I. Влияние семейного положения на детскую агрессивность — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

I. Влияние семейного положения на детскую агрессивность

2020-03-31 134
I. Влияние семейного положения на детскую агрессивность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

I. Влияние семейного положения на детскую агрессивность

1.1 Психология агрессивности

1.1.1 Комплексная характеристика агрессивности

1.1.2 Теории агрессивности

1.1.3 Факторы, провоцирующие агрессию

1.1.4 Возрастные и гендерные особенности проявления агрессии

1.1.5 Социализация агрессивности

1.2 Проблема агрессивности у детей

1.2.1 Виды детской агрессивности. Портрет агрессивного ребёнка

1.2.2 Причины формирования детской агрессивности

1.3 Сопутствующие факторы семейного воспитания в неполных семьях и нарушения поведения

1.3.1 Проблемы неполной семьи

1.3.2 Дети из неполных семей

Вывод к главе

II. Организация и методики исследования

2.1 Диагностика детской агрессивности

2.2 Экспериментальное исследование

Заключение

Литература

Приложения

 


Введение

 

Перестройка нашего общества привела не только к экономическим и политическим изменениям, но и к изменению моральных норм поведения людей и особенно молодёжи. Педагоги, родители отмечают, что у детей и подростков нарастает асоциальная направленность. Они стали более тревожными и агрессивными. Агрессивные наклонности в поведении наблюдаются даже у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Агрессивность - это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям.

Агрессия заложена в животных и в человеке природой. Агрессивное поведение - это способ реагирования на внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Проблема есть тогда, когда агрессивные проявления никак не связаны с угрозой, когда они становятся постоянным и неизменным способом реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь тем или иным способом проявляется во внешнем мире. И проблема, как правило, заключается не в наличии этого явления как такового, а в особенностях его проявления.

Агрессивные проявления свойственны и мальчикам и девочкам. Однако по своим проявлениям агрессия у девочек, как правило, протекает "мягче", чем у мальчиков.

Агрессию необходимо сохранять, но правильно культивировать. За каждым агрессивным проявлением стоит какой-то побуждающий мотив.

Многие специалисты связывают проблему возрастания проявлений детской агрессии с особенностями современной культуры. Существуют социальные группы, для которых эта проблема особенно актуальна. Это происходит при отсутствии должного внимания взрослых к детям, недостаточной опеке. Как правило, этим страдают, прежде всего, дети социально неблагополучных семей, хотя от этого не застрахованы и дети из благополучных семей.

В трудах отечественных и зарубежных учёных А. Бодалёва, В. Столина, В. Сатир, Й. Лангмейера, Э. Эйдемиллера, А. Колмакова, Ж. Мицеквич и др. мы находим косвенные доказательства деструктивного влияния неполной семьи на личностный рост ребёнка. Они отмечают, что у детей могут развиваться отклонения в развитии личности (психическая депривация, нарушение социальной адаптации, эмоционального самочувствия, самооценки и отношения к окружающим людям).

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы детской агрессивности и влиянием на неё семейной среды и детско-родительских отношений. Исходя из этого, мы избрали темой: "Влияние семейного положения на детскую агрессивность"

Целью исследования было изучение агрессивных проявлений у детей из полных и неполных семей.

Объект исследования - уровень детской агрессивности.

Предмет исследования - уровень агрессивности детей в полных и неполных семьях.

Гипотеза исследования: семейная среда, окружающая детей, детерминирует возникновение агрессивного поведения.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Подобрать и изучить методики исследования агрессивности детей.

.   Провести диагностику детской агрессивности.

.   Обработать и проанализировать результаты исследования.

Методы исследования:

-   изучение и анализ психологической литературы по проблеме;

детская агрессивность семья неполная

-   изучение детской агрессивности методами психологического исследования;

-   анализ полученных результатов;

Экспериментальная база: средняя школа № 20 г. Орши.


Психология агрессивности

Теории агрессивности

В психологических теориях, объясняющих природу и этиологию агрессивности, существует ряд отличных друг от друга подходов. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени [9, 445].

Изучая причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи основное внимание уделили следующим трём принципиальным идеям (теориям):

) существует врождённая физиологическая потребность в агрессии (агрессивное поведение дано человеку от природы; так он защищается от своих врагов и выживает);

) агрессия является естественной реакцией на фрустрацию (известно, что фрустрация усиливается, когда человек ожидает большего, но ничего не получает; и это состояние больше, чем другие, создаёт предпосылки для агрессивного поведения);

) агрессивное поведение - результат научения (т.е. агрессивное поведение формируется постепенно и является результатом воспитания) [20, 283].

