Анализ ролевого состава команды — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Анализ ролевого состава команды

2020-03-31 257
Анализ ролевого состава команды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В группе преобладают такие роли как «Реализатор».

«Дипломат» способствует проявлению достоинств всех членов команды. Он поддерживает коллег при неудачах. Он улучшает взаимоотношения между участниками команды и стимулирует подъём командного настроя. Такой ролью обладают 1 человек нашей группы.

«Реализатор» воплощает концепции и планы в рабочие процедуры, систематически и продуктивно исполняет принятые на себя обязательства. Данная роль присуща 2 участникам команды.

Одинаковое количество баллов набрали такие роли как «Координатор», «Творец», «Генератор идей», «Эксперт». По 1 человека из группы приходятся на каждую из этих ролей.

«Координатор» выбирает путь продвижения команды к общим целям, обеспечивая оптимальное использования ресурсов команды. Он определяет сильные и слабые стороны команды и добивается эффективного применения личностного потенциала каждого члена команды.

«Творец» придаёт действиям команды упорядоченную форму. Он направляет внимание членов команды на стоящие перед ними задачи и обозначает приоритеты.

«Генератор идей» выдвигает новые идеи и стратегии, уделяя при этом особое внимание решению основных проблем, с которыми сталкивается группа.

«Эксперт» оценивает идеи и предложения, чтобы команда могла принимать сбалансированные решения.

В нашей группе представлены все внутригрупповые роли. «Реализаторы» активно выполняют поставленные перед ними задачи, «Дипломаты» обеспечивают благоприятный психологический климат в команде.

Однако в команде ощущается острая нехватка таких ролей как «Исследователь» и «Исполнитель».

По моему мнению, на индивидуальном уровне такой баланс ролей в группе может отрицательно сказываться на эффективности деятельности каждого участника команды. Главной проблемой группы является нехватка контроля над рабочим процессом. Из-за этого случается частое совершение ошибок, связанное как с деятельностью, так и с бездеятельностью.

На групповом уровне данный ролевой состав оказывает положительное действие. В группе присутствует не большое число «Дипломатов». Это обеспечивает благоприятный психологический климат в группе, создаёт дружескую обстановку. В нашей команде редко возникают конфликты. Однако в связи с недостаточным количеством «Исполнителей» группе не хватает настойчивости в достижении целей. Наша команда порой не уделяет внимание некоторым аспектам деятельности, что снижает эффективность команды.

На мой взгляд, на общеорганизационном уровне у нашей команды так же возникают проблемы. В группе не хватает «Исследователей», которые обеспечивают полезные для группы контакты, черпают новые идеи, разработки, имеющиеся за пределами группы. У нашей команды часто возникают проблемы при решении организационных вопросов с руководством нашего университета.

Ролевой состав команды оказывает значительное влияние на эффективность команды. Эффективность нашей группы не достигает максимального уровня. Это связано со следующими проблемами:

·   Низкий уровень контроля над рабочим процессом;

·   Нехватка новых идей и разработок;

·   Небольшое количество полезных для команды контактов;

·   Частое совершение ошибок, связанное как с деятельность, так и с бездеятельностью;

·   Нехватка настойчивости в достижении цели;

·   Недостаточное внимание некоторым аспектам деятельности.

Чтобы в дальнейшем решить данные проблемы группе №9021 необходимо сбалансировать ролевой состав.

 

 


Рекомендации по формированию ролевого состава команды

Рекомендации по формированию ролевого состава команды на индивидуальном уровне

 

Группа М10-1 учится в университете более четырех лет. Ролевой состав уже сформирован. Однако он не даёт максимальной эффективности команды. Состав участников группы вряд ли изменится в будущем. А значит, следует проработать сложившийся ролевой состав.

Независимо от роли студенты должны помнить о том, что они работают в команде. От успеха работы каждого участника зависит успех всей команды.

Каждый участник должен быть предан общему делу. Он должен помнить, что у него есть определённые обязанности перед группой. Участнику следует научиться брать ответственность за свою работу. Необходимо доверять всем членам команды. Участник команды путём саморазвития может улучшить качества своей командной роли или научиться выполнять роль, необходимую группе в данный момент рабочего процесса.

Каждому участнику группы необходимо научиться работать в команде. Для этого он может соблюдать следующие правила:

·   Предложить коллегам помощь, если они не будут справляться. Повышение уровня взаимопомощи благоприятно влияет на деятельность команды.

·   Не вступать в склоки в коллективе, потому что это нерационально, это противоречит целям команды. Для многих участников огромное значение имеет психологический климат в группе.

