Б. Глубоков и Л. Чиркова (за столом) – ведущие вечера. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Б. Глубоков и Л. Чиркова (за столом) – ведущие вечера.

2019-12-27 141
Б. Глубоков и Л. Чиркова (за столом) – ведущие вечера. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В СОДРИ и библиотеке №2 провели встречи с известными саратовскими бардами В. Клюшкиным и А. Илюничевым, где познакомились с их творчеством.

Проводились презентации книг членов СРЦ – Е.Русланова (А.И. Ванюкова), издавшего свою четвёртую поэтическую книгу «Годы и коды», Л. Чирковой – 6-я часть книги из серии «Век уходящий…» (10 очерков об участниках ВОВ), Г. Куликова – 10-я книга стихов «Года очарование», В. Матросовой – книга прозы и стихов «Соблазн».

Активистка Рубцовского центра Валентина Гаврилова стала лауреатом Открытого областного фестиваля православно-патриотической песни «Святой Георгий» в двух номинациях: автор музыки и исполнитель. Она же стала участницей концерта, посвящённого 30-летию 1-го Всесоюзного фестиваля самодеятельной песни, а так же принимала участие в Международном проекте: «Укек. Один день из жизни средневекового города», исполнив авторскую песню, посвящённую Увеку.

 

 

Валентина Гаврилова. Увек.

 

На фестивале православно-патриотической песни «Ковчег», проходивший в Воронеже, получил гран-при активист Рубцовского центра Алексей Кириллов.

Участвуя в Областном 17-ом фестивале русского и цыганского романсов «Романса голос осенний», проходившем в городе Кинешма Ивановской области, активист Рубцовского центра Евгений Четвериков получил Диплом и специальный приз оргкомитета фестиваля «За верность традициям исполнительства жанра старинного русского романса».

Конечно, это далеко не все мероприятия, которые провёл СРЦ в этом году, а может быть, лишь третья часть: много выступлений происходило в школах, техникумах, общежитиях, в ветеранских организациях, в больницах и других учреждениях.


 

 

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Валентина Суханова

г. Саратов

 

СЛОВО О МАСТЕРЕ

 

«НА ФОНЕ  СУДЬБЫ НАРИСУЙТЕ…»

 

Сальвадор Дали пригласил к себе автора балета «Гаянэ» и, когда счастливый Арам Хачатурян уселся в гостиной в ожидании хозяина, тот выскочил голым на швабре и под музыку «Танца с саблями» из балета, размахивая шашкой, проскакав вокруг обалдевшего композитора, скрылся за дверью, дав понять: аудиенция окончена.

Эта причудливая история из жизни великих вспомнилась, когда я в очередной раз напросилась в гости к Надежде Борисовне Цитко, что делаю изредка – с тех пор, как много лет назад встретилась с картинами на её персональной выставке.

Вот опять заболела светлой завистью к поэзии красок Надежды Борисовны.

Осень. Вот-вот от мороза скорчится всё живое. А пока всё дышит, радуется. И потому так неистово светит берёзка сквозь лиловато-дрожащую дымку. И наполняешься праздничной радостью от буйства красок.

Вот ещё осень. Художник любит писать это раздумчивое, мудрое время года. Покой. Гармония. Меня такой пейзаж исцеляет.

Ветерок на речке топит-топит шёлк лазури весь в холодных фарфоровых лилиях. За всю свою жизнь только раз и видела я такую красотищу на реке.

Люблю этот цветок, жизнь которого в неестественных условиях так коротка. Лучше любоваться им на картинах художников да на речках с озерами. Только где сейчас найдёшь такие речки да озера?

А тут солнце вот-вот упадёт на медь сосны и – куда там фотоаппарату против кисти!

На полотнах Надежды Цитко нередко увидишь это «вот-вот». Вот-вот проклюнется подснежник и заставит улыбнуться.

У следующей картины чуть не задала глупый вопрос: сколько же она писалась? Наверное, с того момента, когда непроходимые заросли ошеломили, испугали маленькую девчонку, и пока продиралась она наугад к солнечной речонке Еланке, к спасительной родной тропинке, ведущей к дому, – открылся ей такой мир, о котором она и не подозревала.

Да пустое это дело – рассказывать о картинах – всё равно что пересказывать содержание стихотворения.

 

Вспомнились чьи-то строки:

В голубом сарафане

На фоне судьбы

Нарисуйте, художник, меня.