Поскольку агрессия - сложное поведение, нельзя сказать, что её контролирует какой-то определённый участок мозга. Однако учёным удалось установить, какие именно участки нервной системы облегчают агрессивное поведение человека и животных [9,447]. При активации (раздражении) этих структур агрессия возрастает, дезактивация их ведёт уменьшению враждебности. Это означает, что можно усиливать или подавлять агрессивность, воздействуя на нервную систему определёнными веществами (например, лекарствами).

Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Разным людям агрессивность свойственна в разной степени, и это вполне естественно. Темперамент человека, т.е. то, насколько он эмоционален и "реактивен", отчасти является биологическим наследством, результатом реактивности симпатической нервной системы. Темперамент индивида проявляется уже в детстве и. как правило, не изменяется на протяжении всей жизни. Чувствительность к возбудителям агрессии зависит также и от химического состава крови [9, 450].

Таким образом, нервная система, а также генетические и биохимические факторы оказывают существенное влияние на агрессивность индивида. Биологические факторы делают одних людей более расположенными на конфликты и провокации, чем других.

Одной из первых психологических теорий агрессии была популярная теория фрустрации-агрессии. "Фрустрация всегда приводит к проявлению агрессии в той или иной форме", - говорили Джон Доллард и его коллеги [9, 450]. Фрустрация - это всё, что препятствует достижению цели человека. Фрустрация усиливается, если у человека есть очень веские основания для того, чтобы стремиться к достижению цели, если человек рассчитывает получить от этого удовлетворение, а у него ровным счётом ничего не получается. Фрустрация создаёт мотивацию для агрессии. Страх перед порицанием или наказанием за агрессивные действия по отношению к источнику фрустрации может переориентировать агрессивность и направить её на какую-либо иную мишень или даже на самого себя.

Создатели теорий агрессии, основанных на инстинктах или фрустрации, исходили из того, что враждебность рождается в человеке из его эмоций, которые естественным образом "выталкивают" агрессию изнутри наружу. Социальные психологи утверждают, что тоже самое делает и научение [16, 71].

Создателем одной из теорий агрессии, известной как теория социального научения, является Альберт Бандура. По мнению автора, человек усваивает навыки агрессивного поведения, не только убеждаясь на собственном опыте в том, что оно может приносить полезные плоды, но и наблюдая за другими. Агрессию можно усваивать так же, как и многие социальные навыки: наблюдение за поведением окружающих и его последствиями. На собственном опыте и наблюдая за успехами окружающих, люди порой убеждаются в том, что агрессия может приносить полезные плоды. Социальное научение агрессии происходит под влиянием семьи, субкультуры и средств массовой информации.

Таким образом, известны три общие теории агрессии. Теорию инстинктивной агрессии традиционно связывают с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, которые считали, что агрессивная энергия накапливается в человеке. Согласно другой теории, гнев и враждебность есть последствия фрустрации. Фрустрация является не следствием депривации как таковой, а следствием разрыва между ожиданиями и реальными достижениями. Согласно теории социального научения, агрессивное поведение - это результат научения.

Социализация агрессивности

Социализаций агрессивности можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в формах, приемлемых в определённом обществе, цивилизации.

В связи с этим следует рассмотреть основные механизмы научения той или иной форме поведения: имитации, копировании, подражании и идентификации.

Имитация - отражение мимических и пантомических движений, воспроизведение предречевых вокализаций. Чаще всего осуществляется на основе механизма заражения. Проявляется уже в возрасте до пяти месяцев.

Копирование - воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определёнными предметами. Проявляется во второй половине младенческого возраста.

Подражание - активное воспроизведение ребёнком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере. В целом, это следование какому-либо образцу, однако в большей мере осознанное, так как требует выделения не только образца, но и его отдельных сторон, черт, манер поведения. Разделяется на две категории: инстинктивное подражание (возникает как взаимная стимуляция) и имитационное подражание (проявляется как способ расширения и обогащения форм поведения путём заимствования чужого опыта).

Идентификация - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В более общем представлении это бессознательный психологический процесс, посредством которого субъект присваивает себе свойства другого человека и преобразует себя по его образцу. Проявляется в раннем дошкольном детстве, но используется достаточно часто и в более поздние возрастные периоды.

