Сопутствующие факторы семейного воспитания в неполных семьях и нарушения поведения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сопутствующие факторы семейного воспитания в неполных семьях и нарушения поведения

2020-03-31 136
Сопутствующие факторы семейного воспитания в неполных семьях и нарушения поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблемы неполной семьи

Семейный уклад и семейные традиции с давних времён считались неприкосновенными, передавались из поколения в поколение, чтобы не прерывалась цепочка жизни, чтобы дети, рождавшиеся в семье, знали свои корни. Состояние семейных взаимоотношений в современном обществе во многом стало нестабильное, а важнейшим показателем является увеличение из года в год числа "неполных семей".

Неполные семьи существовали на всех этапах развития человечества. Среди наиболее известных причин появления неполных семей была смерть одного из родителей. Это всегда вызывало сочувствие. Расторжение же брака или рождение внебрачного ребёнка практически всегда осуждались общественным мнением. Но с течением времени мы стали относиться к неполным семьям более терпимо, как к неотъемлемой части современной жизни, так как эта проблема затронула большинство семей.

Во все времена общество ожидало от семьи выполнения своих непосредственных функций, основными из которых были и остаются - репродуктивная и воспитательная. Специалисты так и определяют семью, как "сложный социальный институт, содержащий свою многогранную систему отношений и представляющий особый мир взрослых и детей, где постоянно присутствует процесс воспитания" [8, 19]. Изменение состава семьи, связанное со смертью одного из родителей, предразводной ситуацией и разводом, служит признаком её "дисфункциональности". Специалисты по семейному воспитанию всё более приходят к мнению, что попытки единственного родителя неполной семьи совмещать обе родительские функции, заполнить собой "функциональные пустоты" семьи чаще всего не дают нужного результата, если нет систематической помощи со стороны родственников и общественности.

Таким образом, неполная семья - это малая социальная группа, состоящая из одного родителя и проживающих вместе с ним детей. Они связаны родственными отношениями, ведением общего хозяйства, взаимной моральной ответственностью. Неполная семья образуется вследствие смерти одного из родителей, развода, рождения внебрачных детей, фактического распада семейных отношений при их юридическом сохранении.

Анализ известной научной литературы свидетельствует о том, что системного изучения последствий развития детей в неполной семье не проводилось. Но в трудах отечественных и зарубежных учёных А. Бодалёва, В. Столина, В. Сатир, Й. Лангмейера.Э. Эдемиллера, А. Колмакова, Ж. Мицеквич и др. можно найти косвенные доказательства деструктивного влияния неполной семьи на личностный рост ребёнка [8, 20]. Они отмечают, что у детей могут развиваться такие негативные отклонения в развитии личности, как: психическая депривация, нарушение социальной адаптации, эмоционального самочувствия, самооценки и отношения к окружающим людям. У мальчиков может не сложится представление о своих собственных гетеросексуальных влечениях. У девочек собственная половая идентификация может получить искажённое представление об отношениях между мужчинами и женщинами. Возникают различного рода зависимости (addikt) или "созависимости", препятствующие нормальному развитию личности. Детям, воспитывающимся в неполных семьях, также трудно в будущем создать собственную полноценную семью. Но это, как уже говорилось, только косвенные данные.

Полагается, что все члены неполной семьи переживают сильный стресс, вызываемый различными внутренними и внешними факторами. Это предположение подтверждается, если обратиться к известной шкале Рахе и Холмса, в которой такие стрессогенные ситуации, как смерть супруга, смерть ребёнка, развод, расположены в начале шкалы и являются самыми разрушительными по силе воздействия на психику человека. Подобная стрессовая ситуация возникает и тогда, когда женщина осознанно рожает ребёнка вне брака, но в силу различных обстоятельств не может или не хочет создать полноценную семью.

Стрессовые воздействия приводят к социальной дезадаптации членов семьи, что может породить в ней "кризисную ситуацию". Одним из признаков социальной дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов и неимение психических механизмов и форм поведения, необходимых дл их разрешения.

