Федосеевское согласие в XVIII в. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Федосеевское согласие в XVIII в.

2020-03-31 122
Федосеевское согласие в XVIII в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В конце XVII в. по мере превращения оппозиционного внутрицерковного движения защитников старого обряда в широкое религиозно-общественное, произошло разделение на два направления - поповщину и беспоповщину, внутри которых стали оформляться самостоятельные согласия. К этому времени сформировались два района распространения беспоповщины. Одним из них стал русский север, Поморье. Здесь сложился влиятельный старообрядческий центр, на формирование которого оказали большое влияние выходцы из Соловецкого монастыря.

Соловецкий монастырь изначально находился на особом положении. Во-первых, обитель являлась важнейшим звеном обороны Поморья, самой северной русской крепостью, поэтому она имела огромное стратегическое значение для государства, а значит, и массу получаемых от него привилегий. Во-вторых, стоит отметить экономическую мощь монастыря, которая опиралась на его большие территориальные владения и многочисленные статьи дохода. Всё это обусловило, как отмечает О.В. Чумичева, очень сильные традиции сепаратизма в обители, для иноков которой совершенно нормальным представлялось её автономное положение в общерусской церковной системе и существенная независимость от власти царя. Выступление такого значительного православного монастыря в защиту старого обряда, ставшего влиятельным центром сопротивления реформам Никона, оказалось ключевым моментом для формирования старообрядчества как широкого религиозно-общественного движения.

Соловецкий монастырь, отказавшийся действовать согласно церковной реформе, восемь с половиной лет после этого (1668-1676 гг.) выдерживал осаду правительственных войск. Не принявшие нововведений, соловецкие иноки и бельцы пытались порвать со священниками, выступившими против радикальных мер, предпринятых восставшими, в частности, против отказа от моления за царя и патриарха. Кроме того, в это время часть соловецких иноков и бельцов перестала ходить в церковь и на исповедь к духовным отцам, поэтому они стали исповедывать друг друга. Следовательно, уже тогда были заложены предпосылки беспоповской практики.

За период сопротивления в Соловецком монастыре были написаны сочинения, в которых защищалось право не принимать нововведения. На их основе позднее стало оформляться мировоззрение старообрядцев. Соловецкие монахи, покидавшие обитель до начала противостояния и уже после её разгрома, а также присоединявшиеся к ним выходцы из других русских монастырей, долгое время проповедовали в Поморье, помогая своей деятельностью создавать здесь особую духовную атмосферу. Среди них были иеродиакон Игнатий, Иосиф Сухой, соборные старцы Герман Коровка (также был известен под именем Герман Соловецкий), Геннадий Качалов, чернец Пимен и другие, ставшие впоследствии известными учителями старообрядчества, в равной мере почитаемыми всеми согласиями.

Непосредственное участие в организации поморского центра принял инок Корнилий Выговский (умер в 1695 г. в возрасте 125 лет), пользовавшийся большим уважением за высокую нравственность. Совместно с ним ученики соловецких старцев Даниил Викулин и Андрей Денисов, которому на тот момент было всего 20 лет, основали осенью 1694 г. на реке Выг знаменитое Выговское общежительство (этот район старообрядцы заселяли с 70-80-х гг. XVII в.), уже к 1698 г. ставшее крупным религиозным и экономическим центром беспоповства. Для устроения этого общежительства многое сделал ещё один выходец из Соловецкого монастыря священноинок Пафнутий, в течение нескольких лет там проживавший, «и установи всё по чину монастырскому». Таким образом, авторитет этой старообрядческой обители благодаря такой мощной изначально сложившейся духовной основе всегда оставался исключительно высоким не только среди последователей поморского согласия, но и в целом для всего старообрядчества. В течение первой половины XVIII в. поморское согласие распространилось уже по всей территории России. Чаще всего причиной распространения вероучения согласия была миссионерская деятельность. Выговское общежительство, до закрытия его государственными властями в 1854-1856 гг., оставалось центром для региональных общин.

Другая картина наблюдалась в ещё одном районе распространения беспоповщины. В конце XVII в. в пределах псковско - новгородских земель действовали местные лидеры, наиболее видным из которых был священноинок Варлаам, бывший протопоп главного псковского соборного храма Святой Троицы. По всей вероятности, он начал свою деятельность уже в первые годы после церковного раскола. Уйдя из Пскова, он постригся в Печёрском монастыре и поселился в Крестецкой пустыни, где и был схвачен властями за свою проповедь «старой» веры, но бежал, через несколько лет снова был схвачен, отпущен, потом опять попал в тюрьму, и, наконец, в 1685 г. был казнён. Варлаам первый и главный устроитель новгородской старообрядческой общины. Вместе с ним проповедь вели бывший священник из Крестецкого Яма Илия и многочисленные «простецы», в частности Иван Дементьев. Среди сподвижников Варлаама выделялся Феодосий Васильев, позднее возглавивший самостоятельное беспоповское согласие, названное федосеевским в его честь как первого руководителя.

Первоначально беспоповцы представляли собой единое течение, центром которого был Выг. Но у общины Феодосия Васильева постепенно появлялась своя специфика, например, по вопросам о «старожёнческих», то есть заключённых до вступления в беспоповщину, браках и о «титле» на Кресте. Постепенно произошло разделение на два согласия. Становление общины Феодосия как самостоятельного согласия и дальнейшая эволюция его вероучения проходили в рамках полемики с поморским согласием. Эти две беспоповские общины имели между собой по некоторым вопросам немало расхождений, но выявлялись они в результате обмена посланиями и взаимных визитов. Этот процесс был обусловлен, во-первых, независимым друг от друга оформлением вероучения и последующим его развитием. Во-вторых, отказавшись от института священства, идеологи беспоповщины в процессе адаптации традиционного православного вероучения и церковной практики к новым условиям столкнулись с необходимостью самостоятельно решать множество сложных вопросов. В-третьих, в старообрядчестве изначально отсутствовали иерархия и какая-либо одинаково для всех авторитетная организация, способная осуществлять централизованное управление, жёстко контролировать единообразие мышления и поведение верующих, как это было в Русской Православной Церкви. Всё это привело к тому, что каждый самостоятельный центр формулировал собственное вероучение и пытался отстаивать свои позиции как истинные, что зачастую приводило к фиксации и закреплению очередных разногласий. При этом примирения случались редко, чаще всего происходило разделение и оформление нового согласия.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.