Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2019-12-26 1267
Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Напомним, что целью проведения занятий по экспериментированию было развитие коммуникативных навыков как со взрослыми, так и со сверстниками.

Нами были разработаны задачи по достижению данной цели:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать поисковую деятельность.

2. Научить детей активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способствовать становлению коммуникативных навыков и умений.

3. Слушать и понимать речь, задавать вопросы, ясно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

После проведения комплекса занятий по ознакомлению с различными блоками экспериментов было произведено повторное исследование экспериментальной группы на основе констатирующих диагностик: наблюдение за межличностными отношениями дошкольников, изучение уровня речевой коммуникации, изучение умений вести диалог.

Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников» Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой (Приложение 1).

Результаты уровня развития коммуникативных навыков представлены в таблице 7.

Таблица 7 Результаты диагностики «Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников».

  Имя Инициативность   Чувствительность к воздействиям сверстника   Преобладающий эмоциональный фон Баллы   Уровень
Артур А. 2 2 позитивный 4 средний
Даня А. 2 2 позитивный 4 средний
Надя В. 3 2 позитивный 5 высокий
Настя Б. 2 2 позитивный 4 средний
Даша Н. 2 3 нейтрально-деловой 5 высокий
Илья Р. 2 2 нейтрально-деловой 4 средний
Сережа С. 2 2 нейтрально-деловой 4 средний
Егор Ж. 3 3 позитивный 6 высокий

 

Из таблицы 7 и рисунка 5 мы можем наблюдать улучшение уровня развития коммуникативных навыков при общении со сверстниками. У большинства воспитанников преобладает позитивный эмоциональный фон, они больше проявляют инициативу в организации игровой деятельности (особенно это стало заметно у Нади В.). Положительную динамику показал и Даня А.: работа в паре/команде позволила ему влиться в коллектив. У Дани до сих пор имеются проблемы при общении с остальными воспитанниками и некоторая отстраненность, однако теперь он предпринимает попытки общаться с детьми вне занятий. Таким образом, наибольший скачок среди экспериментальной группы показали три воспитанника: Даня А., Надя В. и Егор Ж.

Рисунок 5 – Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников. Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой.

Диагностика изучения уровня речевой коммуникации — Ф.М Даскаловой (Приложение 2).

Контрольная диагностика проводилась в форме наблюдения за детьми в свободной деятельности и на прогулке в течение дня, анализ умения использовать коммуникативные навыки в непрерывной образовательной деятельности со сверстниками.

Результаты проведенной диагностики представлены ниже:

Таблица 8  Результаты диагностики «Изучение уровня речевой коммуникации».

 

Имя

Коммуникативные навыки

Вступать в диалог Поддерживать диалог Слушать собеседника Понимать собеседника Ясно выражать свои мысли Пользоваться формами речевого этикета Понимать настроение и чувства собеседника     Баллы
Артур А. + + - + - - - 3
Даня А. + + + + + + - 6
Надя В. + + + + - - + 5
Настя Б. + + + + - + - 5
Даша Н. + - + + - + + 5
Илья Р. + + - + - + + 5
Сережа С. + + + + - + - 5
Егор Ж. + + - + + + + 6

В ходе опытно-экспериментальной работы все дети повысили показатели коммуникативных навыков на один-три пункта. Во время занятий стало заметно появление диалога между воспитанниками и взрослыми, а также друг с другом.  Помимо этого дети стали лучше понимать чувства собеседника и проявляли уступчивость, чего не было заметно ранее.

Рисунок 6 –  Диагностика изучения уровня речевой коммуникации

Ф. М. Даскаловой.

Методика изучения умений вести диалог – И. А. Бизиковой (Приложение 3).

Для исследования сформированности умений вести диалог во время свободной игровой деятельности и на занятиях детям было оказано, по возможности, минимум коммуникативной поддержки: взрослые задавали больше сложных вопросов и старались меньше помогать в подборе слов для ответа. Таким образом, мы могли постепенно наблюдать реальные результаты коммуникативной активности.

В ходе диагностики особое внимание было обращено следующим, представленным в таблице 9, коммуникативным навыкам:

Таблица  9  Результаты диагностики «Изучение умений вести диалог».

