Комары — самые страшные звери — КиберПедия

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Комары — самые страшные звери

2019-12-27 170
Комары — самые страшные звери 0.00 из 5.00 0 оценок

- 19 -

Но зато здесь не водится клещ, и нет змей. Вместо них несметные полчища комаров, мошки и прочего гнуса не дают вздохнуть спокойно. Поэтому на стоянках без накомарника приходится очень тяжко. Впервые в своей туристкой практике я пользовался этим «презервативом от комаров», который самолично изготовил из сетки для юбки, позаимствованной у жены. А вот Владимир Беляков (Андреич) рассказывал, что от комаров хорошо защищают женские колготки, надетые на голову. Правда, желающих поэкспериментировать с колготками не нашлось.

На Белом море видели морского котика. Когда он нырял, его чёрная изогнутая спина что-то мне напомнила. Возможно, так же появилась легенда о Лох-Несском чудовище.

Пороги

Пороги – пожалуй, главное, из-за чего ходят по этой реке. И наибольшие эмоции вызывают именно они. Первый порог – Падун, оказался самым сложным. О его прохождении я расскажу более подробно.

Падун — первая картинка в калейдоскопе заполярных эмоций

Порог Падун на реке Умба – первый и самый сложный (3-4 к.с. в зависимости от уровня воды). Вопреки правилу – от простого к сложному. Но тут мы бессильны – изменить расположение порогов нам не под силу. На левом берегу перед порогом чалка для осмотра порога. Кстати говоря, это единственный порог, который мы проходили с предварительным осмотром.

Учитывая, что никто из группы таких порогов до этого не проходил, все испытывали некоторое волнение. Группа состоит в основном из бывших «горников» и

- 20 -

«пешеходников». И лично мне доселе только теоретически были знакомы такие термины, как валы, сливы, бочки и котлы. Имел только представление о шиверах, с коими познакомился во время сплава по уральским рекам – Зилиму и Белой. Но после прохождения порога Падун, я, наконец, понял, чем водный туризм отличается от других видов. Именно на пороге можно получить наибольшее количество эмоций за единицу времени. Настолько стремительно всё происходит. Когда мы причалили перед порогом, здесь уже было несколько катамаранов. Вслед за хозяевами этих катамаранов мы тоже отправились на осмотр.

Три ступени порога

Порог Падун достаточно продолжительный, около 600 м. Состоит из трёх ступеней.

Первая ступень – это широкий слив с котлами и бочками, разделённый на две части островком. Правая протока широкая, осложнена котлами и бочками. По большой воде проход возможен по левой части основного слива вдоль островка, в обход котлов в центральной и правой части слива. Левая протока узкая, представляет собой крутой слив с мощной по большой воде бочкой.

Вторая ступень представляет из себя продолжительную шиверу с мощными валами.

Третья ступень — пологий слив с прижимом к левому берегу и мощными бочками, между которыми все же есть чистый проход.

Понаблюдали, как порог прошли москвичи на «двойке» и на «четвёрке». «Двойка» прошла справа от островка. Этим же путём планировали идти и мы. Второй катамаран – «четвёрка», прошёл в левый слив. Это было круто. Было видно, что это спортсмены, слаженная и тренированная команда.

Идем на штурм порога

Первым в нашей команде пошёл катамаран Макурина. Толком я разглядеть ничего не успел, потому что смотрел на это действо сквозь видоискатель фотоаппарата, и меня заботило больше, как держать кадр. Кстати, это был единственный солнечный день в походе, вода играла и переливалась в солнечных лучах белым, голубым и бирюзой. А ведь та же самая вода в последующие дни казалась тёмно-свинцовой.

Настала наша очередь. Все сидели на коленной посадке. Наш капитан Боря Кан перед выходом дал совет, что перед надвигающейся стеной воды необходимо привстать на стременах, немного наклонившись вперёд. На этом теория закончилась, и началась практика.

Конечно, к походу я готовился. Даже купил неопреновые носки и такие же шорты. Но к воде у меня двоякое чувство. Когда мне было 6 лет, в пионерлагере кто-то толкнул меня в воду. Плавать я тогда не умел, и сразу погрузился в пучину озёрную. Я был с открытыми глазами и видел водоросли, пузырьки воздуха, которые устремлялись вверх из моего рта. В общем, из воды меня вытащил директор лагеря — за волосы. Но насторо-женное отношение к воде осталось навсегда.

Грудью на валы

На катамаране мне досталось место впереди вместе с Денисом Бочкалой, а значит, нам предстояло первыми принимать удары водной стихии. Как сказал капитан Борис, сзади сидят самые опытные, впереди гребцы, а в середине – балласт.

И вот мы пошли. Порог Падун шумел так, что заглушал команды капитана. Хорошо, северный ветер дул в спину. На скалах сидело много зрителей, но я их не видел – впереди порог. И вот катамаран вошёл в слив. Вижу только, как нос катамарана уходит в воду, будто подводная лодка, поднимаю голову – передо мной стена воды. Привстаю на стременах, и вал, точно бетонная стена, ударяет в грудь. Окатило по плечи, а брызги

- 21 -

водяные и по лицу прошлись.

Проскочили небольшую бочку, в которой вода кипит, и весло в этой бурлящей воде проходит как по воздуху – плотности никакой не чувствуешь. Далее, во второй ступени, было не менее захватывающе. Катамаран на валах, будто корабль по морским волнам – то вверх, то вниз. Всё пролетело как одно мгновение, наполненное восторгом. На видео можно посмотреть прохождение первой ступени нашим экипажем.

Как рассказали москвичи, наши катамараны, будто линкоры протаранили все эти валы, почти не отклоняясь с маршрута.

Красивые кадры … оказались за кадром

А что касаемо красивых кадров… Экшн — камера на каске Дмитрия Макурина ничего не сняла, потому что аккумулятор не был заряжен. Кстати, на следующем пороге он включить этот гаджет забыл.

С рекой знакомятся три раза. Сначала по отчётам и лоциям тех групп, что прохо-дили маршрут до вас. Потом с берега, при осмотре порога, когда принимается решение о тактике прохождения данного участка реки. И наконец, на воде, практически, когда порой всё оказывается не так, как представлялось на берегу.

Перед отъездом один из мэтров водного туризма Владимир Андреевич Беляков советовал нам потренироваться на Падуне. Да где там! Тропинки узкие, извилистые, среди курумников, и перетаскивать наверх, да ещё на 600 метров катамараны не представлялось интересной затеей. Хотя полигон для тренировок замечательный. Например, для катамарана-двойки.

Пройдя порог, мы сразу встали лагерем. Здесь очень хорошие сухие стоянки. На левом берегу, на стоянках, установлено несколько памятников, некоторые относительно новые. Особенно жалко, что в числе погибших были дети. Один горе-турист с двумя дочерями на байдарке необдуманно решил пройти этот порог. И случилась трагедия — в результате оверкиля спасся только отец. Кстати, категории порогов на реке Умба указаны для катамаранов, для байдарки же Падун считается порогом пятой категории сложности.

Эмоции, которые испытали во время прохождения порога, были высказаны участниками во время интервью. Интервью я брал уже после боевых ста грамм, в шуточной форме. Ответы были очень эмоциональны и потому несколько отредактированы, чтобы придать им более литературную форму по сравнению с оригиналом.

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...