Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы музыкально-ритмического воспитания дошкольников — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы музыкально-ритмического воспитания дошкольников

2020-03-31 272
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы музыкально-ритмического воспитания дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы музыкально-ритмического воспитания дошкольников

1.1 Основы музыкально-ритмического воспитания

1.2 Формирование музыкально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста

1.3 Особенности развития музыкально-ритмических движений детей 6-7 лет

Глава 2. Особенности работы над музыкально-ритмическими движениями с детьми 6-7 лет

2.1 Этапы работы по обучению детей современных музыкально-ритмическим движениям

2.2 Система работы по определению уровня музыкально-ритмического развития детей 6-7 лет

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

 

Проблема формирования музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста приобретает в настоящее время особую актуальность. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И.М. Сеченов [17], характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений Музыка, а в основу ее заложен ритм является одним из самых выразительных средств общения между людьми и их единения.

Ритм в основе своей имеет моторную природу. Об этом с несомненностью говорят все наиболее фундаментальные экспериментально-психологические исследования, посвященные чувству ритма. По мнению психолога Б.М. Теплова [18], восприятие музыки << совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения. "

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития музыкально - ритмических движений, разработанные известными психологами и педагогами Л.С. Выготским [7], Б.М. Тепловым [18], В.А. Сухомлинским [17], Д.Б. Элькониным [27], теория и методика музыкального обучения и воспитания В.А. Ветлугиной [5], Н.А. Метлова [13], современные методологические пособия и практические разработки А.И. Бурениной [4], Е.Ю. Шаламоновой [19], И.В. Бодраченко [3], И.М. Каплуновой, И.А. Новокольцевой [9], Г.И. Анисимовой [1], М.Ю. Картушиной [10].М.Ю. Картушиной [10].

Цель исследования: изучение эффективности применения комплекса занятий по формированию музыкально-ритмических навыков в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

Исследовать в психолого-педагогической литературе вопрос об основах музыкально-ритмических движений;

Рассмотреть особенности развития музыкально-ритмических движений у детей 6-7 лет;

Диагностика и анализ уровня музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет;

Разработка и апробация комплекса занятий по формированию музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет.

База исследования: подготовительная группа МДОУ №103 г. Рязани с 3 марта по 30 апреля 2014 г.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

музыкальное ритмическое воспитание дошкольный


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы музыкально-ритмического воспитания дошкольников

Глава 2. Особенности работы над музыкально-ритмическими движениями с детьми 6-7 лет

Заключение

 

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая деятельность, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе.

У детей 6-7 лет уже имеется опыт выполнения движений под музыку. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с ее характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в окружающем пространстве. У них возрастают общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры: колыбельная, плясовая, марш - и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности: характером, темпом, динамикой, регистром.

К детям подготовительной группы на занятиях музыкально-ритмическими движениями предъявляются гораздо большие требования: педагог учит их точнее исполнять задание, сознательно исправлять свои ошибки, выразительно исполнять движения; будит воображение, наблюдательность детей, развивает в них инициативу и самостоятельность при выполнении заданий.

На базе МДОУ №103 г. Рязани с 3 марта по 30 апреля 2014г. была проведена диагностика музыкально-ритмических навыков перед его апробацией по следующим видам музыкально - ритмических движений:

упражнения;

танцы и пляски;

хороводы;

игры;

танцевальное творчество.

Высоких результатов уровня сформированности музыкально-ритмических навыков не достиг ни один ребенок.

Поэтому было решено апробировать новый комплекс музыкально-ритмических движений.

На формирующем этапе был внедрен и апробирован комплекс занятий по формированию музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет.

Проведенная работа подтвердила правомерность выдвинутого предложения и позволила заключить следующее: решая задачи, направленных на развитие у детей интереса к музыкально-ритмическим движениям, мы способствуем музыкальному воспитанию дошкольников и его развитию в целом.

 


Список использованной литературы

 

1. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. - Ярославль: Академия развития. 2005. - 96с.

2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.

.   Бодраченко И.В. Речевые игры // Музыкальный руководитель. 2007. No1 с.13

.   Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - С-Пб.: - 2000. - 217. с.

.   Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

.   Ветлугина Н.А. Содержание музыкального воспитания и обучения на занятиях // Система эстетического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1962

.   Выготский Л.С. Педагогическая психология // Психология: Классические труды-М.: Просвещение, 1996.

.   Готсдинер А.Л., Мясищев В.Н. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение / А.Л. Готсдинер, В.Н. Мясищев // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - Л.: Музыка, 1981. - С.14-29.

