Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-12-26 | 320 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Наиболее остро проблема формирования и развития коммуникативных навыков стоит у детей с общим недоразвитием речи. Речевое и коммуникативное развитие этих детей отличается от нормы.
Волкова Л.С., ученый-логопед и доктор педагогических наук, в своем учебнике «Логопедия» описывала общее недоразвитие речи как «различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» [4, с.326]. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической, грамматической. Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.
Теоретическое обоснование ОНР было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом дефектологов в 50 – 60 х. годах XX века на основе результатов многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Также этой проблемой занимались такие научные деятели как Филичева Т.Б., Каше Г.А., Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П., Соловьева Л.Г., Новикова Е.Ю., Мастюкова Е.М. и другие.
Дети, имеющие общее недоразвитие речи, проявляют следующие признаки:
1. позднее начало развития речи – время появления первых слов у детей с ОНР не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное предложение, различны (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) [29];
2. низкая речевая активность,
3. скудный словарный запас – у детей с тяжелой патологией речи пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно (С.Н. Шаховская);
|
4. аграмматизм – слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматической связи между собой, используются ребенком в какой-либо одной форме (Н.С. Жукова);
5. дефекты произношения – недостаточная внятность, выразительность, диффузность, вялая артикуляция и нечеткая дикция (Филичева Т.Б.);
6. дефекты фонемообразования.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени, от отсутствия речи до развернутой, но с элементами лексико-грамматического недоразвития.
У общего недоразвития речи, как и у любого дефекта, имеются причины возникновения. Общее недоразвитие речи — дефект полиэтиологический. Оно может выступать как самостоятельная патология, так и следствие других, более сложных дефектов (алалия, дизартрия, ринолалия и т. д.).
Можно выделить следующие составляющие причин возникновения общего недоразвития речи:
1. Биологические: генетический фактор, влияние различных вредоносных факторов (инфекций, интоксикаций и т.п.) в период раннего эмбриогенеза, употребление никотина и алкоголя во время беременности, травмы в течение первого года жизни, резус-конфликт, органические заболевания ЦНС [29].
2. Социально-психологические: неправильные условия формирования речи ребенка в семье, недостаточность речевого общения детей, воспитывающихся в условиях домов ребенка, билингвизм; неблагоприятные условия, в которых воспитывается ребенок, депривация.
Следует отметить, что часто в картине нарушения выступает не одна причина, а разнообразные их сочетания и комбинации, что усложняет структуру дефекта и коррекционную работу по его преодолению.
Дети с общим недоразвитием речи имеют сложности в осуществлении коммуникации, что обусловлено недостаточной сформированностью языковых средств, неумением их использовать в общении. По данным Е. А. Гущиной, у 70% детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности в коммуникативной сфере [8]. Неспособность ребенка к организации процесса общения затрудняет межличностное взаимодействие детей, создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
|
Согласно исследовательской диагностике, основываясь на показателях О.В. Дыбиной, современного доктора педагогических наук, старшие дошкольники с нормой речевого развития к своему возрасту на среднем уровне имеют коммуникативные навыки:
1. понимания эмоционального состояния сверстников, взрослых;
2. понимания настроения партнера по его вербальному и невербальному поведению;
3. выслушивания другого человека, уважительного отношения к его мнению, интересам; спокойно отстаивание своего мнения;
4. взаимодействия со сверстниками, соотношение своих желания, стремления с интересами других людей, принятие участия в коллективных делах и оказания помощи;
5. спокойного реагирования в конфликтных ситуациях.
6. получения нужной информации в общении [13].
Наличие вышеперечисленных навыков показывает норму детского развития.
Трудности общения детей с нарушениями речевого развития проявляются в снижении потребности в общении, обедненные вербальные средства общения лишают детей возможности полноценной коммуникации со взрослыми и сверстниками, отсутствии диалогической и монологической речи. Поведенческие реакции характеризуются низким уровнем заинтересованности в контакте, или незаинтересованности в нем вообще, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. У детей с общим недоразвитием речи может отмечаться избирательная контактность с окружающими.
В коллективе детей данной категории действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих сверстников: уровень благоприятности взаимоотношений среди сверстников является достаточно высоким, число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности.
Таким образом, анализируя особенности коммуникации детей с общим недоразвитием речи при общении со взрослыми и сверстниками, результаты исследований Л.Г. Соловьевой выделяют два типа нарушений коммуникативного общения у детей с речевой патологией:
|
Таблица 1 Типы нарушений коммуникативного общения со взрослыми у детей с общим недоразвитием речи.
I тип | II тип |
Неактивность детей в ходе диалога, низкое количество инициативных высказываний и неспособность дать реактивную реплику, способную стимулировать собеседника к продолжению разговора (предпочтение невербальных и односложных ответов). | Выраженная активность детей в ходе беседы за счет появления большого количества инициативных высказываний и развернутого характера реакций. |
Односторонний характер диалога, который поддерживается только за счет участия в нем взрослого. | Нарушение структуры диалога, определяемым отсутствием речевой выдержки, преждевременностью речевых реакций, склонностью перебивать собеседника. |
Неизменность позиций в общении (взрослый - говорящий, ребенок - слушающий). | Возможность смены позиций "говорящий - слушающий" за счет появления собственных инициаций. |
Особенностями поведения детей в ситуации общения: робость, неуверенность, скованность. | Особенностями поведения детей в ситуации общения: импульсивность, некоторая многословность, суетливость |
Снижение внимания к словам собеседника, что обусловило неадекватность реакции и инициаций. [30]. |
При этом, по мнению Л.Г. Соловьевой, степень выраженности речевого дефекта является важным, но не единственным фактором, обуславливающим формирование коммуникативного поведения детей по первому или второму типу.
И.Ю. Левченко и Г.Х. Юсупова в своем исследовании взаимосвязи личностного развития и коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи выделяют три группы:
Таблица 2 Взаимосвязь личностного развития и коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи.
I группа | II группа | III группа |
Переживания речевого дефекта, трудности речевого контакта. Дети активно общаются со взрослыми и сверстниками, широко используя при этом невербальные средства общения. | Трудности в установлении контакта с окружающими, отсутствие стремления к общению, односложные ответы на вопросы, избегание ситуаций, требующих использования речи, умеренное переживание дефекта, использование в игре невербальных средств общения. | Речевой негативизм, который выражается в отказе от общения, замкнутости. Зафиксированы агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегают общения со взрослыми и сверстниками, в игре не пользуются вербальными средствами [4]. |
Нами был сделан вывод, что дети с общим недоразвитием речи особенно чувствительны к неблагоприятным влияниям социума, что препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных навыков.
В связи с этим, требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой и коммуникативной деятельности, а также тщательный подбор используемых методик по развитию.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!