Изучение и анализ научной литературы позволяют утверждать, что [8, 22; 6, 69; 20, 228]:

·   неоднозначное отношение общественного мнения к неполным семьям заставляют членов этих семей скрывать свои трудности, делает их проблемы более "закрытыми";

·   "закрытость" неполных семей усугубляет проблемы осознания внутрисемейных сложностей, их травмирующих последствий;

·   нахождение неполной семьи в длительной стрессовой ситуации, которая может начинать развиваться задолго до образования такой семьи, приводит к дезадаптации её членов, задерживает развитие личности детей и родителей, затрудняет адаптацию их в постстрессовом периоде;

·   длительное пребывание в условиях комплекса неблагоприятных обстоятельств, сниженной жизнедеятельности различных типов неполной семьи вызывают в развитии и поведении детей глубокие изменения: неадекватное осознание детьми окружающей действительности; искривление ценностных ориентаций; разрушение веры в идеалы, закрепление нереалистических социальных установок; формирование комплексов неполноценности, разности, обойденности, тяжёлых нарушений в мотивационной сфере. Среди детей из неполных семей наибольший процент депривированных.

·   неполная семья - "особая" и требует к себе особого отношения со стороны социальных служб;

·   проблемы неполной семьи приобретают глобальный характер и требуют к себе пристального внимания со стороны государства.

Таким образом, можно предположить, что именно неполная семья обладает всеми признаками не только "дисфункциональности", но и более серьёзного "заболевания", последствия которого плохо осознаются всеми участниками взаимодействия и поэтому трудно прогнозируемы.

Дети из неполных семей

Многие исследования, посвящённые изучению агрессивного поведения детей и подростков, сходятся на том, что корни данного явления следует искать в детско-родительских отношениях [14, 3]. Девиантность в целом и асоциальная агрессия в частности являются своеобразным ответом ребёнка на фрустрирующую его систему взаимоотношений, существующую между родителями и детьми. "Без сомнения, такие органические факторы, как наследственные дефекты, физические недостатки, или такие социальные факторы, как низкий уровень жизни, неудовлетворительные условия для отдыха и неблагоприятное окружение, могут со своей стороны повлиять на развитие асоциальной ориентации. Но всё больше появляется свидетельств того, что во многих случаях такие факторы сами по себе не являются причиной. Они имеют значение в том смысле, что могут создаваться условия, при которых психологические факторы, способствующие развитию асоциального поведения, могут разворачиваться более активно" [3, 12].

Одной из первых потребностей, с которыми сталкивается ребёнок с раннего детства, является потребность в установлении отношений привязанности с родителями. Привязанность раскрывается в следующих аспектах: как форма эмоциональной зависимости одного человека от другого; как особая форма социального взаимодействия, которая проявляется в установлении и поддержании тёплых, доверительных, интимных отношений людей. Привязанность ребёнка к родителю формируется, прежде всего, из двух факторов: чуткости реагирования взрослого на подаваемые ребёнком сигналы, а также частоты и длительности реального взаимодействия с ребёнком (Дж. Боулби) [14, 3].

Ребёнок, понимаемый родителями, имеет возможность для восприятия более широкого поля опыта, погружения в него и формирования в нём разнообразных поведенческих паттернов. Неудача в формировании привязанности лишает ребёнка поддерживающего образа матери/отца, безопасной, комфортной среды, психотерапевтических возможностей взаимодействия с родителями и детерминирует поиск такого человека, который может сыграть роль интроекта. Поэтому у ребёнка актуализируются такие психоэмоциональные реакции, как переживание одиночества, презрение к себе, враждебные и агрессивные реакции в сочетании с гневом, а порой и яростью. В ситуациях, когда лишение ребёнка родительской привязанности длительно, он может потерять доверие к людям. Так, утрата доверия к родителям может повлечь за собой утрату доверия к миру взрослых, что является одной из существенных причин, способствующих возникновению протестных и агрессивных реакций, особенно в подростковом возрасте.

К сожалению, число несовершеннолетних детей, проживающих в условиях неполной семьи, не уменьшается. При этом повышается вероятность их неправильного воспитания, ведущего к формированию асоциальных форм поведения.

