Жизненный сценарий когнитивный родительский — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Жизненный сценарий когнитивный родительский

2020-03-31 124
Жизненный сценарий когнитивный родительский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


 

Введение

 

Актуальность проблемы исследования. Сегодня выявление и коррекция проблем жизненного сценария являются актуальными. Это обусловлено изменением культуры, неосознаванием людьми своих традиционных социальных ролей и различными семейными проблемами. Определение влияния родителей на жизненной сценарии детей является актуальным в связи с политикой нашего государства, направленной на поддержание традиционных семейных ценностей. Вопрос о степени осознанности человеческой жизни стоит перед психологией очень давно. Каждый человек ещё в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком и установками, полученными в прошлом, а свое будущее он может только планировать. Оригинальную идею высказал основательтранзактного анализа, Э.Берн, который полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Сценарий - это постоянно развертывающийся жизненный план, психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Однако это не значит, что поведение людей и вся человеческая жизнь сводима к какой-то формуле. В соответствии со своими жизненными сценариями люди поступают тем, или иным образом, определяя свое существование.

Цель курсовой работы: исследование влияния родительских отношений на жизненный сценарий детей.

В связи с этим исследованием были поставлены следующие задачи:

.   Проанализировать теории жизненного сценария в психологии.

.   Проследить формирование жизненного сценария детей.

.   Определить факторы, влияющие на формирование жизненного сценария.

.   Раскрыть роль родителей в формировании жизненного сценария ребенка.

.   Опираясь на теории, выявить жизненные сценарии школьников.

Объект: жизненный сценарий школьников.

Предмет: особенности формирования жизненного сценария учеников.

Методологическая и теоретическая основа. Теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, имеющихся в психологической науке по изучаемой проблеме. В исследовании была использована методика «Любимая сказка», направленная на изучение жизненного сценария.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников(34), 1 приложения. Полный объём курсовой работы-31 стр.


 

Формирование жизненного сценария детей

Обзор источников и историография

 

Тема данной курсовой работы имеет достаточно широкую источниковую базу, представленную работами зарубежных и отечественных авторов.

Первоначально теория жизненного сценария была разработана Эриком Берном[6] и его коллегами, особенно Клодом Штайнером[31], в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи, например, Й.Стюарт и В.Джойнс[28]. Жизненный сценарий в рамках концепции транзактного анализа понимается как преимущественно бессознательная структура, управляющая жизнью человека, ограничивающая его заданными рамками. Представители когнитивной психологии, Ж.Ф. Лейне[17], С.Фиске, С.Тэшор и др., также делают акцент на малоосознаваемость жизненного сценария.

В трудах представителей субъектного (А.В. Брушлинский[7], А. К. Осницкий[22], В. И. Слободчиков, К.А. Абульханова-Славская[1,2], В.В. Дружинин и др.), смыслового (Д.А. Леонтьев[18], А.М. Лобок[19] и др.) и бытийного (З.И.Рябикина[23,24,25], В.В. Знаков[15], Л.Н. Ожигова[]20,21,24 и др.) подходов в отечественной психологии жизненный сценарий представляется как смысловую систему, выстраиваемую самой личностью в процессе самоопределения.

Также существует большое количество психологических и психотерапевтических ресурсов удалённого доступа, посвящённых исследованиям жизненных сценариев.

 


Понятие жизненного сценария

 

В современной психологии трактовка термина «жизненный, сценарий» неоднозначна, и во многом связывается с теорией сценарного (трансактного) анализа, теорией когнитивных схем (скриптов), и другими, делающими акцент на понимание сценария как малоосознаваемой, запрограммированной, стереотипизированной структуры. Учитывая данные положения, заложившие основу разработки понятия «сценарий», мы, опираясь на исследования отечественных психологов, стоящих преимущественно на позиция субъектного, бытийного, смыслового подходов относим данное понимание сценария к его первичной форме - «личностному мифу», который в процессе самоопределения может быть отрефлексирован, осмыслен и перестроен в структуру, обозначаемую как «жизненный сценарий». Вершиной такого своеобразного развития сценария в процессе самоопределения выступает четкая, адекватная и в то же время гибкая, «самореализационная стратегия». Один из основоположников трансактного анализа и сценарного подхода в психологии - Э.Берн, рассуждая о человеческом существовании, говорит: «Весь человеческий род, наверное, можно представить в виде линии, на одном конце которой - те, кто так или иначе обрел автономию; на другом - те, кто привязан к сценарию, а в промежутке все остальные, изменяющиеся в зависимости от перемены их взглядов и обстоятельств».[6, с. 285] Следовательно, самоопределение здесь заключается в осознании некой психологической структуры, называемой сценарием.