Описанные выше механизмы научения не утрачивают своей активности на протяжении всей жизни человека.

Согласно теории социального научения, формирование агрессивного поведения может происходить несколькими путями [24, 80]:

. Родители поощряют агрессивность своих детей непосредственно либо показывают пример соответствующим поведением по отношению к другим и окружающей среде.

. Родители наказывают детей за проявление агрессивности, при этом:

а) родители, очень резко подавляющие агрессивность своих детей, таким образом воспитывают в ребёнке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы;

б) родители, не наказывающие своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;

в) родители, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как правило, прививают детям умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Таким образом, можно заключить, что наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Точно так же наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень агрессивности.

Проблемы неполной семьи

Семейный уклад и семейные традиции с давних времён считались неприкосновенными, передавались из поколения в поколение, чтобы не прерывалась цепочка жизни, чтобы дети, рождавшиеся в семье, знали свои корни. Состояние семейных взаимоотношений в современном обществе во многом стало нестабильное, а важнейшим показателем является увеличение из года в год числа "неполных семей".

Неполные семьи существовали на всех этапах развития человечества. Среди наиболее известных причин появления неполных семей была смерть одного из родителей. Это всегда вызывало сочувствие. Расторжение же брака или рождение внебрачного ребёнка практически всегда осуждались общественным мнением. Но с течением времени мы стали относиться к неполным семьям более терпимо, как к неотъемлемой части современной жизни, так как эта проблема затронула большинство семей.

Во все времена общество ожидало от семьи выполнения своих непосредственных функций, основными из которых были и остаются - репродуктивная и воспитательная. Специалисты так и определяют семью, как "сложный социальный институт, содержащий свою многогранную систему отношений и представляющий особый мир взрослых и детей, где постоянно присутствует процесс воспитания" [8, 19]. Изменение состава семьи, связанное со смертью одного из родителей, предразводной ситуацией и разводом, служит признаком её "дисфункциональности". Специалисты по семейному воспитанию всё более приходят к мнению, что попытки единственного родителя неполной семьи совмещать обе родительские функции, заполнить собой "функциональные пустоты" семьи чаще всего не дают нужного результата, если нет систематической помощи со стороны родственников и общественности.

Таким образом, неполная семья - это малая социальная группа, состоящая из одного родителя и проживающих вместе с ним детей. Они связаны родственными отношениями, ведением общего хозяйства, взаимной моральной ответственностью. Неполная семья образуется вследствие смерти одного из родителей, развода, рождения внебрачных детей, фактического распада семейных отношений при их юридическом сохранении.

Анализ известной научной литературы свидетельствует о том, что системного изучения последствий развития детей в неполной семье не проводилось. Но в трудах отечественных и зарубежных учёных А. Бодалёва, В. Столина, В. Сатир, Й. Лангмейера.Э. Эдемиллера, А. Колмакова, Ж. Мицеквич и др. можно найти косвенные доказательства деструктивного влияния неполной семьи на личностный рост ребёнка [8, 20]. Они отмечают, что у детей могут развиваться такие негативные отклонения в развитии личности, как: психическая депривация, нарушение социальной адаптации, эмоционального самочувствия, самооценки и отношения к окружающим людям. У мальчиков может не сложится представление о своих собственных гетеросексуальных влечениях. У девочек собственная половая идентификация может получить искажённое представление об отношениях между мужчинами и женщинами. Возникают различного рода зависимости (addikt) или "созависимости", препятствующие нормальному развитию личности. Детям, воспитывающимся в неполных семьях, также трудно в будущем создать собственную полноценную семью. Но это, как уже говорилось, только косвенные данные.

Полагается, что все члены неполной семьи переживают сильный стресс, вызываемый различными внутренними и внешними факторами. Это предположение подтверждается, если обратиться к известной шкале Рахе и Холмса, в которой такие стрессогенные ситуации, как смерть супруга, смерть ребёнка, развод, расположены в начале шкалы и являются самыми разрушительными по силе воздействия на психику человека. Подобная стрессовая ситуация возникает и тогда, когда женщина осознанно рожает ребёнка вне брака, но в силу различных обстоятельств не может или не хочет создать полноценную семью.

Стрессовые воздействия приводят к социальной дезадаптации членов семьи, что может породить в ней "кризисную ситуацию". Одним из признаков социальной дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов и неимение психических механизмов и форм поведения, необходимых дл их разрешения.