В семьях, где воспитанием детей занимается только один родитель, т.е. неполных, существует много проблем. Члены таких семей не всегда осознают их или стараются скрыть. Поэтому и развитие личности ребёнка в неполной семье заслуживает особого внимания, поскольку в стрессовой ситуации, возникающей вследствие отсутствия одного из родителей, затрудняется формирование навыков межличностного взаимодействия. Дети из таких семей чаще ставят себя в позицию "жертвы" обстоятельств, они менее успешны в учёбе, им труднее общаться в коллективах сверстников и взаимодействовать с взрослыми. Опираясь на материалы Д. Стотта, можно утверждать, что эти дети более тревожны, не чувствуют уверенности в себе, напряжены в общении, что ведёт у мальчиков к частым агрессивным реакциям, особенно к более слабым сверстникам, и враждебности к взрослым. У девочек также отмечаются симптомы неуверенности в своей привлекательности

При отсутствии одного из родителей дети страдают больше всего. У них отмечается раннее взросление. Знакомство с теневыми сторонами жизни. Положение семьи, естественно, отражается на развитии ребёнка, его моральной воспитанности, ценностных ориентациях, особенно на готовности к будущей семейной жизни. Выходцы из неполных семей отличаются заниженными познавательными потребностями. Потому они чаще других детей отстают в обучении, пассивны, не стремятся к повышению своего статуса.

Дети из неполных семей чаще испытывают высокую эмоциональную напряжённость, признаками чего служат неуспеваемость, неудовлетворённость общением, чувство тревожности, частые агрессивные реакции, неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Главенствующая роль матери в воспитании детей и отсутствие либо незначительное влияние отца ведут к нарушению процессов половой идентификации, чем ограничиваются воспитательные возможности неполной семьи и это способствует развитию кризисной ситуации внутри её.

Отсутствие образца, которому можно было бы подражать в будущем, и невозможность заполнить "функциональную пустоту" приводят к серьёзным, часто с признаками асоциальности, нарушениям поведенческих реакций у детей и подростков.

Таким образом, всевозможные недостатки в учёбе и отклоняющееся поведение детей из неполных семей фактически запрограммировано:

·   из-за неудовлетворённости эмоционального контакта с родными людьми,

·   положительной оценки с их стороны,

·   неудовлетворённости потребности в любви и ласке,

·   уменьшении возможностей удовлетворения материальных потребностей.

Вывод к главе

 

Агрессия - это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.

Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Агрессия заложена в человеке природой. Агрессивное поведение - это способ реагирования на внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Проблема есть тогда, когда агрессивные проявления никак не связаны с угрозой, когда они становятся постоянным и неизменным способом реагирования.

Таким образом, умеренная агрессивность - качество скорее положительное, чем отрицательное. Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.

Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь тем или иным способом проявляется во внешнем мире. И проблема, как правило, заключается не в наличии этого явления как такового, а в особенностях его проявления.

В психологических теориях, объясняющих природу и этиологию агрессивности, существует ряд отличных друг от друга подходов. Известны три общие теории агрессии. Сторонники теории инстинктивной агрессии считали, что агрессивная энергия накапливается в человеке. Согласно другой теории, гнев и враждебность есть последствия фрустрации, которая является следствием разрыва между ожиданиями и реальными достижениями. Согласно теории социального научения, агрессивное поведение - это результат научения.

Факторами, провоцирующими людей на агрессивные действия являются аверсивные ощущения, чрезмерная жара, нападение или скученность. Также на возникновение агрессии часто оказывают влияние не только факторы, опосредованные особенностями процесса развития в онтогенезе и социализации, но и социально психологические и ситуативные факторы.

Разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные (агрессивные) свойства личности, которые проявляются в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Детскую агрессивность провоцирует несколько факторов, одним из которых является семейная ситуация. Многие исследования, посвящённые изучению агрессивного поведения детей и подростков, сходятся на том, что корни данного явления следует искать в детско-родительских отношениях. К сожалению, число несовершеннолетних детей, проживающих в условиях неполной семьи, не уменьшается. При этом повышается вероятность их неправильного воспитания, ведущего к формированию асоциальных форм поведения.

При отсутствии одного из родителей дети страдают больше всего. У них отмечается раннее взросление, знакомство с теневыми сторонами жизни. Положение семьи, естественно, отражается на развитии ребёнка, его моральной воспитанности, ценностных ориентациях, особенно на готовности к будущей семейной жизни. Дети из неполных семей чаще испытывают высокую эмоциональную напряжённость, признаками чего служат неуспеваемость, неудовлетворённость общением, чувство тревожности, частые агрессивные реакции, неуверенность в себе и заниженная самооценка.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.