  Имя Умение задавать вопросы Умение отвечать на вопросы Умение сообщать собеседникам свое мнение Умение выражать просьбы, советы, предложения Умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями Умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета   Баллы
Артур А. 3 3 2 3 2 3 3
Даня А. 5 4 4 5 4 5 4,5
Надя В. 3 3 4 5 4 3 4
Настя Б. 3 3 3 4 4 3 3
Даша Н. 3 3 3 3 3 4 3
Илья Р. 3 4 4 3 3 3 3
Сережа С. 4 4 3 4 5 4 4
Егор Ж. 4 5 5 5 4 5 5

Как можно наблюдать по результатам, все воспитанники повысили умение вести диалог на 0,5-1,5 балла. Дети проявляют большую коммуникативную самостоятельность: задают вопросы и отвечают на них, умеют пользоваться правилами речевого этикета, стараются объективно аргументировать свои ответы, пользуясь полученными знаниями. Наилучшую динамику показал Сережа С.: попав в богатую коммуникативную среду, он начал выражать готовность к выполнению побуждений, выражает просьбы и предложения решений при «мозговом штурме» – старается быть активным участником деятельности. Слабую динамику показал воспитанник Артур А.: ребенок начал пользоваться правилами речевого этикета и проявляет интерес к происходящему, однако он остается пассивным при работе и проявляет закрытость и нежелание объяснять свои решения детям и взрослым.

Рисунок 7 – Методика изучения умений вести диалог

И. А. Бизиковой.

Итоговый анализ констатирующих диагностик уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, входящих в экспериментальную группу:

Сводная таблица по итогу всех диагностик:

Таблица 10 Сводная таблица констатирующих
и контрольных диагностик.

Имя Результат 1 диагностики Результат 2 диагностики Результат 3 диагностики Итоговое количество баллов
Артур А. 3/4 2/3 2/3 7/10
Даня А. 2/4 4/6 3,5/4,5 9,5/14,5
Надя В. 3/5 3/5 3/4 10/14
Настя Б. 3/4 3/5 2/3 8/12
Даша Н. 4/5 3/5 2/3 9/13
Илья Р. 2/4 2/5 2/3 6/12
Сережа С. 3/4 3/5 2,5/4 8,5/13
Егор Ж. 4/6 4/6 3,5/5 11,5/17

 

Максимальное возможное количество баллов по итогам трёх диагностик — 17 баллов.

Рисунок 8 – Итоговый анализ контрольных диагностик.

 

Анализируя данную диаграмму, мы можем сделать следующие выводы:

1. 6 воспитанников (75%) экспериментальной группы имеют средний уровень развития коммуникативных навыков: большинство активно вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, слушают и понимают речь, способны задавать вопросы и выражать свои мысли, регулируют свое поведение в соответствии с ситуацией. Некоторые продолжают проявлять пассивность, однако явная динамика в инициативности наблюдается.

2.  У 1 ребенка (12,5%) наблюдается высокий уровень развития коммуникативных навыков: он выступает инициатором различной игровой деятельности, предлагает наибольшее количество решений, проявляет любознательность и грамотно использует полученную информацию, а также старается помочь остальным воспитанникам по собственной инициативе.

3. 1 ребенок (12,5%) остался на низком уровне развития коммуникативных навыков: он не вступает в активный диалог с остальными воспитанниками, не проявляет речевой активности и остается отстраненным во время экспериментальной деятельности, проявляет негативное отношение при работе в паре.

После организации серий занятий по экспериментированию у детей появился интерес к построению межличностных отношений. Дети постепенно начали договариваться, слышать и понимать друг друга. По окончанию экспериментальной работы дети используют научные термины и способны самостоятельно объяснить различные природные явления, а также стараются самостоятельно найти способы познания окружающей действительности.

2.4 Методические рекомендации по использованию экспериментов для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Как показали результаты экспериментальной работы, применение экспериментирования является эффективным средством развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Поэтому, исходя из полученного практического опыта, нами были составлены методические рекомендации для организации экспериментов в группе детского сада.

Залог успешной реализации данной идеи является создание богатой коммуникативной среды и позитивной эмоционально-психологической атмосферы, способствующей самораскрытию детей через коммуникативное взаимодействие. Для этого педагогам в своей работе необходимо руководствоваться следующим правилам:

1. Планирование работы должно соответствовать календарному и тематическому плану, лексическим темам, а также индивидуальным возможностям каждого ребенка.

