Общие итоги демографической политики — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие итоги демографической политики

2020-03-31 172
Общие итоги демографической политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Разумеется, миграция не решает проблему старения жителей. В исследовательской литературе дискуссируется вопрос о том, способна ли иммиграция компенсировать дефицит жителей трудоспособного возраста. Невзирая в разнообразие точек зрения, все эксперты схожи в том, что подобная стратегия никак не может являться оптимальной в долговременной возможности.

Чтобы компенсировать недостаток трудовых ресурсов, понадобилось бы небывалое число иммигрантов. К тому же, в сегодняшней социально-общественно-политической ситуации, если экономически цивилизованные государства стараются снизить иммиграцию, подобное число иммигрантов стало бы попросту неприемлемым. Однако в том числе и в том случае, в случае если бы настолько значительному числу трудящийся иммигрантов было дозволено заниматься трудовой деятельностью в данных государствах, задача старения жителей едва ли была разрешена. Точнее, затормаживание старения жителей в краткосрочной возможности оказалось простым откладыванием проблемы в долгосрочной перспективе. Эти же иммигранты сами начали стареть, образуя диспропорции в немолодой текстуре жителей. К 2050 г. приток мигрантов составил бы 59-99% от общего количества жителей. Такой высокий уровень миграции никак не отмечался в прошлом ни в одной с рассмотренных государств либо регионов. Больше того, весьма сомнительно, что такого рода приток способен случиться в обозримом будущем. Таким образом, речь идет о том, что допускается использовать иммиграцию с целью результативного сдерживания старения жителей, а никак не его избежания.

Однако проблема восполнения недостатка трудоспособного населения при поддержки иммиграции отдалена от решения. К примеру, с начала 1980-x годов были основательные отличия между североамериканской и европейской иммиграционной политикой. Стратегия США была более открыта к иммиграции рабочей силы по сравнению с сравнительно закрытой политикой европейских государств. За этот же этап производительность в США существенно увеличилась по сравнению с производительностью в государствах Европейского Союза. Вследствие этого прослеживается наличие связи между большей открытостью американской политики и намного более высоким экономическим ростом [21,с. 13].

Государственная политика способна оказывать влияние на рождаемость. Однако этот вывод нуждается в ряде значимых дополнений, а именно:

• не существует какой-либо одной политики, которую можно было бы проводить с целью усовершенствования рождаемости;

• в эффективности такого рода политики огромное влияние имеет социально-политический, общественный и общеэкономический контекст;

• чтоб результаты такого рода политики стали видимыми, необходимо немало времени.

Влияние государственной политики всегда оказывается ограниченным, потому как она может только замедлить сокращение характеристик рождаемости, однако никак не приостановить его либо привести эти показатели хотя бы к степени воспроизводства населения. Этот заключение подтверждается определенными исследованиями. В настоящий период во Франции второй по величине уровень рождаемости в Европе и одна из наиболее проработанных семейных политик. Это примечательно с свете того, что она была первой страной в Европе, пережившей регресс рождаемости, что побудило обеспокоенность не только жителей, но правительства страны [20, с. 57]. демографический перенаселение урбанизация миграция

В основной массе государств демографическая стратегия, воздействующая на рождаемость, ориентирована на другие цели. К примеру, в Швеции цель домашней политики и политики полной занятости состоит, первоначально только, в том, чтоб дать возможность парам совмещать воспитание детей и трудовую деятельность. Вследствие этого было бы неверным полагать главной целью политики, к примеру, предоставления отпуска по уходу за ребенком именно увеличение рождаемости. В рамках данной политики подобная цель, бесспорно, имеет второстепенное значение.

Кроме этого, каждая стратегия, направленная на увеличение характеристик рождаемости, должна быть общедоступной. При этом необходимо сознавать этиологическую взаимосвязанность между общественно-политическими решениями и переменами в поведении, сопряженном с рождаемостью.

Ни один стратегия сама по себе никак не действует. Ни одно общественно-политическое вторжение само по себя никак не в состоянии целиком преодолеть невысокую рождаемость. Бесспорно, при поддержке единичных общественно-политических инструментов правительствам порой получалось задержать сокращение рождаемости. К примеру, за минувшие десятилетия Франция достигла определенных успехов, сконцентрировав интерес на "политике третьего ребенка". Необходимо вести речь о формировании общественной, финансовой и общественно-политической ситуации, содействующей появление на свет большего количества детей. И подобная ситуация может быть основана только лишь при комбинировании целостного ряда разных общественно-политических граней, обращенных на достижение данной миссии.

