.5 | 10.9 | 42.5 |
Целевое финансирование | 0 | 0 | 0 | 0.1 | 0 |
5.Долгосрочные пассивы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Заемные средства | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6.Краткосрочные пассивы | 28.8 | 52.1 | 61.6 | 61.1 | 47.8 |
Заемные средства | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Кредиторская задолженность | 28.6 | 52.1 | 61.6 | 61.1 | 47.8 |
Фонды потребления | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прочие краткосрочные пассивы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Доходы будущих периодов | 0.2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Расчеты по дивидендам | 0 | 0 | 0 | 0 | |
ИТОГО ПАССИВОВ | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Полученные относительные показатели свидетельствуют о снижении удельного веса внеоборотных активов (с 72,3% в 1997 году до 31, 3% в 2001 году) при увеличении удельного веса оборотного капитала (с 27,7% в 1997 г. до 68,7% в 2001 г.). соотношение основного и оборотного капитала соответствует показателям эффективно работающего предприятия.
За рассматриваемые 1997-2000 г.г. удельный вес собственного капитала предприятия равномерно снижался и только в 2001 г. произошло незначительное увеличение.
За 1997-2000 г.г. наблюдался рост показателей кредиторской задолженности, но в 1997г. его удельный вес уменьшился.
Таблица 4
Показатели | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Выручка от реализации, тыс.руб | 59 541 | 504 958 | 3 425 992 | 6 838 753 | 10 048 150 |
Прибыль от реализации, тыс.руб | 24 042 | 9 773 | 438 137 | 537 396 | 1 422 420 |
В %% от выручки | 40,3 | 1,9 | 12,7 | 7,8 | 14,1 |
Прибыль до налогообложения | 24 002 | 5 955 | 391 483 | 412 730 | 1 148 274 |
В %% от выручки | 40,3 | 1,2 | 11,4 | 6,0 | 11,4 |
Реклама, тыс.руб | 150,0 | 3 416,1 | 8 042,0 | 119 000,0 | 26 983,0 |
Валовый доход ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» показан в рублевом измерении (таб.4), инфляция в этот период была очень высока, поэтому абсолютные величины в таб.5 пересчитаны по среднегодовым курсам в доллары США.
Таблица 5
Показатели | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Выручка от реализации (USD) | 66 750 | 236 072 | 747 054 | 1 335 172 | 1 722 343 |
Прибыль от реализации (USD) | 26 953 | 4 566 | 95 537 | 104 919 | 243 815 |
В %% от выручки | 40,3 | 1,9 | 12,7 | 7,8 | 14,1 |
Прибыль до налогообложения | 26 908 | 2 782 | 85 364 | 80 730 | 196 824 |
В %% от выручки | 40,3 | 1,2 | 11,4 | 6,0 | 11,4 |
Среднегодовой курс доллара США, руб/$ | 892 | 2140 | 4586 | 5124 | 5834 |
Таблица 6
Показатели на 1.01. | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Сумма хозяйственных средств находящихся в распоряженнии предприятия (тыс. руб.) | 26499 | 205895 | 810788 | 1467708 | 2186087 |
Оценка ликвидности | |||||
Коэффициент покрытия | 0,96 | 0,7 | 0,42 | 0,6 | 1,43 |
Коэффициент быстрой ликвидности | 0,63 | 0,53 | 0,33 | 0,59 | 1,1 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,63 | 0,1 | 0,33 | 0,08 | 0,45 |
Доля оборотных средств в активах | 0,27 | 0,35 | 0,26 | 0,37 | 0,68 |
Оценка финансовой устойчивости | |||||
Коэффициент концентрации собственного капитала | 0,71 | 0,47 | 0,38 | 0,38 | 0,52 |
Коэффициент финансовой зависимости | 1,4 | 2,08 | 2,6 | 2,5 | 1,91 |
Коэффициент концентрации привлеченного капитала | 0,28 | 0,52 | 0,61 | 0,61 | 0,47 |
Коэффициент структуры долгосрочных вложений | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Коэффициент долгосрочных привлекаемых средств | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Коэффициент структуры привлеченного капитала | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Коэффициент соотношения привлеченного и собственного капитала | 0,4 | 1,08 | 1,6 | 1,57 | 0,91 |
Оценка деловой активности | |||||
Оборачиваемость дебиторской задолженности | 14,6 | 10,9 | 38,5 | 23,1 | 17,5 |
Оборачиваемость производственных запасов | 14,2 | 29,4 | 65,8 | 250,35 | 66,9 |
Оборачиваемость собственного капитала | 7,5 | 6,2 | 20,3 | 11,9 | 13,3 |
Оценка рентабельности | |||||
Рентабельность основной деятельности | 0,67 | 0,01 | 0,14 | 0,08 | 0,16 |
Рентабельность основного капитала | 1,81 | 0,04 | 0,59 | 0,23 | 0,45 |
Рентабельность ссобственного капитала | 2,54 | 0,08 | 1,46 | 0,5 | 1,03 |
Рассчитанные коэффициенты показывают, что в целом за рассматриваемый период (1997-2001 г.г.) финансовое состояние было достаточно стабильным с тенденцией к росту.
