Некоммерческие организации - характерные черты, типология — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Некоммерческие организации - характерные черты, типология

2020-03-31 179
Некоммерческие организации - характерные черты, типология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Одной из классификаций организаций (в соответствии с Гражданским Кодексом РФ) является деление на коммерческие и некоммерческие. Основа деятельности коммерческих организаций - извлечение прибыли, в то время как некоммерческие ставят перед собой общественно-полезные цели, занимаются благотворительностью, содействием развитию культуры и образования, предоставлением социальных услуг в целом. Несмотря на внешнюю схожесть организационных структур, очевидно, что управление некоммерческими организациями представляет собой отдельную ветвь менеджмента, подразумевающую особый подход. Однако спорным остаётся вопрос самой эффективной модели поведения организации и управляющего/ей. Будет ли бюрократическая модель эффективна без коммерческой составляющей, или школа человеческих отношений является наиболее приемлемой в третьем секторе?


 

Долгосрочное организационное развитие, важность PR

 

В долгосрочной перспективе организации третьего сектора также не ставят себе стандартные для коммерческих компаний цели. Поскольку такие организации работают на благо общества в целом, на рынке предоставления бесплатных социальных услуг не существует конкуренции в обычном понимании. Поэтому, цель захвата наибольшего сегмента рынка не является актуальной, как и максимизация прибыли. Рост и развитие организации всё ещё остаются главными приоритетами из-за фактора отдачи от масштаба. Молодые мелкие некоммерческие общественные и благотворительные организации част сталкиваются с тем, что при всём своём старании они не могут проводить и поддерживать те же акции, которые доступны и являются стандартными для крупных компаний третьего сектора. Это вызвано не столько недостатком опыта, сколько недостаточным накоплением капитала, в том числе человеческого. Поэтому важной долгосрочной целью является создание положительного публичного образа, его популяризация. Чем известнее организация среди населения, тем больше общественной поддержки встретят проводимые акции, тем больше будет приток волонтёров и тем проще будет договориться о совместных акциях, поддержке и спонсировании с компаниями коммерческого сектора

В наше время участие в общественных и благотворительных движениях стало играть значительную роль в карьере и бизнесе. Так называемые «soft skills», обычно выражаемые в общественно-полезной волонтёрской деятельности привлекают положительное внимание работодателей при приёме на работу, а крупные компании стремятся активно содействовать благотворительным фондам для создания и укрепления положительного имиджа. И чем сильнее на слуху название НКО, чем больше будет значить сотрудничество с ним, тем больше пользы будет приносить вашим контактам и партнёрам работа с ней, и, значит, тем проще организации будет найти финансовую и сервисную поддержку своей деятельности.

Таким образом, развитие Public Relations (PR) должно являться одним из ключевых направлений деятельности НКО, так как именно оно приносит плоды, являющиеся основой и подпиткой остальных областей функционирования организации.


 

Выводы

 

Итак, прежде всего, при анализе информации о функционировании НКО, опыта компаний и советов теоретиков менеджмента, на поверхность выходит вывод, что нахождение и имплементация самой эффективной модели управления не представляется возможной.

Это вызвано диверсификацией сфер деятельности НКО и обилием различных типов организаций, задействованных в третьем секторе. Кончено, общими остаются ориентация на заботу о людях и важность PR-составляющей, но говорить о более конкретных предписаниях не представляется возможным.

В целом, организации третьего сектора - проблемный объект в теории менеджмента, но социально важный и полезный в плане получения опыта и обучения менеджера.

Прежде всего, цель некоммерческих организаций - направление инициативы “снизу” в социально-полезное русло. Этим и создается уникальная возможность плавного, безболезненного объединения всеобщих государственных интересов с интересами частными, индивидуальными. Этому способствует через форму интереса наличие определенных общественных групп - в рамках гармоничного, не конфликтующего гражданского общества.

Таким образом, некоммерческие организации одинаково нужны и государству и бизнесу, так как они дополняют их, очеловечивают и уравновешивают, создавая и удерживая социальное равновесие. Грамотные, эффективно работающие и обеспеченные ресурсами некоммерческие организации нужны самому обществу, чтобы возникающие в нем проблемы и потребности могли решаться силами гражданских инициативы, не дожидаясь выделения на эти цели средств из госбюджета.

Именно поэтому поддержание интереса к третьему сектору должно являться одним из ключевых приоритетов социальной политики государства. Пока находятся люди, активно занимающиеся управлением и развитием некоммерческих организаций, находящих новые пути и ресурсы для удовлетворения интересов общества в целом и уязвлённых групп в частности, интеграция общества не снизит темпы, и развитие не только третьего сектора, но и гражданского общества вообще будет укреплять свои темпы.


