Комплексная характеристика агрессивности — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Комплексная характеристика агрессивности

2020-03-31 132
Комплексная характеристика агрессивности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термином "агрессия" психологи обозначают преднамеренное причинение вреда [9, 221].

Следует различать понятия "агрессия" и "агрессивность". Первое (от лат. agressio - нападение, угроза) - общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность - намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное действие - это поведение человека, которое направлено на причинение вреда другим людям. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.

Агрессия [16, 38]:

·   любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба;

·   мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт;

·   любое поведение, содержащее угрозу или ущерб другим;

·   действие, включающее в себя намерение обиды или оскорбления;

·   попытка нанесения другим телесных и физических повреждений;

·   любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или на причинение вреда другому существу, не желающему подобного обращения.

Термин агрессии часто ассоциируется с негативными эмоциями, такими, как злость, гнев; с мотивами - оскорбить или навредить, и даже с негативными установками. Все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, но их наличие не является непременным показателем агрессивного поведения. Агрессия включает и намерения, целью которых является достижение негативных последствий. Помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности, могут при определённых обстоятельствах быть названы агрессивными. Агрессивные действия выступают [16, 39]:

·   в качестве средства достижения значимой цели;

·   как способ психологической разрядки, замещения собственной блокированной потребности и переключения деятельности;

·   как самоцель, удовлетворяющая потребности в самореализации и самоутверждении;

·   один из способов решения проблем, возникающих в фрустрирующих ситуациях, вызывающих агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряжения, не всегда адекватные ситуации.

Несмотря на то, что интуитивно смысл агрессивного поведения понятен каждому, по поводу терминологии до сих пор идут жаркие споры. Дело в том, что агрессивное поступки и действия могут быть различной степени тяжести - от лёгких, непреднамеренных и случайных до тяжёлых и умышленных.

Комплексная характеристика агрессивности помогает пониманию феномена агрессивности в целом и представляет собой попытку определить агрессивность:

) через разнообразное проявление её свойств, их синдром-структуру и частоту, признаки для классификации её на виды;

) через причины и факторы возникновения, провокации, нарастания и снижения; показатели эффективности коррекции агрессивности;

) через методы и приёмы коррекции и показатели эффективности коррекции агрессивности.

Определения агрессивности [23, 4]:

·   агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон);

·   агрессивность - "Это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие "физическое действие" включается также речь. Ущерб может быть психологическим или физическим (удар по телу или самолюбию)" (К.Е. Изард);

·   враждебность "Включает в себя гнев, отвращение и презрение. Враждебность не включает в себя словесной или физической активности, это сложное мотивационное состояние, а агрессия - следующее из него поведение" (К.Е. Изард);

·   жестокость - свойство личности, проявляющееся в безразличии к страданиям других, людей или животных (или же в стремлении к их причинению) и, осознанные (неосознанные) действия или бездействие (Гульдан В.В., 1991), направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определённой внешней цели или самоудовлетворения (Ратинов А.Р., Ситковская О.Д., 1990);

·   насилие - принуждение, которое осуществляет субъект, группа для достижения поставленных целей. Оправдание насилия зависит от социальной ориентации общества (Сулимова Т.С., 1997);

·   притеснение - поведенческие акты, содержащие угрозу другому человеку (Хорн А.М., Глейзер Б. 1996).

Основания, признаки для классификации агрессии на виды могут быть разнообразными. Перечислим основные признаки для классификации агрессии [23, 5]:

·   Направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого, на себя.

·   Наблюдаемость - ненаблюдаемость как скрытое или открытое явление агрессии.

·   Временные признаки, то есть мера выраженности агрессии по частоте проявлений во времени и длительности состояний агрессии.

·   Пространственные признаки - в семье, в школе, на улице и пр.

·   По особенностям психических действий - физическая; вербальная; в агрессивных мыслях, чувствах и пр.

·   По социальной опасности агрессивных действий:

·   1) девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей (без юридической ответственности ребёнка за собственное поведение);

·   2) делинквентные виды агрессивного поведения, нарушающие права других и социальные нормы с юридической ответственностью за агрессивное поведение.

Психологи выделяют следующие виды агрессии - "враждебную" и "инструментальную". Источником враждебной агрессии является гнев, и её конечная цель - причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то речь идёт об инструментальной агрессии.

Г. Алан выделяет следующие виды агрессии:

·   Конструктивная - агрессивные побуждения проявляются открыто и выражаются в социально-приемлемой форме, если есть соответствующие поведенческие навыки и стереотипы эмоционального реагирования.

·   Дифференцированная - нет возможности реализовывать агрессивные побуждения в полной мере, так как отсутствуют соответствующие поведенческие навыки и чрезмерно подавляются эмоциональные реакции.

