Общение с человеком, обладающим психическим заболеванием — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общение с человеком, обладающим психическим заболеванием

2019-12-27 153
Общение с человеком, обладающим психическим заболеванием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У людей с психическим заболеванием имеются симптомы и характерные особенности. Поэтому, чтобы вас лучше понимали, формы общения требуют специальной адаптации. Следующая таблица показывает, в чем может заключаться адаптация к отдельным симптомам.

Симптом или характерная                         Адаптация

особенность:

Потеря границы реальности                     Быть простым и открытым

Трудность концентрации                         Быть кратким; повторять сказанное

Перевозбуждение                                          Ограничить информацию не обострять  дискуссию

Неадекватное суждение                              Не рассчитывать на «рациональное обсуждение»

Погруженность во внутренний мир        Привлечь к себе внимание

Волнение                                                       Отметив волнение собеседника, дать ему возможность прервать разговор и уйти

Колебания эмоций                                       Не принимать на свой счет сказанные слова или                                                                        действия

Колебания намерений                                 Придерживаться одного плана

Мало сочувствия другим                           Рассматривать как симптом

Замкнутость                                              Начинать разговор первому

Бредовые убеждения                                     Не спорить

Страх                                                           Сохранять спокойствие

Неуверенность                                             Относиться с любовью и пониманием

Низкая самооценка                                      Относиться позитивно и уважительно

Очень важно правильно выбрать время, когда и что говорить больному человеку. Если в данный момент он особенно расстроен, встревожен внутренними голосами или другими симптомами, разумнее отложить разговор о таких серьезных и трудных предметах, как цели. Постарайтесь дождаться, когда он успокоится и будет мыслить как можно яснее. Это не значит, что надо ждать неделями, просто обращайте внимание на его эмоциональное состояние, если хотите, чтобы серьезный разговор и обмен мнениями состоялись. Дайте понять, что вам есть о чем поговорить, и пусть он сам назначит время для разговора - это будет способствовать лучшему взаимопониманию.

 

ОБРАЩЕНИЕ С ПОЗИТИВНОЙ ПРОСЬБОЙ.

Обращаясь с позитивной просьбой, нужно вести себя следующим образом:

1. Посмотрите на человека и немного наклонитесь в его сторону.

2. Начиная говорить, улыбнитесь, у вас должно быть доброжелательное выражение лица.

3. Тон речи должен быть теплый, подчеркивающий вашу доброжелательность.

4. Свои пожелания выражайте ясно и конкретно. Например: "Ты очень мне поможешь, если польешь лужайку перед домом"; "Для меня будет огромным облегчением, если я буду знать, что ты каждое утро принимаешь лекарство"; "Мне очень важно, чтобы ты сходила к врачу".

5. Дайте понять родственнику, как вам будет приятно, если он выполнит вашу просьбу.

Например:

     «Мне станет гораздо лучше, если ты…»

     «По-моему, это будет очень здорово, если ты…»

     «Я очень высоко оценю, если ты…»

Просить можно о таких вещах, как:

     * вовремя принимать лекарства;

     * выполнить определенную работу;

     * сделать какое-то одолжение;

     * принять участие в разговоре;

     * помочь в решении проблемы.

Люди с психическим заболеванием обычно не в состоянии ясно объяснить, что им нужно и что их тревожит. Часто они этого вообще не осознают. Поэтому бывает важнее обращать внимание на их поведение и эмоциональное состояние, чем на слова. Допустим, у вашей дочери шизофрения. Вы говорите, что если она хочет жить с вами, то ей придется подчиняться определенным правилам, и хотя слышите в ответ, что ей это кажется удивительным, однако выполнять правила она будет. Когда же вы сообщите, что собираетесь в отпуск, она ответит: "Великолепно", но будет подавлена и недовольна.

Небольшие улучшения в общении могут дать заметные положительные результаты. Но хорошие контакты не решат всех проблем и не могут коренным образом улучшить состояние вашего родственника.