 

Судьба её – это идущие к ней, учителю начальных классов с 35-летним стажем, повзрослевшие её ученики. Они нужны друг другу. Это скаутские дороги, которыми прошла она вместе с ребятами. Порывистая, всё успевающая. Прочитала у Владимира Пыркова, что молодость, отданная ученикам, возвращается сторицей.

Ей многое дано уметь. Если уж вязать или шить – так настоящее произведение искусства. Угостила хозяйка тортиком – никогда не едала такого.

И думалось ещё о том, что не спрятать художнику грусть и радость свою за картиной: вот он заледеневший куст шиповника на зимней опушке. «Зима» – новая работа Надежды Борисовны – с какой-то доверительной, жизнеутверждающей силой, любовью к жизни…

«Кружевная музыка дерев раннего рождественского утра», – выплыла строка, написанная мной когда-то.

Дома не сразу отхожу от света, звуков, пьянящего настоя её картин. Приму, может быть, важные для себя решения. И ещё долго не смогу думать ни о чём другом, а только о картинах тонкого лирика-пейзажиста Надежды Борисовны Цитко.

 

СПАСИБО, ЖИЗНЬ, ЗА РЕДКОСТНУЮ ВСТРЕЧУ

 

После публикации в областной газете моего очерка «Пресветлый день России» – о Пушкинском дне – позвонили из Федоровского района. Людмила Семёновна. Воспитатель в детском саду. В семье двое школьников. Её заинтересовало, почему в семьях моих учеников рядом с Пушкиным стоят произведения Владимимра Пыркова. С творчеством этого автора она незнакома, а книг его в сельской библиотеке не оказалось.

Информация к размышлению, так сказать: в нашей центральной библиотеке через несколько минут передо мной лежали все имеющиеся тут книги и публикации В.И. Пыркова. Кроме того я получила данные о наличии произведений этого автора в каждой из четырёх городских и 39 сельских библиотек. (Общий фонд в ртищевских библиотеках 516 тыс. книг).

Пока слушала в трубке дружелюбный голос – пронёсся давний сентябрьский день. Родительское собрание. Уставшие от крестьянского труда люди, намного старше меня, по-доброму глядели на молодого специалиста. Не спала ночь – готовилась к задушевной беседе. Поняла глупость своего намерения слишком поздно. Стояла посередине класса жалкая, с дрожащим подбородком.

Один из пап показал на книжку, лежавшую на моем столе: «Давайте почитаем. Ну надо же – «Колокола под снегом».

Какая была разница – шутил он или нет, лишь бы не молчать.

Когда после чтения подняла глаза – увидела: какие они разные, родители моих десятиклассников.

Только как всё это скажешь по телефону. Рассказала о Жене. Теперь она – Евгения Александровна Назарова, сама преподаватель одного из саратовских техникумов. Инженер, технолог общественного питания. С недавнего времени – ещё и руководитель практики. Пишет, что у них есть творческие ребята. Попробует объединить их. И протянет им, знаю, любимые свои книги. И будут там книги Владимира Пыркова.

Талантливая, скромная, мудрая Женя.

Этим молодым людям повезло: рядом с ними – Учитель.

Повезло и детям, и воспитанникам Людмилы Семёновны: маленькие ещё человечки обучаются радости открывать прекрасное.

Вспомнилась недавняя конференция школьников среднего возраста по творчеству Владимира Пыркова.

Праздник с вдумчивым прочтением страниц, с родными русскими словами, которых не найти ни в одном словаре. И, может быть, кто-нибудь из этих ребят попытается разглядеть за крикливыми красками осени, «нежную живую кожу осины, тёплую желтизну лишайника в рельефной коре дуба, засохший румянец клеверной былинки…».

И захочет услышать, как «…разливается вокруг музыка шёпота. Шепчутся между собой листья в лесу, шепчутся тростники, берег шепчется с водой, лодка – с веслом, ветка – с птицей, а она молчит, вслушиваясь». Кто-то, может быть, мысленно сотрёт чужие слова с вывески на любимом кафе и назовёт его «Ромашкино озеро». Напишется, возможно, первое стихотворение. И старательно будет выведено: «Родина».

И когда-нибудь кто-то из них, должно быть, увидит глаза матери.

Раскрываю Книгу Владимира Ивановича Пыркова с предчувствием чуда.

Как будто в первый раз.

И читаешь – не начитаешься:

 

Спасибо, жизнь, за редкостную встречу!