Коэффициент покрытия у компании достаточно хороший. Текущие активы покрывают текущие обязательства.
Коэффициент быстрой ликвидности, который исчисляется по более узкому кругу активов, постоянно растет, денежные средства, расчеты и прочие активы на 110% покрывают текущие обязательства в 2001 году. Нормальным в мировой практике считается Кбл = 1,0, что характеризует платежеспособность фирмы на перспективу 15-30 дней.
Коэффициент абсолютной ликвидности компании 0,45 находится в принятом в мировой практике промежутке 0,2 - 0,5; при этом на протяжении последних четырех лет (1998 - 2001 г.г.) сохраняется устойчивый рост данного показателя.
Доля оборотных средств в активах предприятия постоянно увеличивается и если в 1999 г. она составляла всего 26%, то уже в 2001 г. достигла величины 68% причем увеличение произошло по всем пунктам.
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость показывают достаточную концентрацию собственного капитала 52% в 2001 г.
Хорошим признаком эффективно работающего предприятия является увеличение оборачиваемости собственного капитала К 1999г. = 6,2, а в 2001г. = 13.3.
Исследование бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, расчет относительных коэффициентов, позволили выявить следующие важные характеристики финансового состояния ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ»:
. Ликвидность компании ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» высокая, так как основная часть активов представлена денежными средствами.
. Компания не имеет долгосрочной задолженности, а краткосрочная задолженность незначительна, что заметно увеличивает финансовую устойчивость.
. Рентабельность компании по итогам 2001 г. составляет 16%.
Выбор метода оценки
Существует множество приемов [10] по оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности, однако большинство из них может быть сгруппировано в три подхода: сравнительный, доходный и затратный. Согласно [2] рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке товарных знаков и брэндов следующая: в первую очередь - доходный, во вторую - сравнительный, слабо применим - затратный.
Оставаясь в рамках того или иного подхода профессиональные оценщики могут использовать один или несколько оценочных методов. Целью использования более одного метода является достижения наибольшей обоснованности и очевидности выводов оценочного заключения.
Для оценки зарегистрированного товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» Оценщик использовал доходный метод - «метод освобождения от роялти». Метод сравнительного анализа продаж и затратный метод оценщик не применял ввиду отсутствия достоверных сведений, в т.ч. по аналогичным сделкам.
«Метод освобождения от роялти» предполагает, что товарный знак предоставляется на лицензионной основе третьей стороне. Дополнительная прибыль, получаемая благодаря известности товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ», применена к среднегодовому объему оказанных услуг и полученная в результате прибыль капитализирована.