Обращение с просьбой

На первый взгляд, обратиться с просьбой к душевнобольному человеку - дело не сложное. Однако существуют определенные аспекты этого процесса, от которых зависит, будете ли вы услышаны и правильно поняты. Они изложены в разделе "Обращение с просьбой".

Просьба отличается от требования, которое таит в себе угрозу и может вызвать гнев, обиду и другие негативные реакции. Просьбы отличаются и от пожеланий, надежд, ожиданий тем, что человек сделает или скажет то, с чем вы к нему обращаетесь; обычно такие обращения высказываются в нечеткой форме и могут расстраивать больного, который не понимает, чего от него хотят. Просьба, высказанная прямо, честно и доброжелательно, поможет вам добиться желаемого. Помните, что люди с серьезным психическим заболеванием чрезвычайно чувствительны к эмоциональному климату в своем окружении. Поэтому надо особенно обращать внимание на свое поведение, выражение лица, жесты, чтобы родственник понял то, что вы собираетесь ему сообщить.

 

ОТКРЫТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ.

Выражайте негативные чувства открыто:

1. Реагируйте сразу, как только поведение родственника вызовет ваше недовольство. Не откладывайте это, за исключением тех случаев, когда в данный момент не удается сохранить разумное спокойствие и ясность мысли.

2, Говорите определенно, что именно человек сказал или сделал (либо не сказал или не сделал), чем вызвал ваши негативные чувства. Будьте четки и конкретны. Например: "Когда ты вес ходишь туда и обратно или стоишь и смотришь в пространство..."

3. Скажите родственнику, какие чувства вызвало у вас его поведение. Будьте откровенны и честны. Например: "Когда ты все ходишь туда и обратно или стоишь и смотришь в пространство, мне очень грустно и тяжело быть дома и видеть все это"

4. Просите его изменить свое поведение или предложить какое-нибудь другое решение проблемы. Например: «Когда ты все ходишь туда и обратно или стоишь и смотришь в пространство…»

«Мне так грустно и тяжело. Насколько было бы мне лучше, если

бы ты попробовала заняться каким-нибудь полезным делом для дома. Как ты думаешь, что бы ты могла сделать прямо сейчас?»

Другие возможности:

"Меня буквально ранит, когда ты… Пожалуйста, перестань "

"Когда ты не…, мне очень неудобно. Если ты сегодня это сделаешь, я буду чувствовать себя совсем иначе"

«Я очень волнуюсь и нервничаю, когда ты …. Буду тебе очень благодарна, если ты мне поможешь тем, что…»

5. Говоря о своих негативных чувствах, смотрите на собеседника. Это усилит впечатление от ваших слов.

6. Выражая негативные чувства, наклонитесь над собеседником или подойдите поближе. Так вы достигнете большей выразительности, и он вас лучше поймет.

7. Сохраняйте серьезное выражение лица, соответствующее вашим чувствам и тому, о чем хотели бы сказать.

8. Ваш тон должен быть серьезным и соответствовать выражаемым чувствам.

Например, вы хотите, чтобы сестра, страдающая биполярным расстройством, помогла вам полить газон. Если после обращения к ней она почувствует, что вы сердиты, холодны, держитесь на расстоянии, или же вы начнете с перечисления ее недостатков, возмущаясь, как мало от нее помощи, то в обоих случаях она скорее всего вообще откажется иметь с вами дело. Ее обидит и расстроит требовательный и ворчливый тон, хотя сама она это выразить бы не сумела. Между тем, фраза: "Буду тебе очень благодарен, если поможешь полить газон" даст гораздо больше шансов на успех. Очень хорошо действуют слова о том, что вам будет приятно, если родственник выполнит просьбу.

Чтобы научиться таким образом выражать свои просьбы, нужна определенная практика. Пока будете набираться опыта, возможно, иногда и соскользнете на привычное прежнее обращение. Но чем больше практики, тем лучше пойдут дела. Поскольку такое общение приносит очень хорошие результаты, навыки закрепляются.