·   Деструктивная - проявление агрессивности с нарушением морально-этических норм, квалифицируется как делинквентное или криминальное поведение.

Проявления агрессии:

.   В виде аутоагрессии или агрессии по отношению к объектам окружения или другим людям.

2. Физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном или символическом плане.

.   Эпизодические вспышки, имеющие нестойкий характер типичного способа реагирования.

Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Умеренная агрессивность - качество скорее положительное, чем отрицательное. Агрессия есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в напряжённой ситуации развития и жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации) [24, 4].

В социальном плане личность должна обладать определённой степенью агрессивности. В "норме" она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном случае отсутствие агрессивности приводит к податливости, ведомости, конформности, пассивности поведения.

Таким образом, агрессивность - это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям. Агрессивное поведение - это способ реагирования на внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Проблема есть тогда, когда агрессивные проявления никак не связаны с угрозой, когда они становятся постоянным и неизменным способом реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь тем или иным способом проявляется во внешнем мире. И проблема, как правило, заключается не в наличии этого явления как такового, а в особенностях его проявления.

Теории агрессивности

В психологических теориях, объясняющих природу и этиологию агрессивности, существует ряд отличных друг от друга подходов. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени [9, 445].

Изучая причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи основное внимание уделили следующим трём принципиальным идеям (теориям):

) существует врождённая физиологическая потребность в агрессии (агрессивное поведение дано человеку от природы; так он защищается от своих врагов и выживает);

) агрессия является естественной реакцией на фрустрацию (известно, что фрустрация усиливается, когда человек ожидает большего, но ничего не получает; и это состояние больше, чем другие, создаёт предпосылки для агрессивного поведения);

) агрессивное поведение - результат научения (т.е. агрессивное поведение формируется постепенно и является результатом воспитания) [20, 283].

Поскольку агрессия - сложное поведение, нельзя сказать, что её контролирует какой-то определённый участок мозга. Однако учёным удалось установить, какие именно участки нервной системы облегчают агрессивное поведение человека и животных [9,447]. При активации (раздражении) этих структур агрессия возрастает, дезактивация их ведёт уменьшению враждебности. Это означает, что можно усиливать или подавлять агрессивность, воздействуя на нервную систему определёнными веществами (например, лекарствами).

Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Разным людям агрессивность свойственна в разной степени, и это вполне естественно. Темперамент человека, т.е. то, насколько он эмоционален и "реактивен", отчасти является биологическим наследством, результатом реактивности симпатической нервной системы. Темперамент индивида проявляется уже в детстве и. как правило, не изменяется на протяжении всей жизни. Чувствительность к возбудителям агрессии зависит также и от химического состава крови [9, 450].

Таким образом, нервная система, а также генетические и биохимические факторы оказывают существенное влияние на агрессивность индивида. Биологические факторы делают одних людей более расположенными на конфликты и провокации, чем других.

Одной из первых психологических теорий агрессии была популярная теория фрустрации-агрессии. "Фрустрация всегда приводит к проявлению агрессии в той или иной форме", - говорили Джон Доллард и его коллеги [9, 450]. Фрустрация - это всё, что препятствует достижению цели человека. Фрустрация усиливается, если у человека есть очень веские основания для того, чтобы стремиться к достижению цели, если человек рассчитывает получить от этого удовлетворение, а у него ровным счётом ничего не получается. Фрустрация создаёт мотивацию для агрессии. Страх перед порицанием или наказанием за агрессивные действия по отношению к источнику фрустрации может переориентировать агрессивность и направить её на какую-либо иную мишень или даже на самого себя.

Создатели теорий агрессии, основанных на инстинктах или фрустрации, исходили из того, что враждебность рождается в человеке из его эмоций, которые естественным образом "выталкивают" агрессию изнутри наружу. Социальные психологи утверждают, что тоже самое делает и научение [16, 71].

Создателем одной из теорий агрессии, известной как теория социального научения, является Альберт Бандура. По мнению автора, человек усваивает навыки агрессивного поведения, не только убеждаясь на собственном опыте в том, что оно может приносить полезные плоды, но и наблюдая за другими. Агрессию можно усваивать так же, как и многие социальные навыки: наблюдение за поведением окружающих и его последствиями. На собственном опыте и наблюдая за успехами окружающих, люди порой убеждаются в том, что агрессия может приносить полезные плоды. Социальное научение агрессии происходит под влиянием семьи, субкультуры и средств массовой информации.

Таким образом, известны три общие теории агрессии. Теорию инстинктивной агрессии традиционно связывают с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, которые считали, что агрессивная энергия накапливается в человеке. Согласно другой теории, гнев и враждебность есть последствия фрустрации. Фрустрация является не следствием депривации как таковой, а следствием разрыва между ожиданиями и реальными достижениями. Согласно теории социального научения, агрессивное поведение - это результат научения.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.