Таблица 7
Оптимистичный вариант | 25% |
Наиболее вероятный вариант | 30% |
Пессимистичный вариант | 35% |
Таблица 8
Сценарий | Вероятность осуществления |
Пессимистический | 20% |
Наиболее вероятный | 60% |
Оптимистический | 20% |
Таблица №9
Фактический объем реализации услуг с использованием товарного знака и затраты, связанные с его поддержанием в силе
Показатели | Фактические показатели, в долларах США | ||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Объем услуг, оказанных с использованием товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» | 66.750 | 236.072 | 747.054 | 1.335.172 | 1.722.343 |
Расходы на рекламу | 168 | 1.596 | 1.754 | 23.224 | 4.625 |
Затраты на рекламу от общей выручки | 0,04 % | 0,12 % | 0,04 % | 0,3 % | 0,05 % |
Расходы, связанные с поддержанием в силе ТЗ | 29,4 | 279,3 | 306,9 | 4064,2 | 809,4 |
Среднегодовой курс доллара США, руб/USD | 892 | 2140 | 4586 | 5124 | 5834 |
Средневзвешанное значение затрат на рекламу от общей выручки | 0, 123 % |
Оценщик определил прогнозные показатели выручки компании «ЗАКАЗЧИК-ТМ» для каждого из сценариев (пессимистический, наиболее вероятный, оптимистический) на основании анализа собранной информации, в том числе полученной от администрации Заказчика, о состояние и перспективе деятельности компании.
Таблица №9-1. Прогнозные показатели выручки компании «ЗАКАЗЧИК-ТМ»
Сценарий развития | Прогнозные показатели выручки от услуг компании «ЗАКАЗЧИК-ТМ» с использованием товарного знака, USD | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ (с 1999 увеличение на 5%) | 1.722.000 | 1.808.100 | 1.898.505 | 1.993.430 | 2.093.102 |
НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЙ (с 1998 увеличение на 10%) | 1.870.000 | 2.057.000 | 2.262.700 | 2.488.970 | 2.737.867 |
ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ (математическая экстраполяция финансовых результатов за предшествующие периоды) | 2.136.241 | 2.550.140 | 2.964.037 | 3.377.936 | 3.791.834 |
Расчет стоимости товарного знака «ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ»
ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ (ставка дисконтирования- 35%) | |||||
Показатели | Прогнозные показатели | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Выручка от услуг, оказанных с использованием товарного знака, $USD | 1.722.000 | 1.808.100 | 1.898.505 | 1.993.430 | 2.093.102 |
Роялти | 3% | 3% | 3% | 3% | 3% |
Доход от использования товарного знака, $USD | 51 660 | 54 243 | 56 955 | 59 803 | 62 793 |
Прогноз расходов на поддержание в силе ТЗ, $ | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 |
Реверсия по ставке 35% к доходу от 2002 года, $USD | 176 552 | ||||
Денежный поток, $USD | 50 660 | 53 243 | 55 955 | 58 803 | 238 345 |
Коэфф. текущей стоимости | 0,740741 | 0,548697 | 0,406442 | 0,301068 | 0,223014 |
Тек.ст-ть денеж. потока, $ | 37 526 | 29 214 | 22 743 | 17 704 | 53 154 |
Стоимость денежного потока (итого), $USD | 160 340 |
Таблица №10-2
Расчет стоимости товарного знака «НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЙ ВАРИАНТ»
НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЙ ВАРИАНТ (ставка дисконтирования - 30%) | |||||
Показатели | Прогнозные показатели | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Выручка от услуг, оказанных с использованием товарного знака, $USD | 1.722.000 | 1.808.100 | 1.898.505 | 1.993.430 | 2.093.102 |
Роялти | 4% | 4% | 4% | 4% | 4% |
Доход от использования товарного знака, $USD | 74 800 | 82 280 | 90 508 | 99 559 | 109 515 |
Прогноз расходов, связанных с поддержанием в силе товарного знака, $USD | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 |
Реверсия по ставке 30% к доходу от 2002 года, $USD | 361 716 | ||||
Денежный поток, $USD | 73 800 | 81 280 | 89 508 | 98 559 | 470 230 |
Коэфф. текущей стоимости | 0,769231 | 0,591716 | 0,455166 | 0,350128 | 0,269329 |
Тек.ст-ть денеж. потока, $ | 56 769 | 48 095 | 40 741 | 34 508 | 126 647 |
Стоимость денежного потока (итого), $USD | 306 760 |
Таблица №10-3. Расчет стоимости товарного знака «ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ»
ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ (ставка дисконтирования - 25%) | |||||