О, жизнь!.. И руки в небо я простёр,

Где лебеди летели издалече

К степной воде, к закраинам озёр,

Путём, что свято предками завещан,

Над ярым воском снежных островков

К лазури расступающихся трещин,

К заломам прошлогодних тростников.

 

 


Александр Ванюков [3]

г. Саратов

 

НУЖНАЯ КНИГА

 

«Век уходящий… (Годы и судьбы). Часть 6» − так называется книга Любови Чирковой, вышедшая в Саратове к 71-й годовщине Победы и ставшая органической составной частью авторской серии книжных публикаций о наших современниках, в судьбах которых отразился целый век, к сожалению, уходящий вместе с его творцами-героями. В отечественной литературе ХХ века, богатого на исторические события, войны и революционные потрясения, активно сложилась и результативно действовала художественная зона, отмеченная тесной связью публицистики, документальности и очеркизма, в лучших своих проявлениях синтезирующих очерк жизни и судьбы человека, судьбы народа.

Любовь Леонидовна Чиркова работает в этой зоне, на этом направлении, характеризующимися прочной соотнесённостью литературы, журналистики и жизни, автора и героя, слова и дела. В книге десять очерков, заглавия которых ёмко, метафорически раскрывают образы/смыслы жизни и судьбы десяти героев. «Под крылом самолёта» − жизнь Виктора Александровича Макарова, 1919 года рождения, прошедшего всю Великую Отечественную войну на фронте, в авиации в должности воентехника, инженера эскадрильи. «Три шага в секунду» – о судьбе Александра Семёновича Краскова, 90 лет, который воевал на Мамаевой Кургане и на сопках Маньчжурии. «Хранимая судьбой» − это Раиса Ильинична Лохова (Тютюнникова), родившаяся в 1921 году в донской станице Обливской, поступившая на 1-й курс Саратовского пединститута в 1939 году, призванная в армию в апреле 1942 года, прослужившая всю войну на фронтовом продовольственном складе, встретившая Победу в Вене, вышедшая замуж за военного, а затем работающая учителем в саратовских школах.

«Фронтовой писатель» − это Борис Фёдорович Озёрный (1911 – 1958), известный саратовский писатель, поэт, а очерк – один из самых колоритных, художественно выразительных в книге, основанный на документах, фронтовых письмах, биографических материалах, представленных дочерью поэта С.Б. Дурновой. «Герои не умирают! Они живут в памяти благодарных и честных людей, и время не в силах ни сгладить, ни умалить их высокого подвига». Этими проникновенными словами Борис Озёрный заканчивает «Рассказы разведчика». «И эти же слова точно также можно отнести к нему самому», − пишет Л. Чиркова.

«Человек как загадка и книга» − эта строка из стихотворения героя пятого очерка Ефима Михеевича Дегтярёва, 1926 года рождения, как нельзя лучше определяет как выстраданный итог насыщенной тяжёлыми испытаниями жизни нашего современника (и война была только одной из её суровых страниц), так и позицию автора книги (Л.Л. Чирковой), внимающей герою и с пониманием «читающей» его судьбу.

«Трижды живой», как сказочный герой, оказался Александр Никифорович Гусенков (год рождения 1925), похоронки на которого трижды за годы войны отправляли его родителям, а он после контузий и ранений объявлялся живым (каково было пережить это матери!).

«Юнга Северного флота» − это наш земляк Георгий Павлович Снетков (1928 года рождения), который 14-летним мальчиком попал в знаменитую школу юнг на Соловецких островах, закончил её и служил на Северном флоте, принимал участие в «северных конвоях», а после войны стал мастером спорта СССР, тренером по греко-римской борьбе, создал в Саратове свою спортивную школу.

«Сестра милосердная» − так сердечно и точно называется очерк судьбы Валентины Ивановны Сосны (родилась в 1923 году), которая после начала войны (окончила 10 классов в июне 1941 года) пошла работать на ГПЗ («Шарик»), затем училась в Саратовском медтехникуме (фельдшерский факультет) и самоотверженно работала в саратовском военном госпитале №3631. Да и после войны она добросовестно трудилась в городских медучреждениях. Свой жизненный опыт Валентина Ивановна афористически выражает в «трёх правилах»: «Для меня честь и совесть – превыше всего… Есть у меня три правила, которым я следую всю жизнь. Первое: быть самой собой и независимой ни от кого (не брать взяток). Второе: иметь чувство ответственности (долг). Третье: за добро платить добром».

