Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-03-31 | 100 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Феодосий Васильев на новое место жительства так и не попал. Для получения окончательного указа на владение Ряпиной мызой он, как руководитель общины, в мае 1711 г. отправился в Новгород к воеводе Якову Никитичу Корсакову, который тут же выдал его вместе с сыном Евстратом и двумя представителями общежительства Новгородскому митрополиту Иову. Феодосий Васильев был арестован, долго подвергался увещеваниям вернуться в лоно Церкви, и, оставаясь в заточении, умер в том же 1711 г. После этого федосеевская община была возглавлена его сыном, Евстратом Федосеевым.
Для федосеевской общины последовали благоприятные годы, когда численность её достигла уже 2000 человек, а материальное состояние улучшилось за счёт земледелия и рыболовства. Но, скорее всего, это не было заслугой нового лидера. Павел Любопытный, давая характеристику Евстрату Федосееву, писал, что он был «муж тщательный в создании церкви, рачитель церковного благолепия и строгой жизни, ревнитель правил и обычаев своей церкви». Но в то же время, как отметил старообрядческий историк и библиограф, он «открывал во многих случаях своих деяний довольно суеверия и грубости, часто изражал самонадеянность и прекословие просвещённым мужам». Действительно, Евстрат не пользовался таким авторитетом как отец, но всеми силами стремился сохранить созданную общину в качестве самостоятельного согласия. В связи с этим подчёркивал значимость фигуры Феодосия именно как основателя согласия. В сочинении биографического жанра «Житие Феодосия Васильева, основателя федосеевского согласия…», написанном около 1741 г., то есть сразу после очередной размолвки с поморским согласием, Евстрат, рассказывая о смерти отца, отмечал, что она вполне могла быть насильственной: «Инии же глаголют, яко убиен бысть от самаго архиерея некою доскою…». Но даже в том случае, если он умер естественным образом, как считал сын, лавры мученика Феодосию Васильеву обеспечены, так как «блаженаго страдальца, повелением митрополичием, злии слуги из града извлекше, в рове закопаша». Таким образом, Феодосий представлен в Житии как мученик, пострадавший за веру. Написанное биографическое сочинение должно было не только рассказать о его жизни, но и укрепить авторитет Феодосия Васильева.
|
В Ряпиной мызе община под руководством Евстрата существовала до 1719 г., когда на неё обрушились правительственные репрессии. Поводом для них стал ложный донос, суть которого заключалась в том, что в общежительстве якобы находят приют беглые солдаты. В результате, община была разорена, посланными туда для поимки беглых, русскими солдатами, которые заодно разграбили «и хлеб, и скотину, и прочия вся». И хотя позже выяснилось, что донос был ложным, в 1722 г. Ряпинскую обитель уничтожили окончательно. Колокола, иконы и книги, как указывает И.Н. Заволоко, ссылаясь на архивные документы, были отвезены в Юрьевскую Успенскую церковь. После этого федосеевцы расселились в разных районах Польши, Лифляндии, Курляндии, Валахии и Стародубья. Федосеевские общины остались и в новгородско-псковских землях. В 1728 г. в Польше в деревне Гудишках (вблизи Дукши) Евстрат Федосеев основал новую обитель.
Длительный период времени Евстрат Федосеев категорически отказывался идти на примирение с поморцами, хотя последние искали контактов. Возможно, это было связано, опять же, с его желанием сохранить автономность общины. Его имя не фигурировало в переговорах, в результате которых в 5 августа 1727 г. между федосеевцами и поморцами было заключено мирное соглашение. Событие это совершилось усилиями влиятельного федосеевского наставника Игнатия Трофимова, во время его приезда на Выг из Польши.
|
Примирение 1727 г. стало возможным, во-первых, благодаря тому, что федосеевцы несколько смягчили своё отношение к поморцам, в частности, по вопросу о титле на Кресте. Во-вторых, хотя в посланиях и во время личных встреч постоянно подтверждалось полное разделение, на практике оно не было доведёно до конца. Например, не была решена очень важная в данном случае проблема чиноприёма, федосеевцы и поморцы продолжали принимать переходящих из одного согласия в другое как единоверцев. Этот союз продлился до 1739 г., но был весьма неустойчив, так как отношения между федосеевцами и поморцами сложились довольно неопределённые. В 1739 г. на Выг приехала комиссия О.Т. Квашина-Самарина, под нажимом которой в общежительстве было введено моление за «высочайшую власть». Это стало причиной очередного разделения. Поморцев после этого федосеевцы стали называть «самарянами».
