Миграция как одна из форм демографических проблем — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Миграция как одна из форм демографических проблем

2020-03-31 161
Миграция как одна из форм демографических проблем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На современном этапе миграционные процессы, находясь под влиянием глобализации, значительно изменились, приобрели новые характерные черты, усилили свое влияние на политическую, социально-экономическую и духовные сферы жизни общества.

Тенденцией миграции явились активные перемещения людей из развивающихся государств в экономически благополучные страны.

Масштабы миграционных процессов постоянно увеличиваются, в них вовлекается все большее число людей. Например, в 2013 г. число мигрантов повысилось на 20,8 миллионов человек, что на 13,5% больше по сравнению с 2012 годом. Ученые рассматривают миграцию как одно из проявлений глобализации мировой экономики [18, с. 25].

Следует согласиться, что глобализация привела к положительным результатам. Так, были выведены из изоляции локальные сообщества, распространена информация об уровне жизни в западных государствах, обусловлено стремление стран "третьего мира" придвинуться к аналогичному уровню потребления, стимулировав миграцию в экономически развитые государства.

Интересно, что информацию о социально-экономических возможностях в развитых государствах потенциальные мигранты приобретают, как правило, по каналам родственных связей. П. Стокер предложил называть такой обмен данных, влияющий на принятие решения о миграции, "миграционной сетью" [35, с. 40].

Итак, в условиях глобализации всемирной экономики отчетливо утвердились две категории причин миграции населения. К первой группе относятся объективные условия общественно-финансового и демографического порядка, как-то: безработица, бедность, перенаселение. Ко второй - индивидуальные условия: например, желание повысить уровень жизни.

В вопросе миграции населения весьма остро стоит проблема незаконного перемещения населения. С учетом того, что существуют целые международные криминальные группировки, специализирующиеся на трафике мигрантов и превративших это в прибыльный бизнес, данная проблема приобретает международный характер.

По оценке английского журнала "Экономист", прибыль от перемещения незаконных мигрантов составляет примерно 5-7 миллиардов долларов, а эксперты Управления Высшего комиссариата ООН по вопросам беженцев полагают, что данная прибыль составляет не меньше 7 миллиардов [16, c. 112].

Миграция оказывает положительное влияние на демографическую динамику. Так, в современном мире она представляет собой механизм, позволяющий снизить демографическое и общественно-финансовое напряжение, сгладить диспропорции между регионами.

При этом нельзя однозначно утверждать, что непосредственно перемещение населения из густонаселенных бедных нищих регионов в более развитые является способом уменьшить напряженность в обществе. Миграция представляет собой сложный этнокультурный процесс, а это значит, что помимо увеличения либо уменьшения числа жителей, изменяется национальный состав, формируются местные народные общности и диаспоры.

По мнению начальника отделения миграции Международной организации труда М. Абеллы, трудовая миграция оказывает большое влияние на экономику государств происхождения мигрантов. Так, существенная часть иностранных доходов используется для приобретения отечественных товаров, вкладывается в жилищное строительство, что оказывает положительное влияние на формирование экономики.

В государствах-реципиентах (преимущественно экономически развитых) миграция также приводит к позитивным результатам. Она сокращает безработицу и компенсирует уменьшение числа населения, что важно особенно для "стареющего" населения Европы [21, с. 10].

Мобильность людских ресурсов выступает объектом острых общественно-политических дискуссий, и государствам во внутренней миграционной политике необходимо учитывать современные тенденции международной миграции и прислушиваться к общественному мнению. Дело в том, что роль миграции населения всегда важно соотносить с процессом старения населения и потребностью компенсировать убывающие трудовые ресурсы.

Постоянно подвержена изменениям миграционная политика государств, которые, по сути, и были образованы за счёт миграции населения, как-то: Соединенные Штаты Америки, Австралия, Канада, Новая Зеландия. На сегодняшний день она избирательная, базирующаяся на финансовых нуждах и обстоятельствах принимающей страны. Преимущество отдается грамотным, образованным мигрантам, т.е. тем, которые могут внести вклад в экономику принимающего государства.

В то же время большая часть правительств озадачены трудностями интеграции иммигрантов и считают необходимым осуществлять специальную политику в данной области.

Приток рабочей силы важен ещё с точки зрения того, что в большинстве стран пенсии выплачиваются за счет налогов, взимаемых с работающих, а это значит, что увеличение числа пенсионеров, о котором речь шла выше, приведет к повышению нагрузки на работающих.

В этой связи по оценкам Центра европейской политики в Брюсселе (CEPS), для того, чтобы поддерживать существующий баланс на сокращающемся рынке труда Европы, в страны Евросоюза ежегодно необходимо импортировать 1,5-3,0 млн. иностранных рабочих. Прогноз ООН еще более радикален - в нем идет речь о 4,5-6,0 млн. иммигрантов в год [15, с. 106].

При этом миграция имеет ряд издержек политико-культурного и социального характера. Массовая миграция таит в себе потенциальную конфликтность, создает противоречия между переселенцами и постоянными жителями принимающих стран в силу исторически сложившихся различных ценностей, стилей жизни, норм поведения и т.д. что накладывает определенный отпечаток на адаптацию и тех и других к совместному проживанию.

Более того, часть европейцев расценивают в иммигрантов как конкурентов, отнимающих у них рабочие места.

Высокая концентрация иммигрантов, их замкнутость, нежелание чтить традиции и обычая принимающего государства, маргинальный образ жизни отдельных иммигрантов приводят к объяснимому недовольству коренного населения в самых разнообразных формах. Мы являемся свидетелями того, как за последние несколько лет в странах Европы и США межнациональные столкновения обострились настолько, что принимают зачастую кровопролитный характер.