Выражение негативных чувств

Негативные чувства - гнев, раздражение, обида, разочарование, тревога, беспокойство, страх, печаль, подавленность - возникают при борьбе с жизненными проблемами. Выражаемые ясно и открыто, они могут играть конструктивную роль в здоровой семье, то есть такой семье, которая способна решать свои проблемы, не усиливая их. Поэтому конструктивное выражение негативных эмоций способствует укреплению, а не ослаблению семейных связей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ С ДУШЕВНОБОЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

*Будьте уважительны; разговаривайте со взрослым человеком как со взрослым.

* В общении будьте спокойны, четки и открыты.

* Старайтесь быть последовательным и предсказуемым.

* Четко устанавливайте ограничения, правила и пределы ожидаемого.

Сохраняйте дружелюбную дистанцию.

Учитывайте, что человек болен.

Относите симптомы к болезни, а не к человеку.

Не связывайте симптомы или болезнь персонально.

Если ваш родственник очень тяжело болен, ограничивайте контакты.

Сохраняйте позитивный настрой даже при неудачах

* Дайте возможность больному человеку сохранять достоинство

* Отмечайте и поощряйте любые положительные сдвиги. Чаще хвалите и иногда делайте конкретные замечания.

* Сосредоточьте внимание на текущем уровне функционирования и на достижении максимально возможного качества жизни в данное время.

* Трансформируйте долгосрочные цели в ряд краткосрочных.

* Помогайте больному в достижении реальных краткосрочных целей.

* На вопросы, касающиеся долгосрочных целей, отвечайте: "Не знаю".

* Не допускайте, чтобы болезнь превратила вашу жизнь в хаос.

* Будьте активны; но не вовлекайте в вашу деятельность больного человека.

* Продолжайте свое образование и беседуйте с теми, кто может вас поддержать

Большинству людей трудно выражать свои негативные чувства спокойно, ясно и эффективно. И тем не менее, вам важно уметь показать вашему родственнику, что вы расстроены тем, что он сделал или не сделал. Здесь так же применимы общие принципы, как при обращении с позитивной просьбой; они изложены в разделе "Открытое выражение негативных чувств".

Сообразуйте тон речи и положение тела с тем, что говорите. Так, ваш брат, скорее всего, не отнесется серьезно к замечанию, что вы сердиты на него за то, что он после себя не убирает; если вы скажете об этом с улыбкой, просматривая газету. С другой стороны, не копите в себе возмущения, чтобы потом из-за какой-нибудь мелочи не обрушиться на больного с градом упреков.

Не стоит также нападать на больного родственника с неконкретными обвинениями. Например, вместо того, чтобы обзывать брата ленивым неряхой, лучше мягко, но настойчиво скажите, что очень сердитесь, когда он не моет после себя посуду. Затем объясните, чего именно вы бы от него хотели, и чем точнее, тем лучше. Например, "Если ты сделаешь себе бутерброд, а потом все уберешь и вытрешь стол, у меня будет совсем другое настроение".

Этот способ коммуникации различен для разных людей. Не забывайте учитывать три основных элемента: что именно человек сделал не так, как следовало бы; что вы в связи с этим чувствуете и как бы вы хотели, чтобы он повел себя в будущем. Ваш тон и выражение лица обязательно должны соответствовать тому, что вы говорите. Чем скорее сможете обсудить проблему, тем лучше; только подождите немного, чтобы его мысли пришли в порядок, а вы могли вести себя хладнокровно и четко.

Возвращение к правилам

Раздел "Рекомендации по взаимоотношениям с душевнобольным человеком" содержит 20 правил, которые помогут лучше построить отношения с больным родственником.

Правила надо применять очень избирательно. Выяснить, какое из них наиболее подходит для конкретного больного или семьи, можно только путем проб и ошибок.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.