В период управления общиной Евстратом Федосеевым, продолжался процесс оформления вероучения. Своего рода вехой в истории федосеевского согласия стал 1751 г., когда в Польше члены согласия соборно приняли свод правил - Польский устав. В этом сочинении уставного характера нашли отражение эволюция вероучения федосеевцев и изменения их взглядов на решение обрядовых и богослужебных вопросов. Устав 1751 г. можно условно разделить на тематические блоки, характеристика которых позволит выявить эволюцию вероучения в период руководства общиной Евстратом Федосеевым.
В тексте Польского устава довольно часто встречаются полонизмы, что вполне объясняется влиянием соответствующей окружающей среды, связью с реальной польской действительностью. Иногда можно отметить прямые лексические заимствования, например, в нескольких статьях употребляется слово «кирмаши». Оно в переводе с польского означает «ярмарки». С реальной польской действительностью связаны и некоторые конкретные бытовые детали, как, например, упоминание в одной из статей о венчании в «костелех».
Проблема существования в мире антихриста, усугублённая вынужденным пребыванием общины в Польше, заставляла вырабатывать правила поведения для федосеевцев во враждебном окружающем мире. Предполагалось наказание за совершение какой-либо покупки в миру. Об этом чётко сказано в тексте 7-й статьи, которая звучит следующим образом: «В польских градех, на кирмашах покупающих что, и пиющих, или идущих, и да творят сии 300 поклонов до земли при соборе». О специальном обряде «очищения» пищи, купленной «на торгу», за которое ранее выступал Феодосий, теперь ничего не было сказано.
|
Более строгому наказанию подвергались те федосеевцы, поведение которых совсем не соответствовало образу «истинного христианина». В частности, 18-я статья Польского устава к таким относит «поющих песни бесовския, и играющих в карты, и в варганы, и в дуды, и бранящихся матерны, и плящущих, и яйцами катающих, и на качелях качающихся, и на масленной катающихся». За подобные действия провинившиеся должны совершать 500 поклонов до земли.
Ещё более тяжким проступком считалось обращение федосеевца в «иноверный суд» с целью решения мирских вопросов. Статья 21-я начинается со слов: «Аще пойдёт под иноверный суд на мызы, о всяких мирских междоречий; а християньский суд презирая…». В представлении старообрядцев «иноверный суд» был не просто одним из видов контакта с внешним миром, это был суд, совершаемый слугами антихриста. Поэтому в качестве наказания прибегали к отлучению виновника от «старой» веры, хотя в случае раскаяния отлучение могло быть заменено 2000-ми поклонов при соборе. Обращение в «иноверный суд» упоминается и в числе возможных проступков «духовных людей». В 39-й статье читаем: «Духовным людем отнюдь не торговать, и в тяжбы и в свары с простыми людьми не входить, и под иноверный суд не ходить». В перечисленных случаях следовало виновных «от духовенства отставить».
С существованием в мире, в котором царствует антихрист, была тесно связана проблема самоидентификации. Беспоповская федосеевская община представлялась единственным местом, где возможно спасение. Вероятно, по этой причине в уставе 1751 г. было подтверждено полное разделение с поморским согласием. Об этом прямо заявлено в 4-й статье Польского устава: «С Заонегами разделение иметь, и с ними ни ясти, ни пити, ни на молении стояти, и страдальцев наших прежних учения не хулити, а Поморских учителей нынешних учения не хвалити». В этой же статье нашла отражение и проблема чиноприёма для приходящих «от Заонег» в федосеевское согласие - это 300 поклонов при соборе.
|
С проблемой самоидентификации было связано представление о собственной исключительности, так как федосеевская община позиционировала себя как носителя единственно «истинной» веры. Об этом нам позволяет говорить 5-я статья Польского устава, которая начинается следующим образом: «Никониане веру християнскую раскольническою нарицают, и христиан раскольниками именуют, и под оное именование мнози христиане подписалися раскольниками именоватися, и сиё их подписание не богоугодно, а нам християнам неприлично…». Здесь совершенно определённо заявлено, что не следует членам согласия применять по отношению к себе определение «раскольник», так как оно введено «никонианами» и не только не соответствует действительности, но даже является «не богоугодным», и «християнам неприличным». В статье подчёркивалась ответственность за проступок перед всеми федосеевцами, предлагалось и конкретное наказание: «И от всех християн о сём прощение им просити, и полагати 300 поклонов».
В Польском уставе большое внимание было уделено решению вопроса о внешнем облике христианина, который связан с проблемой самоосознания. Например, в 15-й его статье в ряде других проступков упоминаются «растящий власы», за что в качестве наказания полагается «поклонов 100; аще же не престанут таковых обычаи, сицевых от церкви отлучать». 41-я статья устава 1751 г. запрещала одеваться в мирскую одежду «на моление», а именно: «Юношам рубах красных и штанов каламенковых, а девицам сапогов красных и платков красных и в повязках золотых… отнюдь не стоять, и поясами чтобы не подпоясывались». Ослушавшимся следовало «сотворить 300 поклонов до земли».