.   Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

.   Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу "Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников". - Армавир, 1999.

.   Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М., 2000

.   Зацепина М.Б. Реализация программы воспитания и обучения в детском саду. // Музыкальный руководитель. - 2007. - №8.

.   Каплунова И.М., Новооскольцева И.А. Зимние забавы. - Санкт-Петербург: Издательство "Композитор", 2006. - 40 с.

.   Картушина М.Ю. Народные праздники. - М.: ТЦ Сфера. 2006. - 319 с.

.   Крестовников А.Н. Очерки о физиологии физических упражнений. - М.: ФиС, 1951. - 532 с.

.   Куприна Н.Г. Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности: Учебно-методическое пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011.

.   Метлов Н.А. Музыка детям. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

.   Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

.   Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - М., 2005.

.   Музыкальное образование. /Под ред. Л.В. Школяр. - М., 2001.

.   Николаева Е.В. Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях. / Теория музыкального образования // Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, - М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 336 с.

.   Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 208 с.

.   Радынова О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры // Музыкальный руководитель. - 2005. - №3.

.   Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

.   Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. / И.М. Сеченов. - Избр. произв., 1953. - с.72-77.

.   Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003.

.   Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности // Музыкальный руководитель. - 2009. - №5.

.   Тарасова К.В. Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении. // Музыкальный руководитель. - 2007. - №.1.

.   Шаламонова Е.Ю. Веселая гимнастика // Музыкальный руководитель. 2007. No1. с.27

.   Эльконин Д.Б. Психология игры. - М: Просвещение, 1986

 


Приложение

 

Хоровод на горе-то лен (Украинская народная мелодия)

Дети стоят в кругу, опустив руки. Первый куплет. Плавно поднимают обе руки вперед-вверх и затем наклоняются вниз, опуская руки. Движения повторяются 2 раза. Припев. Взявшись за руки, идут по кругу вправо и с окончанием музыки садятся на пол, вытянув вперед ноги. Второй куплет. Сидя повторяют те же движения. Припев. Сидя хлопают в ладоши и с окончанием песни встают и подбочениваются. Третий куплет. Повторяют движения первого куплета. Припев. Поочередно топают перед собой павой и левой ногой. С окончанием музыки расширяют круг и раскрывают руки в стороны. Затем исполняется любая пляска на украинскую мелодию или пляшут солисты в центре круга, остальные хлопают.

Игра "Ай, Дили-дили" Дети стоят в кругу.

"Ай, дили-дили-дили мы кого-то видели"-дети идут по кругу "Глазастого, вихрастого, ушастого, зубастого"-показывают руками большие глаза, поставив руки на пояс качают головой, показывают большие уши, поставив руки на пояс топают ногами." Он сидел под кустом громко щелкал языком"-на первую фразу расширяют круг-на вторую сужают. "Может это был козел"-выходит ребенок в маске козла, качая головой. а "Может серый волк пришел"-выходит ребенок в маске волка и выполняет скользящие хлопки. "Или может быть медведь, не смогли мы рассмотреть"-выходит ребенок в маске медведя вразвалочку. "Потому что испугались, испугались, разбежались" - дети убегают, а козел, волк и медведь их догоняют. Кого поймают, тот становится козлом волком и медведем.

Танец "Полька"

(муз.Ю. Слонова) Дети стоят парами, держась за руки. Такты 1-8. Поскоками двигаются по кругу вправо, с концом музыки останавливаются, повернувшись друг к другу и опустив руки. Такты 9-10. На первую четверть каждого такта делают хлопок в ладоши перед грудью. На вторую четверть такта ударяют по рукам своего партнера. Такт 11, Делают три легких и быстрых хлопка у правого уха, слегка наклонив голову вправо. Такт 12. То же движение у левого уха, наклонив голову влево/

Танец "Топотушки"

У центральной стены, на некотором расстоянии друг от друга, поставлены 4 стульчика. На них, положив ногу на ногу, садятся мальчики. Они "играют" на балалайках и гармошках. Слева от них колонной стоят девочки лицом к зрителям. У каждой в правой руке платочки.

Первая фигура. Музыка А. (повторяется дважды). Девочки идут друг за другом простым шагом, размахивая над головой платочками. Обойдя круг, подходят к мальчикам.

Музыка В. Девочки, отведя руки немного в стороны ладонями вниз, кружатся топотушками вправо. На повторении музыки В движутся топотушками между стульчиками и прячутся за ними. С окончанием музыки мальчики встают.

Вторая фигура.