Изучение и анализ научной литературы позволяют утверждать, что [8, 22; 6, 69; 20, 228]:

·   неоднозначное отношение общественного мнения к неполным семьям заставляют членов этих семей скрывать свои трудности, делает их проблемы более "закрытыми";

·   "закрытость" неполных семей усугубляет проблемы осознания внутрисемейных сложностей, их травмирующих последствий;

·   нахождение неполной семьи в длительной стрессовой ситуации, которая может начинать развиваться задолго до образования такой семьи, приводит к дезадаптации её членов, задерживает развитие личности детей и родителей, затрудняет адаптацию их в постстрессовом периоде;

·   длительное пребывание в условиях комплекса неблагоприятных обстоятельств, сниженной жизнедеятельности различных типов неполной семьи вызывают в развитии и поведении детей глубокие изменения: неадекватное осознание детьми окружающей действительности; искривление ценностных ориентаций; разрушение веры в идеалы, закрепление нереалистических социальных установок; формирование комплексов неполноценности, разности, обойденности, тяжёлых нарушений в мотивационной сфере. Среди детей из неполных семей наибольший процент депривированных.

·   неполная семья - "особая" и требует к себе особого отношения со стороны социальных служб;

·   проблемы неполной семьи приобретают глобальный характер и требуют к себе пристального внимания со стороны государства.

Таким образом, можно предположить, что именно неполная семья обладает всеми признаками не только "дисфункциональности", но и более серьёзного "заболевания", последствия которого плохо осознаются всеми участниками взаимодействия и поэтому трудно прогнозируемы.

Дети из неполных семей

Многие исследования, посвящённые изучению агрессивного поведения детей и подростков, сходятся на том, что корни данного явления следует искать в детско-родительских отношениях [14, 3]. Девиантность в целом и асоциальная агрессия в частности являются своеобразным ответом ребёнка на фрустрирующую его систему взаимоотношений, существующую между родителями и детьми. "Без сомнения, такие органические факторы, как наследственные дефекты, физические недостатки, или такие социальные факторы, как низкий уровень жизни, неудовлетворительные условия для отдыха и неблагоприятное окружение, могут со своей стороны повлиять на развитие асоциальной ориентации. Но всё больше появляется свидетельств того, что во многих случаях такие факторы сами по себе не являются причиной. Они имеют значение в том смысле, что могут создаваться условия, при которых психологические факторы, способствующие развитию асоциального поведения, могут разворачиваться более активно" [3, 12].

Одной из первых потребностей, с которыми сталкивается ребёнок с раннего детства, является потребность в установлении отношений привязанности с родителями. Привязанность раскрывается в следующих аспектах: как форма эмоциональной зависимости одного человека от другого; как особая форма социального взаимодействия, которая проявляется в установлении и поддержании тёплых, доверительных, интимных отношений людей. Привязанность ребёнка к родителю формируется, прежде всего, из двух факторов: чуткости реагирования взрослого на подаваемые ребёнком сигналы, а также частоты и длительности реального взаимодействия с ребёнком (Дж. Боулби) [14, 3].

Ребёнок, понимаемый родителями, имеет возможность для восприятия более широкого поля опыта, погружения в него и формирования в нём разнообразных поведенческих паттернов. Неудача в формировании привязанности лишает ребёнка поддерживающего образа матери/отца, безопасной, комфортной среды, психотерапевтических возможностей взаимодействия с родителями и детерминирует поиск такого человека, который может сыграть роль интроекта. Поэтому у ребёнка актуализируются такие психоэмоциональные реакции, как переживание одиночества, презрение к себе, враждебные и агрессивные реакции в сочетании с гневом, а порой и яростью. В ситуациях, когда лишение ребёнка родительской привязанности длительно, он может потерять доверие к людям. Так, утрата доверия к родителям может повлечь за собой утрату доверия к миру взрослых, что является одной из существенных причин, способствующих возникновению протестных и агрессивных реакций, особенно в подростковом возрасте.

К сожалению, число несовершеннолетних детей, проживающих в условиях неполной семьи, не уменьшается. При этом повышается вероятность их неправильного воспитания, ведущего к формированию асоциальных форм поведения.