·   Изучить свое место в работе команды, а значит, правильно определить, как лучше поступать и чего от вас ожидают. Зная свою командную роль человек может так же определить направления свой деятельности. Участник может определить круг людей, взаимодействие с которыми дополнит его командную роль, что повысит эффективность его деятельности.

·   Скорректировать свой план работы так, чтобы он лучше вписывался общий план работы, а значит, работать эффективнее и лучше.

 

Рекомендации по формированию ролевого состава команды на групповом уровне

 

Для того чтобы проработать сложившийся ролевой состав в первую очередь необходимо сплотить команду, повысить уровень доверия в ней.

следует проработать сложившийся ролевой состав.

Очень часто самооценка и внешняя оценка качеств личности не совпадают. Чтобы избежать ролевого конфликта, члены команды дают право каждому активисту, определить для себя командную роль, анализируя результаты тестирования. Такой подход позволяет команде существовать и сохранять эффективность совместной деятельности.

Обеспечит результативность работы команды внутригрупповая поддержка, эффективные коммуникации и доверительные отношения.

Для повышения уровня доверия можно провести следующие упражнения:

. Падение.

Участник становится спиной к команде, закрывает глаза, расслабляется. Не отрывая ступней от земли, нужно упасть на руки тем, кто стоит сзади. Это упражнение можно выполнить как на земле, так и на некоторой возвышенности (высотой около метра).

Обсуждение.

• Что вы чувствовали?

• Что помогало вам выполнить упражнение?

• Что мешало?

• Как этот опыт можно перенести на повседневную жизнь? Работу? Отношения с окружающими?

. Поводырь.

Группа выбирает ведущего - «поводыря», задача которого в течение 5-7 мин водить группу с завязанными глазами. Участники держат друг друга за талию или за плечи. Во время упражнения нельзя говорить. Если правила нарушаются, группа возвращается на исходную позицию, до тех пор пока упражнение не будет выполнено. После проведения игры каждый описывает свои ощущения, степень доверия «поводырю».

Можно провести следующие активные игры для повышения сплоченности команды:

·   «Титаник»

Команде предлагают забраться на стулья или лавочку.

Далее звучит сообщение: «Вы находитесь на «Титанике». Корабль терпит крушение. Он тонет медленно. Нужно спасти как можно больше людей.»

После объявления крушения, ведущий через 15-20 секунд убирает по одному стулу или ограничивает длину лавочки.

В этой игре надо проявить хитрость и организаторские способности, чтобы разместить правильно игроков на стульях или на лавочке.

·   «Голова дракона»

Играющие встают друг за другом паровозиком, держа друг друга за талию.

Первый человек в цепочке - голова, а последний - хвост. По команде ведущего голова должна поймать хвост. Хвост в свою очередь должен увернуться.

Когда хвост пойман, он переходит в начало цепочки и игра продолжается.

Для работы над ролевым составом команды можно провести следующее упражнение:

Составить портрет каждой роли полученной группой, из предложенных карточек с различными качествами и моделями поведения. Участники должны на бумаге изобразить человека в предлагаемой роли, приклеивая к нему на свой выбор, качества присущие именно этой роли.

(Время 5-7 минут)

По истечении времени, группы вывешивают свою модель на доску, и зачитывают вслух всем.

Вместе находим качества, повторяющиеся во всех трех ролях, выписываются на доску.

Вопрос участникам: почему во всех трех ролях совпали те или иные качества?

Рефлексия участников.

В результате получаем качества называемые личностными. Создается абстрактная модель личности. Данные качества, повторяющиеся во всех трех рассматриваемых ролях, являются основой для успешности личности в жизни, для успешной адаптации в социальной среде. То есть данные качества являются стержнем в нас, в любой роли.

После выполнения всех упражнений и заданий группа может провести обсуждение, определить дальнейшее направление в работе над ролевым составом команды.

 

Рекомендации по формированию ролевого состава команды на уровне Тюменского Государственного Архитектурно-Строительного Университета

 

В нашем университете недостаточное внимание уделяется формированию команды. Студенты группы были отобраны в нашу команду по результатам сдачи ЕГЭ. Этого недостаточно для создания эффективной команды. Чтобы создать эффективную команду, на разных этапах ее существования необходимо осуществить ряд действий:

·   отобрать подходящих участников команды;

·   отрегулировать численность команды;

·   совместно определить цели и задачи;

·   объяснить, какие выгоды получит каждый в результате успешной деятельности команды;

·   договориться о групповых нормах;

·   помочь членам команды лучше узнать друг друга;

·   установить систему контроля и поощрять самоконтроль;

·   обеспечить поддержание командного духа.