Показатели | Прогнозные показатели | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Выручка от услуг, оказанных с использованием товарного знака, $USD | 1.722.000 | 1.808.100 | 1.898.505 | 1.993.430 | 2.093.102 |
Роялти | 5% | 5% | 5% | 5% | 5% |
Доход от использования товарного знака, $USD | 106 812 | 127 507 | 148 202 | 168 897 | 189 592 |
Прогноз расходов, связанных с поддержанием в силе товарного знака, $USD | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 |
Реверсия по ставке 25% к доходу от 2002 года, $USD | 750 367 | ||||
Денежный поток, $USD | 104 812 | 125 507 | 146 202 | 166 897 | 937 959 |
Коэфф. текущей стоимости | 0,800000 | 0,640000 | 0,512000 | 0,409600 | 0,156013 |
Тек.ст-ть денеж. потока, $ | 83 850 | 80 324 | 74 855 | 68 361 | 146 333 |
Стоимость денежного потока (итого), $USD | 453 724 |
Ожидаемое значение текущей стоимости денежного потока (стоимости ТЗ «ЗАКАЗЧИК-ТМ») определяется с вероятностью осуществления сценариев:
С тм = Спесс х 0,2 + Свер х 0,6 + Сопт х 0,2 = 306 869 USD
или округленно: 307 000 USD (в рублях по курсу 6,18 - 1 897 260 руб)
Доверительный интервал значений С тм рассчитывается с использованием среднеквадратического отклонения от средневзвешенного значения:
Var = 0,2 х (Спесс - С тм)2 + 0,6 х (Свер - С тм)2 + 0,2 х (Сопт - С тм)2 = 8 607 397 594
Sd = Sqrt (Var) = 92 776 USD
или округленно: 93 000 USD. (в рублях по курсу 31,24 - 2 905 320 руб)
Вывод
При заданных вероятностях осуществления сценариев, рыночная стоимость товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» на дату оценки методом «освобождения от роялти» с вероятностью 68% будет находиться в диапазоне (307 000 ± 93 000) USD или (9 590 680 руб ± 2 905 320) рублей.
ПРОЦЕСС ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЩЕРБА
Вывод об обоснованной стоимости ущерба от незаконного использования фирмой ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» представляет собой взвешенное предположение об уровне доходов (приведенных на дату оценки), которые могли бы быть получены в случае заключения лицензионного соглашения между ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» и ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» на использование товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ», а также затрат по восстановлению нарушенных прав владельца товарного знака.
Оценщик определил дату начала незаконного использования товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» консалтинговой фирмой ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» с 28 декабря 1999 года, с момента регистрации ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ», а также возможные условия лицензионного договора.
При определении возможных условий лицензионного договора Оценщик исходил из следующих предположений:
1 рыночная стоимость товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» должна быть самортизирована (замещена) в течении 10 лет (т.е. по 210000 - 40000 долларов США ежегодно).
2 лицензионное соглашение заключается сроком на три года (с 01.01.2000 до 01.01.2003). При этом ставку роялти оценщик определил (исходя из стоимости ТЗ «ЗАКАЗЧИК-ТМ», обычаев делового оборота, срока возможного договора в 3 года, «рейтинга» ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» и отсутствия должного контроля за качеством услуг Лицензиата) в размере 8% от выручки ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» от услуг с использованием ТЗ «ЗАКАЗЧИК-ТМ».
3 ежегодная выручка от услуг ЗАО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» с использованием ТЗ «ЗАКАЗЧИК-ТМ» должна составлять не менее 200000 долларов США, а роялти не менее 16000 долларов США в год (платежи производятся не позднее 2 месяцев по истечении календарного года).
4 лицензионное соглашение имеет обязательный пункт о возмещении Лицензиатом ущерба (упущенной выгоды) в случае нарушения исключительных прав на ТЗ, а также затрат по восстановлению нарушенных прав владельца товарного знака (включая судебные издержки, расходы на адвоката, патентного специалиста, оценщика, расходы на публикацию сообщения о нарушении прав и ин
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!