Формирование жизненного сценария детей и влияние родителей на этот процесс — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Формирование жизненного сценария детей и влияние родителей на этот процесс

2020-03-31 610
Формирование жизненного сценария детей и влияние родителей на этот процесс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исходя из вышеизложенного, жизненный сценарий - это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. Термин «решение» в теории сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности.Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они, тем не менее, оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания.

На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями. Сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их. Сценарий «оправдывается ходом событий». В соответствии со своей компетенцией человек часто интерпретирует реальность с тем, чтобы ему казалось, что она оправдывает его сценарные решения. Человек так поступает потому, что в эго-состоянии Ребёнка воспринимает любую угрозу своему сценарному представлению о мире как препятствие в удовлетворении его потребностей и даже как угрозу существованию.

Сценарий требует:

) родительских указаний;

) соответствующего развития личности;

) решения принятого в детстве;

) реальной заинтересованности в соответствующем методе успеха или неудачи;

) правдоподобия.

Первый и наиболее архаичный вариант сценария, первичный протокол создается в сознании ребенка в том возрасте, когда для него реальны только члены его семьи. Родители представляются ему огромными фигурами, наделенными волшебной властью, как великаны, гиганты, людоеды, чудовища и горгоны в мифологии, хотя бы потому, что родители втрое выше и в десять раз массивнее ребенка. [6]

Изучая вопросы происхождения сценария, СтэнВуллэмс выделил две важнейшие особенности формирования сценария:

. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.

. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.[28]

Сценарий имеет содержание и процесс. Содержание сценария каждого человека также уникально, как и отпечатки пальцев. В то время как сценарный процесс подразделяется на относительно небольшое число определённых паттернов.

По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого(жертвы) и сценарий не-победителя или банальный.

Победителем Берн называл «того, кто достигает поставленной перед собой цели».[6] Роберт Гулдинг добавляет: «…и в результате этого преобразует жизнь». Под победой понимается также то, что поставленная цель достигается легко и свободно.[10]

Побеждённый - это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не только в достижении цели, но и в степени сопутствующего комфорта. Если, например, человек решил стать миллионером, стал им, но постоянно чувствует себя несчастным из-за язвы желудка или напряжённой работы, то он побеждённый.

Берн однозначно определил победителя и побеждённого в их отношении к достижению поставленной цели, т.к. он хотел подчеркнуть, что победителей нельзя просто приравнивать к тем, кто накапливает деньги и материальные ценности, а побеждёнными не обязательно являются люди, не имеющие материальных ценностей.

Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере человеческих отношений.

Согласно теории жизненного сценария возможны четыре основных жизненные сценария: 1) «Я» - хороший, Все «ОНИ» - хорошие, жизнь - хороша - сценарий «победителя»; 2) «Я» - плохой, «ОНИ» - плохи, жизнь - плоха - сценарий «побежденного», неудачника; 3) «Я» - хороший, но «ОНИ» - плохие, жизнь - плоха - сценарий «озлобленного пессимиста»; 4) «Я» - плохой, а «ОНИ» - хорошие - сценарий «комплекса неполноценности».

Поведение, везение, успехи, то, как человек решает проблемы, как его воспринимают окружающие, во многом зависит от его собственных убеждений и верований. Часто человек даже не отдает себе отчета, что его каждодневные заботы сводятся к воплощению сценария жизни, заложенного еще в детстве. Ведь еще с ранних лет ребенок представляет, как будет проходить вся его жизнь. Большое влияние на формирование сценария жизни человека оказывают его родители. [33]

Причины неудач множества людей кроются именно в сценарии жизни. Одни дети растут в атмосфере комфорта и благополучия, их жизненные планы светлы и добры. Другие с детства могут недополучать любви и материальных благ, но если им часто говорят: «все будет лучше, ты много добьешься», вырастая, они действительно стремятся и достигают все новых высот. [34]

Конечно, иногда он лишьограничивает успех в конкретных сферах. Например, когда ребенку постоянно внушали: «у нас в семье все простые работники, трудятся на полях или выращивают животных, вот и ты будешь как мы». В итоге, вырастая, этот ребенок никогда не сможет поверить, что он может быть директором банка. Хорошо если он будет доволен скромной работой, а если его будет угнетать эта ограниченность собственных возможностей, и она станет причиной неудач? Тогда жизнь человека становится печальной и безуспешной, [29, c. 5 ]

Таким образом, еще в детстве у людей под воздействием окружающих формируются ограничивающие внутренние установки. Для преодоления подобных трудностей человеку необходимо заниматься самовнушением, которое позволяет внедрить в подсознание стимулирующие установки для достижения успеха и откорректировать сценарий жизни в нужном направлении.

Особый интерес на сегодняшний день представляет процесс формирования у ребенка жизненных сценариев родительства, моделей поведения в семье и семейных ролей и влияние на этот процесс опыта, полученного в родительской семье.

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам:

во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому (все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей);

во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать свое время (то есть приемлемо для его родителей);

в-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. [6, c. 140].

Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках, а родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

На протяжении всех лет формирования жизненного сценария ребенок занимает подчиненное положение. Родители в его восприятии обладают абсолютной властью. Для младенца это власть над его жизнью и смертью. Позже это власть удовлетворять или не удовлетворять его потребности. В ответ на это ребенок решает, какие ему избрать стратегии, чтобы остаться в живых и как можно полнее удовлетворить свои нужды. [33]

Ребенок принимает сценарные решения в соответствии со своим восприятием окружающего мира. Следовательно, послания, которые ребенок получает от своих родителей и окружающего мира, могут полностью отличаться от посланий, воспринимаемых взрослым человеком.Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или тем и другим способом одновременно. До того как ребенок начнет говорить, он интерпретирует послания других людей в форме невербальных сигналов. Он тонко воспринимает интонацию словесных высказываний, движения тела, запахи и звуки. Иногда ребенок воспринимает сценарные послания, исходя из происходящих вокруг него событий, которые не зависят от родителей: громкий шум, неожиданные движения, расставания с родителями во время пребывания в больнице, - все это может показаться ребенку угрозой его жизни. Поскольку он считает, что родители несут ответственность за происходящее, то может заключить, что эти угрозы исходят от них [33].

Позднее, когда ребенок начинает понимать язык, невербальные коммуникации остаются важным компонентом сценарных посланий. При разговоре родителей с ребенком, он будет интерпретировать сценарное значение того, о чем они говорят, в соответствии с сопровождающимися невербальными сигналами.

Иногда оценки могут передаваться косвенно, когда родитель говорит с кем-то о своем ребенке в его присутствии или зная, что это станет известно ребенку. Например: «Это - спокойный ребенок»; «Она очень капризная»; «Ты же знаешь, он сильный». Подобные косвенные оценки ребенок может воспринимать как сильные сценарные послания.

Кроме этого на процесс принятия сценарных решений влияет еще одна особенность детских способов восприятия реальности. Ребенок фантазирует, что он всемогущ и может творить волшебство. Поэтому ребенок думает, что именно он виноват, например, в частых ссорах родителей или в разводе. Он даже может считать себя обязанным защитить одного родителя от другого, поскольку уверен в своей способности сделать это. [34]

Таким образом, формируются жизненные сценарии на основе получаемых от родителей сценарных посланий. Чтобы выйти из сценария, необходимо обнаружить потребности, неисполненные в детском возрасте, и найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем.

 


 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.