Рассмотрим некоторые пункты более подробно.

. Отбор подходящих участников группы.

На мой взгляд, в работу приёмной комиссии можно внести некоторые изменения. Когда студент подаёт документы для поступления в университет ему должно быть предложено тестирование. Например, можно использовать тест Белбина. За счёт теста можно формировать команды с полным ролевым составом. Это позволит группе слаженно работать.

. Регулирования численности команды.

Оптимальная численность команды составляет 5-7 человек. В пределах университета создавать студенческие группы с такой численностью невозможно. Большое количество групп требует большого количества преподавателей, достаточное количество аудиторий. Создание таких групп эффективно на групповом уровне. На уровне организации это приводит к отрицательным последствиям. Средняя численность групп составляет 20 человек.

. Совместное определение целей и задач.

Для осуществления данного пункта необходимо проводить собрания между организациями университета, руководством и группами студентов. На первом курсе такое мероприятие проводится. Однако на собрании присутствуют несколько групп, которые имеют разные специальности. Можно проводить работу с отдельными группами студентов. Группы в нашем университете не только получают высшее образование, но и участвуют в создании рейтинга университета. Так, студенты проходят федеральные тестирования, участвуют в различных олимпиадах, конференциях, занимаются научной деятельностью. Цели и задачи в деятельности должны быть точно определены. Это позволит достигнуть максимального результата от проделанной работы.

. Определение того, какие выгоды получит каждый в результате успешной деятельности команды.

В результате успешной деятельности отдельный студент имеет возможность получать стипендию. В дальнейшем у него есть возможность получения красного диплома. Но это зависит в первую очередь от самого студента. Успешная деятельность команды в целом позволяет сохранять в группе рабочую обстановку, благоприятный психологический климат. Это обеспечивает эффективность работы каждого члена команды, в результате чего студент и получит выгоду.

. Договор о групповых нормах.

Данному аспекту уделяется недостаточное внимание со стороны руководства нашего университета. Студенты не всегда могут самостоятельно определить нормы, которых следует придерживать при работе в команде. Для решения данной проблемы можно снабдить старост групп определёнными знаниями. А старосты в свою очередь должны провести беседу со своими группами.

. Помочь членам команды лучше узнать друг друга.

Данный пункт полностью реализован руководством нашей группы. Существует множество неформальных мероприятий, на которых студенты могут познакомиться поближе. Студенческий клуб позволяет общаться студенту не только внутри своей группы, но и обеспечивает общение различных групп между собой.

. Установка системы контроля и поощрение самоконтроль.

Во многих учебных заведениях сохранилась такая должность как «куратор». Человек, закреплённый за этой должностью, обеспечивает контроль над работой группы, информирует студентов, помогает в решении проблем, ведении переговоров. В нашем университете такими обязанностями никто не наделён. На мой взгляд «куратор» необходим каждой группе в первый год обучения. Это помогло бы группам обрести самостоятельность и перейти на самоконтроль.

Так же можно проводить курсы для старост групп, чтобы они могли исполнять роль куратора. Старосту группы можно так же определить тестом Белбина. Если человек обладает ролью «Исполнителя» он может взять на себя обязанности старосты.

Выполняя эти рекомендации, руководство университета может создавать эффективные команды с оптимальным ролевым составом.

 


Заключение

 

Команда это целостная, самоуправляемая система, участники которой разделяют цель, обязательства по ее достижению и ответственность за результаты деятельности команды.

Ролевой состав команды является фактором эффективности работы команды. Группа, в которой есть исполнители всех ролей, будет эффективно работать над выполнением любого задания. Состав группы должен соответствовать требованиям задания, для выполнения которого она создана.

Всего выделяют восемь внутрикомандных ролей: Генератор идей, Дипломат, Творец, Реализатор, Эксперт, Исследователь, Координатор, Исполнитель. В чистом виде они встречаются крайне редко.

Регулирование баланса ролевого состава должно проводиться на трех уровнях.

На индивидуальном уровне участнику группы важно определить свою роль в команде, поставить перед собой задачи, решение которых необходимо для всей команды, выбрать направления своей деятельности.

На групповом уровне следует провести беседы и тренинги.

На общеорганизационном уровне необходимо проведение мероприятий по созданию эффективных команд с оптимальным ролевым составом.

 



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.