Наконец, не имеется универсального рецепта политики увеличения рождаемости. Исследования демонстрируют, что в одних государствах взаимозависимость между объемом общественных трансфертов семьям и уровнем рождаемости имеется, а в других эта корреляции отсутствует. Вследствие этого семейная политика - это нужная, однако неудовлетворительная составная часть демографической политики, обращенной в увеличение рождаемости.

Несмотря на то, что в исследуемых государствах проводилось множество различного рода демографических мероприятий, не имеется практически никаких подтверждений того, что они находились как-нибудь скоординированными либо обращенными чисто в увеличение рождаемости. Тем не менее в случае если Европейский Союз стремится избежать старение жителей и уменьшения человеческого капитала в последующем поколении, он должен достаточно направиться к демографической политике.

Как правило, одинаковые политические меры приводят к различным демографическим результатам вследствие сложных и изменчивых политических, экономических и социальных контекстов, в которых они осуществляются. Лучшими примерами здесь служат ГДР, Польша и Испания. Снижение рождаемости в бывшей ГДР после воссоединения Германии нельзя отнести на счет определенной политики; скорее оно связано с изменением социальной среды. Женщины, столкнувшиеся со сложной личной экономической ситуацией, не станут сразу же заводить детей. Точно так же переход к свободной рыночной экономике в Польше вызвал изменение экономической обстановки, лишил семьи стимулов заводить детей и привил западные ценности широким слоям общества. В Испании резкий спад рождаемости был связан с демократическим правлением, наступившем вслед за падением режима Франко[8, с. 38].

Франция предусмотрительно озаботилась тем, что снижение рождаемости ставит под угрозу ее экономику. Поэтому французская демографическая политика в большей степени вмешивается в жизнь семей, чем политика других европейских страны.

В Швеции значительное влияние на рождаемость оказал экономический контекст. Уровень женского дохода напрямую связан с деторождением. Политика, поощряющая женский труд, может способствовать экономическому росту, но она в конечном итоге приведет к снижению рождаемости, если не будет сопровождаться соответствующей семейной политикой, позволяющей женщинам сочетать рождение и воспитание детей с работой.

Результаты демографической политики проявляются не сразу. Внедрение политики происходит медленно. В этом процессе можно выделить пять основных этапов:

. достижение политического согласия;

. преобразование согласия в политику;

. проведение политики;

. изменение поведения на микроуровне вследствие этой политики;

. достижение (прямой или косвенной) цели политики.

Таким образом, прямая или косвенная государственная политика, направленная на преодоление спада рождаемости, требует многолетних усилий и, как правило, оказывается малопривлекательной для политиков. Несмотря на то, что отдельные политические меры (например, запрет, ограничение или свобода абортов) в краткосрочной перспективе могут приводить к впечатляющим последствиям, обычно они имеют лишь кратковременный эффект. Избирательные циклы и циклы демографической политики не совпадают, и потому у политиков нет непосредственных стимулов для проведения такой политики. Обычно они склонны отдавать предпочтение политике, которая не требует значительных временных затрат.

Одним из способов смягчения неблагоприятных последствий низкой рождаемости и старения населения является увеличение человеческого капитала за счет создания условий, при которых женщинам и пожилым людям выгодно работать, а не заниматься ведением домашних дел или выходить на пенсию. Однако политика полной занятости, стимулирующая труд женщин, может оказывать негативное влияние на рождаемость, если женщины предпочитают семье карьеру. В то же время таких последствий можно избежать: пример Швеции свидетельствует о том, что сочетание политики полной занятости с продуманной семейной политикой может оказывать благотворное воздействие на рождаемость. Но шведский пример также свидетельствует о том, что такое равновесие неустойчиво, поскольку оно всецело зависит от благоприятной экономической обстановки.

Таким образом, миграция и политика, направленная на повышение рождаемости, едва ли способны остановить старение населения, хотя они могут его замедлить.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Прогресс последних двух веков принёс много благ человечеству, однако вместе с тем появились проблемы, которые намного серьёзнее и острее, чем когда-то были. И наряду с ними, немаловажной является демографическая проблема.

Двадцать первое столетие характеризуется небывалым ростом населения, глубокими изменениями в области рождаемости и смертности, в возрастной и семейной структурах населения мира, урбанизации и миграции населения, значительными региональными различиями в развитии мирового населения.