«Художник, поэт, воин» − таким предстаёт в девятом очерке книги Борис Павлович Бобров (1913 – 1964), один из активных творцов, героев художественной жизни Саратова 1930-1960-х годов. Судьба яркая, талантливая, романтическая, очерк – лирический, жизненно-содержательный, памятливый, композиционно соотносящийся в структуре книги с очерком о Борисе Озёрном (они дружили).

Завершает книгу очерк «По дороге к Победе», посвящённый Петру Васильевичу Маночкову (1924 года рождения). 1 декабря 1941 года он был мобилизован на трудовой фронт в район села Бакуры, в августе 42-го поступил в военное училище хим. защиты (п. Шиханы), а с октября 1943 года − в действующей армии на западном фронте: Белоруссия, Восточная Пруссия, штурм Кёнигсберга. За наведение штурмовой переправы получил орден «Красной Звезды», вступил в члены ВКП(б). «Я был такой не один, − говорит Пётр Васильевич. – В то время все мы были такие. И в партию вступали не из-за карьеры, не для продвижения по службе, а наоборот, ни о какой карьере не думали. Ни сном, ни духом не ведали корысти, просто у каждого из нас был такой врождённый патриотизм, настоящий, а не показной, и душа сама требовала этого и хотела служить Родине не на словах, а на деле».

В предисловии «Годы и судьбы» Л. Чиркова упоминает «жития святых» в церковной традиции и отмечает: «Герои этой книги − далеко не святые, они не аскеты, не отказываются от мирского. Но их «жития» тоже интересны и поучительны». Можно сказать, что все главы этой книги в определённом смысле опираются на традиции житийного жанра и пронизаны его духом. Каждый очерк даёт временную триаду в жизни героя: довоенный период, война, выводящая на день Победы, и послевоенный период, причём повествование строится так, что на каждом жизненном этапе выделяются/вспоминаются важные, решающие, поворотные события, моменты, детали, раскрывающие характер героя, определяющие его судьбу, путь духовного роста, восхождения. Так перед читателем разворачивается образ времени, встаёт Эпоха.

Вот Виктор Александрович Макаров вспоминает марафонский пробег «Новоузенск – Александров Гай» (1934), велопробег «Новоузенск − Саратов» (1935). «В 1936 году на пороге Новоузенской школы оказался авиационный командир Красной Армии» – «Молодёжь – в авиацию!», и Макаров поступает в Вольское военное техническое училище». Жизнь пошла «под крылом самолёта».

Вот юный Ефим Дегтярёв перегоняет колхозное стадо коров из Крыма в Краснодарский край, не может забыть свой первый бой, «который был для нас неожиданным»; «слушая песню, в которой есть слова «Медсестра, дорогая Анюта, подползла, прошептала «Живой», Ефим Михеевич вспоминает время лечения в госпитале».

Тепло вспоминает своё мирное, подмосковное детство Александр Никифорович Гусенков: семилетка, ремесленное училище – «Навыки и знания, полученные здесь, очень пригодились Гусенкову и на фронте, и позже в мирной жизни». «Трижды живой» − уникальный сюжет военных лет, воинской повестью предстаёт завершающий период: апрель – май 1945 года – боевой биографии А.Н. Гусенкова: дорога на Берлин и Прагу. «В 1972 году мы приехали в Саратов, − рассказывает Александр Никифорович. – Я стал работать на НПО «Алмаз» техником, затем инженером в отделе подготовки кадров, где был организатором создания Совета ветеранов войны на предприятии и 25 лет был заместителем председателя Совета, возглавлял комитет ДОСААФ и готовил призывную молодёжь к службе в армии. По моей инициативе был также создан «Фонд милосердия».

«На вопрос «В чём смысл жизни?» ветеран отвечает:

− В моём возрасте, пожалуй, уже можно размышлять на вечные темы. Знаете притчу: человек должен вырастить сына, посадить дерево и построить дом? Я всё это выполнил, и с лихвой.

Как видим, автор книги пользуется полным доверием своих живых героев; Л. Чиркова сумела «разговорить» ветеранов войны и труда, настроить их на «волну» глубоких воспоминаний, честного, откровенного рассказа и создать атмосферу открытого биографического повествования, в котором голоса героев и автора активно взаимодействуют и дополняют друг друга. Книга получилась единая, цельная, значимая в познавательном, социальном, воспитательном планах. Нужная книга.


Борис Глубоков

г. Саратов

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.