В семьях, где воспитанием детей занимается только один родитель, т.е. неполных, существует много проблем. Члены таких семей не всегда осознают их или стараются скрыть. Поэтому и развитие личности ребёнка в неполной семье заслуживает особого внимания, поскольку в стрессовой ситуации, возникающей вследствие отсутствия одного из родителей, затрудняется формирование навыков межличностного взаимодействия. Дети из таких семей чаще ставят себя в позицию "жертвы" обстоятельств, они менее успешны в учёбе, им труднее общаться в коллективах сверстников и взаимодействовать с взрослыми. Опираясь на материалы Д. Стотта, можно утверждать, что эти дети более тревожны, не чувствуют уверенности в себе, напряжены в общении, что ведёт у мальчиков к частым агрессивным реакциям, особенно к более слабым сверстникам, и враждебности к взрослым. У девочек также отмечаются симптомы неуверенности в своей привлекательности

При отсутствии одного из родителей дети страдают больше всего. У них отмечается раннее взросление. Знакомство с теневыми сторонами жизни. Положение семьи, естественно, отражается на развитии ребёнка, его моральной воспитанности, ценностных ориентациях, особенно на готовности к будущей семейной жизни. Выходцы из неполных семей отличаются заниженными познавательными потребностями. Потому они чаще других детей отстают в обучении, пассивны, не стремятся к повышению своего статуса.

Дети из неполных семей чаще испытывают высокую эмоциональную напряжённость, признаками чего служат неуспеваемость, неудовлетворённость общением, чувство тревожности, частые агрессивные реакции, неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Главенствующая роль матери в воспитании детей и отсутствие либо незначительное влияние отца ведут к нарушению процессов половой идентификации, чем ограничиваются воспитательные возможности неполной семьи и это способствует развитию кризисной ситуации внутри её.

Отсутствие образца, которому можно было бы подражать в будущем, и невозможность заполнить "функциональную пустоту" приводят к серьёзным, часто с признаками асоциальности, нарушениям поведенческих реакций у детей и подростков.

Таким образом, всевозможные недостатки в учёбе и отклоняющееся поведение детей из неполных семей фактически запрограммировано:

·   из-за неудовлетворённости эмоционального контакта с родными людьми,

·   положительной оценки с их стороны,

·   неудовлетворённости потребности в любви и ласке,

·   уменьшении возможностей удовлетворения материальных потребностей.

Вывод к главе

 

Агрессия - это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.

Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Агрессия заложена в человеке природой. Агрессивное поведение - это способ реагирования на внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Проблема есть тогда, когда агрессивные проявления никак не связаны с угрозой, когда они становятся постоянным и неизменным способом реагирования.

Таким образом, умеренная агрессивность - качество скорее положительное, чем отрицательное. Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.

Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь тем или иным способом проявляется во внешнем мире. И проблема, как правило, заключается не в наличии этого явления как такового, а в особенностях его проявления.

В психологических теориях, объясняющих природу и этиологию агрессивности, существует ряд отличных друг от друга подходов. Известны три общие теории агрессии. Сторонники теории инстинктивной агрессии считали, что агрессивная энергия накапливается в человеке. Согласно другой теории, гнев и враждебность есть последствия фрустрации, которая является следствием разрыва между ожиданиями и реальными достижениями. Согласно теории социального научения, агрессивное поведение - это результат научения.

Факторами, провоцирующими людей на агрессивные действия являются аверсивные ощущения, чрезмерная жара, нападение или скученность. Также на возникновение агрессии часто оказывают влияние не только факторы, опосредованные особенностями процесса развития в онтогенезе и социализации, но и социально психологические и ситуативные факторы.

Разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные (агрессивные) свойства личности, которые проявляются в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Детскую агрессивность провоцирует несколько факторов, одним из которых является семейная ситуация. Многие исследования, посвящённые изучению агрессивного поведения детей и подростков, сходятся на том, что корни данного явления следует искать в детско-родительских отношениях. К сожалению, число несовершеннолетних детей, проживающих в условиях неполной семьи, не уменьшается. При этом повышается вероятность их неправильного воспитания, ведущего к формированию асоциальных форм поведения.

При отсутствии одного из родителей дети страдают больше всего. У них отмечается раннее взросление, знакомство с теневыми сторонами жизни. Положение семьи, естественно, отражается на развитии ребёнка, его моральной воспитанности, ценностных ориентациях, особенно на готовности к будущей семейной жизни. Дети из неполных семей чаще испытывают высокую эмоциональную напряжённость, признаками чего служат неуспеваемость, неудовлетворённость общением, чувство тревожности, частые агрессивные реакции, неуверенность в себе и заниженная самооценка.