 

Использованная литература

 

1. Баханькова Е. (2002), Финансовое Управление в Некоммерческих Организациях. Москва. Информационный бюллетень "Про НКО "Выпуск №18.

.   Васильев Г.Г., Виленчик В.И.(2006), Управление некоммерческими организациями сферы услуг. Санкт-Петербург, издательство СПбГУ, факультет Экономики и Финансов.

.   Комбар Е.Е. (2005) Теоретико-методологические основы управления некоммерческими организациями (На примере стационарных учреждений социальной защиты). Энгельс, издательство «Омнис».

.   Панасенко, С.В.(2006), Новая концепция управления некоммерческими организациями. Ростов-на-Дону, издательство «Атлас».

.   Панасенко, С.В.(2007), Стратегическое управление некоммерческими организациями, теория и методология, Ставрополь, издательство «Атлас».

.   Штайгервальд, М.Б.(2011) Организационно-экономический подход к оптимизации системы управления некоммерческими организациями. Екатеринбург, издательство «Глобус».

7. Child, J. (1972). Organisational structure, environment and performance: the role of strategic choice. Sociology, 6, 1-22.

8. Drucker, P. (1990). Managing the Nonprofit Organization: Principles and Practices, New York, Harper Collins.

9.       Perrow, C. (1986). Complex Organizations: A Critical Essay, New York, Random House.

.   Thomas H. Pollak, Patrick Rooney, Mark A. Hager (2001) Understanding Management and General Expenses in Nonprofits. New Orleans, LA, Urban University publications.

11. Weber, M. (1921). Wirtschaft und Gesellschaft, Mohr, Tuebingen.

12. Helmut K. Anheier (2010) Managing non-profit organisations:Towards a new approach. <http://eprints.lse.ac.uk/29022/1/cswp1.pdf>

.   Грищенко Ю.И.(2011) Финансовое планирование в некоммерческих организациях.

.   Интернет-журнал «Некоммерческие организации России».

Введение

 

Одной из классификаций организаций (в соответствии с Гражданским Кодексом РФ) является деление на коммерческие и некоммерческие. Основа деятельности коммерческих организаций - извлечение прибыли, в то время как некоммерческие ставят перед собой общественно-полезные цели, занимаются благотворительностью, содействием развитию культуры и образования, предоставлением социальных услуг в целом. Несмотря на внешнюю схожесть организационных структур, очевидно, что управление некоммерческими организациями представляет собой отдельную ветвь менеджмента, подразумевающую особый подход. Однако спорным остаётся вопрос самой эффективной модели поведения организации и управляющего/ей. Будет ли бюрократическая модель эффективна без коммерческой составляющей, или школа человеческих отношений является наиболее приемлемой в третьем секторе?


 

Некоммерческие организации - характерные черты, типология

 

В первую очередь стоит определить, какие организации могут называться некоммерческими. Гражданский Кодекс определяет их следующим образом: «Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками».

Основные свойства можно обобщить как:

имеется юридическое лицо,

извлечение прибыли не может являться основной целью деятельности,

возможная полученная прибыль не должна распределяться между членами организации.

Важно обратить внимание на то, что лишь статус юридического лица даёт некоммерческим организациям возможность пользоваться налоговыми и прочими льготами.

При этом, НКО не обязательно нужно проходить регистрацию, поскольку возникновение юридического лица без данной процедуры возможно для общественных и религиозных организаций и для некоммерческих партнерств.

Из-за этого некоммерческие организации, как правило, создаются с правами юридического лица.

Базовыми принципами функционирования некоммерческих организаций являются законодательные условия социального государства, социальная справедливость, индивидуальная и корпоративная социальная ответственность.

Ниже представлено юридическое деление некоммерческих учреждений, с учётом изменений 2007 года в законе «О некоммерческих организациях».


 

Рис. 1

 

Основой является деление на государственные и негосударственные (частные) НКО.

Государственные НКО - это организации, учредителями которых являются различные государственные органы.

Отличительными качествами таких организаций являются следующие черты:

Выполнение целей и задач социальной политики

Отсутствие необходимости в дополнительном финансировании, кроме государственного (99% стоимости текущего содержания поступает из государственного бюджета, 1% - из предпринимательской деятельности, гуманитарной помощи и благотворительности)

При увеличении объёмов предпринимательской деятельности уменьшается возможность удовлетворения жизненно важных потребностей социально незащищённых групп населения

Явные конкурентные преимущества (организационная, научно-техническая и технологическая поддержка).

