Отражение вероучения федосеевского согласия в сборнике «Отеческие завещания» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Отражение вероучения федосеевского согласия в сборнике «Отеческие завещания»

2020-03-31 111
Отражение вероучения федосеевского согласия в сборнике «Отеческие завещания» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В конце XVIII - начале XIX в. в федосеевском согласии происходили особенно ожесточённые внутренние споры. Отказ некоторых общин от следования основным положениям, сформулированным в своё время основателем согласия Феодосием Васильевым, нарушал его единство. Преображенское кладбище, выполнявшее на тот момент функции объединяющего центра, перестало быть безусловным авторитетом для региональных общин. Возможно, это было связано с тем обстоятельством, что споры шли и на Преображенском кладбище. Возникла острая необходимость стабилизировать обстановку внутри согласия. Сборник «Отеческие завещания», по замыслу его создателей, должен был решить эту задачу.

Подлинник «Отеческих завещаний» некоторое время хранился в рукописном собрании Владимирской духовной семинарии под №75, но в настоящее время считается утерянным. До нас он дошёл в виде фотокопии, которая в начале XX в. была сделана известным собирателем рукописей В.Г. Дружининым, и сейчас находится в его собрании. Как было уже отмечено ранее, сохранились и списки более позднего времени. В настоящее время нам известно пять из них. Переписчики уважительно относились к тексту, воспроизводя его практически дословно. Поскольку все более поздние списки носят вторичный характер по отношению к автографу, будем анализировать текст по фотокопии рукописи, хранящейся в БАН.

А.И. Мальцев, в статье «К истории создания федосеевского сборника постоянного состава» Отеческие завещания «», опираясь на анализ письма составителя, дал общую характеристику сборника, отметив, что источник давно известен исследователям старообрядчества, но никто до сих пор, подчеркнул автор статьи, не ставил задачу специального исследования этого старообрядческого сборника.

Сборник «Отеческие завещания» открывается письмом (вероятно - автографом) составителя, датированным 26 апрелем 1805 г. Адресовано оно руководителям Преображенского кладбища наставникам Сергею Яковлеву, Луке Терентьеву, Семёну Михайлову, Ивану Потапову, Петру Козмину и Фёдору Сергееву, а также «управляющим икономиею» Илье Алексеевичу Ковылину и Константину Денисову «со всею… христоподражателною паствою».

Как следует из этого письма, основная работа по составлению «Отеческих завещаний» была проделана казанским федосеевцем Иваном Алексеевичем. Ему было поручено подготовить сборник, в котором нашли бы отражение сложившиеся к этому времени вероучение, богослужебная и обрядовая практика. Он пишет, что для этого ему необходимо было «прежде бывших наших, страдальческими подвиги достохвально жизни сея отлучившихся отец пречестных и нынешних, сходственных по всему онем же, уряженныя соборным советом догматическая и нравныя, согласно Священному Писанию писма, правила и статьи, и во едину книгу яко некое согласием споёное тело, в виде всецелом собранное, вашему боголюбному сонму для освидетельствования представить». Из приведённого текста становится понятно, что проделанная Иваном Алексеевым работа по сбору материалов и их комплектованию имела конечной целью обобщающий сборник текстов, которые к этому времени считались авторитетными.

Далее в письме он пояснил, что этот труд был предпринят им с целью преодоления распрей среди федосеевцев и объединения их под началом единого (московского) центра. Автор письма констатировал факт завершения своей работы над сборником и предоставление его в Москву «для освидетельствования». Заканчивалось письмо обращением автора к московским наставникам: «Всепокорно прошу… разъсмотрив, за подъписанием своих рук, в выполнение и безъопасное в том показание мне выдаите». По-видимому, в 1805 г. сборник был доставлен на Преображенское кладбище. В этом же году состоялся специальный собор для его «освидетельствования», на котором текст «Отеческих завещаний» одобрили. Илья Алексеевич Ковылин распорядился, «верности ради», «скрепить полистно», о чём свидетельствует оставленная им запись. Действительно, фотокопия рукописи показывает, что она имела полистную «скрепу», выполненную известным преображенским наставником Лукой Терентьевым. Он же, судя по почерку, осуществил и нумерацию страниц сборника. Это подтверждает и помета, оставленная на полях: «По листам подписать с приказания своеручнаго писма Ильи Алексеевича, настоятель Лука Терентьич своею рукою».

Следом за письмом составителя было помещено оглавление. При соотнесении его с главами «Отеческих завещаний» становится понятно, что оно составлено по принципу краткого изложения содержащейся в главе информации (Приложение IV). Например, 6-я глава, состоящая из текста Польского устава, не имеет самоназвания. В оглавлении она обозначена следующим образом: «Соборное польских отец, Феодосия Васильича и прочих, в 46-ти статьях, о нужных християнских потребах, установление».

Утверждённый в 1805 г. федосеевскими наставниками текст «Отеческих завещаний» состоял из 44-х глав. Об этом нам позволяет говорить тот факт, что после 44-й главы оставлена запись, датированная 9 мая 1805 г. В ней зафиксировано окончание сборника и его соборное одобрение: «Конец книг. Сие писание у прежних отец было писано, и мы сему последуем, не хотящих последовать суду Божию оставляем». Но сборник на этом не заканчивается. Далее следуют еще 16-ть глав, причём последняя, 60-я, не была отмечена в оглавлении. В эти главы включены материалы, отразившие начавшиеся в согласии прения по поводу «Отеческих завещаний». Таким образом, работа над окончательной редакцией сборника продолжилась на Преображенском кладбище после 1805 г., когда была утверждена его первая редакция. Составление сборника стало результатом коллективного творчества, и окончательный его вариант формировалась уже под руководством наставников московской федосеевской общины. Все позднейшие списки «Отеческих завещаний» содержат именно 60-ть глав.

Сборник состоит из текстов соборных постановлений, сочинений уставного характера, посланий, полемических сочинений, написанных федосеевскими, поморскими и филипповскими авторами в XVIII - начале XIX вв. Он разделён на главы таким образом, что каждая из них представляет собой отдельное сочинение или фрагмент какого-либо сочинения. А.И. Мальцев обратил внимание на то обстоятельство, что некоторые из помещённых в него текстов, дошли до нас только в составе «Отеческих завещаний», что повышает ценность сборника как исторического источника.

Многие сочинения, вошедшие в состав «Отеческих завещаний», имеют пометы, указывающие на происхождение данного конкретного списка. Очень часто в качестве владельцев рукописей, из которых копируется сочинение или часть его, указаны имена московских федосеевских наставников Андрея Лазарева, Луки Терентьева, Ивана Петрова Дуниловского. Составитель использовал тексты, хранящиеся не только в Москве. В 1804-1805 гг. он побывал в Польше и в Стародубье, где, вероятно, также занимался сбором нужных ему материалов.

«Отеческие завещания», по замыслу составителей, должны были стабилизировать обстановку внутри согласия, внеся определённую регламентацию в повседневную жизнь, а также дать возможность читателям решить многие спорные вопросы, возникающие при общении с представителями других согласий. Составлялся он также в связи с необходимостью систематизации накопившегося к этому времени большого количества соборных постановлений, сочинений, которые часто противоречили друг другу. Но вместо ожидаемой стабилизации «Отеческие завещания» в итоге вызвали новую волну прений. Особенно ожесточённо полемика происходила внутри московской общины. Это всё нашло отражение в содержании сборника, к анализу которого мы приступаем.



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.