Актуальной проблемой для федосеевской общины оставался и вопрос о браке, отношение к которому также определялось необходимостью заботиться, прежде всего, о спасение своей души и невозможностью совершения таинства в условиях «антихристова» времени. Польский устав подводил итог обсуждению проблемы «старых» браков, чему была посвящена единственная, 45-я статья. На соборе 1751 г. решили, что браки, заключённые до перехода в федосеевское согласие, следует считать законными, но предусматривалось наказание за деторождение: «…будут детей рождати, и таковых наказывать отцам духовным, за перваго полгода отлучать, за втораго год, а третьяго два лета, за очистительныя молитвы три тысящи поклонов до земли». Напомним, что при Феодосии Васильеве, согласно Приговору 1694 г., за рождение первого ребёнка полагалось отлучение родителей на 40 дней и по 1000 поклонов на день, за рождение второго преступивших отлучали на год, а третьего - на 6 лет. Возможным было и полное отлучение. То есть в целом можно говорить, что со временем отношение к деторождению внутри федосеевской общины значительно смягчилось.
|
Многие статьи Польского устава 1751 г. были посвящены бракам между членами федосеевского согласия, то есть «новожёнами», и суть их сводилась к признанию этих браков незаконными. В 24-й статье подтверждалось правило, принятое на соборе 1694 г. о неприятии «новожёнов младых и старых» на покаяние. За нарушение следовало наказывать всех, включая «отца духовнаго», через отлучение. Но если ранее возможность вернуться в согласие для всех троих была связана с признанием «новожёнами» своего брака незаконным, то теперь «аще ли обещается отец духовный впредь тако не творити, и в том прощение принесёт, да сотворит поклонов 300 при соборе». Судя по всему, определив своё отношение к «новожёнам» как к отступникам, федосеевцы приравняли их к «мирским», о чём мы можем судить по 14-й статье, которая начинается со слов: «В бани с християном с мирскими и с новожёнами не мытися, и отнюд не входить, и из единых сосудов не мытися: но имети християном сосуды особыя». Согласно 31-й статье Польского устава, под угрозой отлучения запрещалось жить с «новожёнами» в одном помещении. Также предусматривалось наказание за приготовление и принятие пищи в «новоженских домех».
Получил более детальное оформление в уставе 1751 г. вопрос крещения детей «новожёнов». Теперь разрешалось крестить только тяжело больных детей и с условием, что родители после этого разойдутся. С тем же условием происходило отпевание младенца в случае его смерти. «…а при смертном часе на Христианския руки что бы отдали младенца, - читаем в 29-й статье устава, - и аще не разойдутся, и над таковыми младенцами погребения не отпевать». Остальных детей, согласно 30-й статье, крестить запрещалось: «Младенцов здравых у новожёнов ни духовным ни мирским людем отнюдь не крестить». Взрослые дети «новожёнския», при желании могли стать членами федосеевского согласия. Подтверждение этому находим в 33-й статье Польского устава: «А которыя дети новожёнския в возрасте, и восхощут быти с Христианы, то жити им в особых храминах, и стряпать им самим на себя». Как видим, дифференцированный подход к таким федосеевцам сохранялся, что выражалось, прежде всего, в их обособленном проживании. Тем не менее, в отличие от их родителей, принятие пищи с ними «нужды ради» не возбранялось.
Кроме обозначенных проблем Польский устав пытался решить вопросы, связанные с обрядом и религиозной жизнью федосеевской общины. Например, в 1-й статье предписывалось поклонение кресту с надписанием титла «I. Н.Ц. I.» наравне с крестом, где надписано титло «Iс. Хс.» Нарушающего это предписание, - «кто не покланяется таковым крестом», - в качестве наказания следовало «от церкви отлучать». Следует заметить, что Феодосий Васильев в 1706 г. называл тех, кто не пишет на крестах «Пилатово титло», еретиками. Следовательно, можно говорить о том, что со временем федосеевцы, не без влияния выговцев, стали признавать оба надписания на крестах. Ранее эта проблема являлась одной из основных причин разделения Феодосия с поморцами.
Таким образом, необходимость в полном регламентирующем своде правил привела лидеров федосеевского согласия к составлению сочинения уставного характера, Польского устава. Это был согласованный текст, способный определить на будущее образ жизни как отдельного человека, так и общины в целом. В уставе 1751 г. были рассмотрены проблемы, связанные с существованием в мире антихриста. В нём нашли отражение эволюция федосеевского вероучения и изменения при решении бытовых, обрядовых и богослужебных вопросов.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!