Заключение

 

Агрессивное поведение - это способ реагирования на внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь тем или иным способом проявляется во внешнем мире. И проблема, как правило, заключается не в наличии этого явления как такового, а в особенностях его проявления.

Агрессия - общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность - намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное действие - это поведение человека, которое направлено на причинение вреда другим людям.

Детскую агрессивность провоцирует несколько факторов: врождённая склонность; аверсивные случаи; возбуждение; массовая культура; агрессивные игры; влияние группы. Причины проявления агрессии у детей могут быть разными, в том числе и некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромное значение имеет воспитание в семье.

В трудах отечественных и зарубежных учёных можно найти косвенные доказательства деструктивного влияния неполной семьи на личностный рост ребёнка. Они отмечают, что у детей могут развиваться такие негативные отклонения в развитии личности, как: психическая депривация, нарушение социальной адаптации, эмоционального самочувствия, самооценки и отношения к окружающим людям.

Дети из неполных семей чаще испытывают высокую эмоциональную напряжённость, признаками чего служат неуспеваемость, неудовлетворённость общением, чувство тревожности, частые агрессивные реакции, неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Таким образом, можно предположить, что именно неполная семья обладает всеми признаками не только "дисфункциональности", но и более серьёзного "заболевания", последствия которого плохо осознаются всеми участниками взаимодействия и поэтому трудно прогнозируемы.

В практической части нашей работы нами было проведено исследование агрессивности и враждебности детей (мальчиков и девочек) из полных и неполных семей, полученные результаты которого подтвердили гипотезу нашего исследования. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что среда (в частности полная и неполная семья), окружающая детей, детерминирует возникновение агрессивного поведения.


Литература

 

1. Арнаутова Е.П. Об эмоционально-оценочных отношениях ребёнка к членам семьи в условиях повторного брака матери. /Сацыяльна-педагагiчная работа. 1998. №6. с.25-31.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 512 с.

.   Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.

.   Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1999. - 352 с.

.   Детство без жестокости и насилия /авт. - сост.е.А. Климкович, С.В. Дормаш. - Минск: Красико-Принт, 2007. - 176 с. - (педагогическая мастерская)

.   Жиров Ю.С. Особенности детско-родительских взаимоотношений в полных и неполных семьях. /Сацыяльна-педагагiчная работа. 2007. №12. с.45-50.

.   Жиров С.Ю. Особенности поведения и эмоционального состояния детей из неполных семей. /Сацыяльна-педагагiчная работа. 2004. №2. с.67-74.

.   Жиров Ю.С. Проблемы неполной семьи - проблемы общества. /Сацыяльна-педагагiчная работа. 2003. №3. с.18-25.

.   Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005. - 794 с.

.   Монина Г., Лютова Е. Шпаргалка для взрослых.: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 136 с.

.   Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. - 4-е изд., М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.

.   Немов Р.С. Психология. М.: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. - 4-е изд., М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.3: Психодиагностика. - 620 с.

.   Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка. М.: Педагогика, 1992 - 160 с.

.   Пархомович В.Б. Особенности семейной среды агрессивных подростков. /Сацыяльна-педагагiчная работа. 2005. №11. с.3-10.

.   Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 512 с.

.   Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя /М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. - 160 с.

.   Плесюк Л.П. Проблема детской агрессивности у детей: оказание помощи ребёнку и его семье. /Сацыяльна-педагагiчная работа. 2005. №5. с.38-44.

.   Пряхина М.В. Козлова Г.Л. Детская жестокость - ответная реакция на жестокость взрослых. /Сацыяльна-педагагiчная работа. 1998. №4. с.84-91.

.   Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии: Учебно-методическое пособие для практических психологов системы образования. Составители: Е.Л. Михайловская, Е.А. Осипова, Е.В. Чуменко. Мн., 2001.

.   Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.

.   Популярная психология для родителей. / Под ред. Бодалёва А.А. М.: Педагогика, 1989. - 256 с.

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Т.1. М., 1996.

.   Романов А. Направленная игротерапия агрессивности у детей.: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. - М.: "Плэйт", 2004. - 48 с.

.   Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007. - 480 с.

.   Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. - 4-е изд., М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 512 с.

.   Шилова Т.А. Диагностика социально-психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Айрис-пресс, 2005. - 112 с.


Приложения

Диагностика состояния агрессии у подростков

Опросник Басса-Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить другим вред.

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди меня не любят.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди мне завидуют.

31. Я требую. Чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щёлкнули по носу.

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я этого заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему не<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.