На этом фоне все большую поддержку среди населения обретают ультраправые политики (например, Ж.-М. Ле Пен - во Франции, П. Кьярсгаард - в Дании, Ф. Девинтер - в Бельгии), программы которых содержат положения о запрете миграции и выселении иммигрантов. Такой политический успех ультраправых объясняется тем, что, по мнению коренных жителей, иммигранты плохо интегрируются в европейское общество, зачастую это происходит по желанию самих приезжих, которым проще сформировать собственные этнические сообщества. Однако гораздо большее негодование вызывает даже не политика самоизоляции, но изменение жизни по своим нормам и стандартам. Безусловно, это доставляет местному населению дискомфорт и формирует негативное отношение ко всем иммигрантам.

Миграционная политика развитых стран, принимая во внимания эти обстоятельства, ставит перед собой цель всеми способами стимулировать дисперсное расселение мигрантов, для того, чтобы обеспечить их успешную интеграцию в новую среду.

На сегодняшний день в мировой практике существуют два основных метода интеграции: слияние и взаимное сосуществование культур. Государства придерживаются различных стратегий по отношению к мигрантам. Так, Франция, Германия, США, Швейцария проводят политику ассимиляции. Великобритания, Канада, Нидерланды, Бельгия, государства Скандинавии являются сторонниками политики двустороннего сосуществования цивилизаций [16, с. 110].

Отметим также, что на процесс интеграции иммигрантов в общество оказывают влияние целый ряд факторов: длительность проживания; вид расселения и число выходцев; степень их образования и социально-финансовое положение; вероисповедание, основа этнической общности; понимание мигрантов коренным населением и т.д.

При разработке перспективной миграционной политики необходимо учитывать этническую миксацию населения. Так, проводимая сегодня в экономически развитых странах миграционная политика, с одной стороны, направлена на ограничение миграционных потоков из бедных стран на основе различных критериев (образовательных, социальных, географических, этнических), а с другой стороны, она пытается привести этнокультурное многообразие иммигрантов к общему знаменателю (идея "плавильного котла" или ассимиляции).

При этом приходится констатировать, что даже самая грамотно реализуемая политика ассимиляции не способна предотвратить противоречия между коренным населениям и мигрантами, результатом которых являются межрасовые и межэтнические конфликты. Примечательно, что даже воплощение идеи расширения традиционных для развитых стран европейских ценностей (на котором настаивают некоторые ученые, например, американец Т. Бендер), за счет включения в них "небелых" и "нехристианских" культур, скорее всего, не поможет окончательно разрешить существующие противоречия.

На наш взгляд, весьма эффективным инструментом миграционной политики могут быть экономические рычаги ограничения миграции, например, инвестиции в экономику развивающихся стран, откуда исходят основные потоки мигрантов. Это связано с тем, что на сегодняшний день важно попытаться сократить пропасть в экономическом развитии между странами.

В этом смысле можно акцептировать опыт Франции, которая инвестирует в экономику своих бывших колониях Западной Африки, Океании и американского континента. Например, правительство Франции ежегодно выделяет дотацию в 151 млн. евро на "всеобъемлющее экономическое развитие" только одной своей заморской территории - Французской Полинезии [18,с. 26].

Таким образом, миграционные потоки в условиях глобализации мировой экономики нельзя сдержать только запретительными мерами на границах. Для того, чтобы эффект был долгосрочным необходимо создать такие условия, чтобы люди не стремились уезжать. Прежде всего, важно инвестировать в экономику развивающихся стран, создавать условия для развития бизнеса, вкладывать деньги в образование, новые медицинские и информационные технологии. Безусловно, результатом такой политики станет значительное повышение уровня жизни и одновременно снизит миграционную мобильность населения.

Дж. Солта полагает, что на современном этапе миграционная политика не должна фокусироваться на индивидуальных причинах миграции, но принимать во внимание корпоративные интересы, которые управляют миграционными потоками [30].

Сегодня миграция носит более сложный характер, что в немалой степени обусловлено развитием коммерческой индустрии миграции, под которой понимают миграционные услуги, начиная от помощи в получении визы до поиска работы. Кроме того, нельзя забывать про контрабанду и торговлю людьми как серьёзные вызовы существующему миграционному режиму.

Борьбе с нелегальной миграцией должна стать центром внимания всех стран, доноров и реципиентов миграции. Особое внимание этому вопросу уделяет Европейский Союз. Координация усилий государств по борьбе с нелегальной миграцией важна не только для стабилизации мультиэтнического общества, но и для снижения популярности ультраправых политиков.

Тенденцией миграционной политики ряда европейских стран стало формирование положительного образа легальных иммигрантов и толерантного отношения к ним. Например, власти Шотландии, на фоне популяризации расистских взглядов среди населения, выделили средства на проведение акции "Одна Шотландия - много культур", цель которой повышение статуса иммигрантов в обществе.

Итак, констатируем, что в результате глобальных изменений миграция оказывает значительное влияние на демографическую картину стран, независимо от того является ли государство принимающей стороной или служит источником миграционных процессов.

Современная ситуация в мировом масштабе накладывает ответственность за безопасность в первую очередь на экономически развитые страны, это есть своеобразная плата за ту огромную дистанцию, которая возникла в результате неравномерного развития и их резкого отрыва от беднейших стран на протяжении последних десятилетий.

 


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.