2. Процесс работы НОД должен соответствовать логике и быть поэтапным. Для этого нами была составлена схема логики работы, которую можно наблюдать на рисунке 9:

Рисунок 9 – Схема логики организации работы по экспериментированию.

 

3. Необходимо использовать принцип партнерства взрослого и воспитанника, так как авторитарное отношение педагога будет негативно влиять на инициативность ребенка и умение принимать решение.

4. При организации предметно-пространственной среды необходимо ориентироваться на самостоятельность воспитанников (без помощи взрослых) в нахождении информации.

5. Использовать разнообразие познавательных форм и методов в процессе экспериментирования для закрепления получаемой информации. Например: наблюдения, путешествия, опыты, трудовая деятельность в природе, экскурсии, экологические лаборатории, экологические праздники, досуги, викторины.

6. Для гармоничного перехода и осознания детьми взаимосвязи между явлениями каждый блок экспериментов должен быть связан друг с другом. Для этого во время реализации нового блока необходимо включать старый в опытно-экспериментальную деятельность. Так, например, при прохождении блока «Свет» необходимо добавить элементы из предыдущего блока «Вода» (эксперимент «Что нужно растениям?»).

7. Разнообразные наборы и оборудование для экспериментальной лаборатории держать в доступном для детей месте. По мере прохождения нового блока атрибуты должны постепенно увеличиваться в количестве.

8. Добавляйте творческие элементы для создания атмосферы. Так, например, для каждого нового блока можно создать характерную куклу-помощника, которую можно использовать на занятиях (создание проблемной ситуации) и в свободной деятельности воспитанников (во время игр-экспериментов). Помимо этого в предметно-пространственную среду можно добавить декоративные детали блока, который они проходят в качестве мотивации к экспериментам за пределами экспериментальной лаборатории.

9. Необходимо постепенно расширять опыт взаимодействия с другими детьми. Для этого используются различные формы работы в коллективе: в парах, в команде.

10. Взаимодействовать и включать родителей в организацию экспериментирования. Богатая познавательная и коммуникативная среда должна наблюдаться не только в детском саду, но также и дома.

Таким образом, используя предложенные нами рекомендации по организации экспериментирования, можно добиться последовательной систематической работы по совершенствованию коммуникативных навыков у воспитанников.

Заключение

Сформированность коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи – одна из главных проблем их обучения и воспитании в дошкольных образовательных учреждениях. 

Благодаря анализу психолого-педагогичсекой литературы мы смогли сделать вывод, что именно в старший период дети дошкольного возраста чувствительнее к влиянию социума. Неспособность ребенка к организации процесса общения как со взрослыми, так и со сверстниками создает серьезные проблемы на пути их развития.

Наше теоретическое исследование было организованно с целью изучения специфики усвоения коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А также выявить, в ходе экспериментальной работы, эффективность использования экспериментирования как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Решая первую задачу дипломной работы, мы определили сущность понятия «коммуникативные навыки» и особенности их развития в старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи, которые заключаются в: снижении потребности в общении, обедненных вербальных средствах общения, отсутствии диалогической и монологической речи, низким уровнем заинтересованности в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом.

Решая вторую задачу, нами было проанализировано понятие «экспериментирование» и особенности его осуществления в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Реализация экспериментирования для детей с общим недоразвитием речи имеет ряд плюсов: оно развивает познавательную инициативу воспитанников, позволяет им освоить причинно-следственные отношения, культурные формы упорядочения опыта, развивает восприятие, мышление и речь в процессе активного поиска информации, расширяет их кругозор, способствует мощному проявлению инициативности и самостоятельности. Помимо этого у детей развиваются социально-коммуникативные навыки, так как в процессе рассуждения и высказываний гипотез развивается диалогическая речь, умение работать сообща, аргументировать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения и приходить к компромиссу.

При решении третьей задачи, реализации экспериментов для развития коммуникативных навыков, нами были разработаны три этапа экспериментального исследования: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе была проведена диагностическая работа по определению уровня развития коммуникативных навыков у экспериментальной группы. В ходе исследования выяснилось, что из восьми обследованных детей четыре ребенка имеют средний уровень и четыре ребенка показали низкий уровень. Наблюдаемые особенности коммуникативной среды были следующими:

· преобладание пассивного слушания получаемой информации над активным;

· нежелание подчиняться правилам и инструкциям;

· слабо развитое взаимодействие воспитанников в совместной игровой деятельности;

· проблемы с высказыванием и аргументированием своих мыслей и чувств.