Сам Берн предлагает различные определения жизненного сценария, описывая его и как постепенно развертывающийся жизненный план; и как программу поступательного развития, выработанную в раннем детстве под влиянием родителей и определяющую поведение индивида в важных аспектах его жизни; и как искусственную систему, ограничивающую спонтанные творческие человеческие устремления.[5] Жизненный сценарий в данной концепции выступает как бессознательная или полубессознательная структура, выстраиваемая преимущественно на основе родительского программирования и волшебных сказок и лишь достраиваемая личностью в процессе жизнедеятельности. В основе сценария лежит жизненная позиция как некое убеждение, на основе которого он выстраивается. Это убеждения, относящиеся как к самому себе, так и к окружающим, и в обобщенном виде, согласно мнению последователей Э.Берна-Й.Стюарта и В.Джойнса, выражающиеся в 4 основных жизненных позициях: 1.) Я ОК - Ты ОК (Я+Т+); 2.) Я не ОК - Ты ОК (Я-Т+); 3.) Я ОК - Ты не-OK (Я+Т-); 40 Я не-ОК - Ты не ОК(Я- Т-). Эти позиции «отражают фундаментальные установки человека насчет сущностной ценности, которую он усматривает в себе и других людях» их мощно определить как «совокупность основополагающих убеждений о себе и других людях, которые человек использует для оправдания своих решений и своего поведения».[28,с.125-126]Формирование жизненной позиции, согласно трансактному подходу, осуществляется в раннем детстве, в первую очередь на основе взаимодействия с родителями и влияет на весь ход последующей жизни человека, будучи преимущественно неосознаваемым образованием. [31]

Таким образом, жизненный сценарий в рамках данной концепции понимается как преимущественно бессознательная структура, управляющая жизнью человека, ограничивающая его заданными рамками. Но и Э.Берном и его последователями (К, Штайнер, Й. Стюарт, В. Джойнс, Ф. Эрнст и др.) подчеркивается возможность, и даже необходимость осознания и преодоления сценария на пути к автономии - «сценарию всегдапротивостоит подлинная личность. [6, с. 265] Данный подход фактически является основополагающим в постановке проблемы изучения жизненного сценария, оставаясь авторитетным и цитируемым по сей день. Однако, вопросы о степени осознанности жизненного сценария, о степени авторства личности в процессе его выработки, рассматриваются авторами преимущественно с позиций неопсихоаналитического подхода, с характерным для него превалированием бессознательных структур в жизненном самоопределении личности, и детерминирующей роли переживаний раннего детства и родительского программирования, «подчиненности» личности.

В когнитивной психологии сложилось понимание сценариев как событийных схем («скриптов»), включающих представления об организованных последовательных событиях, целях поведения, возможных ролевых предписаниях, а также фокусных изменчивостях в последовательности или содержании событий.[4,с.207]В скриптах существенна роль действующего лица, и особенно таких универсально-человеческих целей как удовлетворение базовых потребностей. [17,с. 132] Скрипты служат для автоматизации - «кодировки» часто, повторяющихся в обыденной жизни последовательностей событий. [3]

Психологи-когнитивисты стоящие на позициях информационного подхода проводят аналогию между человеком и компьютером, считая, что человек использует усвоенные им в ходе научения стратегии обработки информации так же, как компьютер программное обеспечение. Эти заложенные еще в раннем возрасте схемы направляют и регулируют человеческую жизнедеятельность, определяя ход его мышления, желания, поступки, жизненные цели. [16]

Таким образом, основываясь на положениях трансактного (Э. Берн, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.) и когнитивного (Ж.Ф. Лейне, С.Фиске, С.Тэшор и др.) подходов, жизненный сценарий может рассматриваться как важная психологическая структура личности, оказывающая существенное влияние па ее жизненный путь. При этом в данных подходах акцент делается на малоосознаваемостъ, схематизированностъ и внешнезаданность сценария. Однако, рассмотрение трудов представителей субъектного (А.В. Брушлинский, А. К. Осницкий, В. И. Слободчиков, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Дружинин и др.), смыслового (Д.А. Леонтьев, А.М. Лобок и др.) и бытийного (З.И.Рябикина, В.В. Знаков, Л.Н. Ожигова и др.) подходов в отечественной психологии, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, выстраиваемую самой личностью в процессе самоопределения.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.