Демографическая проблема - одна из важнейших проблем выживания человечества. Быстрый рост населения мира уже создал и продолжает создавать своего рода демографический фон для всех остальных глобальных проблем человечества. Это вполне понятно: чем больше людей, тем больше нагрузка на территорию, тем больше требуется продовольствия и природных ресурсов. Отсюда понятно возникновение реакционной и антигуманной по своей сути концепции так называемого золотого миллиарда, призванной доказать, что всех имеющихся на Земле ресурсов достаточно для комфортного существования всего лишь одного миллиарда землян, то есть шестой части нынешнего населения планеты. В элитарный клуб "достойных" смогут попасть только развитые страны Запада, о судьбе подавляющего большинства человечества идеологи золотого миллиарда умалчивают.

Сегодня почти все экономически развитые страны переживают длительный спад в рождаемости и, следовательно, старение населения. Показатели рождаемости в большинстве из них находятся ниже уровня воспроизводства населения (2,1 ребенка на семейную пару), что приводит к сокращению естественного прироста населения, а в некоторых случаях - к естественной убыли. В то же самое время в структуре населения продолжает расти доля экономически и социально неактивных пожилых людей, а численность трудоспособного населения по отношению ко всему населению сокращается. К тому же, иммиграция, которая потенциально могла бы восполнить сокращение численности трудоспособного населения, в большинстве развитых стран остается низкой.

Такие демографические тенденции могут привести к разрушительным последствиям для экономики: сокращение доли трудоспособного населения приводит к сокращению человеческого капитала и, следовательно, может привести к снижению производительности; пенсионная система и система социального страхования могут стать слишком обременительными; забота о растущем пожилом населении может целиком лечь на плечи домохозяйств; рост пожилого населения требует значительного увеличения расходов на здравоохранение.

Старение населения, которое обусловлено низкой рождаемостью и увеличением средней продолжительности жизни, скорее всего, заставит правительства экономически развитых стран перестроить системы социального страхования. Различия в социальной, экономической и политической структуре этих стран отражаются на различиях в демографической структуре. Обеспокоенность этими тенденциями вызвала горячие споры о том, какая политика может способствовать их преодолению или, по крайней мере, смягчению негативных последствий.

Во время этих споров обсуждались три основных подхода:

.   поощрение брака/сожительства и деторождения при помощи государственных мер, направленных на изменение структуры доходов у пар, решающих создать устойчивые союзы и заводить детей;

.   поощрение иммиграции трудоспособного населения из других стран;

.   реформа социальной политики: например, увеличение установленного законом пенсионного возраста или поощрение женской занятости, которое придает пенсионной системе устойчивость в долгосрочной перспективе.

Однако взаимосвязь между политикой и демографией до сих пор остается не до конца изученной и зачастую выяснение действительных причин демографических изменений оказывается очень сложной, а иногда и невыполнимой задачей.

С ростом населения земли возросло количество мигрантов, которые ищут для себя лучшее место для жизни. Международная миграция в современном обществе является довольно значимым явлением с точки зрения масштабов, а также социально-экономических и политических последствий для стран и регионов. Преобладающим направлением современной миграции стали перемещения населения из беднейших развивающихся стран в экономически развитые государства.

Следует заметить, что масштабы миграционных процессов в мире имеют тенденцию к постоянному увеличению - в них вовлекается все большее число людей. Принято считать, что миграция стала одним из проявлений процесса глобализации мировой экономики и определяется в основном причинами объективного порядка. Вопросы демографии затрагивают все страны мира, перенаселение, смертность, урбанизация, миграция и старения населения это звенья одной цепи, которая в той или иной мере затрагивает государства всего мира.

Страны запада столкнулись со смертностью, миграцией, урбанизацией и старением населения в виду своего наибольшего экономического прогресса и развития медицины и науки и других сфер человеческой деятельности.

Тот или иной вид демографической проблемы будет зависеть от того, на каком уровне экономического развития находиться та или иная страна. Вне зависимости от региона демографическая проблема одной страны может затрагивать соседние государства и целые регионы. Беженцы и люди из более бедных регионов стремятся в наиболее богатые и спокойные регионы. Кажется, это не должно создавать проблемы, но всё-таки не стоит упускать из вида тот факт, что эмигранты плохо ассимилируются в стране проживания и создают свою мультикультуру, которая противоречит идеалам и нормам стран пребывания.

Если же брать весь мир как единое целое, то численность населения продолжает расти, что приводит к росту потребления различных товаров и, конечно же, самых главных продуктов питания и чистой пресной воды. Это всё будет увеличивать конкуренцию государств за обладание ресурсов, что всю очередь может приводить не только к локальным войнам, но и также мировым, где победителей может и не будет, так как ядерный потенциал некоторых сверх держав может погубить всю планету.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.