Возникновение социальных проблем при ликвидации (к примеру, трудоустройство сотрудников).

В свою очередь, такие учреждения делятся на бюджетные и автономные, где первый тип характеризуется большей зависимостью от федеральных органов управления и меньшей степенью свободы действий.

Частные («негосударственные») же некоммерческие организации, обладают следующими признаками:

) добровольный характер образования;

) использование инновационных принципов в развитии;

) стремление сократить издержки производства и повысить качество конечных результатов деятельности;

) возможная прибыль используется эффективно.

Эти организации основаны на частной форме собственности и действуют в общественных интересах, отстаивают общественные ценности и принцип плюрализма в обществе.

В современном обществе они берут на себя функции, которые ранее традиционно выполнялись государством. Их особое функционального назначение в рыночной экономике, специфика использования их прибыли делают это возможным.

В целом, некоммерческие организации, выражают не только личные интересы, но и интересы социума вообще, удовлетворяя потребность в общественных благах. Однако, негосударственные НКО, в большей мере следуют законам рынка, чем государственные организации. Их реакция на спрос быстрее, у них выше мотивация представить готовую качественную продукцию, сокращать производственные издержки, активно погружаться в разработку новых направлений деятельности и т.д.

Но следует иметь ввиду, что целью негосударственных НКО не является замена экономических благ, создаваемых частным бизнес-сектором и государством. Их важной функцией является стимулирование конкуренции и социализации между разными секторами экономики. Они создают возможности для расширения структуры общественных потребностей и создания альтернативного предложения, дополнительного предоставления общественных продуктов потребителям. Несомненно, наличие частного сектора на рынке некоммерческих организаций положительно сказывается на социально-экономическом развитии общества.

Подтверждением этого являются успехи третьего сектора на территории Соединённых Штатов Америки. Высокая степень присутствия и активность некоммерческих организаций наблюдается в таких областях, как медицинские исследования, создание и поддержание религиозных общин, организация и усовершенствование образования за счёт пожертвований в благотворительные фонды, охрана окружающей среды, улучшение условий жизни в труднодоступных местах и дальних регионах и обеспечение быта престарелых, сирот и бездомных.

Также значительную роль имеет следующая типология некоммерческих организаций:

 

Рис. 2

 

В дальнейшем мы будем фокусироваться на частных учреждениях первых трёх типов из данной таблицы.

Особенности некоммерческих организаций, позволяющие говорить о необходимости особого подхода в управлении.

Как говорил Питер Дрюкер, некоммерческая организация нацелена на использование своих ресурсов для того, чтобы изменить людей и общество; запуская такую организацию, лидер или управляющий должен концентрироваться на её цели.

Такой целью, как правило, является удовлетворение общественных потребностей в наибольшей доступной полноте. Результатом деятельности является производство социально-значимых благ.

 

Рис. 3

 

Для коммерческих организаций целью ставится, как правило, максимизация прибыли либо удовлетворение интересов определённого круга участников организации. НКО же данные цели не может ставить по определению, поскольку возможная прибыль не распределяется между участниками.

Таким образом, прибыль не является важным элементом в оценке эффективности деятельности. Ключевой фактор - степень удовлетворения качества выполнения комплекса услуг.

В то же время, потребители в данном сегменте относятся к проблемным категориям, таким как социально уязвимые части населения, маргинальные группы, лица с девиантным поведением и т.п.

Следовательно, для социальной эффективности функционирования НКО необходимо вовлечение самих получателей социальной помощи в процесс решения их собственной проблемы.

Менеджер должен учитывать все особенности целевой группы при создании некоммерческого продукта для максимального привлечения её участников.

Поскольку такие люди зачастую являются «выпавшими» из социума по ряду причин, следует понимать, что решение различных организационных задач и принятие решений может требовать значительно больших усилий, чем в аналогичных организациях коммерческого сектора.

Выше перечисленные особенности позволяют говорить о необходимости особого подхода в управлении и формируют потребность в таком типе менеджмента, который бы позволил описать и систематизировать качественные данные по целям и показателям и перевести их в количественные (число наркотически зависимых, прошедших лечение, а не просто борьба с наркоманией, количество детских домов, взятых под опеку организацией, а не просто помощь детям-сиротам и т. д.). На основании этих данных должен быть построен чёткий и целостный механизм реализации заданной миссии, с упором на максимальную квантификацию оценки результатов и количественного учёта затраченных ресурсов.

«В задачи менеджера организации некоммерческой сферы входит обязанность в наилучшей степени построить схему получения и расходования многочисленных и разнообразных по своему составу и форме ресурсов».


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.