Музыка А. На 1-ый такт мальчики смотрят из-под руки вправо. На 2 - ой такт стоят

ровно, чуть пожимая плечами ("куда это могли исчезнуть девочки"). На 3-ий такт

смотрят влево, На 4-ый такт снова пожимают плечами. На повторение музыки еще раз выполняют движения 1-4-го тактов. Музыка В. (повторяется дважды). Девочки движутся топотушками между стульчиками и останавливаются в четырех углах комнаты.

Третья фигура. Музыка А. Девочки машут мальчикам платочками. На повторение музыки А мальчики движутся к девочкам.

(повторяется дважды). Мальчики берутся за руки и притопывая, кружатся вокруг себя

Четвертая фигура.

Музыка А (повторяется дважды). Девочки кладут руки мальчикам на плечи, обмахиваются платочками и идут парами по кругу, выстраиваясь в один ряд лицом к зрителям.

Музыка В (повторяется дважды). Дети по одному кружатся топотушками.

У девочек руки опущены и разведены в стороны. На последнюю четверть такта все танцующие произносят: "Все" притопывают правой ногой.

Мальчики поднимают вверх музыкальные инструменты, а девочки платочки в правой руке.

Упражнение "Кошечка"

Исходное положение: ребенок стоит на четвереньках.

Под веселую музыку на сильную долю такта сначала выгибает спину "злая кошечка", затем прогибает "добрая кошечка".

Упражнение "Собачка"

Исходное положение: ребенок стоит на четвереньках. Под энергичную музыку подносит колено к носику и с силой выбрасывает прямую ногу назад.

Пляска с притопами

("Гопак" украинская народная мелодия)

Дети стоят парами по кругу.

Такты 1-4 (с повторением). Пары, взявшись за руки, легким танцевальным шагом двигаются по кругу (вправо).

Такты: 5-8-. Повернувшись лицом к своей паре, дети топают 4-раза одной ногой, руки на поясе.

Подняв руки, кружатся вокруг себя (девочки вправо, мальчики влево ).

Упражнение " Ежик"

Исходная позиция: ребенок сидит, обхватив колени руками, голова прижата к коленям.

С началом музыки ребенок отталкивается назад и качается на спине.

Упражнение " Свечка"

Из положения "ежик" ребенок встает на лопатки, держа ноги наверху с вытянутыми носками, спину придерживая руками.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы музыкально-ритмического воспитания дошкольников

1.1 Основы музыкально-ритмического воспитания

1.2 Формирование музыкально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста

1.3 Особенности развития музыкально-ритмических движений детей 6-7 лет

Глава 2. Особенности работы над музыкально-ритмическими движениями с детьми 6-7 лет

2.1 Этапы работы по обучению детей современных музыкально-ритмическим движениям

2.2 Система работы по определению уровня музыкально-ритмического развития детей 6-7 лет

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

 

Проблема формирования музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста приобретает в настоящее время особую актуальность. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И.М. Сеченов [17], характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений Музыка, а в основу ее заложен ритм является одним из самых выразительных средств общения между людьми и их единения.

Ритм в основе своей имеет моторную природу. Об этом с несомненностью говорят все наиболее фундаментальные экспериментально-психологические исследования, посвященные чувству ритма. По мнению психолога Б.М. Теплова [18], восприятие музыки << совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения. "

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития музыкально - ритмических движений, разработанные известными психологами и педагогами Л.С. Выготским [7], Б.М. Тепловым [18], В.А. Сухомлинским [17], Д.Б. Элькониным [27], теория и методика музыкального обучения и воспитания В.А. Ветлугиной [5], Н.А. Метлова [13], современные методологические пособия и практические разработки А.И. Бурениной [4], Е.Ю. Шаламоновой [19], И.В. Бодраченко [3], И.М. Каплуновой, И.А. Новокольцевой [9], Г.И. Анисимовой [1], М.Ю. Картушиной [10].М.Ю. Картушиной [10].

Цель исследования: изучение эффективности применения комплекса занятий по формированию музыкально-ритмических навыков в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

Исследовать в психолого-педагогической литературе вопрос об основах музыкально-ритмических движений;

Рассмотреть особенности развития музыкально-ритмических движений у детей 6-7 лет;

Диагностика и анализ уровня музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет;

Разработка и апробация комплекса занятий по формированию музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет.

База исследования: подготовительная группа МДОУ №103 г. Рязани с 3 марта по 30 апреля 2014 г.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

музыкальное ритмическое воспитание дошкольный


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы музыкально-ритмического воспитания дошкольников


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.