По результатам констатирующего эксперимента было составлено и организовано планирование экспериментирования, направленного на развитие коммуникативных навыков у детей, входящих в экспериментальную группу. Реализация экспериментирования содержала в себе комплекс экспериментов по четырем блоками явлении неживой природы: «Вода», «Свет», «Время», «Тепло». Блоки были разработаны с целью оптимального сочетания темы блока с проходимой лексической темой для создания причинно-следственного понимания у дошкольников.

Добиться решения четвертой задачи дипломной работы мы смогли на контрольном обследовании развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На данном этапе эксперимента уровень развития коммуникативных навыков у детей показал, что после апробации экспериментальной работы шесть воспитанников имеют средний уровень, один ребенок повысил уровень развития коммуникативных навыков до высокого, один ребенок остался на низком уровне. У детей появился интерес к построению межличностных отношений, они способны самостоятельно объяснить различные природные явления, а также стараются самостоятельно найти способы познания окружающей действительности. Благодаря выявленной динамике коммуникативной активности, мы можем утверждать, что выстроенная нами работа по использованию экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи дает эффективные результаты и решает разработанные нами задачи по достижению цели педагогического эксперимента.

После этого мы приступили к решению пятой задачи. На основе полученного практического опыта нами были разработаны методические рекомендации по использованию экспериментов как способа развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данные рекомендации включают в себя шаги по грамотному планированию экспериментов в группе, схему логичной организации занятий, подход при общении с воспитанниками и способы разнообразия предметно-пространственной среды. Мы считаем, используя данные рекомендации, можно получить хорошие результаты в развитии и скреплении межличностных отношений в группе.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута. Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: 5-е издание. – М.: Аспект Пресс, 2014.

2. Бакунова, И.В. Межличностное общение у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – № 5.

3. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: 2014.

4. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2009.

5. Горошилова, Е.П. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников 3-7 лет: Перспективное планирование / Е.В. Шлык.  – СПб.: Детство-пресс, 2018.

6. Даскалова, Ф.Г. Диагностика речевого развитии детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. – М.: 2014.

7. Двуреченская, О.Н. Особенности общения детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52-5.

8. Дмитриева, Е.Е. Особенности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Я.И. Ветрова. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1.

9. Дмитриева, Е.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками / С.А. Калиниченко, О.Ю. Зайцева. – М.: Сфера, 2018.

10. Исаева, Н.Ю. Возможности формирования коммуникативных навыков в процессе познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.А. Братчина. // Инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогике. – 2017.

11. Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: Детство-пресс, 2015.

12. Колодовская, Е.А. Игровой аспект развития навыков общения у детей с общим недоразвитием речи // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. –№5 (14).

13. Краева, А.А. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / С.Е. Привалова.  // Педагогическое образование в России. – 2017. – №8.

14. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие / Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2014.

15. Муравьева, О.И. Психология коммуникативной компетентности: Учебник. – Томск: Изд-во Том, ун-та, 2012.

16. Муталлапова, Е.Г. Трудности межличностного общения у детей дошкольного возраста с онр // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2016. – № 1 (7).

17. Немов, Р.С. Психологический словарь – М.: Владос, 2007. 

18. Нищева, Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7лет: 3-е изд., перераб и доп. –  СПб.: Детство-пресс, 2015. 

19. Нищева, Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника: Опыты, эксперименты, игры // Дошкольная педагогика. – СПб.: Детство-пресс, 2017.

20. Панфилова, А.П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Академия, 2013.

21. Погодаева, А. В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2017. — №15.

22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015.

23. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: Детство-пресс, 2017.

24. Самохвалова, А.Г. Специфика коммуникативной активности ребенка как субъекта затрудненного общения // Сибирский педагогический журнал. – 2013.

25. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / В.М. Холмогорова. // Психология для всех. – М.: Владос, 2013.

26. Стебелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2013.

27. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие / А.Е. Чистякова.  – СПб.: Детство-пресс, 2016.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.

29. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / О.С. Орлова, Т.В. Туманова  – М.: Эксмо, 2015.

30. Филичева, Т.Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Т.В. Туманова, О.М. Елисеенкова. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3 [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru. (Дата обращения: 16.11.2018).

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.